Рабочая программа по литер.чтению в 1 кл., 2022 г. по новым ФГОС
рабочая программа по чтению (1 класс)

Конькова Людмила Михайловна

Рабочая программа по литер.чтению для 1 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.programma_literaturnoe_chtenie1_kl.docx54.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4»

Пункт 2.2. Основной образовательной программы основного общего образования

(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), утвержденной приказом от 30.08.2022 № 503

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебный предмет:

Литературное чтение

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)

г. Нефтеюганск 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"

«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В        основу        отбора        произведений        положены        общедидактические        принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.

Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.

Общее число часов, отведённых на изучение «Литературное чтение», в 1 классе — 132ч.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"

Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:

  • формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
  • осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
  • первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
  • овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка,

рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет;

эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

  • овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС

Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам).

Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает.   Главная   мысль   произведения:   его   основная   идея   (чему   учит?    какие    качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Г. Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа, С. В. Михалкова, В. Д. Берестова, В. Ю. Драгунского и др.). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.

Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере трёх-четырёх    доступных    произведений    А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.

Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (не менее шести произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка — игровой народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил.

Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по выбору). Животные — герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных — воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения.

Авторское отношение к герою. Осознание

нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных.

Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру, Р. С. Сефа и др.). Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими.

Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга — источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства

учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому,

настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и

других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и

достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

  • освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление

сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
  • выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетическое воспитание:

  • проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
  • понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к

результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
  • овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
  • потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие

познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

  • сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
  • объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
  • находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование

по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения

промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения   программы   начального   общего   образования   по   учебному   предмету

«Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

1 КЛАСС

  • понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение

нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;

  • владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);
  • читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
  • различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
  • различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);
  • понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
  • владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок,

содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

  • пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
  • читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
  • составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;
  • сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений);
  • ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
  • выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;
  • обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата

изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Раздел 1. Развитие речи

1.1.

Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух

5

0

3

Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в правильной последовательности: анализ изображённых событий, обсуждение сюжета, составление устного рассказа с опорой на картинки;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/l esson/5072/start/222521/

https://infourok.ru/prezenta ciya-klass-vek-e-serova- moy-dom- literaturnoe- slushanie-3252503.html

Итого по разделу:

5

Раздел 2. Слово и предложение

2.1.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение предложения.

1

0

0.5

Игровое упражнение «Придумай предложение по модели»;

Устный опрос;

https://infourok.ru/prezenta ciya-klass-vek-e-serova- moy-dom- literaturnoe- slushanie-3252503.html

2.2.

Различение слова и обозначаемого им предмета. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.

1

0

0.5

Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт перестановка слов в предложении, прочтение получившегося);

Устный опрос;

https://infourok.ru/prezenta ciya-klass-vek-e-serova- moy-dom- literaturnoe- slushanie-3252503.html

2.3.

Наблюдение над значением слова. Активизация и расширение словарного запаса. Включение слов

в предложение.

1

0

0.5

Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение предложений с добавлением слова по цепочке;

Устный опрос;

2.4.

Осознание единства звукового состава слова и его значения

1

0

0.5

Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом;

Устный опрос;

Итого по разделу:

4

Раздел 3. Чтение. Графика.

3.1.

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).

5

0

3

Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения читать слоги с изменением буквы гласного;

Самооценка с использованием« Оценочного листа»;

3.2.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу.

5

0

3

Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения читать слоги с изменением буквы гласного;

Устный опрос;

3.3.

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

7

0

4

Игровое упражнение «Заверши предложение», отрабатывается умение завершать прочитанные незаконченные предло жения с опорой на общий смысл предложения;

Устный опрос;

3.4.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

7

0

3

Упражнение: соотнесение прочитанных слов с

картинками, на которых изображены соответствующие предметы;

Устный опрос;

3.5.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).

5

0

2

Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в названии которой есть этот слог;

Устный опрос;

3.6.

Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

6

0

3

Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения читать слоги с изменением буквы гласного;

Устный опрос;

3.7.

Звук и буква. Буква как знак звука. Различение звука и буквы.

6

0

3

Игровое упражнение «Найди нужную букву»(отрабатывается умение соотносить звук и соответствующую ему букву);

Устный опрос;

3.8.

Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки.

6

0

3

Игровое упражнение «Найди нужную букву»(отрабатывается умение соотносить звук и соответствующую ему букву);

Устный опрос;

3.9.

