Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение»
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Программа "Смысловое  чтение" позволяет показать обучающимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.

В основе реализации стратегии смыслового чтения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,  задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie_.docx74.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «Начальная школа – Детский сад №11»
 

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

МБОУ «Начальная школа

–Детский сад №11»
(протокол от 29.08.2022 № 1)

Приказом директора МБОУ «Начальная школа – Детский сад №11»
от 02.09.2022 № 263

Программа внеурочной деятельности

 «Смысловое чтение»

                                                                                                                     (4 года  обучения)

                                                                                                     2 класс

 

                                                                                                  Составил: учитель начальных    классов

МБОУ «Начальная школа – Детский сад №11»                  

                           Новичкова Светлана Владимировна

                          Категория высшая

                          Стаж работы 31 год

                                               

                                                                                                                   г. Зима

  2022 г

 

Программа "Смысловое  чтение" позволяет показать обучающимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности. 

В основе реализации стратегии смыслового чтения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,  задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур.

   Цель программы: формирование личности обучающегося, владеющего основными стратегиями чтения, направленными на достижение читательской грамотности, которая включает в себя умение поиска и анализа информации в тексте, его понимание и интерпретацию, оценку Основная отличительная особенность  программы состоит в том, что читательская грамотность рассматривается, как способность человека понимать (смысловое чтение) и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои   возможности и участвовать в социальной жизни. Отбор содержания данной программы имеет культурологическую направленность:

-использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; -использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общения.

Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся, выстроены  занимательно, имеют поисково-творческий характер.

I уровень результатов - приобретение школьниками  различных социальных знаний об устройстве общества, о допустимых и недопустимых формах поведения в общественных местах, ценностного отношения  к социальной реальности в целом. Данные результаты достигаются через чтение и понимание различных произведений.

II уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, таким как: семья, человек, природа, мир, Отечество, культура. Данные результаты достигаются через пересказ  прочитанного текста и высказывания своего отношения к нему.

III уровень результатов - получение учениками опыта самостоятельного общественного действия, через различные инсценировки прочитанных произведений, возможность оказаться на месте главных героев, попытаться почувствовать всё, что чувствуют они.

Организационно-педагогические характеристики образовательного процесса

  • Срок реализации программы – 4 года
  • Возраст обучающихся – 7-10 лет
  • Количество обучающихся в группе – от 15 до 25 человек

 Место курса «Смысловое  чтение» в учебном плане: 1 класс 33 часа в год,  2-4 классы 34 часа в год  (1 час в неделю).

Формы организации занятий

Исходя из цели и задач курса, становится понятным, что в ходе реализации программы курса необходимо использование современных образовательных технологий и методов в преподавании развития речи.Подходы, положенные в основу курса, подразумевают использование развивающих возможностей групповых форм работы, в рамках которой проявляется детская инициатива и самостоятельность, что в свою очередь позволяет формировать универсальные учебные действия.    Большое значение отводится формированию детской учебной коммуникации, детской учебной инициативы и детской вопросительности, выполнению заданий, направленных на развитие речи детей, совершенствованию навыка лингвистического анализа, повышению уровня языкового развития школьников, воспитанию у них познавательного интереса к родному языку, решению проблемы интеллектуального развития младших школьников, распознавать стили речи.

Формы контроля результативности обучения  освоения  курса осуществляется  следующим образом:

- самооценка и взаимооценка обучающихся на основе беседы; тренингов; дискуссий;

- оценивания с помощью сигнальных знаков; наклеек.

- выполнение практических работ, заданий;

- КВН, викторины, конкурсы, ребусы, шарады;

- театры, инсценировки прочитанных произведений.

-игра (деловая, ролевая, познавательная)

-сочинения; изменение концовки;

-решение ситуационных задач.

Планируемые  результаты   курса  «Смысловое  чтение».

