Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)

Измайлова Лариса Алексеевна

   Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования универсальных учебных действий, разработана в рамках УМК «Перспектива»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_literaturnoe_chtenie_1_klass.docx438.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Школа-сад №7»

                                                                                                                                          Приложение

                                                                                            к основной образовательной программе

                                                                                                           основного общего образования

                                                                                                     Приказ № ___от «__» ______2019 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

______________________________

Протокол №__от «___» ____2019 г.

Руководитель МО

_________________________Ф.И.О.

_______________________ подпись

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического совета

Протокол №___от «___» ____2019 г.

Председатель МС

________________________Ф.И.О.

_______________________ подпись

           СОГЛАСОВАНО

     Зам. директора по УР

______________ Ф.И.О.

«___» _________2019 г.

_____________ подпись

.

.

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

учебного курса «Литературное чтение»

Класс: 1

Уровень образования: начальное общее образование

Срок реализации программы -2019/2020 гг.

Количество часов по учебному плану:

всего – 132 ч/год; 4 ч/неделю

Планирование составлено на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы Литературного чтения. 1-4 классы / Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, Г.В.Горецкого

Учебник: Азбука: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х частях для 1класса, Литературное чтение, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х частях для 1 класса– М.: Просвещение, 2017г

Рабочую программу составила: Измайлова Лариса Алексеевна, учитель начальных классов

Ханты-Мансийск

 2019

                                                  Пояснительная записка

   Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования универсальных учебных действий.

Рабочая программа разработана в рамках УМК «Перспектива», на основе авторской программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В.

Изучение предмета «Литературное чтение» начального общего образования базового уровня направлено на достижение следующих целей:

-развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

-приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

-обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

-введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Для достижения поставленных целей изучения литературного чтения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

-освоение общеучебных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

-помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;

-воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;

-воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений.

Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительная записка к курсу, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Учебный комплект (Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.) Азбука. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Творческая тетрадь.1 класс. М.: Просвещение, 2015 Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградова «Литературное чтение 1 класс в 2-х частях издательство «Просвещение «Москва» 2015 г. На изучение литературного чтения отводится 132 часа в год (4 часа в неделю).

                              

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Результаты освоения 1 года обучения

Личностные результаты

 Обучающиеся научатся:

• называть место, где родился и вырос, составлять небольшой текст о природе родного края, о семье, родителях;

• понимать свою принадлежность к определенному народу России; с уважением относиться к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов; знать и рассказывать о традициях своей семьи. Проявлять заботу к своим близким, с уважением относиться к родителям, помогать младшим; называть произведения разных народов, в которых тоже рассказывается о семье, о маме, об отношении детей к маме;

• размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям;

• понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о пословицах и поговорках, произведениях К. Ушинского, Л. Толстого и других; и чтения произведений на уроках «Литературного чтения» о дружбе, об отношениях между людьми, об отношениях к животным и т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

• проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней;

•понимать значение новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни; ответственно относиться к урокам «Литературного чтения», беречь учебник, тетрадь, бережно относиться к книгам, предназначенным для самостоятельного чтения;

•понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;

•относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его обычаям и традициям;

•относиться с уважением к родному языку.

Метапредметные результаты

 Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

• читать планируемые результаты на шмуцтитулах учебника и обсуждать их под его руководством учителя;

• понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.);

• планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планирования действий.

•контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;

• оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале);

•определять границы известного и неизвестного под руководством учителя: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя.

• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата; анализировать причины успеха/неуспеха  с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;

• осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня все получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.;

•стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с помощью учителя).

Обучающиеся получат возможность научиться:

• принимать общие цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах, обсуждать их совместно с учителем;

• понимать учебную задачу урока, воспроизводить еѐ в ходе урока по просьбе и под руководством учителя.

