А.Приставкин "Портрет отца"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Силантьева Елена Владимировна

А.Приставкин "Портрет отца". Образ главного героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4_klass.docx66.3 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение. 4 класс.

 Тема: А. Приставкин «Портрет отца». Образ главного героя. В. Костецкий «Возвращение».

Тип: открытие нового знания

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с рассказом А.Приставкина «Портрет отца», составить словесный портрет героев произведения. и оформить альбом.

Задачи: 1)Способствовать самостоятельному определению цели выполнения заданий, проводить их анализ.

               2)Нацеливать на установление причинно-следственных связей.

               3)Обогащать словарный запас учащихся.

           

Планируемые результаты:

предметные

метапредметные

личностные

  • Определять героев произведения;
  • Давать характеристику героям произведения;
  • Восстанавливать последовательность событий произведения;
  • Понимать смысл эпиграфа и соотносить его с произведением;
  • Соотносить изученные произведения с историческим периодом

  • Определять цель выполнения задания;
  • Выдвигать версии, строить предположения;
  • Устанавливать причинно-следственные связи в сюжете произведения;
  • Уметь определять понятия, устанавливать аналогии;
  • Уметь сравнивать, анализировать, обобщать, строить логические рассуждения, делать выводы.
  • Уметь добывать информацию из различных источников.
  • Понимать смысл произведения;
  • Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем, давать им оценку  и извлекать жизненные уроки;
  • Давать оценку поступкам героев.

Ресурсы урока: учебник «Литературное чтение» 4 класс Л.Ф. Климановой, таблицы для заполнения учащимися, оценочные листы, слайды с информационным материалом, аудиофайлы с произведениями Р.Рождественского «Помни» , А.Приставкина «Портрет отца» (teatr.audio/pristavkin…portret-otca)

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности ученика:

Актуализация знаний

  • Предлагает учащимся вспомнить материал предыдущих уроков.
  •  Организует работу по определению даты исторического события и произведения.
  • Просит дать название каждому столбику.
  • Предлагает самостоятельно сформулировать задание к таблице и выполнить его.

Ледовое побоище

1812 год

Ф. Глинка «Солдатская песнь»

Куликовская битва

1240 год

Н. Кончаловская «Слово о Побоище Ледовом»

Невская битва

1380 год

А. Старостин «Куликовская битва»

Бородинское сражение

1242 год

С.Т. Романовский «Александр Невский»

  • Организует проверку выполненной работы, анализ допущенных ошибок.
  • Проводит оценивание работы  по заданным критериям.

  • Предлагает сформулировать цель выполненного задания.

  • Формулируют задание.

-Нужно соотнести историческое событие с датой и изученным произведением.

Выполняют задание в таблице. Соединяют стрелками историческое событие – дату – произведение.

Историческое событие

Дата

Изученное произведение

Ледовое побоище

1812 год

Ф. Глинка «Солдатская песнь»

Куликовская битва

1240 год

Н. Кончаловская «Слово о Побоище Ледовом»

Невская битва

1380 год

А. Старостин «Куликовская битва»

Бородинское сражение

1242 год

С.Т. Романовский «Александр Невский»

Ледовое побоище – 1242 год – Н.Кончаловская «Слово о Побоище Ледовом»

Куликовская битва – 1380 год – А.Старостин «Куликовская битва»

Невская битва – 1240 год – С.Т. Романовский «Александр Невский»

Бородинское сражение – 1812 год – Ф.Глинка «Солдатская песнь»

  • Проверяют свою работу (проверка осуществляется с  образца на электронной доске)
  • Оценивают свою работу.

За каждую верную строчку – 1 балл. Максимальное количество баллов – 4. Результаты вносятся в оценочный лист.

Баллы

Оценочный лист ФИ__________________________

Задание № 1

Задание № 2

Дополнительные баллы

Итог

  • Формулируют цель выполненного  задания -  соотнести произведение с историческим событием.

                                                                                                          Мотивация познавательной деятельности        

  • Предлагает  ученикам прослушать  (аудиозапись) отрывок из произведения Р.Рождественского, определить название произведения.
  • Просит раскрыть лексическое значение слова «реквием» .
  • Предлагает определить, о каком периоде истории будем говорить на уроке.

Показывает на доске фотографии, на котором изображены люди в период Великой Отечественной войны. (Приложение 1)

  • Спрашивает, что объединяет фотографии.
  • Обращает внимание детей на фотографии. Предлагает охарактеризовать людей, изображенных на фотографиях,

описать, какие чувства и эмоции  выражают лица людей на фотографиях.

             Ответы учеников фиксируются на доске под фотографиями.

  • Предлагает обсудить вопрос: «Для чего люди фотографируются»?
  • Предлагает ответить на вопрос: «Где люди хранят свои фотографии?»
  • Просит определить лексическое значение слова «альбом».
  • Осуществляет проверку ответов детей по Толковому словарю русского языка Д.Н. Ушакова. (Словарная статья выводится на электронную доску)
  • Предлагает подумать над вопросом: «Как называется жанр искусства, который изображает человека на картине или фотографии?»
  • Предлагает прочитать название произведения, с которым будем работать на уроке – «Портрет отца».
  • Предлагает определить содержание рассказа по заголовку (прием антиципации)
  • Спрашивает, как проверить предположения.

  • Слушают аудиозапись, определяют название произведения – Реквием «Помните».

  • Дают определение понятия «реквием» - произведение траурного характера.
  • Определяют период – годы Великой Отечественной войны.

  • Высказывают свои предположения.
  • Анализируют фотографии, подбирают слова или словосочетания, выражающие чувства и эмоции героев на фотографиях. (Боль, страх, скорбь, одиночество, страдание, обида, разочарование, стойкость, спокойствие, надежда, настрой на победу…..)
  • Высказывают свои предположения – сохранить память о людях, событиях.
  • Отвечают на вопросы учителя: «Место хранения фотографий – альбом».
  • Дают определение слова «Альбом» - книга, тетрадь в переплёте для рисунков, фотографий, стихов, каких-либо коллекций.

  • Высказывают свое предположение, что это – портрет.

  • Читают название рассказа А. Приставкин «Портрет отца»

  • Высказывают свои предположения.

  • Отвечают, что нужно прочитать рассказ.

Организация познавательной деятельности

  • Осуществляет первичное прослушивание аудиозаписи текста рассказа.
  • Спрашивает, подтвердились ли предположения о содержании рассказа.
  • Задает вопросы на первичное восприятие текста.

-Какие чувства у вас возникли при прослушивании текста рассказа? Почему?

-Какой момент для вас был самым напряженным? Почему?

            -Почему мальчик оказался в детском доме?

  • Организует работу над лексическим значением слов, просит сформулировать задание.

полушубок

Чувство досады, вызванное благополучием или успехом другого

стащить

Короткая, до колен, верхняя меховая одежда.

зависть

Высказаться о себе или о ком-либо с похвалой

похвастать

Украсть, взять что-либо без разрешения

  • Проводит оценивание работы по заданным критериям.

  • Слушают аудиозапись текста.

  • Соотносят свои предположения с действительным содержанием произведения.
  • Отвечают на вопросы учителя.

  • Формулируют задание, соотносят слово с лексическим значением.

Слово

Лексическое значение

полушубок

Чувство досады, вызванное благополучием или успехом другого

стащить

Короткая, до колен, верхняя меховая одежда.

зависть

Высказаться о себе или о ком-либо с похвалой

похвастать

Украсть, взять что-либо без разрешения

  • Оценивают свою работу.

За каждый верный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 4. Результаты вносятся в оценочный лист

  • Обращает внимание учащихся на электронную доску, на которой появляются 3 пустые рамки для фотографий с пустыми строчками под ними.

Альбом произведения А.Приставкина «Портрет отца»

C:\Users\Анна\Desktop\рамка.jpg     C:\Users\Анна\Desktop\рамка.jpg    C:\Users\Анна\Desktop\рамка.jpg

______________        ______________       ______________

______________        ______________       ______________

______________        ______________       ______________

______________        ______________       ______________

______________        ______________       ______________

______________        ______________       ______________

  • Предлагает определить, с какой целью будем работать над произведением.

  • Организует работу над анализом произведения
  • Предлагает определить героев рассказа

  • Задает вопросы по произведению

-Какую находку обнаружил мальчик в библиотеке?

-Как выглядел человек на  фотографии?

-Какой вывод сделал для себя мальчик?

-Что сделал герой с найденной книжкой? Почему?

-С кем мальчик поделился своим открытием? Почему?

-Как отреагировал Володя на утверждение мальчика об отце?

-К кому обратились мальчики за помощью? Почему?

-Что ответила воспитательница мальчикам? Почему?

-Что делает Володя Акимцев с фотографией?

-Какие чувства в этот момент испытывает герой?

-Удалось ли Володе Акимцеву и воспитательнице убедить мальчика в том, что это не его отец? Докажите.

-С каким предложением обращается Володя Акимцев к мальчику? Почему?

-Почему Володя Акимцев решает отдать фотографию мальчику?

-Какие чувства испытывал Володя в этот момент? Почему?

  • Предлагает определить главную мысль рассказа.

  • Организует групповую работу по характеристике героев произведения.
  •  Предлагает вернуться к изображениям трех пустых рамок на доске.
  • Предлагает ответить, почему именно 3 рамки изображены на доске.
  • Делит класс на 3 группы (по рядам)
  • 1 группа-  характер и качества главного героя.

2 группа-  характер и качества Володи Акимцева.

3 группа – характер и качества воспитательницы.

  • Предлагает каждой группе определить, какую фотографию из предложенных в начале урока, можно соотнести с героем произведения, на свободных строчках записать слова или словосочетания, раскрывающие характер героя.
  • Обращают внимание на доску.

  • Предполагают, что цель работы – дать характеристику героям, выбрать  из представленных изображений  подходящие портреты героев для создания альбома произведения.
  • Определяют героев произведения – мальчик, Володя Акимцев, воспитательница.

  • Отвечают на вопросы учителя, подтверждая ответы текстом.

-Маленькую книжку с фотографией.

-На фотографии был человек в меховой шапке и полушубке.

-Что этот человек его отец.

-Стащил книжку (взял без разрешения), забрался в самый темный угол, чтобы его никто не увидел, оторвал обложку и засунул ее под рубаху, как самое дорогое и единственное, что у него осталось. Таким образом мальчик уходит от одиночества и чувствует себя под защитой.

-С Володей Акимцевым, т.к он был самым сильным парнем , поэтому пользовался уважением.

-Не поверил ему, вырвал портрет из рук.

-К воспитательнице. Она взрослый человек, скажет правду.

-«Нельзя портить книги. И вообще я не думаю, что это твой отец…» Не хотела, чтобы мальчик зря надеялся. Она понимала, что это не его отец, но однозначного ответа она не дала. Ольга Петровна не подтвердила предположение мальчика, но и не отняла у него надежду на то, что человек на фотографии может быть его отцом.

-Спрятал ее.

-Обиду, досаду, разочарование, боль. У него отобрали самое дорогое, что у него осталось. Мальчик плачет по ночам, перерывает библиотеку в надежде отыскать вторую такую книгу, но все безрезультатно.

-Нет. Мальчик по-прежнему уверен, что этот человек – его отец.

-Отдать компас, нож и новый спортивный костюм. Эти вещи представляют ценность для мальчика, находящегося в военное время в детском доме, но ради отца он готов их отдать.

-Понял, что ради этой фотографии мальчик готов на все. Володя смог пересилить свое чувство несправедливости, зависть. Он сопоставил свои чувства с чувствами мальчика.

Родители Володи Акимцева находились далеко в городе, занятом фашистами. У него не было никаких фотографий. Ему было больно и одиноко, он понял, что такие же чувства испытывает и мальчик.

  • Определяют основную мысль рассказа – дети в военное время цеплялись за любую фантазию, за любую надежу, лишь бы не осознавать то, что они остались навсегда без родных людей.

