Развитие креативного мышления на уроках литературного чтения
статья по чтению

Копылова Ирина Васильевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие креативного мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.

Актуальность темы.

Одной из актуальных проблем начального обучения, требующего современного решения, является развитие креативного мышления, творческих способностей младших школьников.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, способные находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие креативно мыслить.

Люди, не способные к такому мышлению, часто теряются, подвержены стрессам.

Преодолеть этот дискомфорт можно лишь за счет развития креативного мышления, начиная с раннего возраста.

Креативность, с моей точки зрения , - это степень творческой одаренности школьника, способного к поиску новых подходов в решении нестандартных задач.

Детский коллектив – это коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Как же пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни?

К этому стремимся мы, учителя, в меру своих сил и способностей, организуя уроки.

Цель моей работы с детьми в данном направлении – это развитие творческих способностей ребенка, раскрытие потенциала креативного мышления, данного детям природой.

При развитии креативного мышления в своей работе я опираюсь на три составляющие:

1. Урочная деятельность.

2. Проектная деятельность.

3. Внеурочные мероприятия.

Развитие креативности способствует решению следующих задач:

  1. Научить детей мыслить в разных направлениях.
  2. Научить находить решения в нестандартных ситуациях.
  3. Развивать оригинальность мыслительной деятельности.
  4. Научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон.
  5. Развивать свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире.

Так как же я на уроках развиваю творческое (креативное) мышление?

Творчество начинается с игры. Играя, выступая в самых разных ролях, ребёнок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя самые разные роли, ребёнок тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать. А младший школьный возраст, это возраст, когда дети очень любят играть. Можно предложить следующие игры:

  1. Речевая игра – это стихи, с которыми и в которые можно играть. В них есть сюжет и действие, например: потешки, дразнилки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь, помогают преодолевать логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь ребёнка интонационно богатой и выразительной.
  2. Игра в рифму – работа на воображение, чувство слова, чувство ритма. Называем фразу, а дети подбирают рифму: удил рыбу король – на крючок попалась фасоль. Это смешно, так как невпопад, но это тоже творчество. Например: И.Гамазкова «Кто как кричит?».

Сидит ворон на суку и кричит ….

Над селом взошла заря, петухи запели….

  1. «Укрась слово» подобрать к существительному прилагательные. Например, В.Драгунский «Что любит Мишка». М- милый, И- интересный, Ш-шустрый, К- красивый, А- активный.

4.Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк по определённым правилам:

  • одно существительное; например: Родина,
  • два прилагательных; родная, любимая,
  • три глагола; любить, охранять, беречь,
  • предложение: Родина – мать, умей за неё постоять!
  • одно заключительное слово: мама.

5.Игра в словотворчество развивает чувство слова и воображение.

Например, игра «Кто где живёт?»: раки – в ракушках, в улье – улитки и так далее. Или «Что из чего делают?»: из мака – макароны, из дуба – дублёнки. Стихотворение И.Гамазковой и Е.Григорьевой «Живая азбука».

Жарким летом по горам в шубе бегает ….

В колючках ёж и ёрш, но сразу разберёшь:

Кто ёжится – тот…, а кто ершится - …

Уроки литературного чтения – это работа с литературным текстом, поэтому строить работу надо так, чтобы ребёнок чувствовал себя причастным событиям и переживаниям, о которых идёт речь в тексте. Умение анализировать литературное произведение – умение творческое. Овладение этим умением происходит в процессе творческой деятельности, чтения и анализа. Это умение реализуется на уроках через метод творческого чтения, который является основным при работе с художественным текстом и позволяет развить способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного.

Через творческие игры, нестандартные задания можно ознакомить детей с приемами, методами и инструментами креативного мышления.

Примером такого мышления может стать новая нарисованная картина, новое литературное произведение, написанное самим ребенком.

Игра в ассоциации, сочини загадку, напиши метафору, понятие «Противоречия», напиши письмо и многие другие.

Составь загадку

Какой?

  • Колючий
  • Лохматый
  • приставучий

Что бывает таким же?

  • Ёж
  • Собака
  • Смола

Колючий, как еж,

Лохматый, как собака.

Приставучий, но не смола. ( Репейник)

Составь загадку

Что бывает таким же?

  • Медведь
  • Таксы
  • Слон
  • Крокодил Гена

Какой?

  • Коричневый
  • Короткие лапки
  • Большие уши
  • Добрый, отзывчивый

Коричневый, как медведь,

Короткие лапки, как у таксы.

Большие уши, но не слон.

Добрый отзывчивый, но не крокодил Гена.

(Чебурашка)

Напиши метафору

Холодильник

1.Морозит

2. Айсберг

3. В доме

4. Холодильник – домашний айсберг.

Люстра

1. Освещает

2. Солнце

3. В доме

4. Люстра – это домашнее солнце.

В зависимости от вида творческой деятельности на уроках литературного чтения можно выделить четыре группы приёмов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников:

  • словесное развёртывание образов произведения (творческий пересказ, словесное рисование, слушание художественного чтения, выразительное чтение, воспоминания из своей жизни, рассказ по аналогии, придумывание вопроса к произведению);
  • театральная творческая деятельность (анализ иллюстраций, чтение по ролям, инсценирование);
  • изобразительная творческая деятельность (рисование эпизода, персонажа, серии рисунков; выполнении аппликации, лепка героев произведения, составление картинного плана);
  • музыкальная творческая деятельность (подбор музыкальных отрывков к образу героя, воспроизведение звуков и шумов).

Все учителя знают, что любая программа литературного чтения может быть реализована на уроках разного типа. Кроме традиционных уроков особое место отводится нетрадиционным: урок- сказка, урок-игра, урок-викторина, урок-путешествие, урок-творчества, на которых «лучше всего проявляется интерес ребёнка и его читательские умения».

Работая над развитием творческих способностей, понимаешь, что рамки урока не позволяют в полной мере выполнить всё, что ты задумываешь. Но есть выход, это - внеурочная деятельность (можно использовать мультфильмы или их отрывки, словесные зарисовки, инсценирование произведений, создание новые произведение и мультфильмов).

Таким образом, применение на уроках креативных методов и приёмов обучения позволяют активизировать процесс обучения, развивать творческие способности, реализовать идеи развивающего обучения, повысить качество урока, увеличить объём самостоятельной работы. Именно творческие работы вовлекают детей в читательскую самостоятельность и интерес к книге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Развитие креативного мышления на уроках литературного чтения

Материл по развитию творческого мышления на уроках литературного чтения....

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"

Описание опыта работы по теме "Применение технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения для  формирования навыка  осознанного чтения" (описание и презе...

Развитие креативных способностей на уроках литературного чтения

Обобщение некоторого опыта по созданию условий для развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения...

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...

Развитие критического мышления на уроках литературного чтения при работе с литературным и художественным произведениями»

Данный мастер - класс представляет собой анализ произведений с использованием ТРКМ...

Развитие креативного мышления на уроках литературного чтения в начальной школе

Развитие креативного мышления на уроках литературного чтения в начальной школе. Материал рекоендация для учителей начальной школы...