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

•осуществлять простейшие логические операции:

1) сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно-познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные;

2) группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же тему, одного автора, по заданному основанию (жанр), исключить лишнее (книгу, не соответствующую теме);

3) классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям о дружбе);

•находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание;

•работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю;

•соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными

способами;

• выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

• группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

• сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

•отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;

• создавать связанное высказывание из 3-4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;

•участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;

•внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чем он говорит;

•участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точку зрения).

Обучающиеся получат возможность научиться:

•задавать уточняющие вопросы на основе образца;

•принимать участие в коллективной работе (распределять роли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежливые слова);

• подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме проекта, оформлять 2-3 слайда.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся

Обучающиеся получат возможность научиться:

Виды речевой и читательской деятельности

• слушать сказки, стихотворения, рассказы в исполнении мастеров художественного слова;

• заучивать наизусть небольшие стихотворные произведения;

• обмениваться впечатлениями от прочитанного;

• читать в темпе не менее 30-40 слов в минуту, сознательно и правильно;

• отвечать на вопросы по содержанию текста;

• находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание ребёнка;

• пересказывать знакомые сказки;

• воспроизводить содержание небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы;

• сосредотачиваться на чтении текста;

• слушать собеседника; громко, чётко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении;

• делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения;

• грамматически правильно, эмоционально и содержательно строить высказывания;

• доброжелательно и внимательно относит к собеседнику – сверстнику и взрослому;

• читать слова более сложной слоговой структуры; соотносить содержание произведения;

• понимать значения слов и выражений исходя из контекста.

• соблюдать интонацию различных типов предложения

• наблюдать за языком художественного произведения; доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение.

Творческая деятельность

• воспроизводить диалоговые сцены из прочитанных произведений;

• сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом;

• сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом;

• различать сказку, рассказ и стихотворение.

• придумывать свой вариант развития сюжета сказки;

• передавать свои впечатления в устной речи и через рисунок;

• сравнивать художественные тексты с произведениями художников и музыкантов.

Литературоведческая пропедевтика

• читать наизусть 3-4 стихотворных произведения классиков русской литературы;

• называть автора и заглавие 3-4 прочитанных книг;

• называть имена и фамилии 3-4 писателей, произведения которых читали в классе;

• высказывать собственное мнение о прочитанном, эмоционально откликаться на прочитанное;

• внимательно относиться к авторскому слову в художественном тексте.

• наблюдать за языком художественного произведения;

• находить слова, помогающие ярко и точно изображать природу;

• отличать прозаический текст от поэтического;

• распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанным учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, при этом замедлять его или ускорять в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко), по опорным словам, или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменого диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодические издания (журналы, газеты), справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать)картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия Родина, представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека, как самого себя; умение применить их в повседневном общении. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-познавательными и другими видами текстов. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые (опорные) слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный во), отражение в нём основной мысли и её доказательство(объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энцикло-педическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня - общее представление o жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

 

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В период адаптации проводится курс «Введение в школьную жизнь». Из литературного чтения на данный курс выделено 10 часов из «Добукварного периода».

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1 класс

Обучение грамоте

92 часа

1

Добукварный период

20 часов

2

Букварный период

64 часа

3

Послебукварный период

8 часов

Чтение

         40 часов

1

Вводный урок

1 час

2

Книги -  мои друзья

3 часа

3

Радуга-дуга

5 часов

4

Здравствуй, сказка

6 часов

5

Люблю все живое

6 часов

6

Хорошие соседи, счастливые друзья

7 часов

7

Край родной, навек любимый

10 часов

8

Сто фантазий

2 часа

Итого:

132 часов

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОЬУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ)

п/п

урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Примечания

Добукварный период (20 ч.)

«Азбука». «Давайте знакомиться!»

1

Введение в школьную жизнь. «Давайте знакомиться!»

2

Введение в школьную жизнь. Мы теперь ученики. Книжки-мои друзья

3

Введение в школьную жизнь. Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении

4

Введение в школьную жизнь. Номинативная функция слова. Слова -  названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением

5

Введение в школьную жизнь. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация.

