Демонстрационный материал для уроков литературного чтения
презентация к уроку по чтению (4 класс)

Рогинина Людмила Николаевна

Биографии  русских писателей и поэтов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biografiya_russkih_pisateley.pptx1.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Портреты писателей и поэтов д емонстрационный материал

Слайд 2

Содержание Александр Сергеевич Пушкин Михаил Юрьевич Лермонтов Иван Андреевич Крылов Иван Сергеевич Тургенев Николай Алексеевич Некрасов Александр И ванович Куприн Алексей М аксимович Горький

Слайд 3

Александр Сергеевич Пушкин 1799 - 1837

Слайд 4

Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт, родился 26 мая ( 6 июня) 1799 г. в Москве в дворянской семье . В раннем детстве Александр не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата, Льва. Пушкины жили весело и открыто. Все увлекались литературой, поэзией. Отец Пушкина, Сергей Львович, был знаком со многими русскими писателями и сам пробовал сочинять стихи. В доме была богатая библиотека, и маленький Саша, научившись читать, нередко целые ночи проводил за книгами. К 11 годам мальчик удивлял всех своими знаниями. Уже тогда он пробовал сочинять стихи и даже комедии. Мальчик был нежно привязан к бабушке, учился у неё русской грамоте, слушал её рассказы о русской старине. Особенную любовь питал мальчик к своей няне, Арине Родионовне. Погиб Пушкин очень рано: в 37 лет он был убит на дуэли французом Дантесом.

Слайд 5

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 - 1841

Слайд 6

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве. Мать Лермонтова умерла, когда ему не было и трёх лет. Бабушка, Елизавета Алексеевна, заменила мальчику мать. Она жила с ним в своём имении Тарханы, недалеко от города Пензы. Дом в Тарханах был просторный, с большим садом. Под горой раскинулся пруд, а за ним – холмы, леса. Сюда часто прибегал маленький Миша со своими друзьями порезвиться. Зимой играли в снежки, лепили снежных баб. Лермонтов во всём и всегда хотел быть первым. Он был мальчиком вспыльчивым, своевольным, но сердце у него было доброе и отзывчивое. Бабушка очень заботилась о воспитании внука, приглашала к нему лучших учителей. Учился мальчик охотно, очень много читал, свободно говорил по-французски, по-немецки, играл в шахматы, прекрасно рисовал, играл на скрипке и фортепиано. Он прекрасно знал поэзию и больше всех русских поэтов любил Пушкина.

Слайд 7

Когда Лермонтову исполнилось 13 лет, он поступил учиться в Благородный пансион при Московском университете. Здесь он пробовал писать стихи и вскоре стал признанным поэтом пансиона. После окончания пансиона Лермонтов воевал на Кавказе, постоянно рисковал жизнью. Однажды он услышал там сказку « Ашик-Кериб » на языке горных народов и прекрасно пересказал её на русский язык. Михаил Юрьевич Лермонтов прожил короткую жизнь. Ему было всего 26 лет, когда он погиб на дуэли. Но он оставил нам немало замечательных произведений, проникнутых светлой печалью, тоской и одиночеством, они сделали его имя одним из первых в русской литературе.

Слайд 8

Иван Андреевич Крылов 1769 - 1814

Слайд 9

Иван Андреевич Крылов родился в семье военного, капитана Андрея Прохоровича Крылова. Семья жила под Оренбургом, в Яицкой крепости, где стоял полк. Ванюше было 5 лет, когда отец решил уйти в отставку и переехать в город Тверь. Вместе со всем домашним имуществом перевезли в Тверь и походный сундучок, в котором хранил Андрей Прохорович самую большую свою драгоценность – книги. Однажды Андрей Прохорович был с сыном в гостях у богатого помещика Львова. Там собралось много гостей. Ванюша читал стихи, играл на скрипке, изображал кого-то в небольшой пьеске. Гости удивлялись его способностям. Львов предложил Андрею Прохоровичу присылать к нему в дом Ванюшу, чтобы он учился с его детьми.

Слайд 10

Отец с радостью согласился. Маленький Ваня был очень трудолюбив. Старательно и упорно учился всему и особенно усердно занимался итальянским и французским языками. Ванюше исполнилось 9 лет, когда умер его отец. Пришлось мальчику поступить на службу. Ему всего 11 лет, а его называют по имени и отчеству – Иваном Андреевичем. Он работал в суде переписывал документы, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, за что грубый начальник не раз его бил. Умный мальчик любил бродить по торговой площади и наблюдать за людьми, любил качели, кулачные бои. Народная речь с пословицами и поговорками ему очень нравилась. Вскоре Крылов становится известен как автор басен, героями которых являются птицы и животные, наделённые человеческими качествами.

Слайд 11

Иван Сергеевич Тургенев 1818 - 1883

Слайд 12

Иван Сергеевич Тургенев родился в г. Орел. По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова , богатая помещица; в ее имении Спасское- Лутовиново прошли детские годы будущего писателя . Большой, почти в сорок комнат, дом с колоннами стоял в саду; за садом с роскошными цветниками, тёмными тенистыми аллеями – пруд. В одной из галерей с колоннами помещалась библиотека. Были в усадьбе свои музыканты, актёры, давались театральные представления. Рос мальчик Тургенев со своими братьями Николаем и Серёжей. Главным лицом в доме была мать писателя Варвара Петровна. Она была умна, образована, много читала, знала несколько иностранных языков, но, несмотря на это, имела тяжёлый характер, была своенравна и властолюбива. Для детей мать установила строгий порядок жизни. Каждое утро ровно в 10 часов в детские комнаты входил секретарь и вручал гувернёру записку от матери, где было записано расписание детских занятий и развлечений на день. Ни один воспитатель не имел права его менять.

Слайд 13

Русской грамоте Ваню очень рано выучил крепостной человек, слуга. Случилось так, что маленький мальчик и слуга подружились. Часто потихоньку от всех забирались они в сад, где были у них свои тайные любимые уголки. Слушали они голоса старого сада, вели разговоры обо всём, а дворовый слуга читал Ване стихи. С какой восторженностью и трепетом слушал его мальчик! Именно тогда Иван Сергеевич попробовал написать свои первые стихи. На всю жизнь сохранил Тургенев в своём сердце любовь к родному краю, к «росистой, побелевшей траве, тёплому запаху ночи, свежему аромату мокрого куста».

Слайд 14

Николай Алексеевич Некрасов 1821 - 1878

Слайд 15

Родился 28 ноября (10 октября н.с .) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе , в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт . Мать поэта, Елена Андреевна, мечтательная и кроткая женщина, очень любила книги, музыку, знала иностранные языки. Рос мальчик Коля вместе со старшим братом Андреем. Дети боялись отца и были нежно привязаны к матери. У неё был чудесный голос, и в долгие зимние вечера она пела детям песни – почти всегда грустные, - рассказывала сказки о рыцарях и королях. Сад у Некрасовых был огромный, тенистый. Дети много времени проводили в саду. Вокруг сада забор, а в заборе Коля проделал тайную лазейку – по ту сторону забора его ждали маленькие друзья, крестьянские ребятишки. Отец запрещал играть с ними. А мать, наоборот, всегда радовалась тому, что её дети живут в дружбе с крестьянскими детьми.

Слайд 16

Коля был небольшого роста, бойкий, смелый и сильный, хорошо плавал, стрелял из ружья, прекрасно ездил верхом. Он был упорным и настойчивым, обладал силой воли. Однажды, будучи ещё семилетним мальчиком, он услышал от няни, будто по ночам в саду гуляют черти; в ту же ночь он пошёл в тёмный сад, чтобы убедиться в этом, и не вернулся, пока не обошёл все кусты и деревья. Потихоньку от всех писал Коля стихи: к 15 годам их них составилась у него целая тетрадка. Свои первые стихи он написал для матери. В 1838 (17 лет), против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Но юноша не бросил учёбу, он целеустремлённо шёл к своей цели.

Слайд 17

Александр Иванович Куприн 1870 - 1938

Слайд 18

Родился 26 августа (7 сентября н.с .) в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых ) после смерти мужа переехала в Москву. Мать, Любовь Алексеевна, поселилась с сыном во Вдовьем доме, а дочерей, Софью и Зинаиду, определила в учебные заведения на казённый счёт. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион ( сиротский). Неуютно здесь было мальчику без материнской ласки, домашнего тепла. Он даже пытался убежать… в Америку вместе со своим другом. Побег не удался. А мальчиков строго наказали. В 1880 году поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус. Здесь царил солдатский режим, а за любую провинность секли розгами. Рано узнал мальчик горечь жизни, стал чуток к чужим страданиям, возненавидел унижение и несправедливость.

Слайд 19

После окончания учения продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище (1888 — 90). Впоследствии опишет свою "военную юность" в повестях "На переломе (Кадеты)" и в романе "Юнкера". Уже тогда мечтал стать "поэтом или романистом ". Как-то летом, на юге, в мисхоре , познакомился Куприн-писатель с бродячими артистами. Старик-шарманщик, мальчик Серёжа, акробат, и с ним дрессированный пудель часто заходили на дачу к Куприну. Александр Иванович усаживал их на террасе обедать. Старик был неразговорчив, зато Серёжа охотно делился своими планами: он мечтал стать настоящим акробатом, выучиться и работать в цирке. Однажды С ерёжа рассказал Куприну историю, приключившуюся с ними. В последствии эта история послужит темой для рассказа «Белый пудель».

Слайд 20

Алексей Максимович Горький 1868 - 1936

Слайд 21

Максим Горький (настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) родился 28 марта 1868 года, в Нижнем Новгороде. Его отец был столяр-краснодеревщик, умер рано и мальчик воспитывался в доме своего деда Каширина, владельца красильной мастерской . Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам. Обстановка в доме деда была тяжёлой – ругань, побои, жестокость деда, бедность. Мать Алёши уехала из дому, оставив сына сиротой. Единственным утешением для мальчика была бабушка, Акулина Ивановна. Она приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).

Слайд 22

Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. Его «университетами» стала сама жизнь: он много читал, странствовал по городам, наблюдал жизнь и писал. Горький любил детей, посвятил им много произведений. Его переписка с сыном Максимом содержит очень много мудрых наставлений для молодёжи: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относится к ним внимательно и ласково. Вежливо – ты увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне».

Слайд 23

Источники http:// img-fotki.yandex.ru/get/4409/44774248.117/0_68088_a0ce21e8_XL http ://images.yandex.kz/yandsearch?img_url=img15.nnm.ru http://img-fotki.yandex.ru/get/5307/38428361.160/0_611ce_1174c764_XL http:// www.slavgorod.ru/doc/files/pril1_5304.jpg http:// static.tvkultura.ru/p/b_80430.jpg Павленко Литература 4 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительный материал к урокам литературного чтения

Дополнительный материал к урокам литературного чтения. Раскрывается метод многократного чтения....

Дидактический материал к урокам литературного чтения

1. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из за слабо развитой оперативной памяти. Работу над её развитием можно вести с помощью зрительных диктантов И.Т. Федоренко.По аналогии сост...

Учебно- методический материал к уроку литературного чтения 3 класс К.Г. Паустовский " Растрепанный воробей"

В методическом материале  представлены кадры из диафильма к рассказу К.Г. Паустовского  " Растрепанный  воробей" , которые  выдаются учащимся на уроке  для рабо...

Материал к уроку литературного чтения во 2 классе, УМК «Перспективная начальная школа» Тема урока: Г. Юдин, «Вытри лапы и входи»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20003609","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20003640","attributes":{"alt":"","class"...

Дидактический материал к урокам литературного чтения в 1 классе в период обучения грамоте по программе "Школа России". Карточки по чтению.

Дидактический материал по литературному чтению в 1 классе по программе "Школа России" - каротчки по чтению. Могут быть использованы учителем на уроках  или дополнительных занятиях, роди...