«Зарубежная литература»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Цель: систематизация и обобщение знаний по разделу «Зарубежная литература».

Задачи:

Дидактические: учить находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; учить различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства;

Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, воображения, творческих способностей, навыков работы в группе;

Воспитательные: прививать интерес к чтению, воспитывать любовь к литературе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zarubezhnaya_literatura.docx41.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Павленко Полина Александровна

Предмет: литературное чтение

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений

Тема: «Зарубежная литература»

Класс: 3

Цель: систематизация и обобщение знаний по разделу «Зарубежная литература».

Задачи:

Дидактические: учить находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; учить различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства;

Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, воображения, творческих способностей, навыков работы в группе;

Воспитательные: прививать интерес к чтению, воспитывать любовь к литературе.

Этап  урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф, И, П, Г)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Личностные

I. Мотивационно-целевой

Мотивировать обучающихся к получению знаний темы

«Зарубежная литература»

Словесный (беседа)

Практический (применение полученных знаний к решению задач)

Организационный момент:

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.

Проверка домашнего задания.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Судьба этого сказочника была далеко не безоблачной, его путь к известности

и славе не был усыпан розами, и потому существует мнение, что сказка «Гадкий утенок» во многом автобиографична. Кто этот сказочник? В какой стране он жил?

Если учащиеся выполнили рисунки к сказке Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок», то они вывешиваются на доску. Находят в тексте сказки и выразительно зачитывают или пересказывают отрывки, соответствующие изображенному на рисунке. После данной работы, если не все отрывки, подготовленные учащимися дома, прочитаны или пересказаны, учащиеся выразительно читают или пересказывают отрывок, взволновавший, тронувший их, объясняя при этом свой выбор. (4-5 чел)

Оценивают работу друг друга.

Актуализация знаний.

Графический диктант.

– Если утверждение верное, то вы ставите знак «˄». Если утверждение неверное,

то знак «–».

1. Эту сказку написал Шарль Перро. (–)

2. Утенок был самым прекрасным птенцом двора. (–)

3. Утенка не любили и обижали другие обитатели двора. (˄)

4. Утенок ушел со двора. (˄)

5. Его приняли к себе жить курица и кот. (–)

6. Утенок любовался прекрасными лебедями на озере. (˄)

7. Утенок улетел со стаей уток на юг. (–)

8. Ему мешала зимовать лиса. (–)

9. Утенок увидел отражение в воде лебедя. (˄)  

ПРОВЕРКА– – ˄˄ –˄ – – ˄

Индивидуальная работа по карточкам. Тест по произведению Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» (ПОСЛЕ ТОГО КАК РЕШИЛИ, УБЕРИТЕ ТЕСТ НА КРАЙ СТОЛА)

Выберите верный вариант.

1. Как попало яйцо в утиное гнездо?

    а) Занесло ветром;

    б) закатилось;

    в) подбросили.

2. В семействе какой птицы вылупился гадкий утенок?

    а) Утки;

    б) индюшки;

    в) курицы.

3. Как относились к утенку во дворе?

    а) Любили;

    б) уважали;

    в) смеялись.

4. Куда сбежал утенок со двора?

    а) На речку;

    б) на болото;

    в) остался во дворе.

5. Сколько гусаков прилетело на болото?

    а) Два;

    б) три;

    в) четыре.

6. Какими птицами любовался утенок?

    а) Воробьями;

    б) лебедями;

    в) павлинами.

7. Кто подобрал замерзшего утенка?

    а) Крестьянин;

    б) охотники;

    в) старуха.

8. В какую птицу превратился утенок?

    а) В индюка;

    б) в колибри;

    в) в лебедя.

9. Какого цвета был гадкий утенок?

    а) Черного;

    б) серого;

    в) белого.

10. Кто жил в избушке вместе со старухой?

    а) Кот и собака;

    б) кот и курица;

    в) собака и курица.

11. Сколько недель жил утенок у старухи?

    а) 3 недели;

    б) 2 недели;

    в) 5 недель.

