Технологическая карта урока чтения во 2 классе. Русская народная сказка «Заяц-хвастун»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Колошва Анастасия Алексеевна

Цель: Выявить авторское и собственное отношение к литературному герою, узнать мораль (цель) сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_chteniya_vo_2_klasse.docx45.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока чтения во 2 классе

Колошва А.А.

 учитель начальных классов

Тема

Русская народная сказка «Заяц-хваста»

Цель

Выявить авторское и собственное отношение к литературному герою, узнать мораль (цель) сказки.

Задачи

  • познакомить с новым произведением;
  • способствовать развитию умения прогнозировать содержание текста перед чтением;
  • способствовать развитию умения работать с текстом;
  • продолжить работу над совершенствованием навыка выразительного и «вдумчивого» чтения;
  • закрепить знания детей о жанрах произведений, формировать умение анализировать характер героя;
  • совершенствовать навык построения собственных суждений;
  • закреплять умение работать со словами-незнакомцами (выявлять их и объяснять);
  • способствовать формированию умения видеть скрытый подтекст в произведении;
  • способствовать формированию познавательных УУД через поиск решения проблемы, построение логических суждений, выполнение заданий на выявление «лишнего»,

осуществление поиска информации;

  • способствовать формированию регулятивных УУД через обучение прогнозированию предстоящей работы (планирование), постановку учебной задачи, осуществление личностной рефлексии;
  • способствовать формированию коммуникативных УУД через организацию парной работы, ведения диалога;
  • способствовать формированию личностных УУД через эмоциональное восприятие текста,

через определение собственного отношения к герою произведения

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать различные виды жанров произведений;
  • уметь работать с текстом, легко ориентироваться в нем;
  • знать значение слова «хваста»;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • уметь характеризовать героя сказки;
  • уметь составлять план произведения с опорой на иллюстрации;
  • определять цель произведения
  • определять отношение автора к главному герою произведения

Личностные:

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • выражать своё отношение к героям прочитанного произведения;
  • осознание того, что хвастовство – порок человека;
  • культурное общение с учителем и одноклассниками;
  • не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению

Метапредметные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя;
  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • осуществлять поиск информации для решения познавательной задачи;
  • планировать деятельность на уроке;
  • учиться работать по плану, подводить итоги каждого этапа урока;
  • ориентироваться в учебнике;
  • учиться работать в паре, делать выводы в результате совместной работы в паре;
  • оформлять свои мысли в устной форме;

  • слушать и понимать речь других;
  • осуществлять рефлексию своей деятельности

Основные понятия

Жанр, сказка, персонаж, автор, хваста, хвастовство

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир

Ресурсы

О.В. Кубасова, Литературное чтение, 2 класс, рабочая карточка для каждого ученика, паспорт героя для парной работы, аудиозапись сказки, компьютер, проектор

Используемые

технологии

Технология продуктивного чтения, элементы ТРИЗ, системно-деятельностный подход.

Дидактическая структура урока (этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые

результаты

Предметные

УУД

1. Организационный момент

Ставит задачу – проверить готовность рабочего места. Создаёт эмоциональный настрой

Проверяют наличие

учебника, рабочих карточек,

письменных принадлежностей

Регулятивные:

контроль за состоянием

рабочего места

2. Актуализация опорных        знаний.

Организует повторение:

- Определите, какое животное на экране

Выделяют

лишнее

Повторяют

интересные

Познавательные:

анализ объектов с

Мотивация        к учебной

деятельности

лишнее. (Черепаха, крокодил, заяц,

змея.) - Почему?

- Что интересного о зайцах вы узнали из предыдущего произведения?

животное, объясняют свой выбор.

Отвечают на вопрос

сведения о зайцах

целью выделения признаков,

классификация объектов

Личностные: мотивация на учебную

деятельность, положительное отношение к процессу познания

3. Постановка проблемы и определение темы урока

Предъявляет картинку с ребусом:

  • Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением. Чтобы узнать его

название, нужно разгадать слова по первым буквам предметов. (Отгадка: Заяц- хваста, но на месте буквы «я» стоит знака вопроса).

