Читательская грамотность.
статья по чтению

Васильева Юлия Валерьевна

Доклад к выступлению Практические задания по развитию читательской грмотности у младшего школьника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstuplenie.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 2

Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности .

На наш взгляд читательская грамотность - это ключ к другим видам функциональной грамотности, без которого невозможно понимание учебных материалов, умение извлекать информацию из текста и использовать ее при решении различных задач.

 Ведь «детей учит то, что их окружает», возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

СЛАЙД 3

. Проанализировав результаты работ ВПР и комплексных работ прошлых лет, мы сделали вывод, что у ребят возникает большая трудность при выполнении ряда заданий, связанных с чтением и пониманием текста, выделением главной мысли, составлением плана, умением работать с таблицами, схемами, выделять информацию представленную в явном и неявном виде.  

СЛАЙД 4

После 4. В результате работы мы создали копилку эффективных приёмов, которые помогут формировать функциональную читательскую грамотность учеников начальных классов.

Мы рассмотрим несколько приёмов, которые практикуем.

СЛАЙД 5

На этапе овладения техникой чтения (1 класс) можно использовать такие приёмы как  …

СЛАЙД 6

Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. 

«Чтение с остановками».

Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

 «Синквейн».

 В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению   уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

«Работа с вопросником»

  Этот прием применяют при введении нового материала на  этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем данный приём может использоваться на всех без исключения предметных уроках.

 «Логическая цепочка».

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

СЛАЙД 7

Также мы работаем над умением размышлять над содержанием.

 «Тонкие и толстые вопросы».

Дети учатся  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

 «Уголки»   можно использовать как на уроках литературного чтения, так и на уроках окружающего мира  при составлении характеристики героев или какого-либо объекта.  Класс делится на две группы.  Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Одним из эффективных приёмов работы по извлечению информации из сплошного текста является «Кубик Блума», который полезно использовать на уроках после прочтения текста.

На гранях кубика записаны слова: предложи, придумай, поделись, объясни, почему, назови. Предлагается сплошной текст   дети бросают кубик, выпадает, например, НАЗОВИ, ПРИДУМАЙ…

СЛАЙД8

Также наряду с вышесказанным мы учимся переводить информацию в другие текстовые формы. (Создать сплошной текст на основе несплошного текста), применять информацию  из текса в изменённых ситуациях.

 Приём «Кассовый чек»

- Какую информацию можно извлечь из чека? (покупатель был в магазине «Пятерочка», дата посещения магазина, покупки)   Можно составить задачу, используя чек.

Такой приём, как « Кластер» помогаем нам учиться самостоятельно оформлять сплошной текст в таблицу или схему.

Приём “Создай паспорт”

Суть приёма «Создай паспорт» в том, что дети самостоятельно знакомятся с материалом. Осмысление прочитанного помогает в составлении обобщённой характеристики изучаемого явления по определенному плану.

данный приём может быть использован для создания характеристик:

героев литературных произведений; - природных зон, полезных ископаемых,  - математических величин, геометрических фигур; – частей речи, членов предложения.

Приём «Афиша, билет, объявление». Данный приём можно использовать на уроках литературного чтения, математики, изобразительного искусства, технологии, музыки.

Также полезно использовать уже озвученный ранее приём «Кубик »

На гранях кубика записаны слова всё те же слова. Предлагается афиша, чек, объявление. Дети бросают кубик, выпадает, например, НАЗОВИ место, где будет проходить спектакль, ПОЧЕМУ на билете указан номер телефона…

«Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

«Что было дальше».  хорошо зарекомендовал себя на этапе

закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.                                                    

Сам себе режиссёр.

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).

Рассмотренные выше приёмы позволяют: определять вид и назначение информации; понимать тексты, умение различать сплошной и несплошной тексты, извлечь информацию из таблицы, схемы, афиши, кассового чека, найти информацию, представленную в явном и неявно виде.

Подводя итоги, можно сказать с уверенностью, что вопросу формирования функциональной читательской грамотности на уроках в начальной школе следует уделяют большое внимание. Навык смыслового чтения должен формироваться при обучении всем школьным предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»

laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....

Функциональная грамотность 1 класс /читательская грамотность/

Функциональная грамотность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому чело...