Проверка: 1.Б 2. А 3. В 4. Б 5. А 6. Б 7. А 8. В 9. Б 10. Б 11. А

Послушайте внимательно мои рассказы:

1. О какой героине идёт речь? «Она медленно проходила по улицам, и всякий, кто смотрел на неё, в тот же миг становился камнем».

Медуза Горгона

2.О какой героине идёт речь? «У девушки было красивое имя. Вскоре она стала женою Персея, он подарил ей одну из своих чудесных сандалий»

3.Среди уток и гусей                        

Не нашлось ему друзей.

Со двора его все гнали,

Насмехались и щипали.

Рос он гадким и ужасным,

Но в конце он стал прекрасным.

Ответ даст любой ребёнок —

Сказка эта … .

– Сегодня мы проведем урок-игру по произведениям зарубежных писателей.

– Давайте вспомним, какие произведения мы прочитали в этом разделе? Древнегреческий миф «Храбрый Персей» и сказка Г. Ч. Андерсена «Гадкий утёнок».

– Как вы считаете, эти сказки народные или авторские? Объясните свое мнение.

– Можно ли назвать их волшебными? Почему? О чем рассказывают они?

– Вспомните, что такое миф. Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах.

– Кто из героев мифов поразил вас своим мужеством и храбростью? Чем еще запомнились вам эти персонажи?

– Сказки любят во всем мире. Любят не только дети, но и взрослые. Подумайте

и ответьте: что общего в сказках русского народа и сказках других народов? А чем они отличаются?

Сказки любого народа содержат в себе мудрость, учат делать добро, любить людей и природу. Во всех сказках добро побеждает зло.

Формулировка темы и цели урока.

Прочитайте тему урока: «Зарубежная литература»

Совместно с детьми формулирует цель урока (обобщение знания по разделу «Зарубежная литература».)

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Проверяют д/з

Выполняют задание.

.

Выполняют тест

Слушают рассказы, отвечают на вопросы, отгадывают сказки

Участвуют в формулировке цели.

Знакомятся с темой урока.

Ф

Ф

Ф

Ф

И

Ф

Ф

Речь учителя

Интерактивная доска, презентация, речь учителя; раздат. м;

Карточки

Интерактивная доска

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Самоконтроль

Кон-троль

Р: организуют себя на уроке;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других;

Положительно относятся к процессу познания;

определяют и формулируют цель на уроке;

II. Проектировочный

Развивать умения  обучающихся планировать свои действия для достижения цели

Проблемный метод

(изложение различных точек зрения)

Обозначает совместно с обучающимися действия, необходимые для формирования знания по теме: «Ганс Христиан Андерсен. «Гадкий утёнок».

  1. выбирать правильные ответы для викторины;
  2. научиться различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства;

Планируют совместную деятельность на уроке

Ф

Интерактивная доска, презентация.

Контроль

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Проявляют интерес к  учебной деятельности

III. Процессуальный

Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся

Проблемный метод

(Поиск решения проблем;

Изложение разных точек зрения)

-Какой пункт плана мы должны выполнить сначала?

Викторина «Знаете ли вы сказки?».

Звучит песня из мультипликационного фильма «Бременские музыканты»

Из какой сказки прозвучавшая песня? Кто автор сказки?) «Бременские музыканты», братья Гримм.

– Какие сказки братьев Гримм вы еще читали?

– Как звали девочку, у которой «скорлупка грецкого ореха была колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепесток розы – одеялом»? Кто рассказал о ней? Дюймовочка, Г.-Х. Андерсен.

– В какой сказке следовало дернуть за веревочку, чтобы дверь открылась? Кто автор этой сказки? «Красная Шапочка», Ш. Перро

– Героиня какой сказки на вопрос о том, как «она почивала», ответила следующими словами: «Ах, очень дурно! Я почти глаз не сомкнула! Бог знает, что у меня была за постель! Я лежала на чем-то твердом, что у меня все тело теперь в синяках! Просто ужасно!» Принцесса на горошине», Г.-Х. Андерсен.

– Из какой сказки эти предметы: тыква, часы, карета, туфелька? «Золушка», Ш. Перро.

– В какой сказке нас ожидает встреча с Мартовским Зайцем, Шалтаем-Болтаем, Чеширским Котом, Белым Рыцарем? Кто сочинил эту сказку?

