Рабочая адаптированная программа по литературному чтению (вариант 80.2) 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)

Юлия Викторовна Рачкова

Рабочая адаптированная программа по литературному чтению (вариант 80.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021

Скачать:


Предварительный просмотр:

           МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Администрация города Смоленска

МБОУ "СШ № 3"

РАССМОТРЕНО

ШМО учителей начальных классов


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР


УТВЕРЖДЕНО

директор

руководитель ШМО


АДАПТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

(вариант 8.2)

учебного предмета

«Литературное чтение»

для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

        

Составитель: Рачкова Юлия Викторовна

учитель начальных классов

Смоленск 2022

Рабочая программа по обучению литературному чтению школьников с РАС составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с  расстройствами аутистического спектра (РАС) (вариант 8.2) МБОУ «СШ №3».

Программа отражает содержание интегрированного курса обучения литературному чтению школьников с РАС в первом классе с учетом их особых образовательных потребностей. Обучение литературному чтению стимулирует речевое, эмоциональное, когнитивное развитие детей с РАС, улучшает коммуникативные навыки и, таким образом, содействует их социализации.

        С учетом особых образовательных потребностей школьников с РАС основными целями первого года обучения литературному чтению в первом классе будут:

-        организация произвольного внимания и формирование мотивации у школьников с РАС к освоению грамоты,

-        формирование осмысленных навыков чтения и письма,

-        развитие у обучающихся с РАС навыков самостоятельного планирования собственной деятельности и речи и способности следовать намеченному плану,

формирование целостного представления о письменной речи: о том, что буквы являются частями слов, за которыми стоят определенные значения; из слов состоят фразы, а из фраз – тексты, передающие сообщения, выражающие определенные смыслы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Освоение грамоты путем создания «Личного букваря» предполагает создание школьником с помощью взрослых рукодельной книги из отдельных, несброшюрованных листов-заготовок, выполненных типографским способом. Букварь, формируясь в индивидуальной для каждого ученика последовательности, обеспечивает освоение навыков осмысленного чтения и письма печатными буквами. При этом листы-заготовки букваря постепенно наполняются информацией, прежде всего, связанной с самим ребенком, с его жизнью и жизнью его семьи (фотографиями, рисунками, словами, фразами и короткими текстами).

 Создание «Личного букваря» включает в себя работу по двум основным разделам:

1. Изучение букв

2. Глобальное чтение. Слоговое чтение и освоение письма печатными буквами.

Освоение этих разделов происходит параллельно, но на разных уроках. Три урока в неделю посвящаются изучению букв, еще три урока – освоению глобального и слогового чтения. (При использовании программы в первом классе для школьников с РАС, обучающихся по варианту 8.2, имеющих затруднения в освоении грамоты по общеобразовательной программе, количество уроков сокращается до четырех в неделю: два - на изучение букв, и два – освоение глобального и слогового чтения).

Обучение чтению идет в сочетании с обучением письму печатными буквами (с учетом принципа координации устной и письменной речи).

Изучение букв.

В «Личном букваре» существует особая последовательность изучения букв, которая обеспечивает их осмысленное усвоение. В отличие от традиционного букваря, первой осваивается не буква «А», а буква «Я», которой подписывается фотография ребенка, наклеенная на первой странице. Далее осваиваются буквы «А», «М», «П». Данный порядок освоения букв позволяет сразу же научить школьника прочитывать наиболее личностно значимые слова – «я», «мама», «папа». Дальнейшая последовательность изучения букв индивидуальна, и так же ориентирована на понятные и значимые для ребенка личностные смыслы: изучаются буквы имени ученика, имен его ближайших родственников, названий интересных ему животных и предметов. Таким образом, специальная последовательность освоения букв задается необходимостью моментального введения изучаемой буквы в знакомое, интересное ребенку слово.

При изучении каждой буквы реализуются следующие направления работы:

1)        знакомство с фонетической стороной буквы, ее звучанием; освоение умения определять на слух, есть ли изучаемая буква в слове,

2)        опознание буквы по ее изображению (отдельно и в словах),

3)        отработка умения писать изучаемую букву печатным шрифтом,

4)        формирование представления о букве, как о части слова: умения опознавать изучаемую букву в начале, середине, конце слова, вписывать изучаемую букву на нужное место в слово, придумывать слова с изучаемой буквой.