К окончанию курса «Смысловое чтение» обучающиеся должны знать:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

- пересказывать  текст  близко к тексту;

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

Обучающиеся должны уметь: 

-находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы);

-решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты,

мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, картинок  используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

-пересказывать прочитанный текст;

-верно, определять смысл и тему текста;

-составлять план по прочитанному тексту;

 - устанавливать связь предложений в тексте;

Класс

                         Результаты   освоения  учебного  предмета

Личностные

1 класс

У обучающихся будут сформированы:

 а)  ценностные ориентиры в области языкознания;

 б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

 в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

 г) формирование духовных и эстетических потребностей;

 д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

 ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Обучающиеся получат возможность для формирования

  • проявления гибкости в суждениях в процессе диалогов  со сверстниками и взрослыми по нравственно-эстетической проблематике  читаемых произведений;
  • проявления в высказываниях готовности нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;
  • освоения положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
  • умения соблюдать правила работы в группе, проявлять  доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

                                                                                                    Метапредметные

Регулятивные

  • сохранять учебную задачу занятия;
  • планировать свои действия на отдельных этапах занятия, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
  • контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
  • оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем).

Познавательные

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в печатной  тетради  для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений;
  • понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения;
  • сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя;
  • сопоставлять  эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
  • анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем.

Коммуникативные

  • спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять  инициативу и активности, в стремлении высказываться под руководством учителя;
  • формулировать вопросы к собеседнику;
  • строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений;
  • строить связное высказывание из  3-4 предложений по предложенной теме;
  • слушать партнёра по общению, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • интегрироваться в группу сверстников, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.).

                                                                                        Предметные

  • воспринимать на слух различные виды текстов,
  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  под руководством учителя;
  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
  • проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;
  • различать понятие  «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
  • принимать участие в коллективных беседах  по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
  • уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
  • анализировать  с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
  • читать, соблюдая  орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • пересказывать текст  подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…);
  • называть героев произведения, давать им простейшую характеристику.

2 класс

                                                                      Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • умение осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
  • способность испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей- классиков,  поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями;
  • умение осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов;
  • умение проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей;
  • умение допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты, задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации;
  • умение проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор;
  • умение пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;
  • понимание, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома;
  • умение приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения;
  • способность замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа;
  • умение фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой;
  • умение различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие;
  • умение проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами;

 Обучающиеся получат возможность для формирования

  • представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям;
  • умение проявлять интерес к чтению  в школе  и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации;
  • способность включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей;
  • знание о том, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения;
  • умение делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности;
  • умение доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания;
  • способность отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя;
  • умение предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм;
  • умение строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.

                                                                                      Метапредметные

Регулятивные

  • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
  • коллективно составлять план текста, продумывать возможные этапы изучения темы;
  • коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
  • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
  • оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
  • оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

Познавательные

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя;
  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования;
  • сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку);
  • сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
  • анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения)  из 5-6 предложений.

Коммуникативные

  • строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
  • строить связное высказывание по предложенной теме  занятия;
  • не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;
  • аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя различные речевые оценочные средства.

                                                                                                Предметные

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами  вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель);   выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
  • читать  целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;  при чтении отражать  настроение автора читаемого текста;  
  • ориентироваться  в рабочей  тетради и  её элементах;
  •  фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по  смысловому чтению»;
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
  • читать текст, соблюдая при чтении  орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
  • пересказывать текст  подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
  • составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному;
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров.

3 класс

                                                                  Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • понимание того, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, умение находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках;
  • умение называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных;
  • умение предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине;
  • способность делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию, предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций;
  • умение пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке;
  • способность осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов;
  • способность сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается;
  • умение понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

Обучающиеся получат возможность для формирования

  • способность осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения; проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.);
  • способность применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения;
  • умение строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения;
  • способность проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач;
  • умение применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах  эффективность такой модели поведения;
  • способность осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей;

                                                                                     

                                                                                                    Метапредметные

Регулятивные

  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
  • составлять план работы по решению учебной задачи занятия  в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
  • оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);
  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.

Познавательные

  • считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
  • замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты;
  • сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ);
  • сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника;
  • подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников;
  • отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения;
  • сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.