    6

Введение в школьную жизнь. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. Общение без слов

7

Введение в школьную жизнь. Как понять животных? Язык животных, их движения, позы. Рассказы в картинках

8

Введение в школьную жизнь. Разговаривают ли предметы? Слова и предметы

9

Введение в школьную жизнь. Предыстория письменной речи. Путешествие по городу.

 10

Введение в школьную жизнь. В Цветочном городе. Знаки охраны природы

11

Как найти дорогу? Дорожные знаки.

12

Оформление сообщений с помощью схем. Удивительная встреча. Звездное небо. Загадочное письмо

13

Мир полон звуков. Звуки в природе

14

Как звучат слова?

15

Гласные и согласные звуки

16

Твёрдые и мягкие согласные  

17

Звучание и значение слова.

18

Слова и слоги. Ударение в слове.  Слово и предложение

19

Слово и предложение

20

Повторение - мать учения

Букварный период (64ч.)

«Азбука». «Страна «АБВГДейка»

21

Звук [а]; буквы А, а

22

Звук [ о ]; буквы О, о

23

Звук [у]  и буквы У, у.

24

Закрепление изученного о гласных звуках

25

Звук [и]; буквы И, и

26

Звук [ ы] ; буква  ы

27

Звук [ э] ; буквы  Э, э

28

Закрепление изученного о гласных звуках

29

Узелки на память. Повторение изученных букв

 30

Узелки на память. Повторение изученных букв

31

Закрепление изученных букв

32

Закрепление изученных букв

33

Звуки [м], [м']; буквы М, м

34

Звуки [с], [с']; буквы  С, с

 35

Звуки [н]. [н'] ; буквы Н, н

36

Звуки [л], [л'] ; буквы Л, л

37

Чтение предложений и текстов. Игры со словами

38

Звуки [т], [т'] ; буквы Т, т

39

Звуки [к], [к']; буквы К, к. Слова с буквами К, к

40

Упражнения в чтении. Игры со словами.

41

Узелки на память. Повторение изученных букв

42

Звуки [р], [р'];   буквы Р, р

43

Звуки [в] ,[в'] ; буквы В, в

44

Звуки [п], [п‘]; буквы П, п

45

Звуки [г],[ г'] ; буквы Г, г

46

Парные по глухости – звонкости звуки [г] - [ к], [г΄] - [ к΄]

47

Упражнение в чтении. Игры со словами

48

Буквы е  в начале слова  и после гласных

 49

Буквы  ё  в начале слова  и после гласных.

50

Обозначение мягкости согласных буквами е, ё. Чтение слов с буквами е, ё

51

Чтение слов с изученными буквами

52

Узелки на память. Игры со словам

53

Звуки [б], [б'] ; буквы Б, б. Парные  по глухости – звонкости звуки [б] -  [п], [б΄] -  [п΄]

54

Звуки [ з],[з'] ; буквы З ,з

55

Парные  по глухости – звонкости звуки [з] -  [с], [з΄] -  [с΄]. Упражнения в чтении

56

Повторение  - мать учения

 57

Звуки [д ],[д'] ; буквы Д, д. Парные  по глухости – звонкости звуки [д] -  [т], [д΄] -  [т΄] (с.12 -13)

58

Звук [ ж] ; буквы Ж, ж. Правописание слов с буквосочетанием жи

59

Мои первые книжки

60

Загадки слов. Весёлые картинки

   61

Узелки на память. Игры со словами

   62

Буква  я в начале слова и после гласных.

 Обозначение мягкости согласных с помощью буквы я

63

Составление рассказа по картинкам. Игра в слова

64

Звуки [х],[х'], буквы Х,х

65

Мягкий знак – показатель мягкости согласных

 66

Звук [й'], буквы Й, й

67

Буква ю   в начале слова и после гласных

68

Обозначение мягкости согласных буквой ю. Приговорки, игры, загадки, песенки

69

Узелки на память.  Упражнения в чтении

70

Звук [ш] ; буквы Ш, ш. Правописание слов с буквосочетаниями  жи –ши  

71

Звук [ч'] ; буквы Ч ,ч. Правописание слов с буквосочетаниями ча – чу

 72

Звук [щ'] ; буквы Щ, щ. Правописание слов с буквосочетаниями  ча – ща, чу – щу

Вн. чт. Башкирские загадки

73

Чтение текстов о хлебе. Наблюдения над словами

74

Звук [ц] ; буквы Ц ,ц

 75

Звуки [ф],[ ф'] ; буквы Ф, ф. Парные  по глухости – звонкости звуки [в] -  [ф], [в΄] -  [ф΄]

76

Разделительные ъ и ь знаки

77

Узелки на память. Упражнения в чтении. Наблюдение над словами

78

Повторение – мать учения. Слово — это знак. Значение слова

79

Старинные азбуки и буквари

80

По страницам старинных азбук         

81

Читаем сами. Народная пословица

82

Обращение Л. Толстого к учащимся Яснополянской школы.

83

Проверка читательских умений.

84

Упражнения в чтении.

Послебукварный период.

«Азбука».  «Про всё на свете» (8ч.)

85

Про все на свете

 86

С чего начинается общение?

87

Умеет ли разговаривать природа?

88

Что, где, когда и почему? Удивительное рядом

89

Чтобы представить слово. Об одном и том же по- разному

90

Книга природы. Сравни и подумай

91

Большие и маленькие секреты. Волшебство слова. Считалки, сказки, загадки

 92

Семейное чтение

Литературное чтение (40 ч.)

93

Вводный урок. Знакомство с учебником.

Книги - мои друзья (3 ч.)

94

Введение в содержание раздела. С. Маршак «Новому читателю». Внеклассное чтение.  Вeceлые стихи.

95

С. Михалков. Как бы жили мы без книг? А.С. Пушкин.

96

Наш театр. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа.

Радуга – дуга (5 ч.)

97

Введение в содержание раздела. Песенки разных народов 

98

Загадки Пословицы и поговорки разных народов.

99

Мы идём библиотеку.  Произведения устного народного творчества. Выставка книг.

100

Наш театр. Английская народная песенка. «Перчатки».  Проект «Произведения устного народного творчества»

101

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Здравствуй, сказка! (6 ч.)

102

Введение в содержание раздела. Проект «Моя любимая сказка»

103

Жили-были буквы. Г.Юдин «Почему «А» первая». Т. Коти «Катя и буквы». Сравнение авторской и народной сказок.

104

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Л.Пантелеев «Две лягушки»

105

И. Гамазкова «Живая азбука». Татарские народные сказки «Три дочери», «Два лентяя».

106

Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха». Наш театр. С. Михалков «Сами виноваты».

107

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа

Люблю всё живое (6ч.)

108

Введение в содержание раздела. В.Лунин «Никого не обижай». Е.Благинина «Котенок». Л.Толстой «Пожарные собаки».

109

Приемы звукописи как средство создания образа. И.Токмакова «Лягушки», «Разговор синицы и дятла». В.Бианки «Разговор птиц в конце лета»

110

«Мы в ответе за тех, кого приручили...» И.Пивоварова «Всех угостила». Заучивание С.Михалков «Зяблик». Н.Сладков «Без слов».

111

Книги о природе и животных. Л.Толстой «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных». С.Маршак «В зоопарке».

112

Б.Житков «Вечер». Наш театр. С.Маршак «Волк и лиса».

113

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа

Хорошие соседи, счастливые друзья (7 ч.)

114

Введение в содержание раздела. С.Михалков «Песенка друзей», М.Танич  «Когда мои друзья со мной». А.Барто «Сонечка».

115

Характеристика героя произведения. Е.Пермяк «Самое страшное». В.Осеева «Хорошее».

