Рабочая программа "Тамбовские писатели - детям"
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа Тамбовские писатели - детям" разработана на 4 года. Также разработано календарно-тематическое планирование на все 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_tambovskie_pisateli_-_detyam.docx | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Тамбовские писатели – детям»
| Курс «Тамбовские писатели – детям» является модулем курса литературного чтения в начальной школе и изучается в 1-4 классах в объеме 1 ч. в 2 недели. |
2. Адресат | Обучающиеся начальной школы |
3. Соответствие Государственному стандарту | Рабочая программа к курсу «Тамбовские писатели – детям» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. |
4. Цели и задачи |
|
5. Специфика программы | В хрестоматию отобраны произведения авторов, в творчестве которых есть «детская страница»: их стихи и проза доступны начинающим читателям и несут в себе достойный нравственно-эстетический потенциал. Среди первых прочитанных учащимися книг есть книги наших талантливых земляков, которые знакомят детей с родной природой, с людьми тамбовского края, с военным прошлым и мирным настоящим временем. В хрестоматию собраны рассказы о детях, об окружающем ребёнка мире, о Великой Отечественной войне, о сложных человеческих отношениях. В книге есть и наиболее любимые детьми жанры: сказки, загадки, считалки. Программа будет способствовать и стиховому воспитанию младших школьников, поскольку половину книги составляют поэтические произведения. Педагогический замысел пособия определяется теми же подходами, принципами и методами, которые учитель традиционно реализует на уроках классного и внеклассного чтения. Это литературоведческий подход к изучению материала, монографический принцип структурирования уроков, методы чтения-рассматривания книг, чтения-общения и творческого исследования текста. |
6. Основные содержательные линии курса | В первом классе изучение темы «Писатели родного края» начинается с произведений А.М.Акулинина. Главным критерием отбора произведений А.М.Акулинина, для только что научившихся читать, стала близость тематики чтения детям этого возраста: у писателя есть «школьная страница» детства, картинки из жизни первоклассников. Он воспроизводит детскую речь, которая часто сливается с речью повествователя. Для 1-2 классов отобраны произведения Т.Л.Курбатовой и Г.А.Попова, которые создавались специально для детей. В них реализован педагогический критерий доступности произведения детскому восприятию. В 3-4 классах обучения чтению литературы младшие школьники в основном самостоятельно осваивают тему «Писатели родного края». Им по силам и интересам оказываются как художественные тексты, так и очерки творчества, помещённые в хрестоматию. На урок литературного краеведения учащиеся 3-4 классов приходят с уже прочитанными заранее произведениями, чтобы в совместной работе с учителем на уроке углубить возникшие в самостоятельной работе читательские впечатления. Для чтения в 3-4 классах отобраны и те авторы, которые специально для детей произведений не создавали, в отличие от 1-2 классов, где читались тексты детской литературы. Произведения общей литературы требуют комментируемого чтения, усиленной словарной работы (со сносками, по словарям), эвристической беседы. Решающее значение на этом этапе имеет умение учащихся рассуждать, цитировать, строить полные связные ответы – отзывы по прочитанным произведениям. Уроки по творчеству тамбовских писателей носят обучающий характер, имеют цель мотивировать детей на поиски в библиотеках книг названных авторов и других писателей-земляков. |
7. Структура программы | Программа включает два раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по классам. |
8. Требования к результатам | Обучающие научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться:
Ожидаемые результаты формирования УУД В области познавательных общих учебных действий Обучающие научатся:
В области коммуникативных учебных действий Обучающие научатся: В рамках коммуникации как сотрудничества:
В рамках коммуникации как взаимодействия:
В области контроля и самоконтроля учебных действий Обучающиеся получат возможность научиться:
|
9. Формы организации учебного процесса | Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, группах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочной (домашняя работа) |
10. Итоговый контроль | Проводится текущий контроль. |
11. Объем и сроки изучения | 1 час - в 2 недели, 17 часов: I четверть - 4ч. IIчетверть - 4ч. IIIчетверть -5ч. IVчетверть -4ч |
12. Литература |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
1 класс.
