Главная мысль в рассказе Ю.Ермолаева «Два пирожных»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тумольская Елена Михайловна

Цель данного урока: познакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Дата

02.03.2022

Учитель

Тумольская Е.М.

Тип урока

Открытие новых знаний    

Раздел

Я и мои друзья

Тема

Главная мысль в рассказе Ю.Ермолаева «Два пирожных»

Цель урока

познакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведения

Задачи урока

Образовательные: учить давать характеристику героев рассказа и их поступков;

Развивающие: способствовать формированию навыков чтения и правильной речи учащихся;

Воспитательные: на примере произведения воспитывать положительные качества личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость

Формы работы, используемые на уроке

- фронтальная работа

- групповая работа

- индивидуальная работа

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- научатся воспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать и объяснять поступки героев, соотносить пословицы с главной мыслью.

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в т.ч. творческого характера;

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Оборудование

Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 2 класс (2-я часть).

ТСО (мультимедийный проектор, нетбук, проектор, экран), презентация к уроку, карточки для групповой работы, глобус, портрет писателя, тюльпаны

Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке (психологический настрой учащихся, создание благоприятной обстановки на уроке)

Продолжительность:

2 мин.

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

- Давайте настроимся на урок (слайд). Прочитаем тихо.

  • Я начинаю работать, чтобы узнать новое.
  • Буду внимателен и активен.
  • У меня все получится
  • Я не один, мы все - дружная команда.

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.

Проговаривают вполголоса

Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Речевая разминка

Цель: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; 

Продолжительность:

5 мин.

Просит прочитать скороговорку вполголоса жужжащим чтением

Просит уч-ся прочитать скороговорку в разном темпе

Работает над выразительным чтением

Речевая разминка (подготовить звуковой аппарат)

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме. (слайд 2)

- Прочитайте скороговорку вполголоса жужжащим чтением.

-Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстрее).

- Хорошо, а теперь поработаем немного над выражением. Прочитайте скороговорку, делая смысловое ударение на выделенные слова. (на слайде подчеркнуть слова)

- Молодцы!

Читают скороговорку в разном темпе

Выразительно читают скороговорку, интонационно выделяя выделенные слова

Личностные: проявление интереса к выполнению задания

Регулятивные: умение оценивать выполнения действия.

Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности

  1. Формулирование темы и целей урока

Цель: организовать актуализацию умений определять тему урока и ставить перед собой цель

Продолжительность:

4 мин.

Задаёт вопросы и предлагает выполнить задания, способствующие формулированию темы и задач урока.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением.

А название этого произведения вы назовёте, если спрятанные слова найдёте! (картинки с пирожными показать) Если затрудняются – дать подсказки.

 - А имя автора вы узнаете, если строчку в обратном порядке прочитаете!  

 ВЕАЛОМРЕ ЧИВОНАВИ ЙИРЮ

(правильный ответ вывесить на доске)

- Назовите тему урока. СЛАЙД 5. («Два пирожных»)

- Сегодня мы познакомимся с рассказом Юрия Ивановича Ермолаева, который называется "Два пирожных".

- Опираясь на тему урока и используя опорные слова, сформулируйте задачи урока.

  • Познакомиться с автором и его произведением
  • Дать характеристику главным героям произведения
  • Определить главную мысль рассказа

Совершенствовать читательские навыки

  • Развивать речь

Слушают и выполняют задания учителя

Называют тему урока

Пользуясь опорными словами, формулируют задачи урока

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

  1. Первичное усвоение новых знаний

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Продолжительность:

10 мин.

Знакомит детей с автором

Проводит словарно-лексическую работу с опорой на словари и знания учащихся

Выслушивает предположения детей

Читает текст

Проверяет первичное восприятие текста на слух учащимися.

Задает вопросы по содержанию

  1. Знакомство с Ю.И.Ермолаевым (видео из ютуба) Что интересного узнали об авторе?

«Ориентиры предвосхищения»

Два пирожный – жанр произведения? Кто будет героем рассказа? Что с ними может случиться?

  1. Словарная работа

- В тексте есть незнакомые нам слова. Чтобы понять прочитанное надо понять смысл этих слов ?

Вдогонку - вслед за убегающим.

Африка – один из шести материков

Река Конго- название реки в Африке.

Долина реки — это пониженная часть земной поверхности, по которой протекает река.

Тропические лианы –вьющееся цепкое растение, растущее в жарких странах.

Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.

Слушают рассказ учителя об авторе, рассматривают портрет писателя

Объясняют лексическое значение слов с опорой на словарь

Прогнозируют содержание рассказа, высказывают свои предположения

Внимательно слушают учителя

Высказывают свое мнение о том подтвердились ли предположения, сделанные до чтения

Отвечают на вопросы учителя, выражают свои эмоции и чувства по отношению к услышанному

Личностные: имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы 

Регулятивные: умение прогнозировать

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

  1. Физминутка

Цель: снять утомляемость

Продолжительность:

1 мин.

Читает текст и выполняет движения

- Вы немножечко устали.

И теперь все ровно встали.