Овладение слоговым принципом русской графики.

4

0

2

Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости

предшествующих согласных звуков;

Устный опрос;

3.10.

Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков.

4

0

2

Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости

предшествующих согласных звуков;

Устный опрос;

3.11.

Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного.

4

0

2

Игровое упражнение «Найди нужную букву»(отрабатывается умение соотносить звук и соответствующую ему букву);

Устный опрос;

3.12.

Функции букв е, ё, ю, я.

4

0

2

Дифференцированное задание: группировка слов в зависимости от способа обозначения звука [й’];

Самооценка с использованием« Оценочного листа»;

3.13.

Мягкий знак как показатель мягкости        предшествующего согласного звука в конце слова. Разные способы обозначения буквами звука [й’].

2

0

1

Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?», объяснение в ходе диалога функции букв ь и ъ;

Устный опрос;

3.14.

Функция букв ь и ъ.

3

0

1

Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости

предшествующих согласных звуков;

Устный опрос;

3.15.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв

2

0

1

Игровое упражнение «Найди нужную букву»(отрабатывается умение соотносить звук и соответствующую ему букву);

Самооценка с использованием« Оценочного листа»;

Итого по разделу:

70

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

1.1.

Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская)

8

0

4

Работа с текстом произведения: поиск описания героев сказки, характеристика героя с использованием примеров из текста;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4373/conspect/187967/

1.2.

Произведения о детях и для детей

9

0

4

Выразительное чтение по ролям диалогов героев;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5074/conspect/286320/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5024/conspect/286163/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4194/conspect/286049

1.3.

Произведения о родной природе

8

0

4

Сравнение произведений на одну тему разных авторов: А. Н. Майков «Ласточка примчалась…», А. Н. Плещеев«Весна» (отрывок), «Травка зеленеет…», С. Д. Дрожжин «Пройдёт зима холодная…», С. А. Есенин

«Черёмуха», И.

З. Суриков «Лето», «Зима», Т. М. Белозёров

«Подснежники», С. Я. Маршак «Апрель», И. П. Токмакова «Ручей», «Весна», И. С. Соколов-Микитов

«Русский лес»;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6464/conspect/181820/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4166/start/222644/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4361/conspect/188933/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3903/conspect/285915/

1.4.

Устное народное творчество — малые фольклорные жанры

6

0

3

Анализ потешек, считалок, загадок: поиск ключевых слов, помогающих охарактеризовать жанр произведения и назвать его (не менее шести произведений);

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4239/conspect/286195/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3892/conspect/293790/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3892/conspect/293790

1.5.

Произведения о братьях наших меньших

9

0

4

Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения, ответы на вопросы о впечатлении от произведения;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4179/conspect/304110/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5022/start/198594/

1.6.

Произведения о маме

4

0

2

Работа с текстом произведения: поиск и анализ ключевых слов, определяющих главную мысль произведения, объяснение заголовка, поиск значения незнакомого слова с использованием словаря;

Устный опрос;

1.7.

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии

4

0

2

Выразительное чтение стихотворений с опорой на интонационный рисунок;

Устный опрос;

1.8.

Библиографическая культура (работа с детской книгой)

5

0

2

Экскурсия в библиотеку, нахождение книги по определённой теме;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5058/conspect/186791/

Итого по разделу:

53

Резервное время

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

132

0

65

1.9.

Произведения о взаимоотношениях человека и животных

16

1

7

Чтение вслух и про себя (молча) рассказов К. Г. Паустовского «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д. Н. Мамина-

Сибиряка«Приёмыш», А. И. Куприна «Барбос и Жулька», «Слон», М. М.

Пришвина «Выскочка», «Жаркий час», Б. С. Житкова «Про обезьянку»,

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5950/start/287419/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6047/start/138995/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4364/start/283618/

1.10.

Произведения о детях

18

1

8

Чтение вслух и про себя (молча) произведений о жизни детей в разное время (по выбору не менее двух-трёх авторов):А. П. Чехов «Ванька», В. Г. Короленко «Слепой музыкант», М. Горький «Пепе», Л. Пантелеев«Честное слово», «На ялике», Л. А. Кассиль «Алексей Андреевич», А. П.

Гайдар «Горячий камень», «Тимур и его команда», Н. Н. Носов

«Огурцы», Е. А. Пермяк «Дедушкин характер», В. Ф. Панова «Серёжа», С. В. Михалков «Данила Кузьмич», А. И. Мусатов «Оружие», И. Никулина «Бабушкин кактус» и др.;

Письменный контроль;

1.11.