Знание о букве, как о составной части слова, а также использование в букваре личностно значимых для школьника слов, гарантирует осмысленное, не механическое усвоение учебного материала, формирует представление о единстве звучания, написания и значения слов.

Глобальное чтение. Слоговое чтение и освоение письма печатными буквами.

Глобальное чтение

При освоении слогового чтения внимание ученика с РАС преимущественно фиксируется на соединении слогов, на правильном произнесении их последовательности, а не на смысле прочитанного, поэтому результатом обучения часто становится неосмысленное механическое чтение. Для предотвращения данной проблемы параллельно с занятиями по освоению букв идут уроки глобального чтения, цель которых – создать у ученика с РАС осмысленное представление о слове, о предложении, связать освоение чтения с важными для ребенка личностными смыслами.

При глобальном чтении слова соотносятся с изображениями предметов, которые они обозначают, что исключает возможность формального восприятия слов и букв как абстрактных знаков. Методика ориентирована на хорошую зрительную память детей с РАС, исходно запоминающих слово, как целостное изображение.

Освоение навыка глобального чтения происходит в процессе изучения двух тематических разделов: «Моя семья», «Домашние и дикие животные». Внутри тематического раздела сначала обсуждается содержание сюжетной картины, а затем, с помощью специальных дидактических материалов, соответствующих теме (фотографии, картинки, таблички со словами), осваивается навык глобального чтения. Последовательно осваивается глобальное чтение слов, и далее – осмысленное прочитывание и самостоятельное построение коротких фраз из небольшого набора знакомых слов.

Таким образом, глобальное чтение используется при обучении школьников с РАС частично (в существенно меньшем объеме, чем, например, при обучении детей с нарушенным слухом) и в собственной логике:

-        для формирования осмысленного отношения к слову, фразе, тексту, исключения возможности механического чтения;

-        для формирования представлений о языковых единицах и их функциях: представления о слове как о части предложения, понимания, что слова и предложения являются носителями определенных смыслов,

-        для создания мотивации к чтению.

Далее происходит переход от глобального к слоговому чтению. Поскольку у школьника с РАС, благодаря глобальному чтению, сформировано осмысленное отношение к письменной речи, проблема механического чтения по слогам не возникает.

На данной стадии работы в занятия включаются фрагменты рисования, штриховки, лепки для развития графомоторных навыков и подготовки руки к письму.

Слоговое чтение и освоение письма печатными буквами.

При переходе к слоговому чтению используется уже знакомый ученику дидактический материал и разрезная азбука. Слова, освоенные глобальным способом, побуквенно выкладываются из разрезной азбуки и прочитываются по слогам. На данном этапе школьник с РАС осваивает слоговое чтение по подражанию учителю (знания о том, как формируются слоги, усваиваются школьником с РАС в первом дополнительном классе). В качестве зрительной опоры используются картинки и фотографии, но не таблички со словами, для того, чтобы ученик собирал слово на слух. При этом по мере необходимости осваиваются некоторые орфографические правила.

Работа по звуко-буквенному анализу на данном этапе обучения включается в занятия в минимальном объеме, чтобы не спровоцировать ученика с РАС на стереотипную механическую игру с сенсорными ощущениями, сопровождающими отработку навыков дифференциации гласных и согласных звуков, глухих и звонких согласных и т.п. Целесообразно лишь однократное объяснение отличия гласных и согласных, с демонстрацией разрезной азбуки, где буквы, соответствующие гласным звукам – красного цвета, а согласным – синего. Далее, работая с разрезной азбукой, школьник c РАС непроизвольно запоминает гласные и согласные буквы, ориентируясь на их цвет. Следует подчеркнуть, что необходимый объем знаний по фонетико-фонематическому анализу школьник с РАС осваивает в первом дополнительном классе; в первом классе наиболее важной задачей, как указывалось выше, является формирование осмысленного отношения к слову, фразе, тексту.

Освоение слогового чтения сопровождается работой по развитию навыка письма. На уроках по изучению букв ученик тренируется в их написании, а на уроках, посвященных слоговому чтению, слова, прочитанные по слогам, записываются в тетрадь печатными буквами.