  • Определяют, что количество рамок соответствует количеству героев произведения.

  • Делятся на группы. Вспоминают правила групповой работы.

Подбирают слова и словосочетания, с помощью которых можно охарактеризовать героев.

Мальчик – добродушный, добросердечный, внимательный, чуткий, одинокий.

Володя Акимцев – сильный, одинокий, справедливый, сострадающий, реалист.

Воспитательница – строгая, не даёт ложных надежд, но и не отбирает мечту и надежду у мальчика, деликатная в своих рассуждениях, не хочет ранить ребенка, проявляет сочувствие.

  • Выполняют работу. Один человек из группы выходит к доске. Помещает выбранную фотографию в рамку, дает характеристику герою.

   C:\Users\Анна\Desktop\рамка.jpg      C:\Users\Анна\Desktop\рамка.jpg               C:\Users\Анна\Desktop\рамка.jpg

    Мальчик                 Вова Акимцев                  Воспитательница

Добродушный             Сильный                             Строгая

Добросердечный         Справедливый                    Не дает ложных

Чуткий                         Одинокий                            надежд

Заботливый                 Реалист                                Деликатная в своих

Одинокий                    Сострадающий                    рассуждениях

                                                                                   Проявляет

                                                                                    сочувствие

                                                                                       

  • Организует работу с репродукцией картины В. Костецкого «Возвращение»

-Рассмотрите картину. Какой эпизод на ней изображен?

-Какие чувства, эмоции испытывают герои в этот момент?

  • Предлагает подумать над вопросом: «Может ли картина «Возвращение» служить иллюстрацией к данному рассказу»? Аргументируйте свое мнение.

  • Отвечают на вопросы учителя.

  • Высказывают свое мнение, приводят аргументы.

Рефлексия урока (подведение итогов)

  • Предлагает вернуться к цели урока. Сделать вывод-  достигнута ли цель урока. Аргументировать свое мнение.

  • Организует работу с эпиграфами. Выводит 2 эпиграфа на электронную доску

«Война – незаживающая рана, которую помнят взрослые и дети…»

«Огромное горе войны коснулось каждой семьи…»

Просит прочитать эпиграф и выбрать тот, который соотносится с содержанием или главной мыслью рассказа. Аргументировать свое мнение.

  • Объясняет разноуровневое домашнее задание

1 уровень – чтение текста по ролям.

2 уровень – сообщение о биографии писателя А. Приставкина

3 уровень – подготовить сообщение на тему «Судьба детей в годы Великой Отечественной войны на примере конкретного героя».

  • Организует оценивание учащихся
  • Предлагает сосчитать общее количество баллов. Максимальное количество баллов-  8 . За работу в каждой группе один наиболее активный участник получает дополнительный балл. За активную работу во время урока так же возможны дополнительные баллы. Ученики, набравшие наибольшее количество баллов, получают отметку в журнал.

  • Высказывают сове мнение, доказывают, что цель урока достигнута.
  • Высказывают свое мнение, обсуждают вопрос.
  • Читают эпиграф, выбирают подходящий, обсуждают, доказывают свой выбор.

  • Считают общее количество баллов, вносят результат в оценочный лист.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча отцов и детей. Родительское собрание "Отцом легче стать, чем оставаться"

Маттериалы для замечательного доброго дела: встреча отцов и детей, чего нашим детям так часто не хватает....

Роль отца

Родительское собрание для пап....

родительское собрание "О роли отцов в воспитании"

Рассматривается необходимость более полного включения в воспитание   мужчин....

Земля отцов - моя земля!

Урок, посвященный дню образования Краснодарского края. Проведен в форме урока - путешествия с использованием   буклета - путеводителя....

Словарная работа "Страна отцов" (этимология)

Презентация к словарной работе над группой слов: отче, отчизна, отечество, отец, отчество....

Сценарий конференции отцов «Роль отца в развитии и воспитании детей в семье»

Цель встречи – вовлечь в воспитательный процесс отцов, активизировать их отцовские чувства, пробудить ответственность. Мероприятие направлено на привлечение родительской общественности к совместной ра...