Юмористические произведения

7

1

3

Слушание чтения художественных произведений, оценка эмоционального состояния при восприятии юмористического произведения, ответ на вопрос «Какое чувство вызывает сюжет рассказа? Почему?». На примере произведений Н. Н. Носова «Федина задача»,

«Телефон», М. М. Зощенко «Великие путешественники», «Пора вставать!» и др. (не менее двух произведений);

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5188/start/196452/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4380/start/196483/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5041/start/304192/

1.12.

Зарубежная литература

10

1

5

Чтение литературных сказок зарубежных писателей (произведения двух- трёх авторов по выбору). Например, произведения Ш. Перро «Подарки феи», Х.-К. Андерсена «Гадкий утёнок», Ц. Топелиуса «Солнечный Луч в ноябре», Р. Киплинга «Маугли», Дж. Родари «Волшебный барабан»;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4385/start/300057/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5193/start/196547/

1.13.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой)

4

1

3

Упражнения в выразительном чтении стихотворных и прозаических произведений с соблюдением орфоэпических и интонационных норм при чтении вслух. Например, произведения С. Я. Маршака «Книжка про книжку», Н. А. Найдёновой«Мой друг», Б. В. Заходера «Что такое стихи»(по выбору);

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5156/start/44018/

Резервное время

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

132

13

61

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Введение понятия

«Предложение».

1

0

0

02.09.2022

Устный опрос;

2.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

Обработка понятия

«Предложение».

1

1

1

05.09.2022

Устный опрос;

3.

Развитие восприятия художественного

произведения С. Дрожжин

«Привет».

1

0

1

06.09.2022

Устный опрос;

4.

Рассказ по сюжетной картинке.

1

0

1

07.09.2022

Практическая работа;

5.

Интонационное

выделение первого звука в словах.

2

0

0

12.09.2022

Устный опрос;

6.

Развитие восприятия художественного произведения В.Белов

«Родничок».

1

0

0

13.09.2022

Устный опрос;

7.

Звуковой анализ Слова

«мак».

1

1

0

14.09.2022

Устный опрос;

8.

Звуковой анализ слов

«сыр», «нос».

1

0

1

16.09.2022

Практическая работа;

9.

Рассказ по сюжетной картинке.

1

0

0

19.09.2022

Устный опрос;

10.

Развитие восприятия художественного произведения М.Михайлов «Лесные хоромы».

1

0

1

20.09.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

11.

Введение понятия

«гласный звук». Обозначение звуков на схеме фишками красного цвета.

1

0

0

21.09.2022

Устный опрос;

12.

Введение понятий

«согласный звук»,

«твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

1

0

0

23.09.2022

Устный опрос;

13.

Введение понятий

«согласный звук»,

«твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

1

0

1

26.09.2022

Устный опрос;

14.

Знакомство с буквой «А, а».

1

0

0

27.09.2022

Устный опрос;

15.

Развитие восприятия художественного произведения С. Романовский «Москва».

1

1

1

28.09.2022

Устный опрос;

16.

Буква «Я» в начале слова. (Обозначение звуков (й) и (а).

1

1

0

30.09.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

17.

Знакомство с буквой «О, о».

1

0

0

03.10.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

18.

Знакомство с буквой «Ё, ё».

1

0

1

04.10.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

19.

Развитие восприятия художественного произведения.

В.Железников История с азбукой».

1

0

1

05.10.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

20.

Знакомство с буквой «У, у».

1

0

0

07.10.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

21.

Знакомство с буквой «Ю, ю».

1

0

1

10.10.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

22.

Буква «Ю» в начале слова. (Обозначение звуков (й) и (у)).

1

0

0

11.10.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

23.

Развитие восприятия художественного произведения

Л.Пантелеев «Буква «ты».

1

0

1

12.10.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

24.

Знакомство с буквой "Э, э".

1

0

0

14.10.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

25.

Знакомство с буквой «Е, е».

1

0

1

17.10.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

26.

Буква «е» в начале слова в начале слова (обозначение звуков (й) и (э)).

1

1

0

18.10.2022

Устный опрос;

27.

Знакомство с буквой «ы».

1

0

0

19.10.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

28.

Развитие восприятия художественного произведения В.Сутеев

«Дядя Миша».

1

0

1

21.10.2022

Устный опрос;

29.

Знакомство с буквой "И,и".

