«Прошла по земле война. А.Ахматова «Мужество»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Полина Кожевникова Андреевна

«Прошла по земле война. А.Ахматова «Мужество»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_kozhevnikova_1.docx44.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Учитель: Кадулина Анна Юрьевна

Методист: Иванова Елена Юрьевна

Студент: Кожевникова Полина Андреевна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4

Тема: «Прошла по земле война. А.Ахматова «Мужество»

Цель: Познакомимся со стихотворением о Великой Отечественной войне А.Ахматовой «Мужество», определить идейно-художественные особенности.

Задачи:

  1. Познакомить детей с произведением Анны Ахматовой «Мужество».
  2. Формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме.
  3. Воспитывать любовь к русской поэзии.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Умеет самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Умеет самостоятельно организовывать своё рабочее место.

Познавательные:

  • Принимает учебную задачу, выполняет практические задания в нужном темпе и согласно плану.

Коммуникативные:

  • Умеет участвовать в диалоге, умеет слушать и понимать других и высказывать свою точку зрения по теме урока.

Предметные:

  • Демонстрирует навык выразительного чтения.

Оборудование: презентация, средства ТСО (компьютер, проектор), учебник.

Список используемой литературы: учебник 4 класс по литературному чтению, Интернет-ресурсы.

Ход урока

Этапы

урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые результаты

Организационный момент

Слайд 1

Здравствуйте! Я очень рада видеть вас. И думаю, что этот урок будет интересным и занимательным.

Меня зовут Полина Андреевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Садитесь. На партах у вас должен быть учебник, пенал и дневник.

Здравствуйте

Садятся

Регулятивные:

Умеет самостоятельно организовывать своё рабочее место

 

Актуализация знаний

Скажите, какое произведение вы читали на прошлом уроке?

 -Верно, «Иван Сусанин».

-Кто такой Иван Сусанин?

 -Кто автор этого произведения?

 -Верно, Кондратий Федорович Рылеев.

        

Отлично, мы вспомнили с вами, какое произведение читали на прошлом уроке.

Ребят, сейчас я вам предлагаю послушать песню

Тихо звучит песня в исполнении Марка Бернеса « С чего начинается Родина»

- Что для вас понятие «Родина»?

- Как еще можно назвать Родину?

Отлично

Ребята, а что такое подвиг?

Бывает подвиг одного человека (Иван Сусанин), двух, сотен, тысяч, а бывает подвиг целого народа

Приведите примеры подвига нашего народа

Отлично, мы вспомнили с вами, что такое Родина, подвиги и какие подвиги осуществляли русский народ .

«Иван Сусанин»

Русский герой, крестьянин из села Домнино, прославившийся спасением Михаила Романова от польско-литовского отряда во время русско-польской войны

Кондратий Федорович Рылеев

Отвечают

Родина

Отечество

Отчизна

Читают

Это значит, в бескорыстном великом порыве души человек отдает себя людям, жертвуем всем

Дмитрий Донской возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татарских завоевателей. Победил на Куликовом поле.

Невский победа на Ледовом побоище

Коммуникативные:

Умеет учувствовать в диалоге, умеет слушать и понимать других и высказывать свою точку зрения по теме урока.

Сообщение темы

Постановка целей и задач

Сейчас прочитаем выразительно стихотворение.

Жестокий враг на нашу землю часто нападал.

Где только воин наш не воевал!

В родных лесах и на родных полях,

В степи, в пустыне, на воде, в горах.

К нам с давних пор предания дошли,

Как наши воины Отечество спасли.

Такой подвиг, о котором говорится в стихотворении, совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.

Попытайтесь определить тему урока. О чем мы будем говорить сегодня?

Да, сегодня мы будем говорить о войне Тема урока: «Прошла по земле война. А.Ахматова «Мужество»

Исходя из темы урока, сформулируйте цель, начинаться она будет со слова «Познакомимся»

Цель: Познакомимся со стихотворением о Великой Отечественной войне, А.Ахматова «Мужество»

Отлично, мы с вами узнали тему урока и сформулировали цель.

