Тема урока: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои. Особенности литературного жанра.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Калашникова Айсылу

Цели: познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского.

Задачи:

образовательная: при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки;

развивающая: расширять словарный запас учащихся, формировать навыки выборочного чтения; развитие памяти, мышления,

воспитательная: воспитывать любознательность, культуру речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_4_klass_plan_uroka.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои. Особенности литературного жанра.

Цели: познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского.

Задачи:

образовательная: при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки;

развивающая: расширять словарный запас учащихся, формировать навыки выборочного чтения; развитие памяти, мышления,

воспитательная: воспитывать любознательность, культуру речевого общения.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: формировать умение воспринимать и анализировать художественный текст, навык выразительного чтения;

Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать;

Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Личностные УУД: прививать любовь к чтению

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

  1. Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, 4 класс
  2. Презентация «В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
  3. Карточки с заданиями.
  4. Шкатулка.
  5. Аудиозапись (пьеса Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка»).


Ход урока

1.Организационный момент.

Уважаемые гости!

Мы рады приветствовать Вас в классе нашем!
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!

Дорогие ребята!

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. 
Урок литературный, а мы народ культурный. 
На уроке не лениться, всем работать, отвечать, 
Мы сегодня на уроке будем знанья получать.

2.Актуализация знаний.

-Ребята, все люди прошли через сказки. Сказки растят нас с детства, поэтому они не могут умереть.

- Без чего вы не представляете сказки? (Ответы детей)

- Я хочу задать вам такой вопрос. Может ли в сказках присутствовать музыка? (ответы детей).

- А теперь ответьте мне на такой вопрос. Музыка - это только музыка? (рассуждения детей)

- Музыка – это настроение.

-Вы когда-нибудь видели музыкальный инструмент, который может сам играть, без музыканта?

-Кто или что играет на таком музыкальном инструменте?

- Ребята, я не просто завела разговор о таком инструменте. Посмотрите, что у меня в руках? (Шкатулка).

-Какие бывают шкатулки?

- А теперь давайте послушаем пьесу Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка».

- Эта музыка механическая или живая?

(Живая, но очень похожа на механическую).

- Слушаешь пьесу и представляешь музыкальную шкатулку.

- Интересно ли вам узнать, как устроена музыкальная шкатулка?

- Узнать устройство музыкальной шкатулки нам поможет произведение. Надо только расшифровать  название этого произведения и автора, который его написал.

3.Самоопределение к деятельности.

(Дети работают в группах по карточкам).

1группа-расшифрует фамилию имя и отчество автора.

23о45д78о74е55в61с88к19и35й

2и 3 группы расшифруют название произведения

2 группа- по указанну шифру мы составим слова и получим название произведения.

3 группа-из предложенных частей слова составим словосочетание и получим название произведения.

Ребята, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся на уроке?

-С краткой биографией Одоевского нас познакомит Света Суина.

Владимир Фёдорович Одоевский родился 13 августа 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати.

    С 1826 года он живёт  в Санкт-Петербурге. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С.Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.

В 1861 году Одоевский возвращается в Москву. Он занимается устройством детских приютов, также по его идее была основана в Петербурге больница для приходящих.

     Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

    -Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся?

4.Работа по теме урока.

-Кто знает, что такое табакерка?

-Послушаем сообщение Коли Кочнева о том, как выглядели и для чего использовались эти шкатулки.

        В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

         Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

    Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

      Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами,  но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки

В словаре Ожегова даётся такое толкование слова табакерка: коробочка для табака.

-На дом вам было задано познакомиться с содержанием сказки Одоевского «Городок в табакерке». Сами того не подозревая вы познакомились с одной из сказок дедуши Иринея. Псевдоним-Одоевского.

- Прежде чем перейти к изучению сказки, мы разберем значение слов, которые могут быть вам непонятны.

5.Словарная работа.

Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.

Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда.

Ставни - затвор на окнах.

Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха.

Тиснёная бумага – бумага, которая имеет выпуклый или вдавленный рисунок.

- Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.

Счесть нельзя – сосчитать нельзя

Одинакие – одинаковые

Учтиво – очень вежливо

Досадно – обидно

Авось - может быть

С сими словами – с этими словами

Индо – даже

Опамятоваться – опомниться.

6.Физкультминутка.

Давайте встанем, отдохнем!

И в табакерку попадем!

Мы шагаем по дороге,

поднимаем выше ноги

И нам встретились в пути - колокольчики- звонки ( наклон головы) динь, динь

Зашагали дальше ноги

А тут уж- дядьки на дороге

Застучали молотки - мы сердиты и тверды

Тук, тук,тук

Толстый валик великан

На диване он лежал

Ни за кем он не следит,

шуры муры говорит

Зиц, зиц ,зиц кричит царица

Золотая кружевница.

 

7.Работа над содержанием сказки.

-Как в сказке выглядила табакерка?

-Как она была устроена? (с.168).

-Как вы думаете, какие чувства возникли у Миши, когда он смотрел на табакерку. Предположите, о чём он мог мечтать?