№ урока | Содержание учебного материала | Количество часов | Знать, уметь | УУД | План | Факт |
1-2. | Жизнь и творчество А.М.Акулинина. | 2 | - знать писателей родного края и их произведения; - уметь чувствовать и понимать образный язык произведения, выразительные средства, создающие художественный образ; - применять знания для расширения кругозора | Анализировать произведение, находить ответы на вопросы в тексте Работа с информацией: выбор нужной информации Работа с информацией: деление текста на части; нахождение главного героя Анализировать информацию, передавать информации устным путем Работа с информацией: читать по цепочке, понимать смысл прочитанного Осуществлять осмысленное чтение. Аргументировать свой ответ на вопрос, доказывать строчками из текста Выразитель читать текст, интонировать в соответствии со знаками препинаний | ||
3-4. | А.М.Акулинин. Одно имя на двоих. | 2 | ||||
5-6. | А.М.Акулинин. Катькин урок. | 2 | ||||
7-8. | А.М.Акулинин. Кукольный класс. | 2 | ||||
9-10. | А.М.Акулинин. Как боролись с двойкой. | 2 | ||||
11-12. | А.М.Акулинин. Анисовые яблоки. | 2 | ||||
13-14. | А.М.Акулинин. Свои загадки. | 2 | ||||
15-16. | Обобщающий урок по творчеству А.М.Акулинина. | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
2 класс.
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Знать, уметь | УУД | План | Факт |
1-2 | Жизнь и творчество Т.Л.Курбатовой. Бабье лето. Весёлая капель. | 2 | - знать писателей родного края и их произведения; - уметь воссоздавать художественные образы литературного произведения; работать с различными типами текстов; - уметь полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; - применять для обогащения чувственного опыта ребёнка, его реальных представлений об окружающем мире и природе. | Анализировать произведение, находить ответы на вопросы в тексте Работа с информацией: выбор нужной информации Работа с информацией: деление текста на части; нахождение главного героя Анализировать информацию, передавать информации устным путем Работа с информацией: читать по цепочке, понимать смысл прочитанного Осуществлять осмысленное чтение. Аргументировать свой ответ на вопрос, доказывать строчками из текста Выразитель читать текст, интонировать в соответствии со знаками препинаний | ||
3-4 | Т.Л.Курбатова. Маме. Облака. Ромашковая Русь. | 2 | ||||
5-6 | Т.Л.Курбатова. Пылая, алая заря. Рано утром к нам в окошко. | 2 | ||||
7-8 | Т.Л.Курбатова. Новогодняя сказка о проделках Бабы-Яги | 2 | ||||
9-10 | Жизнь и творчество Г.А.Попова.Г.А.Попов. Дятел. Кукушка. | 2 | ||||
11-12 | Г.А.Попов. Соловей. Лось. Моем полы. | 2 | ||||
13-14 | Г.А.Попов. Маша. Сосулька. | 2 | ||||
15-16 | Г.А.Попов. Тучка. В октябре. Куклы. | 2 | ||||
17-18 | Г.А.Попов. Загадки. | 2 | ||||
19-20 | Г.А.Попов. Считалочки. | 2 | ||||
21-22 | Г.А.Попов. Как звери спали зимой. Сказка. | 2 | ||||
23-24 | Г.А.Попов. Подружились. Сказка. | 2 | ||||
25-26 | Г.А.Попов. Премудрый пескарь. Сказка. | 2 | ||||
27-28 | Г.А.Попов. Сто лет для дедушки. Рассказ. | 2 | ||||
29-30 | Г.А.Попов. Друг подвёл. Рассказ. | 2 | ||||
31-32 | Г.А.Попов. Скачки. Рассказ. | 2 | ||||
33-35 | Г.А.Попов. Кем быть? Рассказ. Обобщающий урок по творчеству Г.А.Попова. | 3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
3 класс.
№ урока | Содержание учебного материала | Количество часов | Знать, уметь | УУД | сроки изучения |
Жизнь и творчество С.С. Милосердова. С.С.Милосердов. Колосья. | 1 | - знать писателей родного края и их произведения; - уметь читать наизусть отрывки из стихов поэтов своего края; - развивать кругозор учащихся и любовь к своему краю; - уметь полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; - применять для обогащения чувственного опыта ребёнка, его реальных представлений об окружающем мире и природе. | Анализировать произведение, находить ответы на вопросы в тексте Работа с информацией: выбор нужной информации Работа с информацией: деление текста на части; нахождение главного героя Анализировать информацию, передавать информации устным путем Работа с информацией: читать по цепочке, понимать смысл прочитанного Осуществлять осмысленное чтение. Аргументировать свой ответ на вопрос, доказывать строчками из текста Выразитель читать текст, интонировать в соответствии со знаками препинаний | ||
С.С.Милосердов. Родники. Июль. | 1 | ||||
С.С.Милосердов. Солома. Колыбель. Деревья. | 1 | ||||
Обобщающий урок по творчеству С.С.Милосердова.. | 1 | ||||
Жизнь и творчество П.Ф.Шаповалова. От автора. | 1 | ||||
П.Ф.Шаповалов. Необыкновенные свидания. Уточка. | 1 | ||||
П.Ф.Шаповалов. Обманчивые ягоды. | 1 | ||||
П.Ф.Шаповалов. Свет весны. Раненая мать. | 1 | ||||
Жизнь и творчество И.В.Шамова. И.В.Шамов. О себе. | 1 | ||||
И.В.Шамов. Тополёк. Первый луч. | 1 | ||||
И.В.Шамов. Заря космической весны. | 1 | ||||
И.В.Шамов. Русский лес. Моя Россия. | 1 | ||||
Обобщающий урок по творчеству И.В.Шамова. | 1 | ||||
Жизнь и творчество М.А.Белаховой. М.А.Белахова. Драгоценный груз. | 1 | ||||
М.А.Белахова. Пожар в самолёте. Ничего особенного. | 1 | ||||
М.А.Белахова. Дела попутные. Обобщающий урок по творчеству М.А.Белаховой. | 1 | ||||
Обзор творчества писателей Тамбовской области. | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
4 класс.