Приключения Алисы в Стране Чудес», Л. Кэрролл

Промежуточный контроль (возвращение к плану, оценивание деятельности учеников).

Физминутка

Следующая наша игра называется «Назови сказку». Будем с вами работать в группах. (3 группы)

Вспомним правила работы в группе.

Карточка 1.

«Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.

Не  выдержал  утенок, перебежал двор – и через изгородь! Маленькие птички испуганно вспорхнули из кустов».

Карточка 2.

«Давным-давно жили-были брат и сестра, Жан и Мари. Родители их были очень бедны, и жили они в старом домишке на опушке леса. Дети с утра до ночи работали, помогая отцу-дровосеку. Часто они возвращались домой такие усталые, что у них даже не было сил поужинать. Впрочем, нередко случалось, что ужина у них вообще не было, и вся семья ложилась спать голодной».

Карточка 3.

«Как-то к вечеру разыгралась страшная буря; сверкала молния, гремел гром, дождь лил как из ведра, ужас что такое! И вдруг в городские ворота постучали, и старый король пошел отворять. У ворот стояла принцесса. Боже мой, на кого она была похожа от дождя и непогоды! Вода стекала с ее волос и платья, стекала прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она говорила, что она настоящая принцесса».

Карточка 4.

«Закон Джунглей, веления которого всегда на чем-нибудь основаны, позволяет зверям охотиться на человека только тогда, когда они учат своих детенышей убивать. Но и тогда зверю нельзя убивать человека в тех местах, где охотится его стая или племя. Вслед за убийством человека появляются рано или поздно белые люди на слонах, с ружьями и сотни смуглых людей с гонгами, ракетами и факелами. И тогда приходится худо всем жителям джунглей. А звери говорят, что человек – самое слабое и беззащитное из всех живых существ и трогать его недостойно охотника. Они говорят также – и это правда, – что людоеды со временем паршивеют и у них выпадают зубы».

Карточка 5.

«Был у одного хозяина осел, и много лет подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе не пригоден, как прежде».

Карточка 6.

«Умирая, старый мельник оставил своим сыновьям хорошее наследство. Всем, кроме младшего: ему достался кот. Конечно же, тот оказался волшебным и очень помог своему хозяину».

Карточка 7.

«Другие сестры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы да прекрасного мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля».

Карточка 8.

«Это необыкновенное имя подарил ему Кристофер Робин. Надо вам сказать, что когда-то Кристофер Робин был знаком с одним лебедем на пруду, которого он звал Пухом. Для лебедя это было очень подходящее имя, потому что если ты зовешь лебедя громко: «Пу-ух! Пу-ух!» – а он не откликается, то ты всегда можешь сделать вид, что ты просто понарошку стрелял; а если ты звал его тихо, то все подумают, что ты просто подул себе на нос. Лебедь потом куда-то делся, а имя осталось, и Кристофер Робин решил отдать его своему медвежонку, чтобы оно не пропало зря».

Карточка 9.

«С горя она начала подумывать (правда, сейчас это тоже было дело не из легких – от жары ее совсем разморило), что, конечно, неплохо бы сплести венок из маргариток, но плохо то, что тогда нужно подниматься и идти собирать эти маргаритки, как вдруг… Как вдруг совсем рядом появился белый кролик с розовыми глазками!»

Следующая игра называется  «Узнай сказку. Исправь ошибку».

– По опорным словам отгадайте название сказки:

 принцесса в сапогах; «Принцесса на горошине», «Кот в сапогах»,

Золушка и семь гномов; «Золушка», «Белоснежка и семь гномов»,

 Маугли в стране чудес. «Маугли», «Алиса в стране чудес»

Проводит тестирование по произведениям раздела «Зарубежная литература»

Выберите верный ответ.

1. Назови автора сказки «Гадкий утенок».

    а) Ш. Перро;

    б) Братья Гримм;

    в) В. Гауф;

    г) Г.-Х. Андерсен.

2. К какому виду сказок относится сказка «Гадкий утенок»?

    а) О животных;

    б) волшебная;

    в) бытовая.