Далее ученик тренируется в послоговом чтении и написании фраз, которые ранее, осваивая глобальное чтение, он выкладывал из картинок, а затем - из табличек со словами. При обучении письму так же, как и при обучении чтению, важно, чтобы слово наглядно сочеталось с предметами или их изображениями. Это позволяет концентрировать внимание школьника с РАС на задании и обеспечивает осмысленность его выполнения.

При обучении написанию фраз осваиваются некоторые правила правописания и соответствующие им умения: раздельно писать слова в предложении, начинать фразу с большой буквы, ставить точку в конце предложения, писать имена собственные с большой буквы.

Затем школьник с РАС обучается составлять, прочитывать и записывать глагольные предложения, описывающие его собственные занятия. Дидактическим материалом служит набор фотографий, отражающих последовательность простых действий ученика в течение дня. Глядя на фотографию ученик устно составляет фразу, выкладывает ее из букв разрезной азбуки, прочитывает по слогам и записывает в тетрадь.

Заключительным этапом работы является придумывание и записывание коротких текстов из 3-4 предложений – историй о самом ученике и о членах его семьи. При этом формируется осмысленное отношение ученика с РАС к письменному тексту, развивается его способность к пересказу, к планированию собственных действий и речи, и возможности следовать намеченному плану.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературного чтения в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение русского языка в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

        Школьник с РАС получит возможность для формирования следующих личностных универсальных учебных действий (УУД):

положительного отношения к школе, к урокам обучения грамоте,

интереса к устной речи,

положительного и осознанного принятия роли ученика,

осознанного отношения к освоению чтения и письма, к учебному процессу в целом,

осмысленного восприятия собственных вкусов, привычек, желаний,

эмоционального осмысления событий собственной жизни,

интереса к языковой и речевой деятельности,

эмоционального осмысления уклада жизни своей семьи, отношений между близкими людьми,

развития способности к сочувствию, сопереживанию, проявлению отзывчивости, готовности помочь.

Метапредметные результаты

        Использование метода создания «Личного букваря» в первом классе на уроках обучения грамоте позволяет сформировать следующие метапредметные УУД:

регулятивные

осмысление правил поведения на уроке в школе и следование им,

развитие возможностей организации произвольного внимания,

развитие навыков осознанного восприятия и выполнения заданий учителя,

развитие возможностей самостоятельного планирования собственных действий и речи,

отработка умения следовать собственному плану,

возможность совместно с учителем оценивать результат своих действий, вносить коррективы,

развитие осмысленного отношения к процессу обучения, к учебному материалу,

формирование осмысленных учебных навыков, которые обучающийся с РАС использует в различных ситуациях (учебных и житейских).

познавательные

осознанно относится к букве, как части слова, к слову – как к части фразы, а к фразе, как части текста,

понимать, что слово, фраза, текст являются носителями определенных значений и смыслов,

строить ответ в соответствии со смыслом вопроса учителя,

выполнять задания от начала до конца в соответствии с отработанным алгоритмом,

с помощью учителя находить аналогии в собственном опыте с изучаемыми фактами,

с помощью учителя и самостоятельно находить нужную информацию в учебниках,

составлять (устно и письменно) высказывание по предложенному рисунку, фотографии,

анализировать факты языка, выделяя их существенные признаки (например, гласные и согласные звуки),

подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова, обозначающие различные категории предметов, явлений природы и др.)

коммуникативные

формировать первоначальные навыки сотрудничества со взрослым, выполнять задания учителя,

слушать вопросы учителя и стараться ответить на них в соответствии со смыслом вопроса,

самостоятельно задавать вопросы и по теме урока, и в ситуации, когда появляется необходимость в объяснении учителя,

адекватно воспринимать оценки учителя (понимать их зависимость от качества выполненной работы, от старания на уроке, а не от хорошего или плохого отношения педагога),

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне фразы),

адекватно оценивать собственное поведение на уроке, стараться использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

сформированность представлений о значимости языка и письменной речи в жизни людей,

сформированность представлений о языковых единицах и общей структуре письменной речи (осознание буквы как части слова, слова – как носителя определенного значения и части фразы, фразы – как выражения определенного смысла и части текста),

умение работать с языковыми единицами (в объеме программы первого дополнительного класса), овладение навыками языковой и речевой деятельности,

освоение некоторых понятий и правил фонетики, графики, орфоэпии, лексики, грамматики, орфографии и пунктуации (в объеме программы первого дополнительного класса),