Вправо, влево наклонитесь (раз-два, раз-два),

Вправо, влево повернитесь (раз-два, раз-два),

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Выполняют действия, повторяя за учителем

  1. Закрепление знаний и способов действий

Цель:  организация деятельности  с применением новых знаний.

Продолжительность:

12 мин.

Предлагает учащимся прочитать текст по частям с остановками

Задает вопросы после чтения каждой части и выслушивает ответы детей

Пытается вместе с детьми определить главную мысль рассказа

Организовывает работу в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания.

Чтение «чтение вкружок»

Чтение 1 части (до слов …и пошла на кухню)

- Что попросила сделать мама своих дочек? (вымыть посуду)

- Что в этот момент делала Наташа? (читала книгу)

- О чем была эта книга? (о путешествиях по Африке)

- Чем занималась Оля? (лепила из пластилина крендельки и булочки)

- Что сделала Оля? (пошла на кухню)

Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку)

- Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше

- Когда Оля ушла на кухню, что сказала ей Наташа? (что дочитает главу и придет помогать ей)

- Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет)

- Почему её нет? Разве она куда-то ушла? (Она находилась в комнате, но представляла, что она в путешествии)

- Что видела Наташа, путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев)

- Как называлась река, по которой путешествовала Наташа? (Река Конго)

- Что сделала Оля, после ответа Наташи? (ушла обратно на кухню)

- Через сколько минут Оля закончила мыть посуду? (через 20 минут)

- Что Оля делала после этого? (ушла лепить из пластилина)

Чтение 3 части.

- Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше

- Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома? (рассмеялась)

- Что Наташа увидела на губах Оли? (крем от пирожных)

- Сколько пирожных съела Оля? (два)

- Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу)

- Расстроилась ли Наташа, после её слов? (да, она нахмурилась)

- Кто разрешил Оле съесть два пирожных? (мама)

 Работа в парах:

«Цитаты» - перед вами цитаты героев (слова, которые они говорят), распределите, кто какие слова говорил. Что мы понимает из диалога Оли и Наташи?

«Черты характера» - перед вами два главных героя Оля и Наташа подчеркните, какие черты характера у них присутствуют, выбрать и прикрепить на доску.

Давайте сделаем вывод. Какая Оля в рассказе? А Наташа?

- Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?

- Почему мама так поступила? (Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться)

- Можно ли сказать, что они поступили справедливо?

- Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? (Главная мысль произведения – это то, что нужно помогать маме, родным, быть отзывчивыми, сопереживать другим, не быть эгоистичными, не потакать все время своим желаниям, помнить о своих обязанностях).

-Чему хотел научить нас автор?

(Автор хотел научить читателей быть добрыми, душевными, дружелюбными, проявлять взаимопомощь и поддержку. Важное качество в человеке – отозваться на чью-то просьбу, готовность помочь родным людям и окружающим).

Читают слова по слогам, затем плавно целыми словами

Читают текст по цепочке с использованием приема «Чтение с остановками»

Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного

Высказывают свою точку зрения

Работают в парах

Личностные: осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль, коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные:  проявляет готовность слушать и вести диалог; признают различные точки зрения на обсуждаемую проблему; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Коммуникативные: развитие умений работать в парах и группах, распределять роли

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: научить соотносить результат с поставленной целью и оценивать результат собственной деятельности

Продолжительность:

5 мин.

Организует фиксирование темы и цели урока

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятности

- Давайте подведём итог.

Вернуться к ориентирам предвосхищения.

- Что из наших предположений совпало с сюжетом произведения.

Жанр, герои, сюжет

- Поскольку скоро наша страна будет отмечать замечательный праздник - международный женский день, я предлагаю Вам подарить букет нашим гостям.

-У вас на партах лежат тюльпаны трех цветов. Вы должны выбрать один тюльпан и поставить его в нашу вазу.

Красный - я усвоил материал урока, у меня всё получилось 

Белый - я затруднялся отвечать на некоторые вопросы 

Желтый - на уроке я работал неактивно, но понял основную мысль данного рассказа.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, степень их соответствия

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности 

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

  1. Домашнее задание

Цель: умение осуществлять свой выбор.

Продолжительность: 1 мин

Даёт разноуровневое домашнее задание, объясняет

С.85-86, по ролям

Задание на выбор:

– Составить рассказ о том, как вы помогаете маме.
– Подобрать 5 пословиц о маме

Дети получают листочки с домашним заданием вкладывают в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Ю.Ермолаева "Два пирожных"

Данная презентация соответствует разработке урока, используется на разных его этапах. Содержит словарную работу. Богата иллюстрациями о животном мире Африки....

Самоанализ урока литературного чтения Ю.Ермолаева "Два пирожных"

Самоанализ урока литературного чтения Ю.Ермолаева "Два пирожных"...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему "Главная мысль в рассказе Ю.Ермолаева «Два пирожных»

Урок расчитан для детей 2 года обучения по программе "Школа России"Цель урокапознакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведе...

Литературное чтение/ 4 класс." Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков""

Литературное чтение. 4 класс.Тема." Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков""...

Литературное чтение. 4 класс." Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков""

quot; Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков"".Литературное чтение.4 класс....