№ урока | Содержание учебного материала | Количество часов | Знать, уметь | УУД | сроки изучения |
Биография и творчествоИ.С.Кучина. | 1 | - знать писателей родного края и их произведения; - уметь читать наизусть отрывки из стихов поэтов своего края; - развивать кругозор учащихся и любовь к своему краю; - уметь полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; - применять: при чтении художественных произведений в конкурсах выразительного чтения. | Анализировать произведение, находить ответы на вопросы в тексте Работа с информацией: выбор нужной информации Работа с информацией: деление текста на части; нахождение главного героя Анализировать информацию, передавать информации устным путем Работа с информацией: читать по цепочке, понимать смысл прочитанного Осуществлять осмысленное чтение. Аргументировать свой ответ на вопрос, доказывать строчками из текста Выразитель читать текст, интонировать в соответствии со знаками препинаний | ||
Избранные произведения И.С.Кучина. Девятое мая. | 1 | ||||
И.С.Кучин. Скворец. Летят грачи. | 1 | ||||
И.С.Кучин. Откровенный разговор. Земляки. Мне казалось. Обобщающий урок по творчеству И.С.Кучина. | 1 | ||||
Жизнь и творчество А.Д.Жарикова. | 1 | ||||
А.Д.Жариков. Повесть о маленьком сержанте. | 1 | ||||
А.Д.Жариков. Гвардии сержант Володя Валахов. | 1 | ||||
А.Д.Жариков. Юные партизаны. Обобщающий урок по творчеству А.Д.Жарикова. | 1 | ||||
Биография и творчество А.Е.Шилина. | 1 | ||||
Творчество А.Е.Шилина. А.Е.Шилин. Первый подвиг. | 1 | ||||
А.Е.Шилин. Две минуты. Обобщающий урок по творчеству А.Е.Шилина. | 1 | ||||
Биография и творчество. В.Т.Дорожкиной. | 1 | ||||
Избранные стихотворения В.Т.Дорожкиной. С малой родиной я говорю. | 1 | ||||
В.Т.Дорожкина. Какая удивительная сила. Хлеб. Я знаю. Я не люблю. | 1 | ||||
В.Т.Дорожкина. Поздняя весна. | 1 | ||||
В.Т.Дорожкина. В селе Татаново. Друг к другу надо быть добрее. | 1 | ||||
В.Т.Дорожкина. Есть губернии краше. Обобщающий урок по творчеству В.Т.Дорожкиной. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-обобщение к разделу «Писатели—детям» для 2 класса.
На уроке мы вспомним детских авторов и их произведения, с которыми мы познакомились в разделе "Писатели - детям", поиграем в литературные игры, проведем диагностику скорости чтения....
викторина по литературному чтению по теме "Поэты и писатели - детям" 2 класс
Викторина по литературному чтению по теме "Поэты и писатели- детям". Урок обобщения. 2 класса. УМК "Школа России"...
Тест по литературному чтению по теме "Писатели -детям"
Тест можно использовать в целях проверки знаний по теме "Писатели - детям"...
Писатели детям.
Расширить знания учащихся о творчестве изученных писателей. Учить составлять вопросы, умению высказывать свое мнение.развивать творческие способности детей. Воспитывать интерес к урокам литературы, чу...
презентация для классного часа "Писатели детям"
В презентации подобран наглядный материал для проведения классного часа......
Рабочая программа Тамбовские писатели детям
Рабочая программа Тамбовские писатели детям...
Рабочая учебная программа по модулю литературного чтения «Тамбовские писатели – детям»
Курс «Тамбовские писатели – детям» является модулем курса литературного чтения в начальной школе и изучается во втором полугодии 1-4 классов в объеме 1 ч. в неделю.Рабочая программа к курсу «Тамбовски...