Ю Ермолаев "Проговорился"
методическая разработка по чтению

Кульбацкая Наталья Александровна

Урок литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yu._ermolaev_progovorilsya.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

               Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:

«Ю. Ермолаев «Проговорился»

(по курсу «Литературное чтение»  Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. УМК «Школа России»)

Тип урока: урок чтения и анализа литературного произведения.

 Цели: расширить знания детей о жизни и творчестве писателя Ю. Ермолаева; ознакомить обучающихся с его новым произведением;  отрабатывать навык беглого чтения про себя; формировать умение находить нужный отрывок в тексте по вопросам, выразительно читать по ролям; создавать условия для развития мышления, воображения средствами  анализа текста по вопросам и используя творческое задание на составление продолжения рассказа; обеспечить развитие у обучающихся монологической и диалогической речи; содействовать осознанию основной идеи произведения: «Вежливым человек должен быть всегда».

Оборудование:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб.  для общеобразоват.  учреждений. В 2 ч. Ч. 2/[Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. - М. : Просвещение, 2012. – 223 с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-024670 – 5.
  2. Плакаты с пословицами:

Изба красна пирогами, а человек делами.

Труд кормит, а лень портит.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Землю красит солнце, а человека - труд.

Все тайное становится явным.

Не по виду суди, а по делам гляди.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Ученье – свет, а неученье - тьма.

Правда, что шило в мешке – не утаишь.

 Вежливым человек должен быть всегда.

  1. Электронный ресурс URL: https//ru.wikipedia.org/wirki/

Ход урока:

  1. Организационная часть урока:

- Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться,

Будем думать, рассуждать.

Можем мы урок начать?

-Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте удачи на урок!

  1. Актуализация опорных знаний и умений.
  1. Введение в тему.

Учитель начинает урок с чтения рассказа Ю. И. Ермолаева:

- Бежала через лесную дорожку речка. А через речку был мостик. Хороший мостик с перилами. Но прошла по нему девочка Таня и чуть не упала. У мостика доска оторвалась. « Вот какая плохая доска!» - подумала Таня и пошла по другой стороне мостика.

Прошли по мостику и два дружка – Николка с Петей. Тоже чуть не упали. «Вот противный мостик!»  – рассердились мальчики.

Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всем своим друзьям сказали: «Не ходите по мостику. Там одна доска оторвалась».  Хорошо сделали, что сказали. А можно было ещё лучше сделать.

-Как бы вы поступили в этой ситуации?

- Определите главную мысль этого рассказа.  (Лучше не говорить, а делать.)

- Как вы думаете, полезный совет вам дал автор?

-Знаете ли вы, ребята,  кто автор этого произведения?

- Это Юрий Иванович Ермолаев.  Какие его произведения  вам уже знакомы? (« Лучший друг»,  «Два пирожных»)

-Что вы знаете об авторе?

2. Работа со справочными материалами.

(Учитель раздаёт каждому справочные материалы.)

-Как можно познакомиться с биографией писателя? (С помощью энциклопедии, интернета, дополнительной литературы)

- Используя информацию из детской энциклопедии, расскажите, что вы узнали о жизни и творчестве Ермолаева.

III.  Сообщение цели, темы урока.

 - Свои произведения Ермолаев называл  «грустными шутками, забавность которых таит в себе много важного и поучительного». Дети любят писателя за его чувство юмора, умение по - доброму посмеяться над своим героем. Читая его рассказы, можно получить много полезных советов о том, как нужно поступать.

-Предположите, какие новые знания или полезную информацию  вы можете получить в результате знакомства с его новым произведением.  (Правильно, мы получим с вами один новый совет.)

IV. Изучение нового материала.

1. Подготовка к первичному восприятию текста.

- Прочитайте название произведения на странице 179, рассмотрите иллюстрацию к нему на странице 180. (Попугай произносит грубые слова.)

-Назовите слова – синонимы или выражения, которые могут заменить название рассказа (разболтал, сказал лишнее, выдал тайну, не подумал, о чем рассказывать).

- Предположите, кто должен проговориться.

2.  Первичное восприятие текста.

- Прослушайте текст и ответьте на вопрос: о чем проговорился попугай? (чтение текста на стр.  179-181 учителем или заранее подготовленным обучающимся)

3. Проверка качества первичного восприятия текста.