-Как назывался «волшебный» городок, по которому путешествовал главный герой?

-Как вы думаете, почему папенька именно так назвал волшебный городок?

-О чём папенька строго предупредил мальчика? Прочитаем по ролям с.

-С кем Миша отправился в городок Динь-динь?

-В чём проявилась воспитанность Миши? Приведите примеры.

-Какие уроки вынес для себя Миша из путешествия по городу Динь-динь?

-Давайте найдём в учебнике и прочитаем эти уроки.

1 урок (с.162)-Вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь – большое.

2 урок (с.164)-Это от того, что, кто из нас побольше, у того и голос потолще, а кто поменьше голос низкий.

3 урок (с.165)-Вперёд не смейся над теми, у которых поговорка дурная.

4 урок (с.165)-Без учебников и учёбы жить не интересно.

-Убедите меня в правильности последнего урока.

-Какое впечатление у вас сложилось о мальчике? Почему?

-Сейчас мы прочитаем основную часть сказки, но прежде обратите внимание на слова: колокольчики, молоточки, валик с крючками, пружинка, колёса.

-Как произносит эти слова Миша в конце произведения?

-Предположите, что могло произойти с Мишей?

-Реальные или фантастические события описаны в произведении. Обоснуйте свой ответ.

-Вы хотели бы оказаться в мире фантастики?

8.Игра «Кто сказал?»

А)  «Динь-динь-динь, – я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь». (Под надписью «устройство табакерки»

– Чему удивился Миша, когда они с колокольчиком стали проходить под сводами?
– Как Колокольчик это объяснил?
– А какую историю вспомнил Миша?
– Что показалось смешным Колокольчику?
– Как Миша на это отреагировал? Прочитайте.
– Правильно ли Миша сказал, что нехорошо привыкать к поговоркам?
– Мог ли Колокольчик не произносить эти слова?

– Прочитайте описания улицы. В чем ошибался Миша посмотрев на колокольчики. (Что они все одинаковые)
– Как Колокольчик это объяснил?
– Как понимаете выражение «Закусил язычек».
– Чему Миша позавидовал? Прочитайте.
– Что ответил Колокольчик?
– Как вы думаете, плохо или хорошо всю жизнь ничего не делать, только заниматься игрой, например, на компьютере?
– А кто сказал эти слова:
вывешивается надпись «колокольчик»)

Б)  «Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «молоточки»)

– А кто сказал эти слова:

В) «А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «валик»)

– Какой вывод сделал Миша из разговора с Валиком. (Когда присматривают за тобой – это хорошо)
– А за вами детьми нужно присматривать?
– Чьи это слова:

Г) «Зиц-зиц-зиц, – глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц». (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «пружина»)

– Поверил ли Миша Пружине? Докажи.

9.Синквейн со словом табакерка.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Пример: учитель

Умный, добрый

Учит, помогает, переживает

Много идей-мало времени.

Синоним: педагог

Табакерка (2 прилагательных, 3 глагола, определение, синоним)

10.Рефлексия.

- Как вы оцениваете работу своего класса?

- Как вы оцениваете свой вклад в урок?

11.Итог урока.

- Чем запомнился вам урок?

- Что нового открыли для себя?

-В чём особенность этой сказки и можно ли её назвать научной?

Плывут угрюмые века,

Плывут, как в небе облака.

Спешат, бегут за годом год,

А сказка – на тебе! – живет!

Когда и кто ее сложил

В своей избушке где-то –

И самый старый старожил

Не даст тебе ответа.

И про зверей,

И про царей,

И что на свете было –

Все сказка в памяти своей

Нам с вами сохранила.

Она живет в любом дому

И странствует по странам.

А почему?

Да потому,

Что без нее нельзя нам.

12.Домашнее задание: составить рассказ о сказочном городке, в который бы вы хотели попасть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 4 класс "Школа России" Тема урока: В. Д. Одоевский «Городок в табакерке»

Предмет: Литературное чтениеКласс: 4 классТип урока: знакомство с новым произведениемТема урока: В. Д. Одоевский  «Городок в табакерке»Цель урока: создать условия для формирования представлений о...

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС УРОК 38 ДАТА: 04.12. ТЕМА: В. Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ».

Тип урока: урок построения системы знанийПедагогические задачи: познакомить учащихся с научно-познавательной сказкой, используя методы исследования; развивать фантастические способности учащихся, инте...

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои. Особенности литературного жанра.

Данный урок - первый из двух уроков литературного чтения по сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Основной организационной задачей урока являлось создание условий для восприятия, ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"

Познакомить с рассказом В.Ф. Одоевского, добиться понимания смысла прочитанной сказки.2. Показать, как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным устройством музыкальной шкатулки.3. Формировать...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: «В. Ф. Одоевский « Городок в табакерке»

УМК Школа России Тема: В.Ф Одоевский «Городок в табакерке».Цель: Познакомить учащихся со сказкой Одоевского, используя методы исследования....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Литературное чтение 5. Класс 4 6. Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАФИО (полностью)              Лепешкина  Ольга ПетровнаМесто работы...