 

Читают

О войне

Познакомимся со стихотворением о Великой Отечественной войне, А.Ахматова «Мужество»

Личностные:

Умеет самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Коммуникативные:

Умеет учувствовать в диалоге, умеет слушать и понимать других и высказывать свою точку зрения по теме урока.

Планирование

Зная тему и цель урока, скажите, чем мы на уроке будем заниматься?

План нашего урока:

  • Знакомство с биографией А.Ахматовой
  • Анализ стихотворением А.Ахматовой «Мужество»

Изучим биографию А.Ахматовой, прочтём стихотворение, погорим о чувствах, которые возникли в сердцах и душах людей, услышавших в июне 1941 года это страшное слово – война.

Практическая деятельность

Откройте учебники на стр. 94. Сегодня мы начинаем раздел (прочитаем хором): «Прошла по земле война».

Чтение вступительной статьи на стр. 94 (чтение «цепочкой»)

Итак, ребята, когда была объявлена война на нашу Родину?

Что сделали фашисты, когда подошли к Ленинграду?

Молодцы, вы внимательно слушали своих одноклассников

Знакомство с биографией А. А. Ахматовой.

Вывожу  портрет А. Ахматовой

Прочтём «цепочкой» статью на стр. 94-95 – биография А. Ахматовой.

В каком году родилась поэтесса?

Что вы узнали из статьи о детстве Ахматовой?

Где была в момент Великой Отечественной войны А.Ахматова?

Молодцы, вы очень внимательны

Работа с рисунком на стр. 95.

- Рассмотрите заставку, завершающую статью.

- Какие детали военного времени вы здесь видите?

Отлично, вы хорошо постарались

«Прошла по земле война».

Читают

22 июня 1941

Окружили его

1889г

Что она родилась под Одессой, начала писать стихи в 11 лет.

Находилась в Санкт-Петербурге (Ленинграде), видела своими глазами блокаду.

полосы прожекторов, пересекающие черное небо: железные противотанковые ежи, перегородившие заснеженную улицу

Личностные:

Умеет самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Познавательные:

Принимает учебную задачу, выполняет практические задания в нужном темпе и согласно плану;

Физминутка

Теперь давайте немного отдохнём

Видеофрагмент

Выполняют упражнения вместе с учителем

Практическая деятельность

Работа над стихотворением А. Ахматовой «Мужество»

Сейчас мы познакомимся со стихотворением А. Ахматовой «Мужество».

-Что значит слово «мужество»? Назовите синонимы этого слова?

Что значит «быть мужественным»?

Каких людей вы считаете героями?

Вспомните известных людей, которые совершали мужественные поступки?

Отлично, молодцы

На протяжении всей многовековой истории человечества все народы мира превыше всего ценили верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости.

- Мужество особо почиталось в России. Это качество было крайне необходимо русским людям в тех тяжелейших условиях, в которых им чаще всего приходилось жить

- У русских считалось всегда, что не тот мужественен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху.

Слушание стихотворение «Мужество» в аудиозаписи.

Послушайте это стихотворение и подумайте, когда оно, по-вашему, было написано, в какие годы?

Да, это стихотворение она написала в первые годы войны и посвятила его блокадному городу Ленинграду (Санкт-Петербург), окруженному фашистами.

Понравилось вам это стихотворение?

Стихотворение «Мужество» А. Ахматова написала в 1942 году. Она жила во время блокады в Ленинграде.

В те дни, как и все ленинградцы, она вносила посильный вклад в укрепление обороны: шила мешки для песка, которыми обкладывались баррикады и памятники на площадях. Об этой работе Ахматовой знали немногие. Ахматова долго отказывалась от эвакуации. Даже больная, истощенная дистрофией, она не хотела покидать любимый город. Только повинуясь настойчивой заботе о ней, Ахматова, наконец, эвакуируется самолетом в Ташкент. Но и там, под небом Средней Азии, мысленно возвращалась она к терпящему беды вражеского окружения героическому народу. И, именно в Ташкенте, пишет она это произведение.