умение находить и исправлять ошибки в самостоятельно написанных словах, соотнося их с образцом,

умение слушать вопрос учителя и отвечать на него в соответствии со смыслом вопроса,

умение соотносить изображения предметов с обозначающими их словами (в ходе освоения глобального чтения),

умение составлять простые фразы из глобально освоенных слов, ориентируясь на зрительные опоры (картинки с изображениями людей, животных, предметов),

умение выкладывать слова и фразы побуквенно (из разрезной азбуки) и прочитывать их по слогам,

умение записывать (печатными буквами) слова и фразы,

отличать текст от набора не связанных между собой по смыслу фраз,

умение самостоятельно составлять фразы, короткие рассказы по одной картинке (фотографии) или по серии картинок (фотографий), связанных с событиями собственной жизни,

умение составить, выложить побуквенно (из разрезной азбуки) прочитать по слогам и записать печатными буквами короткий текст на тему, связанную с собственной жизнью или с жизнью своей семьи,

соотносить заголовок и содержание текста, самостоятельно придумывать заголовок к тексту,

умение устанавливать последовательность звуков в слове, выделять нужный звук по заданию учителя,

       знать разницу между гласными и согласными звуками,

умение правильно ставить ударение в словах,

знать и правильно называть буквы русского алфавита,

знать функцию мягкого знака – показателя мягкости предшествующего согласного звука,

умение делить слово на слоги, определять количество слогов в слове,

умение различать слово и слог, слово и набор буквосочетаний, слово и предложение,

осознавать единство звучания и значения слова,

определять количество слов в предложении,

знание обобщающих понятий, умение объединять заданные слова по значению,

знать группу вежливых слов (слова приветствия, прощания, благодарности, извинения) и использовать их адекватно ситуации,

различать слова - названия предметов, слова – названия действий предметов, слова – названия признаков предметов,

соблюдать в устной речи интонацию конца предложений,

писать предложения под диктовку печатными буквами,

умение применять некоторые правила правописания: раздельно писать слова в предложении, начинать фразу с большой буквы, ставить точку в конце предложения,

умение писать имена собственные с большой буквы.

             ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                              Изучение букв (99 часов, 3 часа в неделю)

Номер

урока

Тема урока

                      Виды работ

Кол-во часов

1

Буква Я

  1. Знакомство со школьными принадлежностями: отрабатываем умение готовиться к уроку,
  2. Опознание буквы Я на слух – учимся определять звукосочетание, соответствующее букве «Я», в словах и правильно его произносить (игра «Поймай букву»),
  3. Освоение написания буквы печатным шрифтом в широкой строке,
  4. Придумывание “Истории, в которой много буквы Я” – сюжета, который помогает запомнить букву как часть слова. При этом слово фиксируется как носитель определенного смысла (обозначение предметов, людей, связанных одной общей историей), то есть формируется осмысленное отношение к чтению,
  5. Отрабатываем умение собрать учебные принадлежности в портфель.

1

3

Буква Я

  1. Составление визуального расписания урока: с помощью условных обозначений (например, цветных магнитов) учитель наглядно обозначает количество занятий на уроке, проговаривая их последовательность,
  2. Тренировка в освоении зрительно-моторного образа буквы Я: лепим букву Я из пластилина, рисуем красками, выкладываем из полосок картона и т.п.,
  3. Тренировка в написании буквы Я в “Личном букваре” и в тетради,
  4. Заполнение “трех окон” на первом листе для изучения буквы “Я”: формирование представление о том, что буква может находиться в начале, середине, конце слова,
  5. Отрабатываем умение собирать учебные принадлежности в портфель.

1

5

Буква Я

  1. Отработка умения готовиться к уроку,
  2. Заполнение “окон” второго листа для изучения буквы - закрепляем представление о букве, как о части слова, и о том, что буква может находится в начале, середине, конце слова,
  3. Игра “Угадай и дорисуй букву” - закрепление навыка самостоятельного конструирования и написания буквы; учимся определять все составные части буквы и планировать последовательность ее написания,
  4. “Я” как слово – ученик наклеивает свою фотографию на первую страницу букваря и подписывает ее словом “Я”,
  5. Закрепление умения собирать учебные принадлежности в портфель.