116

Книги о детях. Э.Шим «Брат и младшая сестра»

117

Е.Благинина «Паровоз, паровоз, что в подарок нам привез?..». В.Лунин «Мне туфельки мама вчера подарила…»

118

Наш театр. Заучивание М.Пляцковский «Солнышко на память». Ю.Мориц «Это-да! Это-нет!»

119

Л.Толстой «Не лениться», «Косточка».

120

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа

Край родной, навек любимый (10 ч.)

121

Введение в содержание раздела. П.Воронько Лучше нет родного края».

122

Стихотворения русских поэтов о родной природе. Природа в произведениях русских художников.

123

Стихотворения русских поэтов о родной природе. Природа в произведениях русских художников.

124

Выразительное чтение. Сравнение произведений литературы и живописи.

125

Образ природы в литературной сказке. В. Сухомлинский «Четыре сестры». Сочинение сказки.

126

В.Берестов «Любили тебя без особых причин…». Г.Виеру «Сколько звезд на ясном небе!». Заучивание Н. Бромлей «Какое самое первое слово?»

127

А.Митяев «За что люблю маму». Заучивание В.Берестов «Стихи для папы».

128

Е.Пермяк «Первая рыбка». Рассказ о своей семье.

129

И.Косяков «Все она». Л.Толстой «Мальчик и отец». К.Ушинский «Лекарство».

130

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа

Сто фантазий (2 ч.)

131

Введение в содержание раздела. Р.Сеф «Совершенно непонятно». В. Маяковский «Тучкины штучки». Ю. Мориц «Сто фантазий».

132

Учусь сочинять сам. И.Пивоваров«Я палочкой волшебной тихонько проведу…». Г.Цыферов «Про меня и про цыпленка».

Материально-техническое обеспечение программы:

1. «Азбука АБВГДейка», Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.,   М.: «Просвещение», 2011год.

2.Методическое пособие «Обучение грамоте», Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. / М.: «Просвещение», 2011 год.

3. Учебник «Литературное чтение. 1 класс» авторы Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Изд-во «Просвещение», 2011г

4.  Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 1 класс» авторы Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Изд-во «Просвещение», 2011г

 5.  Уроки чтения. 1 класс.  Методическое пособие. Л.Ф.Климанова. М.: «Просвещение», 2011г

 6. Тамбовские писатели - детям: Хрестоматия для чтения в 1-4 классах общеобразовательной школы/ Составитель Г.М. Первова. В 2-х частях. Ч. I: 1-2 классы. - Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2008. - 144 с.

 7. СD «Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой «Азбука»

 8.  СД «Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение»

 9.Технические средства: проектор, компьютер, экран.

5. Контрольно-измерительные материалы для 1 класса

по литературному чтению

 (входной контроль).

Вариант I.

Уровень А.

1А.  Среди записанных символов найди и назови  буквы.

  1. +              2) Н                 3) §                   4) А                   5) ?

2А.  

Выбери букву, с которой начинаются эти слова.        

  1. А                         2) К                            3)  Н                         4) У

3А.  Выбери слоги, в которых слышится звук [ а ].

  1. ну                  2) по                3) ба                    4) ли                    5) та

4А.  Нарисуй столько кружков, сколько услышишь слов в пословице.

                                 После драки много храбрых.

Уровень В.

5В.  Выбери слово, соответствующее картинке.

                     

  1. утка                   2) бабочка                      3) яблоки                       4) абрикосы

6В.  Выбери только слова.

  1. сок                        2) сла                     3) ку                    4) куст            5) кот

7В. Выбери только имена девочек.

  1. Миша                   2) Таня                    3) Костя             4) Андрей          5) Оля    

8В.   Как зовут этого литературного персонажа?

       

  1. Колобок           2) Кот в сапогах            3)  Буратино             4) Незнайка

Уровень С.

9С. Прочитай и отгадай загадку.

              Сидит дед,

              В семь шуб одет.

