М. Горький "Воробьишко"
методическая разработка по чтению (3 класс)

Щербакова Светлана Петровна

Конспект урока по литературному чтению для учащихся 3 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorobishko.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения. 3 класс.

Учитель Щербакова Светлана Петровна

Тема: М. Горький «Воробьишко». Художественные особенности и нравственные уроки авторской сказки.

Цель: развитие умения выделять главную мысль текста и соотносить ее с названием произведения.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимание ценности семьи, чувства уважения к своим близким.
  • ориентирование в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Познавательные УУД

  • искать информацию и представлять ее;
  • выделять главное;
  • пользоваться толковым словарем.

Коммуникативные УУД

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Чтение. Работа с текстом.

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного текста.

Предметные результаты

  • соотносить главную мысль и название произведения;
  • читать по ролям, инсценировать;
  • передавать в выразительном чтении эмоциональное состояние героя;
  • обнаруживать средства художественной выразительности в тексте (сравнение, олицетворение, звукопись);
  • оценивать поступки героя и отношение автора к нему.
  • рисовать иллюстрацию к литературному произведению.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Проверка готовности.

1. Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, внимание.

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Открою вам небольшой секрет – я очень люблю эти уроки.  А вы их любите? А за что?

- А чего вы ждете от сегодняшнего урока? Я предлагаю вам начать со слов: «Сегодня на уроке мне хотелось бы …»

- Ребята, а какие качества ученика помогут вам в работе?

- Вы сейчас настроили себя на деловой лад. Пусть у нас с вами все получится!

Предполагаемые ответы: знакомимся с новыми произведениями, учимся выразительно читать, находить главную мысль произведения и др.

Высказывания детей.

-Вера в себя, ответственность, умение договариваться, не волноваться и др.

Работа с текстом до чтения

1. Актуализация

знаний, появление темы, проблемы урока.

2.Антиципация

чтения.

3.Появление целей урока

-А начнем мы с повторения. Я буду сейчас зачитывать вам отрывки из произведения, а вы должны угадать, как  называется произведение и кто его автора. Готовы?

-В каком разделе учебника помещены произведения этих писателей?

- Что объединяет этих писателей?

- Каждый урок литературного чтения – это встреча с писателем и его творчеством.  Этот урок не исключение. (Вывешиваю портрет М. Горького)

- Сегодня мы с вами познакомимся с частичкой творчества известного русского писателя М. Горького, настоящее имя которого Алексе́й Макси́мович Пе́шков.  Среди небольшого количества произведений для детей,  есть у него произведение и о животных. (Звучит фонограмма «Голос воробья»)

- Кто же это?

- А откуда же он взялся?

-То есть вы считаете, что этот воробей герой произведения?

- Давайте  проверим и прочитаем название нашего произведения.

-Как вы думаете, почему М. Горький своему произведению дал такое название? (Появляется иллюстрация к произведению)

- Вот каким его увидел художник?  Вы так же думали?

-Но ведь автор мог его назвать, например, «Воробушек» или «Маленький воробей».

-Можно ли утверждать, что автор, выбирая название для своего произведения, вкладывал в него какой – то особый смысл или свое отношение к герою?

-А какой?

- Так какова цель нашего урока?

-Ребята, как мы сможем проверить наши предположения?

-Мы будем читать текст, а по ходу искать ответы на вопросы и проверять свои предположения.

В разделе «Люби все живое».

Эти писатели пишут о животных.

 

Это воробей.

Наверное, из книжки.

Да.

Читают.

Потому что он еще маленький.

Да.

- ?!

Возможно.

-?!

-Узнать, почему автор так назвал произведение, как он относится к воробьишке.

-Надо прочитать текст и понять, что автор говорит о воробье и как к нему относится.

Работа

с текстом во

время чтения

1. Первичное чтение текста.

(Прием «Чтение с остановками») 

1 часть читает учитель, дети следят по тексту.

Чтение 1 –го абзаца.

- Для чего автор начинает свое произведение со вступления?

Чтение 1 части.

- Какой уточняющий вопрос вы хотели бы задать?

-Как бы вы на него ответили?

-Давайте, проверим. (Читают от слов «Летать он еще не умел…»)

-Где жил Пудик?

- Объясните значение слов «наличники», «пакля».

Где мы можем найти точную информацию?

(Наличники – это накладная планка на дверном или оконном проеме).

Пакля – это грубое волокно, получаемое после обработки льна или конопли и используемая как утеплительный материал).

- Что же хотел узнать  воробьишко, выглядывая из гнезда?

Читаем дальше.

- Как вы думаете, нравится ли Пудику окружающий мир?

- Какие слова подтверждают это?

-Что означают слова «чваниться», «чебурахнешься»?

-Этот диалог что-нибудь вам напоминает?

-Как вы это поняли?

-Такой прием в литературе называется звукопись?

2 часть ученики читают по цепочке.

- Какой вы себе представили маму - воробьиху?

-Верил ли Пудик ее объяснениям? Почему? Найдите подтверждение в тексте.

- Как объяснил воробьишко «А зачем деревья качаются?», «Почему у человека нет крыльев?»

Найдите подтверждение в тексте.

Чтение 3 части по цепочке до слов «… тут как тут»

- Предположите, что может произойти дальше с воробьишкой и его мамой?

Самостоятельное чтение.

-Дочитайте произведение до конца.

- Какое чувство испытал воробьишко, когда впервые увидел кошку?

-Удалось ли ему спастись? Кто помог?

-Какой вы увидели воробьиху в этот момент?

-Что заставило ее совершить такой поступок?

-Вам кого-нибудь напоминает воробьиха? Чем?