1

0

0

24.10.2022

Устный опрос;

30.

Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков.

1

0

1

25.10.2022

Устный опрос;

31.

Сопоставление согласных звуков по твёрдости-

мягкости. Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных согласных звуков.

1

1

1

26.10.2022

Практическая работа;

32.

Знакомство с буквой «М, м».

1

0

0

28.10.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

33.

Развитие восприятия художественного произведения Ш.Перро "Красная шапочка"

1

0

1

07.11.2022

Устный опрос;

34.

Знакомство с буквой "Н, н".

1

0

1

08.11.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

35.

Знакомство с буквой «Р, р».

1

0

0

09.11.2022

Устный опрос;

36.

Знакомство с буквой «Л, л».

1

0

0

11.11.2022

Устный опрос;

37.

Развитие восприятия художественного произведения. Малые жанры фольклора.

1

0

1

14.11.2022

Устный опрос;

38.

Знакомство с буквой «Г, г»

1

0

0

15.11.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

39.

Знакомство с буквой «К, к»

1

0

1

16.11.2022

Устный опрос;

40.

Сопоставление звуков (г) и (к) по звонкости – глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова

1

0

1

18.11.2022

Практическая работа;

41.

Развитие восприятия художественного

произведения М.Пришвин

«Лисичкин хлеб»

1

0

1

21.11.2022

Устный опрос;

42.

Знакомство с буквой "З,з".

1

0

0

22.11.2022

Устный опрос;

43.

Проверка начитанности. Знакомство с буквой «С, с»

1

1

1

23.11.2022

Тестирование;

44.

Сопоставление звуков (з) и(с) по звонкости – глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова

1

0

1

25.11.2022

Практическая работа;

45.

Знакомство с буквой «Д, д»

1

0

0

28.11.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

46.

Развитие восприятия художественного

произведения Е.Благигина

«Тюлюлюй».

1

0

1

29.11.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

47.

Знакомство с буквой "Т,т".

1

0

0

30.11.2022

Устный опрос;

48.

Сопоставление звуков (д) и (т), по звонкости – глухости.

1

0

1

02.12.2022

Практическая работа;

49.

Знакомство с буквой «Б, б».

1

0

0

05.12.2022

Устный опрос;

50.

Знакомство с буквой «П, п».

1

0

0

06.12.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

51.

Развитие восприятия художественного произведения В.Сутеев

«Елка».

1

0

1

07.12.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

52.

Знакомство с буквой

«В,в».

1

0

0

09.12.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

53.

Знакомство с буквой «Ф, ф».

1

0

0

12.12.2022

Устный опрос;

54.

Знакомство с буквой «Ж, ж».

1

0

1

13.12.2022

Устный опрос;

55.

Знакомство с буквой «Ш, ш».

1

0

0

14.12.2022

Устный опрос;

56.

Развитие восприятия художественного произведения К.Чуковский «Муха- цокотуха».

1

0

1

16.12.2022

Устный опрос;

57.

Знакомство с буквой

«Ч,ч».

1

0

0

19.12.2022

Письменный контроль;

58.

Знакомство с буквой

«Щ,щ».

1

0

1

20.12.2022

Устный опрос;

59.

Знакомство с буквой

«Х,х».

1

0

0

21.12.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

60.

Знакомство с буквой

«Ц,ц».

1

0

0

23.12.2022

Устный опрос;

61.

Развитие восприятия художественного произведения А.Блок

«Снег да снег».

1

0

1

26.12.2022

Устный опрос;

62.

Знакомство с

разделительной функцией Ь. Тестирование.

2

0

1

28.12.2022

Тестирование;

63.

Знакомство с особенностями «Ъ».

2

0

1

09.01.2023

Практическая работа;

64.

Чтение слов и

предложений. Игры со словами.

1

0

1

10.01.2023

Практическая работа;

65.

Урок-игра. Чтение слов и предложений

1

1

0

11.01.2023

Устный опрос;

66.

Когда мы были маленькими.

1

0

1

13.01.2023

Устный опрос;

67.

Мы играем.

1

0

1

16.01.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

68.

Сказки без конца.

2

0

1

18.01.2023

Практическая работа;

69.

Листья сыплются с дождем.

1

0

1

20.01.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

70.

Грибная пора.

1

0

1

23.01.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

71.

Улетали лебеди…

1

0

0

24.01.2023

Устный опрос;

72.

Урок творчества. Игры со словами.

1

0

1

25.01.2023

Практическая работа;

73.

Путаница.