  • Обратите внимание, что одного предмета здесь нет, вам нужно

самостоятельно вставить в это место букву.

  • Какие слова зашифрованы? Какую букву вставили на месте знака вопроса? Почему?
  • Организует самопроверку с опорой на эталон.
  • А что такое хваста? (ответы детей). Давайте посмотрим, какое объяснение

даёт нам толковый словарь.

Разгадывают ребус.

Записывают ответ в рабочую карточку.

Находят пропущенную букву, объясняют свой выбор,

отвечают на вопросы.

Осуществляют самопроверку, оценивают себя (ставят плюс).

Прогнозируют, высказывают

Знакомство с понятием

«хваста», уточнение

лексического значения слова в толковом

словаре, определение темы урока

Познавательные: синтез (восполнение недостающего

элемента)

Регулятивные: прогнозирование, самоконтроль

Подводит обучающихся к

формулированию темы урока:

  • А можно ли по названию понять, о чём пойдет речь в произведении? (заяц хвастается)
  • Как думаете, к какому литературному жанру относится? (сказка). Почему? - Найдите это произведение в содержании.

А кто автор этой сказки? (русский народ).

  • Кто может назвать тему нашего урока? (Русская народная сказка «Заяц-хваста»).

свои мнения.

Формулируют тему урока.

4. Постановка

учебной задачи

Организует подводящий диалог:

  • В каком разделе находится сказка? (Автор и его герои).
  • Не зря же ее поместили именно в этот раздел.
  • Что мы сегодня должны узнать на уроке? (Как автор относится к герою? Как мы относимся к персонажу?)
  • Как вы понимаете выражение «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»
  • Так о чём нам еще сегодня нужно узнать? (Чему учит сказка). Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока:
  • Так какие задачи мы сегодня на уроке ставим перед собой?

Формулируют учебную задачу

Познавательные: построение логической цепи

рассуждений, поиск и выделение

информации

Регулятивные: целеполагание, принятие и

сохранение учебной задачи

5. Планирование

Организует обсуждение плана

Составляют и

Регулятивные:

деятельности на уроке

деятельности на уроке:

Как построим работу по изучению этой сказки?

План работы: (на экране)

  • познакомимся со сказкой
  • узнаем значение слов-незнакомцев
  • ответим на вопросы по содержанию сказки
  • поиграем в радиотеатр (если это возможно)
  • составим план для пересказа
  • подведем итоги

проговаривают план урока

планирование

6. Первичное

знакомство с текстом.

Организует прослушивание аудиозаписи сказки:

  • Сейчас вы прослушаете аудиозапись, вы должны не только слушать, а и

следить за чтением и помечать

карандашиком слова-незнакомцы.

Помогает подвести итог первого этапа:

  • Так подтвердились ваши предположения о сюжете сказки?

Прослушивают аудиозапись,

следят за текстом, помечают в учебнике незнакомые

слова. Отвечают на вопрос

Знакомство со сказкой.

Осмысленное чтение

Познавательные:

смысловое чтение

Коммуникативные:

построение речевого высказывания

Личностные:

самоопределение (мотивация к

чтению)

7. Работа со словами-

незнакомцами (словарная работа)

Организует работу с индивидуальными карточками:

-Какие слова вы отметили? Самые трудные слова есть на экране и на ваших карточках. А напротив них значения этих слов. Соедините стрелочкой слово с

правильным объяснением.

Самостоятельно выполняют задание в рабочей

карточке.

Знакомятся с новыми понятиями:

«гумно»,

«кокорина»,

«крестьянин»,

«погодя»

Познавательные: поиск и выделение информации, подведение под понятие

Регулятивные:

( Гумно, крестьянин,        кокорина, погодя).

Организует самоконтроль и

самооценивание с опорой на эталон

Проверяют выполненное задание, оценивают себя.

