Рабочий лист к произведению Крылова И.А. "Мартышка и очки"
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Чернышова Елена Николаевна

Басня «Мартышка и очки» — одно из самых известных произведений Ивана Андреевича Крылова, неизменно включаемое в школьную программу.

Басня написана в 1815 году. Ее автору в тот момент исполнилось 46 лет, он трудится в Публичной библиотеке Петербурга. В литературном отношении писатель практически полностью переключился на басенное творчество. Сборник 1815 года вышел с иллюстрациями. Басня сочинена в размере вольного ямба, типичного для И. Крылова. Активность одного действующего лица (Мартышки) перекрывается невозмутимостью другого (Очков). Небольшая узконосая обезьянка «к старости» стала подслеповатой. В неволе она могла достигнуть весьма преклонного возраста – лет тридцати и даже сорока. «Слаба глазами»: стала плохо видеть, а значит – попадать впросак. «У людей слыхала»: она жила у кого-то (скорее всего, в дворянском доме) почти на правах члена семьи. «Зло не большой руки»: идиома, означающая, что дело поправимо. «Очков с полдюжины»: шесть штук. «Достала»: попросту стянула. «Вертит и так и сяк»: пример устаревшего ударения в слове. «Темя»: область головы ближе к затылку. Дальше череда колоритных приставочных глаголов, соединенных перечислительной градацией: прижмет, понюхает, нанижет, полижет. «Не действуют никак». Очки не «оживают», чтобы поведать ей свои тайны, точнее, главную из них – искусство их ношения. «Тьфу пропасть!»: обезьяна бранится. Достается и людям за «враки», даже себя она величает «дураком» за то, что слушала небылицу про пользу очков. «На-волос»: очередная идиома И. Крылова, означающая «ни на волосок, нисколько». «О камень хватила»: разозленная Мартышка выбежала с очками во двор, где и расколотила их так, что «брызги засверкали» (это еще и метафора). «Познатней»: имеющий имя и вес в обществе. Следом идет мораль: невежде все не впрок, не разобравшись, он бранит даже весьма хорошие вещи. Если не получилось что-то у одного, не факт, что не выйдет у другого. Также обыгрывается тема знаний, просвещения, попадающих в руки неучей. Возможно, есть и подтекст восприятия новшеств разными поколениями (обезьяна-то была пожилой). Наконец, доступность очков героине не принесла пользу. Лексика разговорная, пересыпанная выразительными, местами устаревшими, оборотами. Перепадам ритма и интонации способствуют широкие возможности разностопного ямба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list_krylov_i.a._martyshka_i_ochki.docx134.79 КБ

Предварительный просмотр:

Название произведения:_____________________________________________________________

raskraska-obezanka29.jpgАвтор:_____________________________________________________________________________

Жанр произведения:_________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Главные  герои:_____________________________________________________________________

Характеристика героев:______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Главная мысль:__________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

Словарь неизвестных слов:__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Пословицы к басне:

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист по произведению "Городок в табакерке"

Рабочий лист по произведению "Городок в табакерке"...

Рабочий лист к произведению А.Платонова "Цветок на земле"

Рабочий лист к произведению А.Платонова содержит выдержки из биографии писателя, задания, позволяющие определить понимание текста обучающимся, его способность анализировать прочитанное, обобщать, дела...

Рабочий лист по произведению Зощенко Золотые слова

Рабочий лист по произведению Зощенко Золотые слова...

Рабочий лист по произведению "Аленький цветочек"

Данный рабочий лист поможет при работе с произведением С.Т. Аксакова "Аленький цветочек"...

Рабочий лист по произведению Е.Л.Шварца "Сказка о потерянном времени"

Данный рабочий лист поможет учителю при подготовке к уроку по произведению Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени"...

Рабочий лист к произведению А.С. Пушкина "Сказка о золотом петушке"

Рабочий лист, в котором содержатся вопросы по сказке А.С. Пушкина "Сказка о золотом петушке"; нужно написать и описать главных героев сказки; выделить главную мысль произведения и подобрать ...

Рабочий_лист_к_произведению_Л_Н_Толстого_Детство_

Рабочий_лист_к_произведению_Л_Н_Толстого_Детство_...