1

0

0

27.01.2023

Устный опрос;

74.

"Жужжащие" стихи.

1

0

1

30.01.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

75.

Вместе песенки поем.

2

0

1

01.02.2023

Практическая работа;

76.

Чему учат сказки.

2

1

0

06.02.2023

Тестирование;

77.

Добрые дела.

2

0

1

08.02.2023

Устный опрос;

78.

Такие разные, разные герои сказок.

1

0

1

10.02.2023

Устный опрос;

79.

Игры нашего детства.

1

0

0

13.02.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

80.

Стихи и игры нашего детства

2

1

1

15.02.2023

Устный опрос;

81.

Сказки, которые мы знаем и не знаем.

1

0

0

17.02.2023

Устный опрос;

82.

Зимние игры.

1

0

1

27.02.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

83.

Прилетели к нам метели.

1

0

1

28.02.2023

Устный опрос;

84.

Как сочиняют стихи.

1

0

0

01.03.2023

Устный опрос;

85.

Умеем ли мы замечать чудеса?

2

0

1

06.03.2023

Практическая работа;

86.

Чудесные книги.

1

0

0

07.03.2023

Письменный контроль;

87.

Что делать, как быть.

1

0

1

09.03.2023

Устный опрос;

88.

Учимся у сказки.

1

0

1

10.03.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

89.

Зима не даром злится…

2

1

14.03.2023

наизусть стихотворение по выбору;

90.

Картинки весны.

1

0

1

15.03.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

91.

Мы становимся большими.

2

0

1

20.03.2023

Устный опрос;

92.

Мы и другие.

1

0

0

17.03.2023

Устный опрос;

93.

С чего это всюду такое веселье?..

2

0

1

21.03.2023

Практическая работа;

94.

Весенние деньки.

1

0

0

22.03.2023

Устный опрос;

95.

Весна пришла.

1

0

0

24.03.2023

Устный опрос;

96.

Обыкновенные чудеса.

2

1

1

04.04.2023

Тестирование;

97.

Кто умеет удивляться.

1

0

1

05.04.2023

Устный опрос;

98.

Где живет эхо?

1

0

0

07.04.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

99.

Про упорных и упрямых.

1

0

1

10.04.2023

Письменный контроль;

100.

О спорах и ссорах.

2

0

0

12.04.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

101.

Уроки дружбы.

1

0

1

14.04.2023

Письменный контроль;

102.

Природа в загадках.

2

0

1

18.04.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

103.

Шепчет солнышко листочку…

1

0

0

19.04.2023

Устный опрос;

104.

Проверка осознанности чтения. Игры со словами

1

1

0

21.04.2023

Тестирование;

105.

Бывают мамы у животных…

2

0

1

25.04.2023

Практическая работа;

106.

Если человек - друг животных…

1

0

0

26.04.2023

Письменный контроль;

107.

Живут на свете шалуны и проказники.

2

0

1

02.05.2023

Устный опрос;

108.

Чудеса вокруг нас.

2

0

0

04.05.2023

Устный опрос;

109.

Делу - время, потехе - час.

2

0

1

08.05.2023

Письменный контроль;

110.

Как аукнется, так и откликнется.

1

0

0

10.05.2023

Устный опрос;

111.

Работа с источниками периодической печати

1

0

1

12.05.2023

Практическая работа;

112.

Здравствуй, лето

1

0

0

15.05.2023

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

132

13

61

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Ефросинина Л.А., Долгих М.В., Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 1 класс. Акционерное общество

«Издательство «Просвещение»;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Ефросинина Л.А.: Литература: 1 класс. Методическое пособие.ФГОС Ефросинина Л.А.: Литература: 1 класс. Методическое пособие. ФГОС Ефросинина Л.А.: Литература: 3 класс. Методическое пособие. ФГОС Ефросинина Л.А.: Литература: 4 класс. Методическое пособие. ФГОС

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/subject/32/3/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок. Аудиоцентр/колонки. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран. Компьютер.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. Колонки.

Наглядные пособия по литературному чтению для начальной школы.

Интерактивные пособия и программно-методические комплексы по литературному чтению в начальную школу

Электронные наглядные пособия Учебные фильм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литер. чтению-2класс.

Представлена программа по литературному чтению Л.Ф. Климанова -2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литер. чтению 1-4

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении млад­ших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной лите­рату...

Рабочая программа по ИЗО 4 класс 2021/2022 уч.год

Рабочая общеобразовательная программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО),...