1

7

Буква А

  1. Подготовка к уроку,
  2. Совместное с учителем составление визуального расписания,
  3. Опознание буквы А на слух – учимся определять звук, соответствующий букве «А», в словах и правильно его произносить (игра «Поймай букву»),
  4. Освоение написания буквы А печатным шрифтом в широкой строке “Личного букваря”,
  5. Придумывание “Истории, в которой много буквы А” – сюжета, который помогает запомнить букву как часть слова. При этом слово фиксируется как носитель определенного смысла (обозначение предметов, людей, связанных одной общей историей), то есть формируется осмысленное отношение к чтению.

1

9

Буква А

  1. Отработка умения готовиться к уроку,
  2. Составление визуального расписания (совместно с педагогом),
  3. Тренировка в освоении зрительно-моторного образа буквы А: лепим букву А из пластилина, рисуем красками, выкладываем из полосок картона и т.п.,
  4. Тренировка в написании буквы А в “Личном букваре” и в тетради,
  5. Заполнение “трех окон” на первом листе для изучения буквы “А”: формирование представление о том, что буква может находиться в начале, середине, конце слова.

1

11

Буква А

  1. Подготовка к уроку,
  2. Составление наглядного расписания,
  3. Заполнение “окон” второго листа для изучения буквы - закрепляем представление о букве А, как о части слова, и о том, что буква может находится в начале, середине, конце слова,
  4. Игра “Угадай и дорисуй букву” - закрепление навыка самостоятельного конструирования и написания буквы; учимся определять все составные части буквы и планировать последовательность ее написания,
  5. Пересказ с помощью учителя всей последовательности заданий, отработанных на уроке, оценка их выполнения.

1

13

Буква М

  1. Подготовка к уроку,
  2. Составление наглядного расписания,
  3. Опознание буквы М на слух – учимся определять звук, соответствующий букве «М», в словах и правильно его произносить (игра «Поймай букву»),
  4. Освоение написания буквы М печатным шрифтом в широкой строке,
  5. Придумывание “Истории, в которой много буквы М” – сюжета, который помогает запомнить букву как часть слова. При этом слово фиксируется как носитель определенного смысла (обозначение предметов, людей, связанных одной общей историей), то есть формируется осмысленное отношение к чтению.

1

15

Буква М

  1. Отработка умения готовиться к уроку,
  2. Составление наглядного расписания,
  3. Тренировка в освоении зрительно-моторного образа буквы М: лепим букву М из пластилина, рисуем красками, выкладываем из полосок картона и т.п.,
  4. Тренировка в написании буквы М в “Личном букваре” и в тетради,
  5. Заполнение “трех окон” на первом листе для изучения буквы “М”: формирование представление о том, что буква может находиться в начале, середине, конце слова.

1

17

Буква М

  1. Подготовка к уроку,
  2. Составление наглядного расписания,
  3. Заполнение “окон” второго листа для изучения буквы - закрепляем представление о букве, как о части слова, и о том, что буква может находится в начале, середине, конце слова,
  4. Игра “Угадай и дорисуй букву” - закрепление навыка самостоятельного конструирования и написания буквы; учимся определять все составные части буквы и планировать последовательность ее написания,
  5. Слово  “Мама” – ученик приклеивает фотографию мамы на страницу букваря и подписывает ее словом “Мама”.

1

19

Буква П

  1. Составление визуального расписания,
  2. Опознание буквы П на слух – учимся определять звук, соответствующий букве «П», в словах и правильно его произносить (игра «Поймай букву»),
  3. Освоение написания буквы П печатным шрифтом в широкой строке “Личного букваря”,
  4. Придумывание “Истории, в которой много буквы П” – сюжета, который помогает запомнить букву как часть слова. При этом слово фиксируется как носитель определенного смысла (обозначение предметов, людей, связанных одной общей историей), то есть формируется осмысленное отношение к чтению,
  5. Закрепление умения собирать учебные принадлежности в портфель.

1

21

Буква П

  1. Составление визуального расписания
  2. Тренировка в освоении зрительно-моторного образа буквы П : лепим букву П из пластилина, рисуем красками, выкладываем из полосок картона и т.п.,
  3. Тренировка в написании буквы П в “Личном букваре” и в тетради,
  4. Заполнение “трех окон” на первом листе для изучения буквы “П,
  5. Закрепляем умение собирать учебные принадлежности в портфель.