Коммуникативные

  • строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • осознавать цель своего высказывания;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
  • строить связное высказывание из  7-8 предложений по выбранной теме;
  • проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента; объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности;
  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
  • выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении;
  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.

                                                                                                      Предметные

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания   о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,  делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
  • осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством  учителя план;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
  • сочинять свои произведения  малых жанров устного народного творчества  в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • писать  небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
  • пересказывать содержание произведения  выборочно и сжато.
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
  • осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

4 класс

                                                                      Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • понимание того, что отношение к нашей родной стране,  начинается с отношений к семье, умение находить подтверждение этому в читаемых текстах;
  • знание наизусть 3-4 стихотворения о родиной земле, красоте нашей  природы и др.;
  • находить в прочитанных текстах общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей;
  • способность делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме;
  • умение посещать по своему желанию библиотеку  для подготовки к  занятиям смысловое   чтение;
  • способность предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы занятия;
  • способность фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами;
  • умение пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на  занятии;
  • умение анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности;
  • умение переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования

Обучающиеся получат возможность для формирования

  • способность осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений;
  • умение находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора;
  • способность осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения; проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения;
  • способность применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения;
  • умение приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа;
  • умение применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах  эффективность такой модели поведения;
  • способность осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей;

                                                                                              Метапредметные

Регулятивные

  • оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);
  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Познавательные

  • сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений;
  • осознавать сущность и   значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов  как часть русской национальной культуры;
  • осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.

Коммуникативные

  • проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента; объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности;
  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
  • выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении;
  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
  • вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
  • оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям.

                                                                                                    Предметные

  • читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту;
  • читать про себя произведения различных жанров;
  • читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
  • передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения;
  • находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
  • находить метафоры и сравнения на примере загадки;
  • пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
  • соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
  • составлять план, озаглавливать текст;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
  • находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
  • определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие;
  • формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу. 
  • пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
  • придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными, включая в рассказ элементы описания, рассуждения;
  • устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст;
  • воссоздавать различные эмоциональные состояния героев на основе слов, характеризующих его настроение;
  • самостоятельно описывать предмет по аналогии с прочитанным, использовать сравнения, олицетворения, эпитеты;
  • переделывать рассказанную смешную историю в грустную и т.д.
  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа;
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • читать по ролям литературное произведение.

                                                                                      Содержание  учебного  предмета.

№ п\п

                                                                                       Раздел

 Количество                часов

                           Содержание  учебного  материала.

1 класс  (33 часа)

   1

Введение

       2 часа

Теоретические занятия. Знакомство с курсом, формирование  у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания. Воспитание  уважительного  отношения к творчеству людей. Формирование  духовных  и эстетических потребностей.

   2

Занимательное   чтение  

       15 часов

В ходе  изучения  данного  раздела ученики узнают, что такое  слово и его  лексическое значение. Познакомятся с толковым словарём. Научатся различать  однозначные и многозначные  слова.  Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу и т.д.

   3

Читаем  сами

        5 часов

В данном  разделе каждое занятие развивает умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Учащиеся научатся  редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Особое внимание уделяется в данном  разделе пересказу текста,  выделению  основного смысла  текста, умению отвечать  на вопросы  учителя, задавать вопросы  по картинкам и схемам.

   4

Осмысленное  чтение

       11 часов

Работа над  чтением  со  смыслом. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой, выделение основной  мысли в тексте. Составление плана по сюжетным картинкам. Творческое дополнение готового текста.  Знакомство с волшебными словами, а также  словами – выражения просьбы, благодарности, извинения. Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации  общения.

                                                                        2 класс  (34 часа)

  1

Мир вокруг нас

    16 часов

На первых практических занятиях  ученики   совершенствуют знания и  умения, определённые программой 1 класса. Это развитие устной  и письменной речи, умение регулировать громкость и высоту голоса. Совершенствование  знаний скороговорок, пословиц, потешок, прибауток, перевёртышей.  Развитие умения учащихся   совместно делить текст для составления плана и  выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, где это необходимо. Учащиеся узнают много нового и познавательного о нашем мире, космосе и различных животных.