              Кто его раздевает,

              Тот слёзы проливает.

  1. огурец                              2) лук                        3) волк

10С.  Прочитай рассказ, в котором пропущено слово.

        Жили-были бабушка с дедушкой. И была у них внучка …. . Она умела читать и писать.

Какое слово пропущено?

  1. Петя                           2) девочка                           3) Маша

11С. Вспомни сказку «Колобок». Колобку на пути встречаются разные животные (заранее подготовлены карточки с названиями этих животных). Расположи их в том порядке, в котором  в сказке они встречались Колобку.

 

Контрольно-измерительные материалы для 1 класса

по литературному чтению

 (входной контроль).

Вариант II.

Уровень А.

1А.  Среди записанных символов найди и назови  буквы.

1)Т             2) !                 3) *                   4) Д                  5) =

2А.  

Выбери букву, с которой начинаются эти слова.        

1)А                         2) К                            3)  М                         4) И

3А.  Выбери слоги, в которых слышится звук [ и ].

  1. но                  2) ри                3) ба                    4) ли                    5) ту

4А.  Нарисуй столько кружков, сколько услышишь слов в пословице.

                                 Правда всего дороже.

Уровень В.

5В.  Выбери слово, соответствующее картинке.

                     

  1. утка                   2) бабочка                      3) яблоки                       4) птичка

6В.  Выбери только слова.

  1. сыр                        2) кры                     3) шар                    4) ту            5) кот

7В. Выбери только имена мальчиков.

  1. Миша                2) Таня                    3) Света             4) Андрей          5) Оля    

8В.   Как зовут этого литературного персонажа?

       

  1. Колобок           2) Кот в сапогах            3)  Буратино             4) Незнайка

Уровень С.

9С. Прочитай и отгадай загадку.

             Под соснами, под ёлками

             Лежит мешок с иголками.

  1. заяц                              2) ёжик                        3) гриб

10С.  Прочитай рассказ, в котором пропущено слово.

        У Бори жил котёнок. Звали его … . Он любил бегать и прыгать.

Какое слово пропущено?

  1. Таня                           2) кот                           3) Пушок

11С. Вспомни сказку «Репка». Расположи героев сказки  в том порядке, в котором  они тянули репку (заранее подготовлены карточки с названиями персонажей сказки).

 

Контрольно-измерительные материалы для 1 класса

по литературному чтению

 (рубежный контроль).

Вариант I.

Уровень А.

1А.  Выбери двусложные слова.

  1. яма                  2) куст                      3) машина                 4) аист

2А.  В каком слове ударный слог второй?

  1. магазин            2) город                  3) овраг                 4) груз

3А.  Назови одним словом.

         Морковь, лук, огурец, помидор – это …

  1. цветы                  2) фрукты                     3) овощи                    4) деревья

4А.  Прочитай.

           Вот ёлка. Там дупло. Это домик белки.

       Что ты прочитал?

  1. слова                          2) предложения                          3) текст

Уровень В.

5В.  Какое слово лишнее? (Отвечает на другой вопрос)

  1. дятел                   2) тополь                 3) ветер                      4) куст

6В.  Соедини линиями пары слов, противоположные по смыслу.

         белый                                          огромный

легко                                            прямой

юноша                                         трудно                    

кривой                                         старик

крохотный                                  чёрный

7В. Какое слово близко по смыслу к слову «грустный»?

  1. больной                  2) старый            3) печальный                   4) маленький

8В.  Выбери  предложение.

  1. У дом стоит дуб большие.
  2. С собакой
  3. По небу плывут облака.

Уровень С.

9С.  В конце какой строчки надо поставить вопросительный знак?

  1. «Что за грохот, что за стук
  2. Сел комар в лесу на сук
  3. Треснул сук под комаром
  4. Вот откуда стук и гром»

                                (С.Я.Маршак)

10С. Допиши слово.

      Кот живёт у нас на крыше,

      А в чулане живут _______________

11С.  Соедини стрелками начало и концовку предложений.

