урок литературного чтения 2 класс "Сказка о рыбаке и рыбке"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Алексеева Лидия Иринчеевна

2 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_skazka_o_rybake.docx39.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (2-й класс)

Учитель: Алексеева Л.И.

Тема : Работа над образами главных героев сказки.

Тип урока: Урок рефлексии

Применяемые технологии: технология смыслового чтения

Используемые приёмы: Синквейн, «Тонкие и толстые вопросы».

Задача урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.

Формируемые УУД: Познавательные УУД:  формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.

Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

Оборудование:

на доске портрет и высказывание А. С. Пушкина, пословицы, 11 картинок с изображением золотой рыбки для игры;

выставка книг со сказками А. С. Пушкина;

экран, компьютер

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. «Читалочка». (На доске чистоговорка)

Тара-тара-тараторка,

Быстрая чистоговорка,

Чистая чистоговорка.

Я её проговорю

И пятёрку получу.

2. Постановка темы урока.

- А.С. Пушкин говорил “Что за прелесть эти сказки”…

  • А любите ли вы читать сказки? Почему? (рассуждения учеников)

-Ребята, мы с вами дочитали сказку «О рыбаке и рыбке». Готовы ли мы перейти к изучению нового произведения? Предположите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.  (Дети формулируют тему урока)

Правильно, сегодня на уроке мы будем исследовать “Сказку о рыбаке и рыбке”, проследим за сюжетом, поговорим о главных героях сказки.

3. Подготовка к разбору сказки.

Вы  дома  работали  со сказкой.

  • Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (рассуждения учеников)

- Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру. 

Все ученики делятся на 2 группы ( по рядам) . Каждая группа по очереди “вылавливают” с  доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ – Вопросы:

забирают рыбку. У кого улов будет больше?

Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)

С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)

С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)

Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)

Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)

В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)

Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)

Что держит стража царицы на плечах? (топорики)

Что ела за столом старуха-царица? (пряник)

Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)

Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)

Ребята, на какие вопросы мы сейчас отвечали, на тонкие или на толстые? (приём «Тонкие и толстые вопросы») на тонкие. Толстые вопросы мы составим чуть позже.

 Что роднит сказку А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке»  и другие известные вам сказки?

( работа в парах, обсуждение , затем высказывание детей)

( на экране открываются слова)

  • Есть зачин, концовка
  • Волшебство
  • Повторение   сюжета        
  • Магическое   число
  • Добро побеждает зло

4.  Разбор сюжета.

  • Кто в  сказке Пушкина  волшебный помощник? ( золотая рыбка ).
  • В чём необычность рыбки ? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания)
  • Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. Зачитайте.
  • Чем они похожи? (во всех идёт разговор старика и рыбки)
  • Чем отличаются? (меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря)
  • Как просит старуха?
  • А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет)

“молвит ласковое слово, с поклоном”

  • Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (рассуждения детей)

Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.

(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются. )

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

Все черты её  характера - отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.

Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение "остаться у разбитого корыта" до сих пор употребляется в речи.

  • Что оно означает?

Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.

Давайте составим по сказке несколько толстых вопросов. (Учащиеся пользуясь памяткой, при помощи учителя составляют «толстые» вопросы к сказке и отвечают на них.

Примерные вопросы:

- Объясните почему рыбка терпеливо выполняла все просьбы старика.

- Согласны ли вы, что старуха получила по заслугам?

- Предположите, что было бы, если бы старик не стал подчиняться старухе.

- Предположите, что хотел донести автор до читателя.

- Согласны ли вы с тем, что виновата не только старуха, но и старик.

- В чём различие между описанием моря в начале, в середине и в конце сказки?

  • Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
  • Являются ли положительными такие качества, как безвольность,безответность?

Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта.

Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он "..не смел ей перечить..", слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.

  • Случается ли такое в жизни?

В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

Ребята, давайте составим Синквейн по главным героям

Примерное содержание синквейна:

РЫБКА

Золотая, говорящая

Слушает, выполняет, наказывает

Волшебная помощница для старика

Справедливость

СТАРУХА

Сердитая, жадная

Ругает, командует, злиться

Осталась у разбитого корыта

Ненасытность

СТАРИК

Добрый, послушный

Рыбачит, починяется, просит

Боится перечить старухе

Слуга

Прочитайте слова А.С.Пушкина "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок"

  • Какой же урок преподал нам великий поэт? (высказывание детей)
  • Выберите наиболее точную формулировку:

Как здорово поймать волшебную рыбку!

Как плохо быть сварливым и жадным.

Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.

Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать

5.Домашнее задание

Составьте словарик устаревших слов по данной сказке

6. Рефлексия

Учащимся раздаются анкеты. Предлагается оценить свою работу на уроке, подчеркнув выбранные слова из правого столбца.

1. На уроке я работал:                                С интересом/ без интереса

2. Своей работой на уроке я:                    Доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:                    Длинным/ коротким

4. Материал урока мне был:                    Полезен / бесполезен

5. Домашнее задание мне кажется:        Интересным / неинтересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Сказка о рыбаке и рыбке"

УМК "Перспектива". Раздел "Чудеса случаются"....

Открытый урок по литературному чтению "Сказка о рыбаке и рыбке"

Урок комплексного применения знаний. Урок начала с тихой мелодии, с необычного приветствия.Взяв за руку сказала: "Хочу передать вам тепло своей души, частичку своего сердца, а ты передай это товарищу,...

Литературное чтение "Сказка о рыбаке и рыбке"

Презентация к у рокам литературного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....

Конспект урока литературного чтения "Сказка о рыбаке и рыбке" 2 класс УМК "Школа России"

Конспект урока литературного чтения "Сказка о рыбаке и рыбке" 2 класс УМК "Школа России"....