М. Горький "Воробьишко"
методическая разработка по чтению (3 класс)
Конспект урока по литературному чтению для учащихся 3 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vorobishko.docx | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения. 3 класс.
Учитель Щербакова Светлана Петровна
Тема: М. Горький «Воробьишко». Художественные особенности и нравственные уроки авторской сказки.
Цель: развитие умения выделять главную мысль текста и соотносить ее с названием произведения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимание ценности семьи, чувства уважения к своим близким.
- ориентирование в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
Познавательные УУД
- искать информацию и представлять ее;
- выделять главное;
- пользоваться толковым словарем.
Коммуникативные УУД
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Чтение. Работа с текстом.
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного текста.
Предметные результаты
- соотносить главную мысль и название произведения;
- читать по ролям, инсценировать;
- передавать в выразительном чтении эмоциональное состояние героя;
- обнаруживать средства художественной выразительности в тексте (сравнение, олицетворение, звукопись);
- оценивать поступки героя и отношение автора к нему.
- рисовать иллюстрацию к литературному произведению.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Проверка готовности. | 1. Самоконтроль готовности. 2. Реакция на учителя, внимание. |
Мотивация к учебной деятельности. | - Ребята, я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Открою вам небольшой секрет – я очень люблю эти уроки. А вы их любите? А за что? - А чего вы ждете от сегодняшнего урока? Я предлагаю вам начать со слов: «Сегодня на уроке мне хотелось бы …» - Ребята, а какие качества ученика помогут вам в работе? - Вы сейчас настроили себя на деловой лад. Пусть у нас с вами все получится! | Предполагаемые ответы: знакомимся с новыми произведениями, учимся выразительно читать, находить главную мысль произведения и др. Высказывания детей. -Вера в себя, ответственность, умение договариваться, не волноваться и др. |
Работа с текстом до чтения 1. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока. 2.Антиципация чтения. 3.Появление целей урока | -А начнем мы с повторения. Я буду сейчас зачитывать вам отрывки из произведения, а вы должны угадать, как называется произведение и кто его автора. Готовы? -В каком разделе учебника помещены произведения этих писателей? - Что объединяет этих писателей? - Каждый урок литературного чтения – это встреча с писателем и его творчеством. Этот урок не исключение. (Вывешиваю портрет М. Горького) - Сегодня мы с вами познакомимся с частичкой творчества известного русского писателя М. Горького, настоящее имя которого Алексе́й Макси́мович Пе́шков. Среди небольшого количества произведений для детей, есть у него произведение и о животных. (Звучит фонограмма «Голос воробья») - Кто же это? - А откуда же он взялся? -То есть вы считаете, что этот воробей герой произведения? - Давайте проверим и прочитаем название нашего произведения. -Как вы думаете, почему М. Горький своему произведению дал такое название? (Появляется иллюстрация к произведению) - Вот каким его увидел художник? Вы так же думали? -Но ведь автор мог его назвать, например, «Воробушек» или «Маленький воробей». -Можно ли утверждать, что автор, выбирая название для своего произведения, вкладывал в него какой – то особый смысл или свое отношение к герою? -А какой? - Так какова цель нашего урока? -Ребята, как мы сможем проверить наши предположения? -Мы будем читать текст, а по ходу искать ответы на вопросы и проверять свои предположения. | В разделе «Люби все живое». Эти писатели пишут о животных.
Это воробей. Наверное, из книжки. Да. Читают. Потому что он еще маленький. Да. - ?! Возможно. -?! -Узнать, почему автор так назвал произведение, как он относится к воробьишке. -Надо прочитать текст и понять, что автор говорит о воробье и как к нему относится. |
Работа с текстом во время чтения 1. Первичное чтение текста. (Прием «Чтение с остановками») | 1 часть читает учитель, дети следят по тексту. Чтение 1 –го абзаца. - Для чего автор начинает свое произведение со вступления? Чтение 1 части. - Какой уточняющий вопрос вы хотели бы задать? -Как бы вы на него ответили? -Давайте, проверим. (Читают от слов «Летать он еще не умел…») -Где жил Пудик? - Объясните значение слов «наличники», «пакля». Где мы можем найти точную информацию? (Наличники – это накладная планка на дверном или оконном проеме). Пакля – это грубое волокно, получаемое после обработки льна или конопли и используемая как утеплительный материал). - Что же хотел узнать воробьишко, выглядывая из гнезда? Читаем дальше. - Как вы думаете, нравится ли Пудику окружающий мир? - Какие слова подтверждают это? -Что означают слова «чваниться», «чебурахнешься»? -Этот диалог что-нибудь вам напоминает? -Как вы это поняли? -Такой прием в литературе называется звукопись? 2 часть ученики читают по цепочке. - Какой вы себе представили маму - воробьиху? -Верил ли Пудик ее объяснениям? Почему? Найдите подтверждение в тексте. - Как объяснил воробьишко «А зачем деревья качаются?», «Почему у человека нет крыльев?» Найдите подтверждение в тексте. Чтение 3 части по цепочке до слов «… тут как тут» - Предположите, что может произойти дальше с воробьишкой и его мамой? Самостоятельное чтение. -Дочитайте произведение до конца. - Какое чувство испытал воробьишко, когда впервые увидел кошку? -Удалось ли ему спастись? Кто помог? -Какой вы увидели воробьиху в этот момент? -Что заставило ее совершить такой поступок? -Вам кого-нибудь напоминает воробьиха? Чем? -Как закончилась эта история с воробьишкой? -Все ли остались довольны? -Если не считать, что воробьиха осталась без хвоста. -К какому жанру относится это произведение? Докажите. -Определите вид сказки. - Хоть история с воробьишкой уже закончилась, но мы еще продолжим свою работу. | -Чтобы мы поняли, что речь пойдет о взрослых воробьях и о молодом поколении. - Что означает слово «желторотый»? - Значит маленький, молодой. Ответы детей. Свое объяснение. -В словаре. -Он хотел узнать, что такое божий мир и годится ли он для него. -Нет. - Он говорит: «Через чур черна…» Свое объяснение. - Напоминает чириканье воробьев. -Часто повторяется звук [ч'] -Она умная, заботливая… -Он не верил маме. Он любил все объяснять по – своему. Ответы детей. Высказывают свои предположения. Он сильно испугался. Ответы детей. -Бесстрашная, храбрая. -Любовь к сыну. -Наших мам. Они такие же, как и воробьиха, заботливые, всегда приходят к нам на помощь в трудную минуту. -Воробьишко от страха научился летать. -Осталась не довольной только кошка. -Это сказка, т.к. животные умеют разговаривать, начинается с присказки, хороший конец. -Сказка о животных. |
Физминутка | «Прыгающие воробышки» | |
Работа с текстом после чтения. 1.Выполнение творческих заданий в группах. 2.Представление творческих работ. 3.Обсуждение. | -Для того, чтобы лучше представить образ главного героя сказки и понять авторское отношение к нему, я предлагаю вам выполнить задание в группах. Приступая к работе, вспомните правила работы в группе. 1 группа «Ученые». Задание: Создайте научную статью о жизни воробьев к журналу «Юный натуралист». А для этого необходимо: 1.Прочитать 1 часть текста. 2.Понаблюдать за образом жизни воробьев. 3.Составить текст из предложенных предложений. 4.Выбрать выступающего. Воробьи чаще всего гнездятся рядом с жильем человека. Свои гнезда устраивают за оконными наличниками, в скворечниках и других местах. Для строительства гнезда используют - сухую травы, паклю, перышки. Там в весной появляются на свет птенцы. Заботятся о потомстве оба родителя. Птенцов выкармливают в основном насекомыми. Через несколько дней птенцы пробуют летать. (Лишние предложения: «Заботится о потомстве только один родитель. Птенцов выкармливают только хлебными крошками».) 2 группа «Артисты». Задание: 1.Распределите роли в группе (режиссер, автор, воробьишко, воробьиха, воробей, мужик). 2.Прочитайте 1 и 2 часть. 3. Составьте сценарий. (Всегда ли уместно включать слова автора или их можно пропускать?) 4.Запомните, кто за кем выступает, с какой интонацией говорит. 3.Проведите репетицию. 3 группа «Художники - оформители». Задание: Создайте коллаж к самому напряженному, захватывающему моменту в произведении. Для этого: 1.Найдите кульминационный момент в тексте. 2.Договоритесь, какие картинки вы поместите на него. 3.Продумайте композицию. 4.Договоритесь, кто будет заниматься оформлением работы, а кто приготовит краткий рассказ вашей композиции. 4 группа «Исследователи». 1.Прочитайте 1 часть текста. 2.Составьте словесный портрет воробьишки. Какой он? Подберите и запишите нужные слова. 3.Найдите подтверждение в тексте. 4.Выберите выступающего. 5 группа «Исследователи». 1.Прочитайте 2 часть текста. 2.Составьте словесный портрет воробьишки. Какой он? Для этого выберите нужные слова из предложенных: умный, неопытный, смелый, любознательный, непослушный, глупенький, маленький, недоверчивый, грустный, трусливый, любопытный. 3.Найдите подтверждение в тексте. 4.Выберите выступающего. | Выполняют творческие задания в группах. Представляют свои работы. Осуществляют взаимоконтроль. |
Подведение итогов урока | -Вам нравится наш герой? Какое чувство он вызывает у вас? -Ребята, а как автор относится к воробьишке? -Вспомните цель нашего урока. -Так почему автор своему произведению дал такое название? -А всё ли автору нравится в поступках Пудика? -Какие поступки не одобряет автор? -В каких словах выражается главная мысль сказки? -Понял ли это воробьишко? -Какой вывод можно сделать? -Придумайте свое название произведению. | Выражают свое отношение. Возможные ответы детей: он любит его, он ему симпатичен и др. -Узнать, почему автор так назвал произведение, как он относится к воробьишке. -Он хотел выразить свое отношение к герою. -Нет. -Непослушание, недоверие маме. «…он ещё не знал, что если маме не верить, это плохо кончится». -Да, понял. -Надо слушаться своих родителей. Возможные варианты: «Непослушный воробушек», «Почему надо слушаться маму», «Как воробьишко маму не послушался» и др. |
Рефлексия Прием «Незаконченное предложение» | -Чему вы сегодня научились на уроке, что нового узнали, какое чувство вызвал у вас урок? Начните со слов: - Сегодня я узнал(а)… - Мне было трудно… - Я понял(а), что… - Я научился(лась)… - У меня получилось … - Меня удивило… -У вас на столах лежат воробушки, посадите их на тот этап урока, где вы себя чувствовали более комфортно. | Осуществляют рефлексию своей деятельности. |
Домашнее задание Творческое задание | Задание по выбору: 1.Сочинить сказку по аналогии. 2.Написать отзыв о прочитанном произведении. |