В. ДРАГУНСКИЙ «ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ»
методическая разработка по чтению (2 класс)

Морозова Ирина Евгениевна

Цели деятельности учителя: ознакомить с содержанием рассказа В. Драгунского «Он живой и светится», краткими биографическими сведениями об авторе; создать условия для развития навыков осознанного, выразительного чтения путём чтения по ролям; способствовать воспитанию культуры речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_70._v._dragunskiy_on_zhivoy_i_svetitsya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 70
В. ДРАГУНСКИЙ «ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ»

Цели деятельности учителя: ознакомить с содержанием рассказа В. Драгунского «Он живой и светится», краткими биографическими сведениями об авторе; создать условия для развития навыков осознанного, выразительного чтения путём чтения по ролям; способствовать воспитанию культуры речи.

Планируемые результаты образования:

Предметные: понимают содержание прочитанного; умеют пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); оценивать литературного героя произведения по его поступкам; называть автора и заглавие произведения, прочитанного в классе, выражать эмоции и настроение в процессе чтения.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – осознанность восприятия литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию прослушанного произведения; логические – построение рассуждений.

Регулятивные: анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Коммуникативные: уметь составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования; различать особенности диалогической и монологической речи.

Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Ход урока

I. Включение в систему знаний.

1. Знакомство с биографией В. Драгунского.

– Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством В. Драгунского.

Детство и юность Виктора Юзефовича Драгунского (1913–1972) пришлись на трудные годы. В шестнадцать лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Драгунский трудился на заводе, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актёром он всё-таки стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта, потом в Театре сатиры, цирке, Театре-студии киноактёра.

Драгунский писал фельетоны, пародии, весёлые сценки для эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблёвым юные читатели познакомились впервые в 1959 году, и с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.

Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо – громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле – не с Дениской Кораблевым, а с Денисом Драгунским – сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблёв так и остался мальчишкой.

В 1968 году Виктор Юзефович, отвечая на вопросы анкеты газеты «Пионерская правда», писал: «Один самый интересный случай будет описан в моей новой книге – «Мальчик с настоящей саблей». Эту книгу я напишу очень скоро. Лет через 10–20. А вообще добавлю, что жизнь я прожил интересную и длинную и самых интересных случаев знаю штук сто, но твёрдо уверен, что самое-самое интересное впереди».

К сожалению, книга «Мальчик с настоящей саблей» так и осталась ненаписанной.

2. Работа по теме урока. Чтение рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».

− Какое настроение и почему испытывает герой  в  начале  рассказа?  (Ему одиноко – «…а мамы всё не было».)

− На что был похож светлячок? («На крошечную звёздочку».)

– Почему Дениска «забыл про всех на белом свете»? («У него был светлячок».)

3. Беседа по вопросам учебника.

4. Работа с иллюстрацией в учебнике.

 Рассмотрите первую иллюстрацию в учебнике. К какому эпизоду рассказа она нарисована? Найдите и прочитайте отрывок.

– Скажите, какое настроение у мальчика?

– Как автор передаёт, что Дениска чувствует себя одиноко?

– Какое настроение передал в иллюстрации художник?

– Как художник показал, что герою грустно?

− Посмотрите внимательно на позу мальчика. С помощью каких ещё деталей художник передаёт одиночество героя?

− Прочитайте разговор Мишки и Дениски по ролям.

− Почему Мишка обиделся на Дениску, но не ушёл?

− Почему потом он убежал от Дениски?

− Огорчил Дениску уход друга? Почему? (Мишка выбирает дорогую игрушку, а Дениска — живое чудо.)

− Рассмотрите вторую иллюстрацию в учебнике. К какому эпизоду рассказа нарисована эта иллюстрация? Найдите и прочитайте его.

− Дениска слегка наклонился к ладоням и смотрит в них. На кого смотрит мама? Какое у неё выражение лица? Почему?

− Как вы думаете, почему мама не рассердилась на Дениску?

5. Работа по карточкам.

Карточка 1.

•  Дополните предложение словами из текста.

«А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно ... (в сказке)».

– Почему Дениска «никак не мог наглядеться» на светлячка и чувствовал себя «словно в сказке»?

Карточка 2.

•  Дополните предложение словами из текста.

«И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит  моё  сердце,  и …  (чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать)».

– Почему у Дениски «чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать»?

− Прочитайте абзац, в котором записаны эти предложения.

− Прочитайте следующий абзац. Испытывает ли Дениска чувство одиночества? (Нет, теперь Дениска был не один.)

Карточка 3.

•  Дополните предложение словами из текста.

«И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на ... (бледно-зелёную звёздочку)».

– Согласна ли мама, что «это волшебство»? («Да, − сказала она, − это волшебство!»)

− Как назвала мама светлячка? (Червячком.)

− Почему для Дениски светлячок оказался лучше любого самосвала на свете? (Ведь он живой! И светится!)

II. Рефлексия деятельности.

− Променяли бы вы игрушку на светлячка? (Ответы детей.)

− О чем заставил вас задуматься рассказ В. Драгунского «Он живой и светится»?

– С кем из героев рассказа вы бы хотели дружить? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"

Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...

В.Драгунский.Он живой и светится

Презентация к уроку литературного чтения...

Драгунский. Он живой и светится

Презентация к уроку литературы по произведению "Он живой и светится" Драгунского...

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Урок литературного чтения "В. Драгунский. Он живой и светится"

План проведения урока литературного чтения "В. Драгунский. Он живой м светится"...

Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится"

Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится" с презентацией...