3. Какой птицы не было на птичьем дворе в сказке «Гадкий утенок»?

    а) Индюка;

    б) петуха;

    в) перепела;

    г) селезня.

4. Какая из птиц на птичьем дворе воображала «себя чуть не императором»?

    а) Индюк;

    б) петух;

    в) перепел;

    г) селезень.

5. В кого превратился гадкий утенок?

    а) В лебедя;

    б) голубя;

    в) селезня;

    г) орла.

6. Как называется жанр рассказов о Персее?

    а) Былина;

    б) миф;

    в) сказка;

    г) легенда.

7. Назови бога неба и грома в древнегреческой мифологии.

    а) Аид;

    б) Аполлон;

    в) Зевс;

    г) Посейдон.

8. Кто не является героем древнегреческой мифологии?

    а) Геракл;

    б) Одиссей;

    в) Персей;

    г) Паллант.

9. Что обещал подарить Персей трусливому царю Полидекту?

    а) Диковинных рыб;

    б) сочных ягод;

    в) золотую корону;

    г) голову Медузы Горгоны.

10. Кого по дороге домой освободил Персей от морского чудовища?

    а) Андромеду;

    б) Афину;

    в) Артемиду;

    г) Афродиту.

После того как решили тест меняемся своими работами и проводим взаимопроверку.

Осуществляет промежуточный контроль (возвращение к плану, оценивание деятельности учеников).

Случашают муз.произв

Отгадывают сказки

Участвуют в промежуточной рефлексии, отвечают на вопросы.

Выполняют физминутку.

Выполняют задание

Играют в игру

Выполняют тест

Проверяют задание.

Участвуют в промежуточной рефлексии.

Ф

Ф

Ф

Ф

Г

Ф

И

П

Ф

Интерактивная доска, презентация, речь учителя;

Речь учителя;

Речь учителя;

Карточки

Интерактивная доска,

презентация

Разд. материал

Сигнальные карточки. Речь учителя.

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль;

Взаимоконтроль;

 

Контроль;

Контроль

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Контроль

 

  • Знают о творчестве Г. Х. Андерсена, Ш. Перро;

 

П: проявляют познавательный интерес к изучению новой темы

П: развитие познавательного интереса, аналитико-синтетического мышления, устной и письменной речи обучающихся

Р: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности ее решения;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли;

Проявляют внимательное и ответственное отношение

IV. Рефлексивно-оценочный

Соотносить результаты с поставленной целью

Проблемный (обобщение и анализ изученного материала)

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какая сказка вам запомнилась, стала любимой?

– Какую сказку захотелось прочитать?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (проверка д/з, речевая разминка, викторина, игра «Назови сказку», игра «Узнай сказку. Исправь ошибку», Тест по разделу «Зарубежные сказки».). Перед каждым ребенком – бабочка. Детям предлагается прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

 Домашнее задание: Сочините свою сказку

Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях.

Участвуют в предложенной рефлексии

Ф

Интерактивная доска, сигнальные карточки, речь учителя.

Контроль

Сопоставляют результаты с поставленными задачами

Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для внеклассного чтения "Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы"

Материал для уроков внеклассного чтения в 1-4 классах включает беседы  с вопросами, играми и заданиями по прочитанным произведениям: А.Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители», В. Одое...

Обобщение по разделу "Зарубежная литература"

Урок литературного чтения    4  класс   Кому-то сказки надоели, А кто-то сказками пленен. И самый лучший наш урок Начнем с знакомых нам имен.    gusi-lebedi...

Презентация к уроку "Зарубежная литература. Сказки для детей."

Презентация для уроков литературного чтения. можно использовать на уроках внеклассного чтения по теме "Сказки зарубежных писателей"...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

Презентация по разделу "Зарубежная литература"

Предназначена для учащихся 4 класса по программе "Школа России"...

3 класс. Интерактивный тест «Назови автора сказки» (зарубежная литература)

Интерактивный тест составлен из 13 вопросов, рассчитан на 10 - 15 минут. На каждый вопрос нужно давать 1 правильный ответ. Если будут ошибки, то можно их посмотреть, а потом ещё раз пройти тест ...