1

23

Буква П

  1. Составление визуального расписания,
  2. Заполнение “окон” второго листа для изучения буквы - закрепляем представление о букве, как о части слова, и о том, что буква П может находится в начале, середине, конце слова,
  3. Игра “Угадай и дорисуй букву” - закрепление навыка самостоятельного конструирования и написания буквы; учимся определять все составные части буквы и планировать последовательность ее написания,
  4. Слово “Папа” – ученик наклеивает фотографию папы на страницу “Личного букваря” и подписывает ее словом “Папа”.

1

24-99

Изучение букв русского алфавита

  1. Составление визуального расписания,
  2. Заполнение “окон” второго листа для изучения буквы - закрепляем представление о букве, как о части слова, и о том, что буква П может находится в начале, середине, конце слова,
  3. Игра “Угадай и дорисуй букву” - закрепление навыка самостоятельного конструирования и написания буквы; учимся определять все составные части буквы и планировать последовательность ее написания,
  4. Ассоциация с различными явлениями и предметами

Резервное время

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

132

 

Приложение 1

К адаптированной  рабочей программе по «Литературному чтению»

1 класса Г,

утверждённой приказом директора

№ 60 от 30.08.2022

Календарно-тематическое планирование по «Литературному чтению»

1  класса Г.

     Учитель: Рачкова  Юлия  Викторовна

урока

Ауди

торные

занятия

Индиви

дуальные

занятия

Тема урока

Контроль

Развитие речи.(8 ч)

1

Вводный инструктаж по ТБ на уроках по литературному чтению. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок. Буква Я.

Устный опрос

2

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок. Буква Я.

Устный опрос

3

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок. Буква Я.

Устный опрос

4

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок. Буква Я.

Устный опрос

5

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок. Буква Я.

Устный опрос

6

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок. Буква Я.

Устный опрос

7

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок. Буква А.

Устный опрос

8

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок. Буква А.

Устный опрос

Слово и предложение (5 ч)

9

Различение слова и предложения. Буква А.

Устный опрос

10

Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение предложения. Буква А.

Устный опрос

11

Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение предложения. Буква А.

Устный опрос

12

Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение предложения. Буква М.

Устный опрос

13

Различение слова и обозначаемого им предмета. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Буква М.

Устный опрос

Фонетика (27 часов)

14

Звуки речи. Интонационное выделение звука в слове. Буква М.

Устный опрос

15

Звуки речи. Интонационное выделение звука в слове. Буква М.

Устный опрос

16

Определение частотного звука в стихотворении. Называние слов с заданным звуком. Буква М.

Устный опрос

17

Определение частотного звука в стихотворении. Называние слов с заданным звуком. Буква П.

Устный опрос

18

Определение частотного звука в стихотворении. Называние слов с заданным звуком. Буква П.

Устный опрос

19

Определение частотного звука в стихотворении. Называние слов с заданным звуком. Буква П.

Устный опрос

20

Дифференциация близких по акустико-артикуляционным признакам звуков. Буква П.

Устный опрос

21

Дифференциация близких по акустико-артикуляционным признакам звуков. Буква П.

Устный опрос

22

Дифференциация близких по акустико-артикуляционным признакам звуков. Буква У.

Устный опрос

23

Установление последовательности звуков в слове и количества звуков. Буква У.

Устный опрос

24

Установление последовательности звуков в слове и количества звуков. Буква У.

Устный опрос

25

Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Буква У.

Устный опрос

26

Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Устный опрос

27

Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Буква О.

Устный опрос

28

Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Буква О.

Устный опрос

29

Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Буква О.

Устный опрос

30

Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Буква Н.

Устный опрос

31

Особенность гласных звуков. Буква Н.

Устный опрос

32

Особенность согласных звуков. Буква Л.

Устный опрос

33

Различение гласных и согласных звуков. Буква Е.

Устный опрос

34

 Различение гласных ударных и безударных. Ударный слог. Буква Е.

Устный опрос

35

Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. Буква Е.

Устный опрос

36

Различение твёрдых и мягких согласных звуков.

Дифференциация парных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Буква Ё

Устный опрос

37

Различение твёрдых и мягких согласных звуков.

Дифференциация парных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Буква Ё

Устный опрос

38

Дифференциация парных по звонкости — глухости звуков (без введения терминов «звонкость», «глухость»). Буква Ё

Устный опрос

39

Дифференциация парных по звонкости — глухости звуков (без введения терминов «звонкость», «глухость»). Буква Ё-Е

Устный опрос

40

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Буква Г.

