Технологическая карта по литературному чтению 3 класс "Великие путешественники" М. Зощенко УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства c произведением М. Зощенко «Великие путешественники»

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. формировать представление о теме произведения через восприятие содержания прочитанного;
  2. учить определять главную мысль произведения;
  3. формировать навык выразительного чтения текста.

Предметные:

  1. обобщать знания о жизни и творчестве писателя;
  2. определять главную мысль произведения;
  3.  выразительно читать художественное произведение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 20.04.23

Школа: МАОУ «ОЦ №5 г. Челябинск»

Класс: 3-14

Урок: 1

Время: 13:30-14:10        Кабинет: 3-49

                                Учитель: Седых Е.Ю.

Методист: Кошкарова Л.С.

Руководитель ВКР: Галиуллина Н.К.

Разработчик: Хайрзаманова Д.Ф.

Тема урока: «М. Зощенко «Великие путешественники»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства c произведением М. Зощенко «Великие путешественники»

Задачи урока по практической части ВКР: формирование умения глубоко понимать прочитанный текст и самостоятельно формулировать тему и основную мысль художественного произведения.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. формировать представление о теме произведения через восприятие содержания прочитанного;
  2. учить определять главную мысль произведения;
  3. формировать навык выразительного чтения текста.

Предметные:

  1. обобщать знания о жизни и творчестве писателя;
  2. определять главную мысль произведения;
  3.  выразительно читать художественное произведение.

Развивающие:

1) развивать речевые умения в ходе обсуждения прочитанного;

2)развивать коммуникативные навыки через анализ произведения;

  1. 3)развивать внимание, память, речь детей в процессе чтения.

Личностные:

  1. стремиться углублять свои знания и умения;
  2. адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к предмету, способствовать воспитанию нравственных качеств через содержание текста;
  2. реализовывать межпредметные связи между литературным чтением и русским языком.

УМК: учебник «Литературное чтение» 3 класс 2часть, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий (Школа России), презентация

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова

-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб.

деятельности, методы и приемы, формы

контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактическ ие средства и интерактивно е

оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Фронтальная форма работы

Группа словесных методов(беседа)

  1. Проверяет        готовность обучающихся к уроку.
  2. Создание эмоционального настроя.
  3. Установление контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Диля Фанисовна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Присаживайтесь!

- Закройте глаза и представьте, что у вас в руках зажжённая свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо – тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Ещё раз вдохните и резко одним выдохом погасите свечку. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути. Молодцы!

  1. Показывают готовность к уроку.
  2. Выполняют        действия, которые дает учитель.

 Выполняют упражнение

УУРД:

настраивать себя на продуктивную работу

Презентаци я

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная и парная формы работы

Группа словесных методов(беседа) Взаимопроверка

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала;

Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог.

- Ребята, чтобы настроится на хорошую работу, сейчас мы с вами проведем разминку.

Мы плывём уверенно и строго,

Приближая дальний горизонт.

Штормы и ветры нам не страшны.

Ждут берега нас далёкой страны.

-Прочитайте стихотворение: медленно, с ускорением, шёпотом, громко с вопросительной интонацией, с восклицательной интонацией).

-Как вы понимаете эти строки ?

-Пусть эти слова станут девизом нашего урока!

-С каким произведением знакомились на прошлом уроке?

-От чьего имени ведется рассказ?

-Что вы знаете о Зощенко?

-Какими были его рассказы?

-Чему учат его рассказы?

- Объясните название рассказа. Помогает ли оно понять основную мысль произведения? В чем она заключается?

- Домашнее задание было краткий пересказ текста, кто готов пересказать?

Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения;

-М. Зощенко «Золотые слова»

-Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко — советский писатель, драматург, сценарист и переводчик. Классик русской и советской литературы.

УУПД:

устанавливать

существенный признак классификации, основания для обобщения и

сравнения, критерии проводимого анализа;

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в

соответствии с целями и условиями общения;

УУРД:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

Презентаци я

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная форма работы

Группа словесных методов(беседа)

Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока;

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися        через создание проблемной ситуации;

-Посмотрите на экран, даны картинки

-Для чего нужны эти вещи?

-Подберите синонимы к слову «поход»

-Что вы представляете, когда слышите слово «путешествие»?

-Определите тему урока, но для этого вам необходимо разгадать ребус

-Какую цель ставим перед собой?

-Хорошо

Составим план достижения поставленных целей.

План

1.Познакомимся с новым произведением.

2.Выясним основную мысль рассказа, позицию автора.

3.Будем учиться выразительно читать.

4.Подведём итоги

Планируют собственную деятельность на уроке

-(рюкзак, палатка, костёр)

-для похода

-«Великие путешественники»;

  Цели:

  1. Познакомиться с произведением.
  2. Учиться понимать и определять основную мысль произведения, выразительно читать.

УУПД:

устанавливать

существенный признак классификации, основания для обобщения и

сравнения, критерии проводимого анализа;

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в

соответствии с целями и условиями общения;

УУРД:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

Презентаци я

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная форма работы

Группа словесных методов(беседа)

Организовывает        работу обучающихся.

Изучающее чтение

-Прочитайте название рассказа, предположите, о чем он.

-Сейчас мы узнаем, совпадают ли ваши предположения.

-Начинаем читать по цепочке, слушаем друг друга внимательно, так как после этого вам будет необходимо выполнить ряд заданий и ответить на вопросы

- Как вы понимаете, что такое Привал, тахта, космография?

-Есть ли ещё слова, значение которых вы затрудняетесь объяснить?

Отвечают на вопросы. Ведут беседу с учителем по новой теме.

-Ответы детей.

-Читают рассказ.

- Привал- остановка в пути для отдыха во время похода, передвижения.

Тахта – диван без спинки.