контроль, оценка

8. Вторичная работа с текстом. Чтение с

«ловушками»

Организует чтение с «ловушками» вслух:

- В предложениях есть разные ловушки. В некоторых нужно вставить пропущенные слова, а в некоторых

исправить ошибки.

  1. Жил-был заяц в        .
  2. Приходит он к одному крестьянину на гумно, а там уж стадо овец.
  3. Тётка ворона пошла хвасту

разыскивать и нашла его под        .

  1. Вот она его маленько и потрепала:

- Больше не обманывай!

  1. Раз сидела ворона на дереве, собаки её подхватили и давай мять, а        это увидел.
  2. Немного погодя ворона опять

потрепала этого зайца и говорит ему:

- Вот ты молодец, не хваста, а        !

Организует самоконтроль и

самооценивание с опорой на эталон

Некоторые

читают вслух,

некоторые следят за чтением других

обучающихся. Вставляют пропущенные слова,

исправляют ошибки.

Подводят итог, оценивают себя (ставят плюс в рабочую

карточку)

Правильное осмысленное чтение.

Умение находить

несоответствия в тексте

Познавательные:

смысловое чтение

Регулятивные:

саморегуляция,

контроль, оценка

9.        Анализ прочитанного произведения с выборочным

чтением

Организует беседу с выборочным чтением:

  • Понравилась ли сказка? Что запомнилось?
  • Найдите в тексте ответ на вопрос и

Отвечают на вопросы учителя, ищут ответы на вопросы в тексе

и читают.

Умение находить ответы на вопросы в

тексте и

Личностные: нравственно- этическая ориентация

прочитайте его:

Почему зайцам приходилось ходить на гумно?

  • Выразительно прочитайте, как заяц хвастается при зайцах.
  • А как меняется интонация этих же слов в разговоре с вороной? (Неуверенно говорит, побаивается).
  • Как отреагировала ворона на рассказ зайцев.
  • Как понимаете выражение «маленько потрепала»?
  • Как и за что ворона похвалила зайца?
  • Почему хвастаться это плохо? А вам в жизни приходилось хвастаться?

Высказывают свои мнения

отвечать на вопросы по содержанию текста.

Познавательные: поиск и выделение информации

Коммуникативные: умение выражать

свои мысли

Физкультминутка

Организует физкультминутку

Под музыку повторяют движения за героями

физкультминутки

10. Работа с картинным планом. Радиотеатр (чтение по ролям)

Организует работу с иллюстрациями:

  • Давайте выделим в этой сказке три главных события.

К какому событию из сказки относятся эти иллюстрации? (Показывает

иллюстрации поочередно). Как бы вы назвали эти части сказки, если б

составляли план?

Организует игру в радиотеатр:

  • А к какому событию мы можем

Отвечают на вопросы учителя

Поочередно

читают отрывок по ролям

Умение

выразительно читать по ролям.

Умение

составлять план текста

Познавательные:

синтез,

установление причинно-

следственных связей

Регулятивные:

контроль, оценка

разыграть радиотеатр? (ко второму).

  • Где начинаются слова персонажей?
  • Где заканчиваются? Кто говорит первый? Как нужно говорить слова зайца? А слова вороны?

 Организует работу над

деформированным планом сказки:

  • Расставьте цифры в правильном порядке, чтобы план стал правильным. Деформированный план

Разговор зайца с вороной Спасение вороны

Заяц хвастается Организует проверку выполнения задания, самоконтроль и

самооценивание с опорой на эталон

Выполняют задания в

рабочей карточке

Один ученик выполняет задание у доски, остальные проверяют,

оценивают себя (ставят плюс).

11. Работа в парах

Организует составление паспорта героя в паре:

- Чтобы лучше понять, как же автор относится к Зайцу, нам нужно подробнее о нем поговорить, собрать больше

информации – охарактеризовать героя.

Что с этой целью мы обычно составляем? (Паспорт героя).

Поработаем в парах. Вспомните правила работы в паре.

Паспорт героя

Имя героя          

Повторяют

правила работы в группе

Выполняют задание в

рабочей

Умение работать в паре.