- О чем же проговорился попугай?  (По фразам, которые произносил попугай,   дети поняли, какая Ира на самом деле. Ведь попугай повторил не те слова и звуки, которым она его учила, а те, которые он чаще всего слышал от своей хозяйки.  Вот и получилось, что попугай «проговорился».)

4. Вторичное  восприятие текста.

а) чтение про себя с заданием подготовиться к чтению по ролям;

-А теперь прочитайте текст про себя с заданием подготовиться к чтению по ролям, не забывайте обращать внимание на паузы и незнакомые слова.

После прочтения:

-  Как вы понимаете смысл слова «дрессировщица»?

б) выборочное чтение для подготовки к чтению по ролям:

- Попробуйте представить себя в роли дрессировщицы – Ирочки. Чему Ирочка учила попугая? Прочитайте.

-Как Ирочка общалась с бабушкой? Как это надо прочитать?

-Найдите и прочитайте, какая была погода.

- Можно ли по описанию погоды сказать, какое настроение было у девочки.

-Как вы понимаете выражение «предчувствуя восторженные похвалы»?

-Прочитайте, как девочка общалась с попугаем в классе.

- А теперь представьте себя в роли попугая. Как вел себя попугай? Передайте это правильными интонациями при чтении.

-Найдите в тексте, как менялось настроение Ирочки.

- Попробуйте передать это настроение при чтении интонацией голоса.

(оценка качества выполнения задания)

V. Закрепление изученного материала

1. Распределение ролей;

2. Чтение по ролям.

3. Анализ  текста.

- Понравился ли вам рассказ?

- Понравилась ли главная героиня? Почему?  (Нет! Она грубая и невоспитанная девочка. Все время отмахивалась от любой просьбы своей бабушки. Ирочка – хвастунья. Она не хотела просто показать ребятам попугая,  а хотела всех удивить, «какая она способная дрессировщица».)

- Получилась ли из девочки настоящая дрессировщица?

-Как нужно дрессировать животных?  (добрым словом, лаской, а еще личным примером)

-Как вы понимаете слова одноклассника Ирочки Алеши: «Как не хочет? Он нам очень многое сказал!»

-Подумайте, почему произошла такая неприятность? (Девочка не была вежливой, она грубо разговаривала с бабушкой. Попугай все слышал. Он повторил за героиней невежливые слова.)

-Посмеялись ли ребята над девочкой? Почему? (Нет, потому, что она сама все поняла.)

-Посмеялся ли сам писатель Ю. Ермолаев над своей героиней?

- Можно ли его рассказ назвать юмористическим?

- Как Ирочке исправить ситуацию?

4. Творческая работа (работа в группах)

-Придумайте продолжение рассказа, чтобы у Ирочки все закончилось благополучно.

(проверка задания, взаимооценка)

5. Работа с пословицами:

(Учитель показывает плакат с пословицами)

-Выберите пословицы, которые можно отнести к рассказу Ермолаева «Проговорился»:

Изба красна пирогами, а человек делами.

Труд кормит, а лень портит.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Землю красит солнце, а человека - труд.

Все тайное становится явным.

Не по виду суди, а по делам гляди.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Ученье – свет, а неученье - тьма.

Правда, что шило в мешке – не утаишь.

Вежливым человек должен быть всегда.

VI. Итог урока.

- Что  хотел показать писатель в этом рассказе? Какие мысли он в вас пробудил?

 (Чтобы кого-то учить, надо  самому быть образцом для подражания. Нужно со всеми быть вежливым. Если ты не всегда соблюдаешь это правило, то сильно рискуешь выдать себя, поскольку «шила в мешке не утаишь».)

-Какой совет автора можно прочитать между строк?

(Каждый человек должен знать и понимать, что доброе, негрубое и понимающее отношение к старшему поколению – это одна из хороших черт воспитанного человека. Старшим, а также младшим и сверстникам, нужно помогать, уважать и понимать их.)

-Какая из пословиц больше всего выражает главную мысль произведения?

Учитель обращает внимание на плакат с надписью «Вежливым человек должен быть всегда».

- Убедил ли вас Ю. Ермолаев, что необходимо быть вежливыми всегда и во всем? ( Дети делятся впечатлениями об уроке: после урока мне захотелось…, нацеливают себя и друг друга: «Давайте будем вежливы»)

Чтение специально - подготовленным учеником стихотворения С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы…».

Домашнее задание: читать по ролям, подобрать другие пословицы, передающие смысл данного рассказа.