  2

Я люблю читать

   14 часов

Изобразительные средства языка в данном разделе: сравнение и олицетворение. Много времени уделяется для  пересказа различных  текстов, прочитанных  учащимися самостоятельно. Учащимся предлагается  инсценировать прочитанные произведения.

  3

Читаем и размышляем

    4 часа

Работа над чтением и осмыслением прочитанного. Ученики  самостоятельно пишут сочинение о то, как они хотят  провести летние каникулы. Много внимания уделяется беседам о выходных днях школьников. Завершает раздел  повторением изученного и викториной по  прочитанным  текстам.

                                                                      3 класс   (34 часа)

  1

Значение  речи  для нас

   16 часов

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки классиков отечественной и зарубежной детской литературы.                                                                                                                                                                                      

  2

Читаем, размышляем

   11 часов

Работа над развитием  пересказа и осмысления  учащимися текста. Составление  плана,  выразительное чтение, работа в парах и  группах. Знакомство с комиксами и детскими журналами.    

  3

«Преданья старины глубокой…»  

   7 часов

Данный раздел  знакомит третьеклассников с игровой литературой, развивающей «чувство слова», нестандартным  мышлением и творческим  воображением детей. Он представлен стихотворениями  классиков современной детской поэзии. Воспитывает в учащихся культуру общения и развивает  навыки   осмысленного чтения.

          4 класс  (34 часа)

   1

«Страницы нашей истории»

     12 часов

В этот раздел включены произведения, поэтизирующие мир детства: повести о великих  русских  князьях, правителях  Руси, а так же  героях и богатырях. Плавный переход от истории Руси  к Великой Отечественной  войне  помогает  учащимся легко  освоить новый  учебный материал, познакомит   с историей  и причиной  войны.                                                                                  

  2

  «Обыкновенное чудо»

     12 часов

В этом разделе ученикам предстоит познакомиться с окружающим  их миром, узнать много нового о чудесах  дружбы, а также  какими чертами характера обладают  одноклассники. Завершает раздел  детская фантастика, благодаря которой  у  детей  будет  хорошо развито воображение, память, мышление.                                                                                                    

  3

«Русские писатели»

   10 часов

В этом разделе отрабатывается  навык самостоятельной и групповой формы  работы. Проводится  работа по предложенному учителем плану. Особое внимание уделяется пересказу и осмысленному  чтению.  

                         IV. Тематическое   планирование с указанием количества часов отводимых на усвоение каждой темы.

        1  класс.

№ п/п

                  Наименование  раздела, темы.

          Количество  часов

1

«Введение».

Мир вокруг нас.  Из истории книг.

                2 часа

2

«Занимательное чтение».

Как добывают воск? Надёжная защита. Одежда для яблок. Самый крупный в мире цветок. Сказка о русалочке. Рисовые картины. Сложный договор. Вежливый кузнец. Футбольный мяч. Древесная лягушка. Танцы на пруду. Река в океане. Сцена в театре. Деньги и гроши. Бумажные осы.

              15 часов

3

«Читаем  сами».

Водные дороги. Строительство паутины .  Самая маленькая машина.  Жизнь в живом капкане. Разные памятники.

               5 часов

4

«Осмысленное  чтение».

Незаметный автомобильчик. Планета вода. Дым от костра. Польза змеиного яда. Удав в кинотеатре. Ожоги от  медуз.  Маленький автобус. Первые автомобили. Прятки у жуков. Огоньки в лесу. Щедрый горшочек

             11 часов

                                                                                                       

 2 класс

№ п/п

                  Наименование  раздела, темы.

          Количество  часов

1

« Мир вокруг нас ».

Незаметные жирафы. Упитанные пингвины. Зайчонок и улитка. Зрение лягушки. Мудрость гномика. Обмен идеями. Муравья-врачи. Дома на курьих ножках. Ожившие цветы. Необычная охота. Глаз бури. Хранитель воды. Горный серпантин. Вулканы-холодильники Земли. Летающие костюмы. Старинный сундук.

16  часов

2

«Я люблю читать».