Умение собирать

информацию про героя из текста

Личностные:

умение высказывать своё отношение к героям

Познавательные: поиск и выделение информации

Регулятивные:

контроль, коррекция,

саморегуляция

Место жительства          Время года         

Какой герой по характеру в начале сказки         

Как проявил себя в конце сказки         

Как ты относишься к главному герою?         

Организует проверку выполнения задания помощью фронтальной проверки

карточке, работают в паре

По очереди

комментируют, как выполнили задание, определяют более точные

ответы

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, осуществление

учебного

сотрудничества с одноклассниками

12. Подведение итогов

Помогает обучающимся отследить

соответствие деятельности с планом работы :

  • Обратимся к плану нашей работы. С

чем мы уже справились? Что предстоит сделать?

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности:

  • Как к Зайцу относится автор в начале сказки? Осуждает или одобряет?
  • А какие качества поощряются в этой сказке? (дружба, храбрость,

взаимопомощь).

  • Чему нас учит эта сказка? Какая цель этого произведения?
  • Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока?

Отслеживают соответствие деятельности с планом урока, отвечают на вопросы

Умение видеть подтекст в произведении, понимать

мораль сказки и подбирать

пословицы по смыслу

Личностные:

самоопределение, построение системы нравственных

ценностей

Познавательные: установление причинно-

следственных связей

Регулятивные:

контроль, коррекция

Коммуникативные:

Предъявляет пословицы:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда Коль хорошо, так не хвастай, тебя и так приметят

Старый друг лучше новых двух

- Какая из пословиц отображает мораль сказки?

Выбирают нужную пословицу,

объясняют свой выбор

умение строить высказывание

13. Обобщение

изученной темы о зайцах?

Предлагает обучающимся заполнить таблицу :

- На уроках чтения мы прочитали три произведения о зайцах. Определите, какие цели у этих произведений. Для этого заполните таблицу.

Информация для справок: Л.Н.Толстой, Н.Рубцов, Русский народ, «Зайцы», «Про зайца», «Заяц-хваста», рассказ, сказка,

стихотворение.

Организует проверку выполнения

Самостоятельно заполняют таблицу

Проверяют свою

Умение определять цели

произведений и идентифициро- вать их с

авторами и жанрами

Познавательные: умение работать с информацией, знаково-

символические действия

Регулятивные:

контроль, оценка

задания, самоконтроль и

самооценивание с опорой на эталон

работу, опираясь на эталон

14. Рефлексия. Итог урока

Организует личностную рефлексию:

  • Какой урок вы вынесли из сказки?
  • Что для вас было самым интересным на уроке?
  • У каждого на парте лежит зайчик. Обратите внимание, что у зайчика нет ротика. Если вы довольны своей работой и вам было всё понятно, нарисуйте улыбку зайчику. Если вы старались, но у вас возникали трудности, то сделайте

серьёзного зайчика. А если вам было трудно или не было настроения -

нарисуйте грустного. И посадите своих зайчиков на полянку.

  • Спасибо вам за чудесный урок!

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою деятельность и психологическое состояние

Личностные:

смыслообразование (понимание

сущности

усвоенного), нравственно- этическая ориентация

Регулятивные:

рефлексия, оценка

Коммуникативные:

построение речевого

высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс. Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"

           Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ...

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Урок чтения 1 класс русская народная сказка "Лиса и журавль"

В работе представлен материал по работе над сказкой в 1 классе ( с презентацией)....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс русская народная сказка "Два Мороза"

Технологическая карта урока литературного чтения Класс: 2 Тема: Сказка «Два Мороза» Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза» Задачи: Образовательная: отрабатыват...

Технологическая карта по литературному чтению (2 класс) Русская народная сказка "Гуси-лебеди"

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе Русская народная сказка "Гуси-лебеди"...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"...

Технологическая карта урока музыки 1 класс : «Русские народные инструменты».

Технологическая карта  урока музыки 1 класс :  «Русские народные инструменты»....