занятия по обучению грамоте по программе «Будущий первоклассник» на тему: «Речь устная и письменная»
план-конспект урока по чтению

Озиш Алена Юрьевна

Вводный урок по обучению грамоте по программе "Будущий первоклассник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_urok_rech_ustnaya_i_pismennaya_obuchenie_gramote.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия по обучению грамоте по программе «Будущий первоклассник»

на тему: «Речь устная и письменная»

Учитель: Озиш А.Ю.

Ход занятия.

Мы с тобой общаемся с помощью речи. Сегодня я расскажу тебе, когда возникла речь.

Очень-очень давно, миллионы лет назад, первые люди на Земле не умели, не только писать, но и говорить!

Первобытные люди, как и животные, которые их окружали, могли издавать только самые простые звуки!

Кричали, если им грозила опасность, рычали, если кому-то было больно, визжали от радости, если удавалось найти пищу.

Постепенно люди научились добывать больше пищи, научились строить простые жилища, научились пользоваться огнем. Необходимо было найти какой-то способ договориться об охоте, рассказать, где растут съедобные ягоды, предупредить об опасности! И первобытные люди нашли выход! Они стали пользоваться не только звуками, но и жестами. Получался вполне понятный язык жестов.

С помощью чего общались древние люди? (Древние люди общались с помощью жестов).

Но жесты и мимика человека в темноте не были видны. Людям просто необходимо было догадаться, что все предметы и явления природы можно не изображать жестами, а передавать словами. Но прошли десятки тысяч лет, прежде чем люди стали говорить.

Никто этого точно не знает, но многие считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия труда, примерно 25 тысяч лет назад. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать.

Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить.
Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.

А теперь я предаю отдохнуть.

Физкультминутка «Веселые листочки».

Мы веселые листочки,

На ветках мы сидим

(ребенок поднимают руки вверх).

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

(движения руками

из стороны в сторону).

И на землю тихо сели

( приседает).

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

(кружися на месте).

Закружились, полетели

И на землю снова сели

(дети садятся по местам).

УСТНАЯ РЕЧЬ - это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.

Теперь ты знаешь, что понадобилось много тысяч лет для того, чтобы люди научились говорить. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию.

Как ты думаешь, какой выход нашли наши предки?

Первыми шагами к письму были рисунки на скалах и рисуночное письмо. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом. Затем писали на глиняных табличках. Это открытие положило начало письменности на Земле. Наконец, человек придумал знаки. Эти знаки называют буквы. Ими мы пользуемся и сейчас.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ - речь, это способность человека писать и читать. Для письма мы используем буквы, разные знаки.

В древней Руси писали на бересте - березовой коре. Бумаги тогда еще не было.

Теперь мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.

Речь, которую мы встречаем при говорении и слушании, называют устной речью. Сначала самим рассказать, а потом попросить ребенка повторить за вами.

Речь, которую мы встречаем при чтении и письме, называют письменной. Сначала самим рассказать, а потом попросить ребенка повторить за вами.

К нам в гости пришёл Буратино. Буратино гулял по осеннему лесу и простудился. Теперь он не может говорить, у него ангина. Буратино воспользовался письменной речью и написал нам загадки.

Задать вопросы ребенку.

Кто пришел к нам в гости? Следите, чтобы ответ был полный.

Что с ним случилось?

Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Буратино?

Да, если бы не письменная речь Буратино с больным горлом смог бы с нами общаться? Пусть ребенок прочитает загадки (прочитайте ребенку загадки). Когда ребенок отгадает загадку. Спросите. О какой речи напоминают загадки?

Без языка живет.

Не ест и не пьет,

А говорит и поет.                         

(Радио. Это устная речь.)

Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг.

(Телефон) (Устная речь).

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.                      

(Газета.Это письменная речь.)

Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет.

(Ручка) (Письменная речь)

Буратино потерял ключик. Давай поможем Буратино. Предложите ребенку отдохнуть. Пусть ребенок повторяет слова и движения за вами.

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся,

Два-нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой!