Приготовление леденцов. Два художника. Девочка и попугай. Робот-уборщик. Хлебосольный гномик. Фотоохота. Редкое судебное дело. Горный лён. Многорукий гномик. Прудовые арбузы. Три новогодних праздника. Горные лыжи среди пустыни. Золотая деревенька.

14 часов

3

«Читаем и размышляем».

Собираемся в путь. Сказочник. Гномик Ворчун. Викторина по прочитанным текстам.

4 часа

                                                                                                 

 3 класс.

№ п/п

                              Наименование  раздела, темы.

          Количество  часов

   1

«Значение речи для нас».  

Какой ты читатель? Проба пера. Фразеологизмы в жизни людей. Трудно ли учится в школе? Олицетворение в произведениях. О чудесах дружбы. Считалки и дразнилки. Откуда приходят слова? Школьные рыцари. Как  тебя зовут? Наши фамилии. Учитель-волшебник.  Устаревшие слова.

                   16  часов

  2

« Читаем, размышляем».

Поиграем в школу. Современные детские журналы. Цепная связь предложений в тексте. Комиксы. В сказку дверь мы приоткроем. Вчера  и сегодня.

                  11 часов

  3

«Преданья старины глубокой…».  

Откуда мы родом? Культура общения. Мы - славяне. Словари и их виды. КВН «Вспомни  тексты».

                 7  часов

             4 класс

        

№ п/п

                              Наименование  раздела, темы.

          Количество  часов

    1

«Страницы нашей истории».

Великие русские князья. Героические страницы нашей истории. Из истории нашей Родины. Каким ты  был, мой родственник, в годы ВОВ. Викторина дети войны. Моя родословная. 

                 12 часов

   2

«Обыкновенное  чудо».

Сказки для добрых соседей. О чудесах дружбы. Какие черты характера мы ценим в людях?  Мир-в котором я живу. Кто тебя окружает? Кроссворды и таблицы-карточки. Детская фантастика. Наши самые близкие люди. Рассказы о животных.

             12 часов

   3

«Русские писатели».

Любимые сказки А.С. Пушкина. Сказки, рассказы В.И. Даль. К.Д. Ушинский . Ветер и солнце.  Проказы матушки зимы. К.И. Чуковский чтение сказок. Б.С. Житков рассказы. Читательская конференция.

            10 часов

Календарно-тематическое планирование 2 класс

п/п

Тема урока

К-во

час.

        Дата

Корректировка

1

2

3

4

5

Мир вокруг нас (16 ч.)

Незаметные жирафы.  

1

  Упитанные пингвины.  

1

  Зайчонок и улитка.  

1

  Зрение лягушки.  

1

  Мудрость гномика.  

1

  Обмен идеями.  

1

  Муравья-врачи.  

1

  Дома на курьих ножках.  

1

  Ожившие цветы.  

1

  Необычная охота.  

1

  Глаз бури.  

1

 Хранитель воды.  

1

  Горный серпантин

1

  Вулканы-холодильники Земли.  

1

  Летающие костюмы.  

1

  Старинный сундук.

1

Я люблю читать (13 часов)

Приготовление леденцов.  

1

  Два художника.  

1

  Девочка и попугай.  

1

  Робот-уборщик.  

1

  Хлебосольный гномик.  

1

 . Фотоохота.  

1

  Редкое судебное дело.  

1

  Горный лён.  

1

  Многорукий гномик.  

1

  Прудовые арбузы.  

1

  Три новогодних праздника.  

1

  Горные лыжи среди пустыни.  

1

Золотая деревенька.

1

                                                                 Читаем и размышляем (4 часа)

Собираемся в путь.  

1

  Сказочник.  

1

   Гномик Ворчун.  

1

  Викторина по прочитанным текстам.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Работа с текстом»

Программа «Смысловое чтение и работа с текстом» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуально...

Программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение"

Программа «Смысловое чтение» имеет духовно-­нравственную направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1-х – 4-х к...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю."

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» для обучающихся  3-х классов  составлена на основе:Федерального закона Российской Федера...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение и развитие речи"

  Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение и развитие речи" реализуется на уровне начального общего образования.    В результате реализации рабочей п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение"...

Программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение"

Программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение"...