В Осеева "Почему?"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Аброськина Ирина Васильевна

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

        Урок литературного чтения во 2 классе

Тема. В. Осеева «Почему?».

Цель урока: формировать умение определять главную мысль изучаемого произведения на основе наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, чтобы показать душевное состояние, настроение, поведение героев в сложившейся ситуации.

 

Задачи:

Образовательные:

  • расширить сведения о жизни и творчестве В. Осеевой и познакомить с её произведением “Почему?”;
  • актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;

Развивающие:

  • развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
  • расширять кругозор;
  • развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

Воспитательные:

  • формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им
  • воспитание чуткого отношения к живой природе
  • обогащение нравственного опыта младших школьников
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
  • воспитывать гуманное отношение к животным.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Регулятивные:

  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; саморегуляция;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Познавательные:

  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

1)Орг. момент.

Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Все расселись по местам,

Никому не тесно,

        По секрету скажу вам:

       «Будет интересно!»

2) Проверка дом задания.

Вспомним тему прошлого урока.

О чем шла речь на уроке? ( о дружбе) Мы познакомились с произведениями Эммы Мошковской и Валентина Берестова.

Какие задания у вас были дома?

  1.  Выразительное чтение стихотворений
  2.  Выучить стих о дружбе
  3. Нарисовать рисунки про дружбу

Э.Мошковская «Я ушел в свою обиду»

Выр чтение учеником. Затем чтение наизусть.

-Что  значит ушел в свою обиду?

- Как мальчик решил свою проблему?

-А что делаете вы, если вас обидели?

-Подумайте, если вы обиделись, значит ли это, что вас ХОТЕЛИ обидеть?

-Что вы посоветуете своим друзьям, если вы надулись, отвернулись и «живете» в своей обиде, как герой этого стихотворения?

«За игрой» ВБерестовКто выучил это стих-е?

- С чего может начаться дружба?

-Почему дружба не заканчивается, когда кончилась игра?

-Как вы думаете, какие чувства испытывает герой стихотворения?

- Какой совет дает нам Валентин Берестов?

- Как вы понимаете слова «гляжу с высоты на обиду»?

- Какая пословица подходит к этому стих-ю?

-Кто же такой настоящий друг?Сиквейн.

 Что же такое настоящая дружба?

Какие еще стихи про дружбу вы выучили?

Л. Измайлов

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,

Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.

Ю. Белоусова Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.

        

Вывод: дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Дружба между кем бывает?

 А наш класс можно назвать дружным?

Давайте улыбнемся друг другу  .

Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся.

И силой наполняется дарующий успех.

Физминутка.

III. Сообщение цели урока и постановка проблемного вопроса.

Почему сегодня радость затмила всё вокруг?
Почему луна исчезла ранним утром вдруг?
Почему всегда с улыбкой в школу мы идем?
Почему друзей в дороге за руку берем?

        Скажите, пожалуйста, какое слово объединяет все это стихотворение?
А что это такое
Почему?  В каких случаях задают вопрос "почему"? (когда хотят выяснить  причину)

Сегодня мы продолжим знакомство с рассказами Осеевой.

 Вспомним, что мы знаем о В. А. Осеевой. ( по цепочке 5-6 предл.)

  Что вас удивило в творчестве писательницы.

А ещё сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своём произведении, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.

По названию произведения попробуйте определить, о чем пойдет речь в рассказе?

А по иллюстрации к книге Осеевой?

А может помогут такие слова : черепки, бранить.

Словарная работа со словами ЧЕРЕПКИ и БРАНИТЬ.

- Ребята, а сейчас сядьте удобнее. Постарайтесь не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.

Вопрос перед чтением : Почему рассказ назван «Почему»

4) Чтение первой части рассказа. (учитель)

- Почему мальчик повёл себя именно так? (Мальчик сильно испугался.)

- Почему так сильно расстроилась мама?

  - О какой картинке идет речь ?

Б) Читаем текст до второго вопроса  ( по ролям читают дети)

Было ли стыдно герою ?

– Как вы считаете, мама догадалась, кто разбил чашку? Ведь она была на кухне и ничего не видела. (Да, взрослые всегда могут догадаться, что их обманывают.)

– Вы  заметили, что мама не ругает сына, не кричит. Но она принимает решение, которым ставит сына перед выбором. Что это за решение?  (Она сказала сыну, что Бум больше не придет в комнату, что он будет жить в будке.)

– Легко ли было маме принять такое решение? (Нелегко, ведь и она любит Бума!)

– Как вы думаете, почему мама выгнала Бума? (Она хотела, чтобы сын признал свою вину.)

– Как чувствовал себя мальчик?

- Предположите, как будут развиваться дальнейшие действия?

В) Чтение 3 части произведения

Какое впечатление произвело на вас это произведение?

К какому жанру отнесем это произведение?

 Признаки рассказа

  • Повествование о реальных событиях.
  • Небольшой объём.
  • Немного действующих лиц.

-От чьего имени ведется рассказ?

-Какой момент особенно взволновал?

- Определите тему рассказа. О чем или о ком рассказ? ( о людях и животных)

Почему рассказ назван «Почему»?

Кому адресован вопрос «Почему?»  в рассказе?

О чём думал Бум? Начните ответ со слова «Почему?»

О чём думала мама? Начните ответ со слова «Почему?»

 О чём думал мальчик? Начните ответ со слова «Почему?»

Выборочное чтение

1. -Ответьте на вопросы ( работа в парах по рядам)

- Попробуйте дать ответ Буму.

Ответ Буму:

- Бум, тебя выгнали во двор, потому что….

 

- Попробуйте дать ответ маме от имени сына.

Ответ маме:

- Мама, я не сказал тебе правду, потому что….

 

- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы.

Ответ сыну:

Я очень обрадовалась тому, что…

Физминутка.

Я буду называть чувство, а вы его должны изобразить соседу по парте (радость, огорчение, радость, удивление, обида).

– Герой признаётся, что чашку разбил он, а не Бум. Что подтолкнуло мальчика сказать правду? Почему мальчик все-таки признаётся?

Мы с вами умеем составлять синквейны. А сегодня вы попробуете узнать ключевое слово.

На экране    … 

ЧИСТАЯ, БЕСПОКОЙНАЯ

МУЧАЕТ, ТЕРЗАЕТ, ПОБЕЖДАЕТ

СТЫД НЕ ДЫМ, А ГЛАЗА ЕСТ.

(это СОВЕСТЬ.Очень важно, чтобы у человека была совесть)

- Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести.

Определим главную мысль рассказа ( ложь – это плохо. Причиной лжи является страх перед ответственностью. Но правда всегда лучше лжи. За свои поступки надо уметь отвечать.)

 -Каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее.

На следующем уроке мы продолжим работу над этим произведением.

Д . Зад.Научитесь, дома читать этот рассказ выразительно  и ответьте на вопросы теста с портала учи.ру , раздел «Литературный кружок» https://uchi.ru/teachers/cards/442847?back_path=https://uchi.ru/literature-club/teacher/books&congrat_path=https://uchi.ru/literature-club/teacher/books

Итог урока.

Прочитайте пословицы.Выберите из них ту, которая выражает, какой  УРОК  вы вынесли для себя, познакомившись с произведением В.А.Осеевой “Почему?”.

От человека утаишь, а от совести не утаишь.

Нечистая совесть спать не дает.

Ошибайся, да сознавайся.

О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?(честность, совесть, ответственность)

Продолжите любое предложение.

-На сегодняшнем уроке я узнал…
-После урока мне захотелось…
-На этом уроке я похвалил бы себя за …