Устный опрос

41

Определение количества слогов в слове. Деление слов на слоги (простые однозначные случаи). Буква Г.

Устный опрос

Графика и чтение (38 ч)

42

Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий

знак как показатель мягкости предшествующего согласного. Буква Г.

Устный опрос

43

Формирование навыка слогового чтения (ориентация гласный звук). Буква Г.

Устный опрос

44

Формирование навыка слогового чтения (ориентация гласный звук). Буква К.

Устный опрос

45

Формирование навыка слогового чтения (ориентация гласный звук). Буква К.

Устный опрос

46

Формирование навыка слогового чтения (ориентация гласный звук). Буква К.

Устный опрос

47

Формирование навыка слогового чтения (ориентация гласный звук). Буква К.

Устный опрос

48

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Буква К-Г.

Устный опрос

49

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Буква К-Г

Устный опрос

50

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Буква Ж

Устный опрос

51

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Буква Ж

Устный опрос

52

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Буква Ж

Устный опрос

53

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Буква Ж

Устный опрос

54

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Буква Ш

Устный опрос

55

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Буква Ш

Устный опрос

56

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Буква Ш

Устный опрос

57

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.. Буква Ш-Ж.

Устный опрос

58

Повторный инструктаж по ТБ на уроках по литературному чтению .Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.  Буква К.

Устный опрос

59

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.  Буква К.

Устный опрос

60

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Буква Г.

Устный опрос

61

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.  Буква Г.

Устный опрос

62

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Буква Т.

Устный опрос

63

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Буква Т.

Устный опрос

64

Орфографическое чтение(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Буква Т.

Устный опрос

65

Орфографическое чтение(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Буква Т

Устный опрос

66

Орфографическое чтение(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Буква Д

Устный опрос

67

Орфографическое чтение(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Буква Д

Устный опрос

68

Орфографическое чтение(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Буква Д

Устный опрос

69

Орфографическое чтение(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Буква Д-Т

Устный опрос

70

Орфографическое чтение(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Буква Д-Т

Устный опрос

71

Орфографическое чтение(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Буква ы.

Устный опрос

72

Орфографическое чтение(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Буква ы.

Устный опрос

73

Орфографическое чтение(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Буква ы.

Устный опрос

Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская). (6 ч)

74

Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Буква ы.

Устный опрос

75

Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Буква В.

Устный опрос

76

Герои сказочных произведений. Буква В.

Устный опрос

77

Герои сказочных произведений. Буква В.

Устный опрос

78

Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных сказках. Буква Ф.

Устный опрос

79

Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных сказках. Буква Ф.

Устный опрос

Произведения о детях и для детей (9 ч).

80

Понятие «тема произведения» (общее представление). Буква Ф-В

Устный опрос

81

Произведения одной темы, представление на примере произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Г. Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа и др.).  Буква Й

Устный опрос

82

Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? Какие качества воспитывает?).  Буква Й

Устный опрос

83

Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает.  Буква Й

Устный опрос

84

Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др.) Буква Й.

Устный опрос

85

Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др.) Буква ь.

Устный опрос

86

Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др.) Буква ь.

Устный опрос

87

Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др.) Буква ь.

Устный опрос

88

Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др.) Буква Ч.

Устный опрос

89

Выразительное чтение поэзии А. С. Пушкина, , И. С.  Буква Ч.

Устный опрос

90

Выразительное чтение поэзии Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина. Буква Ч.

Устный опрос

91

Выразительное чтение поэзии А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского. Буква Ц.

Устный опрос

92

Выразительное чтение поэзии Никитина, Е. Ф. Трутневой. Буква Ц.

Устный опрос

93

Выразительное чтение поэзии А. Л. Барто.  Буква Ц.

Устный опрос

94

Выразительное чтение поэзии С. Я. Маршака. Буква Ю.

Устный опрос

Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (4 ч).

95

Потешка, загадка, пословица, их назначение. Буква Ю.

Устный опрос

96

Особенности разных малых фольклорных жанров. Буква Ю.

Устный опрос

97

Многообразие малых жанров устного народного творчества. Буква Ю.

Устный опрос

98

Различение малых  фольклорных жанров  среди других произведений, примеры, образцы. Буква Х.