С быстротой молнии по бескрайнему фронту Великой Отечественной войны разнеслось ее стихотворение «Мужество». Эти гордые и уверенные слова неоднократно звучали в военные годы в концертных залах, на фронтовых выступлениях.

Самостоятельное чтение стихотворения учащимися

Прочитаем стихотворение громко выразительно

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- К чему призывает поэтесса своих соотечественников?

Анализ произведения.

- Почему Анна Андреевна это страшное военное время называет часом мужества?

- Как Ахматова описывает героизм наших людей?

- Ради чего, по мнению Ахматовой, совершался героизм?

Прочитайте первую строку стихотворения (…на весах)

Как вы понимаете эту фразу?

О каких весах идет речь, кто знает?

Ахматова имеет в виду весы древнегреческой богини Фемиды

Фемида – богиня правосудия. Весы – древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешивается добро и зло, поступки людей и их дела.

Молодцы, ребята.

Что же хотела сказать нам поэтесса в своем стихотворении?

Теперь, давайте прочтем стихотворение выразительно

Стойкость, храбрость, отвага, доблесть

Отвечают

Людей, которые совершили мужественные поступки

З. Космодемьянская, И. Сусанин, А. Матросов, А. Мересьев, Ю. Гагарин и др

В годы Великой Отечественное войны (1942)

Отвечают

Читают

Грусть, печаль, страх

Быть мужественными и нечего не бояться

Потому что

солдаты стояли за свою родину и мужество их не покидало

Не страшно под пулями мертвыми лечь

Не горько остаться без крова

Ради русской речи

Отвечают

Отвечают

Поэтесса дает наставление гражданам не опускать руки и быть мужественными, сильными духом.

Читают

Регулятивные:

Умеет самостоятельно организовывать своё рабочее место;

Познавательные:

Принимает учебную задачу, выполняет практические задания в нужном темпе и согласно плану;

Предметные:

Отрабатывает навыки выразительного чтения.

Коммуникативные:

Умеет учувствовать в диалоге, умеет слушать и понимать других и высказывать свою точку зрения по теме урока.

Осуществление контроля

Сейчас выполним самостоятельную работу

Выберите черты, подходящие защитнику Родины:

– трусость

- патриотизм

- решительность

-слабость

- смелость

- находчивость

- безответственность

- храбрость

В каком году была объявлена война ______________________________-

В какие годы было написано стихотворение А.А Ахматовой?

_____________________________

Перечислите синонимы слова «Мужества?___________________

Листочки с последних парт на первые

Передаем.

Я проверю, и выставлю вам отметки

Выполняют

Личностные

Коммуникативные

ДЗ

Запишите в дневник

Литературное чтение: стихотворение «Мужество» выучить наизусть

Записывают

Подведение итогов

Вот и подошёл наш урок к концу.

Какая была тема урока?

Выполнили ли мы план урока?        

Поднимите руку кому понравился/не понравился урок? Почему?

Спасибо! До свидания!

«Прошла по земле война. А.Ахматова «Мужество»

Да

Отвечают

Коммуникативные:

Учитель: _________________________________
Методист: _________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анна Ахматова "Мужество"

Урок литературного чтения с презентацией...

Сценарий праздника "Прошла война, прошла беда.."

Утренник, посвящённый Дню Победы....

Внеклассное мероприятие к празднику Победы "Прошла война, прошла беда..."

Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся начальной школы. Несет огромное воспитательное значение. Показывает все ужасы войны. Положение детей во время войны. Недопущение такой беды снова....

Ахматова Мужество

стихотворение читает С. Крючкова...

Разработка урока литературного чтения для 4 класса . Прошла по земле война. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» (УМК «Планета знаний) Цели и задачи урока:

Цели и задачи урока:        - расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне;        - учить анализировать и систематизировать изучаемый материал...

Урок Мужества «Прошла война, прошла беда».

Урок Мужества «Прошла война, прошла беда».  Цель мероприятия: воспитание уважения к подвигу советского народа, выстоявшего и победившего врага в годы Великой Отечественной войны....