Космография – наука о космосе.

УУПД:

устанавливать

существенный признак классификации, основания для обобщения и

сравнения, критерии проводимого анализа;

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в

соответствии с целями и условиями общения;

УУРД:

признавать своё право на

ошибку и такое же право другого;

Презентаци я, учебник

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная форма работы

Группа словесных методов(беседа)

Организует работу обучающихся по первичному закреплению.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Совпало ли его содержание с вашими предположениями?

- Почему автор назвал детей великими путешественниками? Как вы произнесете эти слова: с восхищением, удивлением, гордостью, иронией, разочарованием?

- Как дети решили отправиться в путешествие? Кто был инициатором?

- Расскажите, как каждый из героев проявил себя в путешествии. Кто из ребят вам понравился? Чем?

- Какая поговорка встретилась в тексте?

- Как вы ее поняли?

-Выводы, над чем работали, чему учились?

Отвечают на вопросы

- Читают учащиеся.

- (Инициатором был Степка, который узнал, что Земля круглая. И если пойти все прямо, то можно обогнуть всю Землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.)

-Куда Макар телят не гонял, т. е. очень далеко

Дети читают отрывки из текста, подтверждающие их мнение.

  - Читают отрывки, делают обобщения.

 -Дают характеристики героям.

 Написать поговорку и предположения детей.

УУПД:

устанавливать

существенный признак классификации, основания для обобщения и

сравнения, критерии проводимого анализа;

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в

соответствии с целями и условиями общения;

УУРД:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

Презентаци я, учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная и индивидуальная форма работы Группа словесных методов(беседа)

-Физкультминутка

Самостоятельная работа в парах

-Поработайте в парах. Ответьте на вопросы под № 6, 7 устно.

-Пара, что у вас получилось?

-Вывод: что мы узнали выполняя задание?

-Выполняют

физкультминутку

-По поступкам

1-Степка предлагает Леле и Миньке отправиться в поход

2-Дети готовятся к путешествию

3-Путешетвенники отправляются в путь

4-Устраивают ночлег

5-Возвращаются домой

УУПД:

устанавливать

существенный признак классификации, основания для обобщения и

сравнения, критерии проводимого анализа;

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в

соответствии с целями и условиями общения;

УУРД:

признавать своё право на

ошибку и такое же право другого;

Презентаци я, учебник

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная форма работы

Группа словесных методов(беседа)

- А теперь поработаем в группах. Каждой группе необходимо составить небольшой рассказ о том, как каждый герой проявил себя в путешествии.

На работу вам дается 5 минут

СТЕПА

Инициатор и организатор путешествия. Проявил себя и как лидер, и как заботливый друг. Степа-мечтатель, но это не мешает ему быть уверенным в своих делах и поступках.

ЛЕЛЬКА

Боязливая и любопытная девочка. В силу своего большого желания вернуться домой, она проявила сообразительность, что повлияло на положительный исход путешествия.

МИНЬКА

Безынициативный и нерешительный мальчик. В рассказе является лишь терпеливым исполнителем затей своей сестры и друга Степы.

- А чью позицию поддерживает каждый из вас?

- Отлично!

 -Вывод: у всех ли героев одинаковый характер?

Дети делятся на 3 группы и составляют небольшой рассказ о том, как каждый герой проявил себя в путешествии.

-Нет, так как мы все разные

УУПД:

устанавливать

существенный признак классификации, основания для обобщения и

сравнения, критерии проводимого анализа;

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в

соответствии с целями и условиями общения;

УУРД:

признавать своё право на

ошибку и такое же право другого;

Презентаци я

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная форма работы

Группа словесных методов(беседа) Самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов дея- тельности обучающихся

-Какие цели ставили?

Достигли ли их?

- В каком предложении заключена главная мысль рассказа?

- Зачем Зощенко написал это произведение?

- Запишите Д/з: 154 – 163 чт. Написать отзыв.

- Оценим свою деятельность на уроке с помощью «Лесенке успеха!»

-Каждый из вас проявил себя отлично на уроке, но бы хотела отметить ….

И они получают 5

-Спасибо за урок!

Анализируют        свою

деятельность        и деятельность

одноклассников        по достижению цели;

Цели:

1.        Познакомиться с произведением.

2.        Учиться понимать и определять основную мысль произведения, выразительно читать.

- «А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам».

-Чтобы мы поняли, что, прежде чем что-то делать, надо обязательно все хорошо обдумать.

-Анализируют свою работу.

УУПД:

устанавливать

существенный признак классификации, основания для обобщения и

сравнения, критерии проводимого анализа;

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в

соответствии с целями и условиями общения; УУРД:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

Презентаци я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "М.М.Зощенко "Великие путешественники" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении М.М.Зощенко «Великие путешественники»Задачи урокаДидактические:уметь находить слова и выражения, которые...

Технологическая карта урока литературного чтения "Великие путешественники" , М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: «М. Зощенко «Великие путешественники»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий дл...

Технологическая карта урока литературного чтения "Великие путешественники" М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л.Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: «М. Зощенко «Великие путешественники»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий дл...

Технологическая карта по литературному чтению " Великие путешественники" (УМК "Школа России") 3 класс

Тип урока:  «открытие нового знания»Цель урока: создание условий для ознакомления учащимися о жизни и творчестве М.М.Зощенко; развитие умения анализировать художественное произведение...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «М. Зощенко \'Великие путешественники ».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «М.М. Зощенко «Великие путешественники»» Тип урока: рефлексияЦель урока: формирование навыков выразительного чтения и умение давать характеристику герою через х...

Технологическая карта урока литературного чтения М.М. Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: М.М. Зощенко «Великие путешественники»Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведен...

Технологическая карта урока литературного чтения М.М. Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: М.М. Зощенко «Великие путешественники»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведе...