Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Носов "На горке""
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Орлова Наталья Александровна

Технологическая карта урока литературного чтения  по теме "Н.Носов "На горке"". Урок по типу "Открытие нового знания" проводится во 2 классе по программе "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК Литературное чтение

ДАТА 14.02.2023

ТЕМА: Н. Носов «На горке»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель  урока: знакомство с произведением Н. Носова «На горке»

1)Планируемые результаты:

Личностные УУД: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, проявлять сопереживание, уважение и доброжелательность; ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, проявлять навыки участия в различных видах трудовой деятельности, способствовать формированию познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.

2) Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её; сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы, с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования) выбирать источник получения информации распознавать достоверную и недостоверную информацию, самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

Коммуникативные УУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

3) Предметные результаты: способствовать формированию положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы; осознавать значимость художественной литературы для всестороннего развития личности человека; овладевать элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части;

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный(презентация)

Форма организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Средства обучения: презентация, карточки с заданием

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Я рада всех вас видеть сегодня на уроке. Давайте с вами улыбнемся друг другу, улыбнемся своему соседу по парте, улыбнемся нашим гостям.

Ребята садятся, настраиваются на работу.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Ребята, прошу вас ответить на вопросы теста на больших карточках. Кто выполнит задание, пожалуйста, сдайте работу.

Скажите, что объединяет все эти вопросы? (они по произведениям Н.Носова)

Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним произведением этого автора. Прежде чем продолжить работу, давайте, проведём речевую разминку.

 МА – МА – МА – морозная  зима

РА – РА – РА – снежная гора

ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ - снежные сугробы

Ребята, у вас в конверте на парте лежат разрезанные части картинки. Соберите её вместе с ребятами в группе.

Ребята, что объединяет все эти чистоговорки и картинку, которая у вас получилась? (Они о зиме)

Какая чистоговорка больше других подходит к изображению? (РА – РА – РА – снежная гора)

Что изображено на картинке? (горка)

Что такое горка?

Индивидуальная работа

Ответы детей

Речевая разминка

Групповая работа

Ответы детей

3. Выявление места и причины затруднения

Чтобы узнать значение слова, к чему нужно обратиться? (к словарю)

(слайд) В толковом словаре Ожегова даны такие определения:

Горка - уменьшительное от слово «гора», то есть незначительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью.

 Горка – это застеклённый шкафчик для красивой посуды, фарфора.

Горка – это сужающаяся кверху кучка, кипка чего-нибудь.

Горка -  Система железнодорожных путей с уклоном для сортировки вагонов (спец.).

А ещё горкой называют полёт спортивного самолёта.

Существует понятие «Красная горка». Это православный праздник.  Так в старину называли первую неделю после пасхальной.

Что вы можете сказать о слове «горка»? (оно многозначное)

Ребята, давайте подумаем, о какой горке пойдёт речь в рассказе  у Николая Носова? (о снежной)

Как можно назвать это произведение?

Да, верно, произведение называется «На горке». Изучали ли мы его?

Сформулируйте тему урока.

Верно, тема сегодняшнего урока «Николай Носов «На горке»

Ответы детей

Слушают

Ответы детей

4. Построение проекта выхода из затруднения

Какая цель стоит перед нами? (познакомиться с произведением Н.Носова «На горке»)

Какие задачи мы поставим перед собой?

Прочитать произведение, определить его тему, главную мысль. Работать с текстом, отвечать на вопросы.

Ребята, прежде чем приступить к знакомству с произведением, давайте узнаем, что обозначают некоторые слова из текста. У вас на парте лежат серые карточки. Соедините слово и его значение вместе с соседом по парте.

Давайте проверим. Поднимите руку те ребята, кто правильно справился с заданием. Молодцы.

Парная работа

5. Реализация построенного проекта

Откройте учебник на с.60. Сядьте ровно и приготовьтесь слушать.

Чтение текста учителем до «Тут прибежали ребята».

Ребята, интересно, что произошло дальше?

Продолжите чтение произведение до конца.

Физминутка

Ребята, поднимите руку, кому понравилось  произведение Николая Носова «На горке».  Какой эпизод понравился вам больше всего и почему?

Ребята, скажите, к какому жанру относится это произведение? (рассказ) Докажите.

Слушают произведение, следят за чтением, продолжают читать «про себя»

Ответы детей

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Какая тема произведения? (На горке)

Как зовут главного героя произведения? Менялось ли ваше отношение к нему в процессе прочтения произведения? Обоснуйте свой ответ.

Ребята, у вас на столах лежат сиреневые карточки. Выполните задания  на них вместе с соседом по парте.

Ребята, давайте проверим. Ребятам на  первой колонке нужно было найти  верные утверждения. (слайд) Какие вы выбрали? Молодцы.

Ребятам на  второй колонке нужно было соединить части предложений. Кто хочет ответить? (слайд)

Спасибо, умницы!

Ребятам на  третьей колонке нужно было вставить пропущенные слова в предложения. (слайд) Как вы справились с  заданием?

Замечательно!

Поднимите руку те ребята, кто выполнил эти  задания верно? Молодцы! Кто допустил 1-2 ошибки? Хорошо.

Ещё одним заданием на карточке было то, что необходимо было задать вопрос по содержанию текста произведения так, чтобы ответом на него было записанное предложение.

(слайд) Горка была скользкая, и я не мог на нее взобраться.

Целый день ребята трудились — строили снежную горку во дворе.

Котька еще сбоку лопатой ступеньки проделал.

Молодцы! Вы хорошо потрудились!

Ребята, какая пословица отражает главную мысль произведения? Объясни её значение.

(слайд) Умел ошибиться – умей и исправиться.

Чему учит произведение Николая Носова «На горке»?

Скажите, могла такая ситуация произойти с кем-нибудь из вас?

Ответы детей

Парная работа

Ответы детей

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Сейчас я вас прошу ответить на вопросы теста  на маленькой карточке.

Проверьте свои ответы по слайду. (слайд) Оцените себя самостоятельно.

Самостоятельная работа

8. Включение изученного в систему знаний и повторение

Дома я вас прошу ещё раз прочитать рассказ «На горке». По желанию можно написать синквейн про Котьку или ребят и нарисовать рисунок.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Урок заканчивается. Подведём итог нашей работы.

Вспомните цель  и задачи нашего урока. Всё ли мы выполнили? Если всё, то хлопните в ладоши.

- Вспомните свои впечатления на уроке. Что было самым интересным для вас?

-Продолжите предложение:

 Я сегодня познакомился с рассказом…

 Я узнал, что …

 Я справился со всеми …

 Я не понял …         

 Я хочу похвалить…

Настроение после урока …

Молодцы! Вы хорошо поработали! А закончить урок я хочу пожеланием: пусть у вас будет добрая душа, будьте трудолюбивы, играйте дружно, помогайте друг другу и тогда у вас все получится!

- Ребята, у каждого на парте лежит снежок. Возьмите его. Оцените свою работу на уроке. Давайте сделаем снежную горку.

Все свои снежки вы прикрепите на доску. Если вы считаете, что работали дружно вместе со всем классом, вы прикрепите свой снежок на горку, если нет, то вокруг горки.

Спасибо всем за урок!

Хлопают в ладоши

Ответы детей

Оценивают свою работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературного чтения Н. Носов. На горке.

Урокам литературного чтения уделяю самое серьезное внимание. Ведь не для кого не секрет, что в последнее время у детей пропал интерес к чтению. Уроки провожу, учитвая все требования ФГОС второго покол...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Н. Носов «На горке»" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Н. Носов «На горке»» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.Носова; развивать память, речь, умение подробно из...

Н. Носов "На горке" Технологическая карта урока литературного чтения

Урок Н. Носов "На горке" Технологическая карта....

Технологическая карта урока литературного чтения Н. Н. Носов На горке, 2 класс

Тип урока: комбинированный.Задачи: Образовательные: развивать умение бегло и выразительно  читать; формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе; наход...

Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказ «На горке» Н. Носова" (УМК "Школа России" 2 класс 2 часть)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Николая Носова «На горке»Задачи урока:Дидактические:познакомить детей c некоторыми сведениями об автор...

Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказ Н. Н. Носова «На горке»". УМК "Школа России", 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Н.Н. Носова «На горке»Задачи урока:Дидактические:Продол...