-Как закончилась эта история с воробьишкой?

-Все ли остались довольны?

-Если не считать, что воробьиха осталась без хвоста.

-К какому жанру относится это произведение? Докажите.

-Определите вид сказки.

- Хоть история с воробьишкой уже закончилась, но мы еще продолжим свою работу.

-Чтобы мы поняли, что речь пойдет о взрослых воробьях и о молодом поколении.

- Что означает слово «желторотый»?

- Значит маленький, молодой.

Ответы детей.

Свое объяснение.

-В словаре.

-Он хотел узнать, что такое божий мир и годится ли он для него.

-Нет.

- Он говорит: «Через чур черна…»

Свое объяснение.

- Напоминает чириканье воробьев.

-Часто повторяется звук [ч']

-Она умная, заботливая…

-Он не верил маме. Он любил все объяснять по – своему.

Ответы детей.

Высказывают свои предположения.

Он сильно испугался.

Ответы детей.

-Бесстрашная, храбрая.

-Любовь к сыну.

-Наших мам. Они такие же, как и воробьиха,  заботливые, всегда приходят к нам на помощь в трудную минуту.

-Воробьишко от страха научился летать.

-Осталась не довольной только кошка.

-Это сказка, т.к. животные умеют разговаривать, начинается с присказки, хороший конец.

-Сказка о животных.

Физминутка

«Прыгающие воробышки»

Работа с текстом

после чтения.

1.Выполнение творческих заданий в группах.

2.Представление творческих работ.

3.Обсуждение.

-Для того, чтобы лучше представить образ главного героя сказки и понять авторское отношение к нему, я предлагаю вам выполнить задание в группах. Приступая к работе, вспомните правила работы в группе.

1 группа «Ученые».

Задание:

Создайте научную статью о жизни воробьев к журналу «Юный натуралист». А для этого необходимо:

1.Прочитать 1 часть текста.

2.Понаблюдать за образом жизни воробьев.

3.Составить текст из предложенных предложений.

4.Выбрать выступающего.

Воробьи чаще всего гнездятся рядом с жильем человека. Свои гнезда устраивают за оконными наличниками, в скворечниках и других местах.  Для строительства гнезда используют - сухую травы, паклю, перышки. Там в весной  появляются на свет птенцы. Заботятся о потомстве оба родителя. Птенцов выкармливают в основном насекомыми. Через несколько дней птенцы пробуют летать.

(Лишние предложения: «Заботится о потомстве только один родитель. Птенцов выкармливают только хлебными крошками».)

2 группа «Артисты».

Задание:

1.Распределите роли в группе (режиссер, автор, воробьишко, воробьиха, воробей, мужик).

2.Прочитайте 1 и 2 часть.

3. Составьте сценарий. (Всегда ли уместно включать слова автора или их можно пропускать?)

4.Запомните, кто за кем выступает, с какой интонацией говорит.

3.Проведите репетицию.

3 группа «Художники - оформители».

Задание:

      Создайте коллаж к самому напряженному, захватывающему моменту в произведении. Для этого:

1.Найдите кульминационный момент в тексте.

2.Договоритесь, какие картинки вы поместите на него. 3.Продумайте композицию.

4.Договоритесь, кто будет заниматься оформлением работы, а кто приготовит краткий рассказ вашей композиции.

4 группа «Исследователи».

1.Прочитайте 1 часть текста.

2.Составьте словесный портрет воробьишки. Какой он?

Подберите и запишите нужные слова.

3.Найдите подтверждение в тексте.

4.Выберите выступающего.

5 группа «Исследователи».

1.Прочитайте 2 часть текста.

2.Составьте словесный портрет воробьишки. Какой он? Для этого выберите нужные слова из предложенных: умный, неопытный, смелый,  любознательный, непослушный, глупенький, маленький, недоверчивый, грустный, трусливый,  любопытный.

3.Найдите подтверждение в тексте.

4.Выберите выступающего.

Выполняют творческие задания

в группах.

Представляют свои работы.

Осуществляют взаимоконтроль.

Подведение

итогов урока

-Вам нравится наш герой? Какое чувство он вызывает у вас?

-Ребята, а как автор относится к воробьишке?

-Вспомните цель нашего урока.

-Так почему автор своему произведению дал такое название?

-А всё ли автору нравится в поступках Пудика?

-Какие поступки не одобряет автор?

-В каких словах выражается главная мысль сказки?

-Понял ли это воробьишко?

-Какой вывод можно сделать?

-Придумайте свое название произведению.

Выражают свое отношение.

Возможные ответы детей: он любит его, он ему симпатичен и др.

-Узнать, почему автор так назвал произведение, как он относится к воробьишке.

-Он хотел выразить свое отношение к герою.

-Нет.

-Непослушание, недоверие маме.

«…он ещё не знал, что если маме не верить, это плохо кончится».

-Да, понял.

-Надо слушаться своих родителей.

Возможные варианты: «Непослушный воробушек», «Почему надо слушаться маму», «Как воробьишко маму не послушался» и др.

Рефлексия

Прием «Незаконченное предложение»

-Чему вы сегодня научились на уроке, что нового узнали, какое чувство вызвал у вас урок?

Начните со слов:

- Сегодня я узнал(а)…

- Мне было трудно…

- Я понял(а), что…

- Я научился(лась)…

- У меня получилось …

- Меня удивило…

-У вас на столах лежат воробушки, посадите их на тот этап урока, где вы себя чувствовали более комфортно.

Осуществляют рефлексию своей деятельности.

Домашнее задание

Творческое задание

Задание по выбору:

1.Сочинить сказку по аналогии.

2.Написать отзыв о прочитанном произведении.