Рабочий лист к произведению Крылова И.А. "Мартышка и очки"
учебно-методический материал по чтению (3 класс)
Басня «Мартышка и очки» — одно из самых известных произведений Ивана Андреевича Крылова, неизменно включаемое в школьную программу.
Басня написана в 1815 году. Ее автору в тот момент исполнилось 46 лет, он трудится в Публичной библиотеке Петербурга. В литературном отношении писатель практически полностью переключился на басенное творчество. Сборник 1815 года вышел с иллюстрациями. Басня сочинена в размере вольного ямба, типичного для И. Крылова. Активность одного действующего лица (Мартышки) перекрывается невозмутимостью другого (Очков). Небольшая узконосая обезьянка «к старости» стала подслеповатой. В неволе она могла достигнуть весьма преклонного возраста – лет тридцати и даже сорока. «Слаба глазами»: стала плохо видеть, а значит – попадать впросак. «У людей слыхала»: она жила у кого-то (скорее всего, в дворянском доме) почти на правах члена семьи. «Зло не большой руки»: идиома, означающая, что дело поправимо. «Очков с полдюжины»: шесть штук. «Достала»: попросту стянула. «Вертит и так и сяк»: пример устаревшего ударения в слове. «Темя»: область головы ближе к затылку. Дальше череда колоритных приставочных глаголов, соединенных перечислительной градацией: прижмет, понюхает, нанижет, полижет. «Не действуют никак». Очки не «оживают», чтобы поведать ей свои тайны, точнее, главную из них – искусство их ношения. «Тьфу пропасть!»: обезьяна бранится. Достается и людям за «враки», даже себя она величает «дураком» за то, что слушала небылицу про пользу очков. «На-волос»: очередная идиома И. Крылова, означающая «ни на волосок, нисколько». «О камень хватила»: разозленная Мартышка выбежала с очками во двор, где и расколотила их так, что «брызги засверкали» (это еще и метафора). «Познатней»: имеющий имя и вес в обществе. Следом идет мораль: невежде все не впрок, не разобравшись, он бранит даже весьма хорошие вещи. Если не получилось что-то у одного, не факт, что не выйдет у другого. Также обыгрывается тема знаний, просвещения, попадающих в руки неучей. Возможно, есть и подтекст восприятия новшеств разными поколениями (обезьяна-то была пожилой). Наконец, доступность очков героине не принесла пользу. Лексика разговорная, пересыпанная выразительными, местами устаревшими, оборотами. Перепадам ритма и интонации способствуют широкие возможности разностопного ямба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 134.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Название произведения:_____________________________________________________________
Автор:_____________________________________________________________________________
Жанр произведения:_________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Главные герои:_____________________________________________________________________
Характеристика героев:______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Главная мысль:__________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
Словарь неизвестных слов:__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Пословицы к басне:
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/15/picture-1151153-1639562418.jpg)
Рабочий лист по произведению "Городок в табакерке"
Рабочий лист по произведению "Городок в табакерке"...
Рабочий лист к произведению А.Платонова "Цветок на земле"
Рабочий лист к произведению А.Платонова содержит выдержки из биографии писателя, задания, позволяющие определить понимание текста обучающимся, его способность анализировать прочитанное, обобщать, дела...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/21/picture-1072336-1540095946.png)
Рабочий лист по произведению Зощенко Золотые слова
Рабочий лист по произведению Зощенко Золотые слова...
Рабочий лист по произведению "Аленький цветочек"
Данный рабочий лист поможет при работе с произведением С.Т. Аксакова "Аленький цветочек"...
Рабочий лист по произведению Е.Л.Шварца "Сказка о потерянном времени"
Данный рабочий лист поможет учителю при подготовке к уроку по произведению Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/30/picture-1335672-1622360041.jpg)
Рабочий лист к произведению А.С. Пушкина "Сказка о золотом петушке"
Рабочий лист, в котором содержатся вопросы по сказке А.С. Пушкина "Сказка о золотом петушке"; нужно написать и описать главных героев сказки; выделить главную мысль произведения и подобрать ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/15/picture-1102680-1547549269.jpg)
Рабочий_лист_к_произведению_Л_Н_Толстого_Детство_
Рабочий_лист_к_произведению_Л_Н_Толстого_Детство_...