       Труслив как …                           лиса

       Нем как …                                  заяц

       Хитёр как …                              рыба

   

Контрольно-измерительные материалы для 1 класса

по литературному чтению

 (рубежный контроль).

Вариант II.

Уровень А.

1А.  Выбери двусложные слова.

  1. стол                  2) ящик                      3) берёза                 4) лошадь

2А.  В каком слове ударный слог второй?

  1. сапоги             2) лимон                      3) туфли                 4) крокодил

3А.  Назови одним словом.

         Яблоко, груша, персик, абрикос – это …

  1. цветы                  2) фрукты                     3) овощи                    4) деревья

4А.  Прочитай.

           Зина мала. У Зины кукла. Кукла спит.

       Что ты прочитал?

  1. слова                          2) предложения                          3) текст

Уровень В.

5В.  Какое слово лишнее? (Отвечает на другой вопрос)

  1. жук                   2) петух                 3) заяц                      4) огурец

6В.  Соедини линиями пары слов, противоположные по смыслу.

         белый                                          огромный

легко                                            прямой

юноша                                         трудно                    

кривой                                         старик

крохотный                                  чёрный

7В. Какое слово близко по смыслу к слову «весёлый»?

  1. молодой                  2) здоровый                 3) радостный            4) большой

8В.  Выбери  предложение.

  1. Вода река чистый и светлый
  2. С другом
  3. У дома росли сливы

Уровень С.

9С.  В конце какой строчки надо поставить вопросительный знак?

  1. «Возвратился я из Крыма
  2. Мне домой необходимо
  3. Где высокий серый дом
  4. У меня там мама в нём»

                                (А.Л.Барто)

10С. Допиши слово.

      Сонный мишка лёг в кровать,

      Только слон не хочет ____________

11С.  Соедини стрелками начало и концовку предложений.

       Голоден как …                           осёл

       Надут как …                               волк

       Упрям как …                              индюк

   

Контрольно-измерительные материалы для 1 класса

по литературному чтению

 (итоговый контроль).

Вариант I.

Уровень А.

1А. Определи жанр.

         Любишь кататься, люби и саночки возить.

  1. считалка                     2) скороговорка                         3) пословица

2А. Назови автора стихотворения, из которого взят отрывок.

               Паровоз отдать Серёже?

               Он плохой, без колеса…

  1. С.Маршак                          2) А.Барто                             3) В. Берестов    

3А.  Закончи сказочную поговорку.

          Пойди туда – не знаю куда, …

  1. … добрым молодцам урок.
  2. … да не скоро дело делается.
  3. … принеси то, не знаю, что.

4А.  Выбери из списка литературного героя:

     1) Пушкин              2) Чиполлино                  3) лук                      4) Хармс

Уровень В.

5В.  Среди данных текстов найди побасенку.

1) Как у дедушки Егора     2) – Фома,у тебя в доме тепло?    3)Белый как снег,
Вот такая голова...
                  –  Тепло! На печи в шубе          Надутый как мех,
Как у дедушки Егора             Терпеть можно.                           Лопатами ходит,
Вот такие валенки...                                                                     А рогами ест.
Как у дедушки Егора
Вот такие валенки,
Ну, а сам он маленький.

6В.  Прочитай предложение. Найди и зачеркни в нём лишнее слово.

         Два мальчика парой пошли на рыбалку.

7В. Составь и запиши слово по опорным словам. Из первого слова бери первый слог, из второго слова – второй слог и так далее.

Радость, задумал, коряга: _________________________________________________

8Б. Соедини стрелками разного цвета героев произведения, название произведения и его автора.


                                   

                                          «Приключения Незнайки»                       Э.Успенский

                                       

                                          «Доктор Айболит»                                   К.Чуковский

                                       «Дядя Фёдор, пёс и кот»                                Н.Носов                  

                                 

                                     

Уровень С.

9С.  Прочитай текст. Придумай заголовок и запиши.