Устный опрос

Произведения о братьях наших меньших (7ч).

99

Животные — герои произведений. Буква Х.

Устный опрос

100

Животные — герои произведений. Буква Х.

Устный опрос

101

Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Буква Р

Устный опрос

102

Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Буква Р

Устный опрос

103

Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Буква Р

Устный опрос

104

Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Буква Э.

Устный опрос

105

Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Буква Э.

Устный опрос

Произведения о маме (3 ч).

106

Произведения о маме, папе, семье Е. А. Благининой, А. Л. Барто, Н. Н. Бромлей.  Буква Э.

Устный опрос

107

Произведения о маме, папе, семье А. В. Митяева, В. Д. Берестова. Буква Щ.

Устный опрос

108

Произведения о маме, папе, семье Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру и др. Буква Щ.

Устный опрос

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (4 ч).

109

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии. Буква Щ.

Устный опрос

110

Создание сказок или вымышленных историй. Буква ъ.

Устный опрос

111

Создание сказок или вымышленных историй. Буква ъ.

Устный опрос

112

Создание сказок или вымышленных историй. Буква ъ-ь

Устный опрос

Библиографическая культура (работа детской книгой) (1 ч)

113

Книга — источник необходимых знаний.

Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки в книге. Повторение букв.

Устный опрос

О Родине, героические страницы истории (3 ч).

114

Поэтические произведения о Родине, природе родного края. Повторение букв.

Устный опрос

115

Поэтические произведения о Родине, природе родного края. Повторение букв.

Устный опрос

116

Поэтические произведения о Родине, природе родного края. Повторение букв.

Устный опрос

Творчество великих поэтов и писателей (6 ч).

117

Герои произведений. Характеристика героя. Повторение букв.

Устный опрос

118

Герои произведений. Характеристика героя. Повторение букв.

Устный опрос

119

Герои произведений. Характеристика героя. Повторение букв.

Устный опрос

120

Герои произведений. Характеристика героя. Повторение букв.

Устный опрос

121

Герои произведений. Характеристика героя. Повторение букв.

Устный опрос

122

Самостоятельное чтение любимых произведений.  Повторение букв.

Устный опрос

По страницам любимых книг (3 ч)

123

Самостоятельное чтение произведений о природе, Родине, семье. Повторение букв.

Устный опрос

124

Самостоятельное чтение любимых произведений.  Повторение букв.

Устный опрос

125

Творчество поэтов и писателей ХХ века. Повторение букв.

Устный опрос

126

Самостоятельное чтение произведений о природе, Родине, семье. Повторение букв.

Устный опрос

127

Самостоятельное чтение произведений о природе, Родине, семье. Повторение букв.

Устный опрос

128

Самостоятельное чтение произведений о природе, Родине, семье. Повторение букв.

Устный опрос

129

Самостоятельное чтение произведений о природе, Родине, семье. Повторение букв.

Устный опрос

130

Самостоятельное чтение произведений о природе, Родине, семье. Повторение букв.

Устный опрос

131

Самостоятельное чтение произведений о природе, Родине, семье. Повторение букв.

Устный опрос

132

Самостоятельное чтение произведений о природе, Родине, семье. Повторение букв.

Устный опрос

Кол-во часов по программе: 132


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная программа по литературному чтению/

Рабочая адаптированная программа по литературному чтению. разработана на основе примерной программы по литературному чтению и авторской программы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой УМК «Начальная шк...

Рабочая адаптированная программа по литературному чтению.

Рабочая адаптированная программа по литературному чтению. разработана на основе примерной программы по литературному чтению и авторской программы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой УМК «Начальная...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению (вариант 7.2) для 4 класса.

Рабочая  программа составлена на основе Федерального  образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (пр. МО РФ от 19.12.20...

Адаптированная рабочая программа курса «Литературное чтение» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому

Адаптированная  рабочая программа по чтению 2 класс (третий год обучения) для обучающихся  с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ва...

Рабочая адаптированная программа по литературному чтению в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс

Рабочая адаптированная программа по литературному чтению в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021 года...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению (вариант 3.1) 3 класс

АРП по предмету "Литературное чтение" для 3 класса  для слепых обучающихся содержит пояснительную запису, календарно-тематическое планирование, отражает коррекционную направленность пре...