Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности
статья по чтению

Проблема формирования читательской грамотности младших школьников существовала всегда. Просто в последнее время в мире отечественных и международных исследований она приобрела новое звучание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Проблема формирования читательской грамотности младших школьников существовала всегда. Просто в последнее время в мире отечественных и международных исследований она приобрела новое звучание.

С периодичностью один раз в пять лет проводится исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это международное сопоставительное исследование читательской грамотности. Проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Национальным координатором реализации исследования PIRLS в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».

Цель исследования :

Сопоставление уровня навыков чтения и понимания текста четвероклассниками различных стран мира, а также выявление различий в методике обучения читательской грамотности в национальных системах образования.

Оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации.

В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:

  • нахождение информации, заданной в явном виде;
  • формулирование выводов;
  • интерпретация и обобщение информации;
  • анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Многие педагоги связывают качество чтения учащихся в первую очередь с количеством часов, отведенных на уроки чтения. Однако важно не столько количество времени на обучение чтению, сколько качество проводимого  обучения, профессионализм учителя, используемые методы обучения, то есть эффективность и разумность использования времени на уроке. В своем выступлении акцент сделаю на формировании читательских умений младших школьников при первичном и вторичном восприятии текста.

Методические приемы, способствующие пониманию образа-персонажа

Художественные средства создания образа-персонажа

Методические приемы, способствующие пониманию образа-персонажа

1. Изображение поступков персонажа как основное средство создания характера.

1. Перечитывание и выборочный пересказ текста с целью выявления мотивов и последствий поступков персонажа.

2. Изображение внутреннего мира героя, его размышлений, переживаний, внутренней речи.

2. Перечитывание, выборочный пересказ с целью акцентировать внимание читателя на внутреннем мире героя, на что ребенок мало обращает внимания при самостоятельном чтении. 9 Сопоставление внутренних переживаний персонажа и его поступков.

3. Изображение внешней речи персонажа как одного из основных средств характеристики героя.

3. Чтение по ролям. Работа над выразительностью речи персонажа. Анализ авторских ремарок.

4. Изображение портрета персонажа (внешний вид, мимика, одежда).

4. «Расшифровка» внешности героя, его мимики, жестов, с целью выявления внутреннего состояния и характера персонажа.

5. Изображение природы (пейзаж) и окружающей обстановки (интерьер) как средства косвенной характеристика внутреннего мира и характера персонажа.

5. Анализ пейзажных зарисовок и предметов окружающей обстановки с целью углубить представления о персонаже.

6. Изображение персонажа в его сложных отношениях с окружающими людьми.

6. Выявление отношений с другими персонажами.

7. Создание индивидуального, неповторимого характера.

7. Создание развернутой характеристики героя по определенному плану. Творческий пересказ от лица героя с целью выявления его характера и внутренних переживаний.

Стараюсь использовать нестандартные формы уроков.  Принципы таких уроков:

  • отказ от шаблонов в организации урока;
  • максимальное вовлечение учеников в активную деятельность;
  • применение различных форм групповой работы;
  • не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального фона урока;
  • создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;
  • уважительное отношение к детскому знанию и незнанию; оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;
  • использование оценки не только в качестве результирующего, но и формирующего инструмента.

Для того чтобы на уроке возникла свободная, творческая атмосфера и возможность проявить способности, задания должны быть необычными: развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность; отличаться уровнем сложности; иметь практическую значимость и межпредметное содержание; быть занимательными по форме, содержанию, сюжету или способу решения; иметь неожиданный результат.

Виды заданий: викторина; узнай героя по описанию; какой герой говорил такие слова; расставь события по порядку; заполни пропуски в таблице; предметы и их хозяева (соедини стрелкой); загадки про героев; восстанови описание; кроссворды; крылатые слова и выражения; исправь ошибки в записках сказочных героев; тесты; цифровой диктант; определи название произведения по его главной мысли; анаграммы; определи название произведения по его отрывку; вычеркни лишних; вспомни стихотворение, допиши пропущенные слова.

К таким урокам тщательно готовлюсь: даю предварительные задания, объясняю построение урока, роль и задачи каждого учащегося; готовлю наглядные пособия, дидактический материал. Предусматривается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных учащихся, характера и способностей обучающихся, получивших конкретное задание, последовательность операций.

Нестандартные задания для 1 класса

1.Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ

Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

2. Прочитай слова без лишнего слога

тюсалень  леонапард  лягушлика  дязател  инжидюк кастфурюля  скотывородка  повабурёшка  серчавиз кадыпуста  уктюроп  петщерушка  саголат  ребядис пефонал  карерандаш  альцыбом  ручщока  портрыфель косдятюм  брюлаки  плавытье  футсыболка  юблика сажипоги  туфдули  тапчуки  ботинрыки  сандапели метцыро  автомобус  трамрявай  тролфилейбус  такфуси строикутель   профодавец   кондимытер    офижуциант

3.Читай только первые слоги. Какие слова получились?

 канат  лентяй  дача рисунок сани  ракета  фантазия концерт  феникс  тарелка фикус  аллея  карандаш таблетка  лимон  царевна кабинет  пират  танцы калина  лейка  доска  коптильня театр  леопард  фонтан шахтёр  магазин  тысяча соловей  барабан  камень

4.В каждой строчке найди 5 слов ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл ялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапры ййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадиольтелевизорячсмить бфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъ чсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокц итвстречаииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю

5.Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

оядлео                лушкяга              змлнеякиа       фрноаь               сзтекроа              пиодмор сзакка                уебинчк               пдосонулх  кхнуя                 склоьуса              сжнниека птальо                иукгшри              бдлеуьзор пгоири               пкудоша              согеивнк алатс                  мреавуй               пцогвуиа

Если детям трудно составлять эти слова, можно начинать это упражнение с подсказкой.

6.Прочитай слова, вернув буквы на место.

Мы обычные слова,

 Всех нас знает каждый.

 Мы содержим буквы А

 Трижды или дважды

Иногда всего одну

(Только не в начале).

Но сегодня  - ну и ну!-

Все они сбежали.

 слт        сткн       звтрк         крн бнн       срфн      квдрт        ткнь прд       брбн      мскрд        флг хлт        крмн     крндш       мрт       бгж       тркн      пргрф        зкз       срй        клсс      крнвл        пнм брн       шлш      згдк           пст кнт        стрт      срнч          тхт плт        скзк      тлнт          плн

Такого плана задания нацелены на развитие у школьников учебной самостоятельности и интеллектуальной инициативности. Они имеют комплексный характер, т.е. инициируют выполнение предметных действий в единстве с универсальными учебными действиями: рефлексивно осознавать изменения в предлагаемых условиях, поставленную задачу, планировать способ действия в измененных условиях, осуществлять взаимный и самоконтроль и самооценку, извлекать информацию из учебных текстов заданий.  

Источники:

1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/04/02/master-klass-formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti

2. https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201449

3. http://iro.gomel.by/images/doc/seminary/chit_gram.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....

«Компьютерная грамотность, как компонент функциональной грамотности в школе»

Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних школьников и педагогов большого запаса разнообразн...

Технология формирования читательской грамотности у учащихся как одного из компонентов функциональной грамотности.

Представление опыта работы по использованию технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н. Светловской....

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Читательская грамотность — это уровень владения навыками чтения и понимания текста. Она включает в себя способность правильно произносить слова, понимать и интерпретировать прочитанное, а т...