                                          _________________________________________

Взяли мы по корзине – я большую, а Никита маленькую – и отправились в лес.
И Томка с нами побежал...
И вдруг совсем близко от нас кто-то громко захлопал крыльями. Посмотрели мы за куст, а там ходит у-ди-ви-тель-на-я курочка, ходит и на нас глядит. Пёстренькая такая, мохнатые лапки, а на голове чёрный хохол.
– Кто это? – спрашивает Никита.
– Тише, тише, – говорю я ему, – не пугай, это рябчиха.            

(Е.Чарушин)

10С. Найди и подчеркни в тексте завязку и кульминацию.

11С. К какому жанру относится данный текст:

1) рассказ                    2) сказка                   3) стихотворение          4) загадка

     

12С. Сколько персонажей в данном тексте?

1) 2                                      2) 3                               3) 4                                 4) 5

Контрольно-измерительные материалы для 1 класса

по литературному чтению

 (итоговый контроль).

Вариант II.

Уровень А.

1А. Определи жанр.

         От топота копыт пыль по полю летит.

  1. считалка                     2) скороговорка                         3) пословица

2А. Назови автора стихотворения, из которого взят отрывок.

               На, машина, чашку

               Ешь, машина, кашку…

  1. С.Маршак                          2) А.Барто                             3) В. Берестов    

3А.  Закончи сказочную поговорку.

          Скоро сказка сказывается, …

  1. … добрым молодцам урок.
  2. … да не скоро дело делается.
  3. … принеси то, не знаю, что.

4А.  Выбери из списка литературного героя:

     1) Чуковский              2) Карлсон                  3) ковёр                     4) Хармс

Уровень В.

5В.  Среди данных текстов найди потешку.

1) Как у дедушки Егора   2) – Фома,у тебя в доме тепло?     3)Белый как снег,
Вот такая голова...
                –  Тепло! На печи в шубе            Надутый как мех,
Как у дедушки Егора           Терпеть можно.                             Лопатами ходит,
Вот такие валенки...                                                                     А рогами ест.
Как у дедушки Егора
Вот такие валенки,
Ну, а сам он маленький.

6В.  Прочитай предложение. Найди и зачеркни в нём лишнее слово.

         Алёша поймал щуку, окуня, рыбу и карася.

7В. Составь и запиши слово по опорным словам. Из первого слова бери первый слог, из второго слова – второй слог и так далее.

         Сияние, понедельник, поливает: _________________________________________________

8В. Соедини стрелками разного цвета героев произведения, название произведения и его автора.


                                   

                                        «Крокодил Гена и его друзья»                      Ш.Перро

                                     

                                        «Приключения Буратино»                          Э.Успенский                      

                                                     

                                           

                                            «Кот в сапогах»                                        А.Толстой

Уровень С.

9С.  Прочитай текст. Придумай заголовок и запиши.

                                          _________________________

        Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.
– Конечно, меня, – говорит лошадь, – я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит; пропал бы он без меня совсем.
– Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова, – я всю его семью молоком кормлю.
– Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.
Послушал хозяин этот спор и говорит: "Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте".

(К.Д.Ушинский)

10С. Найди и подчеркни в тексте завязку и кульминацию.

11С. К какому жанру относится данный текст:

1) рассказ                    2) сказка                   3) стихотворение          4) загадка

     

12С. Сколько персонажей в данном тексте?

1) 2                                      2) 3                               3) 4                                 4) 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной школы

Рабочая программа по литературному чтению для 3  общеобразовательного класса составлена на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, ...

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" 3 класс УМК "Школа России" ФГОС

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" 3 класс "Школа России" ( 4 ч. в неделю) ФГОС с УУД....

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.В. Малаховской, Н.А. Чураковой «Литературное чтение» в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательного учреждения  разработана на основании фундаментального ядра Феде­рального государственного образовательно­го стандарта н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Литературное чтение» в 4 классе на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы начального общего образования по лит...

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....