Для чего же нужна речь?

Речь помогает: общаться; передавать информацию друг другу; делиться мыслями, чувствами; договариваться о чём-нибудь; похвалить, развеселить, рассмешить кого-то; посоветоваться с кем-либо.

Речь человека должна быть вежливой, уважительной. Вежливо нам помогают вежливые слова. Эти волшебные слова согревают нас, как лучики солнца, помогают нам в трудную минуту.

Игра «Доскажи словечко».

Растает ледяная глыба

От слова тёплого … спасибо.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … добрый день.

Мальчик, вежливый т развитый,

Говорит, встречаясь, … здравствуйте.

Когда меня бранят за шалости,

Я говорю … извините, пожалуйста.

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …до свидания.

Запишите волшебные слова.

В конце занятия попросите ребенка ответить на вопросы.

Дополни предложения:

Человек владеет …(речью).

Речь нужна для того, чтобы …(общаться с другими людьми).

Она состоит из … (предложений).

Речь бывает … (устная и письменная).

Наш гость Буратино в благодарность за вашу работу подарил пожелание: «Старайся быть интересными собеседниками, слушателями, активными читателями».

Давай попрощаемся с Буратино

Учитель: В давние времена человек мог передать свои мысли при помощи жестов и звуков. Наконец он додумался звуками обозначать все, что узнавал. На это человечеству потребовалось сотни тысяч лет. Сейчас я разговариваю с вами. Это речь? Как она называется, кто-нибудь знает? Мы с вами говорим, рассказываем, читаем – это устная речь. Но не смог человек пользоваться только устной речью, и звуки стал обозначать значками, а затем буквами. То, что написано, – это письменная речь. Наша речь состоит из предложений. Предложение – это определенная мысль.
- Теперь послушайте историю, которая однажды произошла с пятачком. Какая форма речи помогла Пятачку?
В один из дней пошел сильный дождь, и Пятачок оказался окруженным со всех сторон водой. Ему было очень страшно и одиноко. Он совсем отчаялся: "... вот я сижу тут, весь окруженный водой, и совсем ничего не могу сделать". Но все-таки Пятачку удалось кое-что придумать. Он нашел кусочек бумаги, карандаш, бутылку, пробку и написал:"Помогите Пятачку (это я), а на обороте: это я, Пятачок, спасите, Помогите! "
Потом он положил бумагу в бутылку, закупорил ее и бросил в воду. Кто-нибудь обязательно выловит плывущую по волнам бутылку, прочтет призыв о помощи и спасет бедного Пятачка.
- Можно ли молча все рассказать?
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней
. (Книга)

III. Игра «Я положил в мешок».
Учитель: Я положила в мешок яблоки. Следующий ребенок повторяет то же самое и добавляет одно слово: «Я положил в мешок яблоки и бананы» и т.д.

IV. Игра «Четвертый лишний».
Учитель: Дети, становитесь все в кружок. Я бросаю мячик и называю четыре предмета, 3 из которых относятся к одному понятию. Вы должны определить лишний предмет, т.е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч учителю:

  • яблоко, апельсин, груша, мячик;
  • лошадь, собака, кошка, щука;
  • стол, стул, кровать, чайник.
  • Морковь, кролик, свёкла, лук
  • Карась, налим, весна, сом
  • Воробей, радуга, ворона, орел


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи

Рекомендации и советы логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи...

Разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Гармония" по теме"Речь устная и письменная. Предложение"

Аннотация к уроку русского языкаУрок русского языка по образовательной системе УМК «Гармония» организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный...

Урок по теме "Речь устная и письменная."

Урок по теме "Речь устная и письменная. Предлжение" 1 класс. УМК "Гармония" Разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

Методическая разработка на тему: «Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики» Конспект урока обучения грамоте, 1 класс

Данная методическая разработка представляет собой подробный конспект урока с целью способствовать формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внима...

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи.

Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять,...

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи

Основной целью написания рекомендаций является повышение уровня компетентности родителей в вопросах профилактики нарушений устной и письменной речи....