Урок литературного чтения "Стихи о весне"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Тема: «Стихи о весне»

Тип: ОНЗ

Цель: создание условий для ознакомления с произведениями русских поэтов о весне; совершенствовать навык  чтения целыми словами, упражнять в выразительном чтении стихотворений.

Планируемые результаты:

Предметные                                                                                         

Знают: содержание стихотворений А. Майкова «Весна», Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель»

Умеют: выразительно читать стихотворения перед классом, предавая настроение.

Личностные:

-проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания;

- воспитывать внимательное и вежливое отношение к окружающим;

- воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

-удерживать цель деятельности до получения ее результата;

-оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

-уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

-принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;

 -осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

-классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

-уметь ориентироваться в своей системе знаний;

-осуществлять анализ объектов, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

-принимать участие в работе парами, в группе, договариваться, приходить к общему решению;

- уметь объяснять свои действия, уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- контролировать действия партнёра, вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Образовательные ресурсы:  УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Стихи о весне»

Тип: ОНЗ

Цель: создание условий для ознакомления с произведениями русских поэтов о весне; совершенствовать навык  чтения целыми словами, упражнять в выразительном чтении стихотворений.

Планируемые результаты:

Предметные         

Знают: содержание стихотворений А. Майкова «Весна», Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель»

Умеют: выразительно читать стихотворения перед классом, предавая настроение.

Личностные:

-проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания;

- воспитывать внимательное и вежливое отношение к окружающим;

- воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

-удерживать цель деятельности до получения ее результата;

-оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

-уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

-принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;

 -осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

-классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

-уметь ориентироваться в своей системе знаний;

-осуществлять анализ объектов, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

-принимать участие в работе парами, в группе, договариваться, приходить к общему решению;

- уметь объяснять свои действия, уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- контролировать действия партнёра, вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Образовательные ресурсы:  УМК «Школа России»

Оборудование: презентация, компьютер, учебник, репродукции картин о природе весной, музыка П.И.Чайковского «Времена года.  Апрель»

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности

(2 мин.)

Прозвенел звонок - начинается урок.      

Мы пришли сюда учиться,      

 Не лениться, а трудиться,      

 Работаем старательно,      

 Слушаем внимательно

-Проверим вашу готовность к уроку. На ваших партах должны лежать учебник и пенал.

Приветствуют учителя.

Внимательно слушают учителя.

Личностные УУД:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Актуализация знаний (3 мин.)

-Перед тем как начать урок, что мы обычно проверяем?

- Скажите, какое домашнее задание вы подготовили на этот урок?

- Верно, но перед тем как прочитать, сделаем разминку

-Читаем медленно, теперь быстрее (хором)

Та-та-та – у нас дома чистота.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.

Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.

То-то-то – стали мы играть в лото.

Ать-ать-ать – мы идем гулять.

Ат-ат-ат – берем с собой самокат.

- Молодцы, кто готов выразительно прочитать стихотворение?

-Домашнее задание

-Чтение наизусть стихотворений на выбор А. Майкова и  А. Плещеева .

-Несколько человек читают стихотворение наизусть.

Коммуникативные УУД : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Л: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Определение темы и цели урока учащимися

 (3 мин.)

-Отгадайте загадку,  чтобы узнать, о чем сегодня будем говорить:

-Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

-Сегодня мы будем говорить о весне, познакомимся со стихотворениями о весне.

-Тема: «Стихи о весне»

-Какую цель поставим на уроке?

-Весной

-Познакомиться со стихотворениями о весне, выразительно читать эти стихотворения.

Познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные УУД: целеполагание

Планирование достижения намеченной цели (3 мин.)

План нашего урока:

1. познакомиться со стихотворениями о весне;

2.  выразительно читать стихотворения.

Личностные УУД : действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

ОНЗ (15 мин.)

-Весна приглашает нас в своё царство. Прослушаем музыку П.И. Чайковского «Времена года. Апрель»

( видеоряд весенних пейзажей)

- При помощи чего композитор показал приход весны?

-Какие изменения в природе говорят о приходе весны?

-Какие весенние месяцы вы знаете?

-Рассмотрите картину И. И. Левитана «Март»

-Как вы думаете, при помощи чего художник показал красоту, неповторимость этого времени года?

-Сразу ли после зимы к нам приходит весна?

-Весна – это волшебная пора года, когда всё оживает и расцветает. Говорят, что весна – это утро года.

-В марте весна пробуждается от зимнего сна, разливается водой.

-В апреле надевает зеленый наряд,

-В мае уже прилетают все певчие птицы, все цветет.

-А сейчас мы узнаем, как поэты рассказывают о весне. Посмотрите на эти портреты

 -Со стихотворениями, каких поэтов мы будем сегодня знакомиться?

Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна».

-Откройте учебник на стр. 66  и прочитайте название и автора стихотворения .

-Аполлон Майков жил несколько десятков лет назад, но до сих пор в школе изучают его творчество.

-Теперь послушайте внимательно стихотворение.

-О каком растении рассказал поэт?

- Как автор называет этот цветок?

- Прочитайте стихотворение каждый для себя и найдите слово, которое вам непонятно. Какое слово?

-Сквозистый - тонкий слой снега, через который видно землю, прелые листья, растения.

-Ещё не весь снег растаял, а уже появились цветы.

-Подснежники - есть сама весна. (картинка на слайде)

-Какое настроение создаётся при чтении этого стихотворения?

-Кто желает выразительно прочитать стихотворение «Весна».  

Знакомство со стихотворением Т. Белозёрова «Подснежники».

-Прочитайте название стихотворения.

-Кто автор этого произведения?

- Можно по названию узнать, о чём идёт речь?

-Послушайте стихотворение Т. Белозёрова «Подснежники» и постарайтесь представить то, о чем услышите.

-Какое настроение создаётся после прочтения стихотворения?

- С чем автор сравнивает подснежники? Найдите и прочитайте в тексте.

-Как поэт говорит о Снегурочке? Найдите и прочитайте в тексте.(на слайде картина Васнецова «Снегурочка»)

-Почему снегурочка чужая?

-Как еще можно назвать подснежники?

-Почему подснежники называют первоцветами?

-Кто желает прочитать это стихотворение выразительно?

Физкультминутка: Бабочка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

 Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

 Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

 -Музыки

-Солнце, бегут ручьи,  прилетают птицы

-Март, апрель, май

-При помощи красок

-Нет, она приходит постепенно

-А. Майков, Т. Белозеров, С. Маршак.

-Стихотворение «Весна» А. Майков

     

Слушают

- О подснежнике

-Голубенький, чистый

-Сквозистый

       

 -Радостное, вызывает восхищение.

 -Читают стихотворение выразительно

-Подснежники

-Т.Белозёров      

- Да, речь пойдет о первых цветах -подснежники    

-Грустное, сожаление

-Выросли подснежники – Снегурочкины слёзы  

-Печальная, чужая

-Потому что зима кончилась и пришла весна

-Первоцветы

-Первые весенние цветы

-Читают стихотворение

Регулятивные УУД: Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД: Выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Этап применения знаний - развития умений

(10 мин.)

 Знакомство со стихотворением С. Маршака «Апрель»

-На стр. 67 прочитайте название стихотворения. Кто написал стихотворение?

С. Я. Маршак известный советский поэт. Известен, как автор детский сказок. («Двенадцать месяцев», «Вот какой рассеянный»)

-Прослушайте запись стихотворения.

-Какое настроение передает это стихотворение?

-Объясните значение слов: капель, валежник, стужа, пробирается.

 

-Прочитаем стихотворение. Кто желает?

 -О каких признаках весны вы прочли?

-Прочтите слова, которые рифмуются:

-Прослушайте стихотворение

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы-

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

- Чему учит это стихотворение?

- Как нужно относиться к окружающей природе?

-Из-за нежной красоты подснежники срывают сотнями и даже тысячами. Это приводит к трагическим последствиям. Постепенно подснежники исчезают, становятся редкими. Подснежник занесен в Красную книгу.

-Если встретите это прекрасное растение, не срывайте его. Остановите и тех, кто это делает. Пусть нежный цветок радует своей красотой всех, кто придет после нас.

-С. Маршака « Апрель»

-Настроение радости, восторг от пробуждения природы 

Капель – падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.

Валежник – старые листья, сучья, корни, которые долго лежали на земле.

Стужа – мороз, холод.

Пробирается – медленно и тяжело идёт.

-Читают стихотворение

-Капель, бегут ручьи, пение птиц, цветение подснежника.

-Апрель – капель.

Лужи – стужи.

Ручьи – муравьи.

Медведь – петь.

валежник – подснежник

-Не нужно срывать цветы.

-Нужно бережно относиться к природ

Познавательные УУД: Выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

( 10 мин.)

-О  каком цветке мы сегодня читали стихотворения?

-Сейчас мы нарисуем этот красивый весенний цветок.

-На слайде вы можете наблюдать картинки подснежников.

-Возьмите листы, цветные карандаши, можете начинать рисовать.

-Поднимите вверх свои рисунки, посмотрите, какая красивая поляна цветов у нас получилась.

-О подснежнике

-Рисуют подснежники

Регулятивные УУД: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Рефлексия учебной деятельности

(3 мин.)

Ответьте на вопросы:

- Стихотворения, каких поэтов мы сегодня читали?

- Какое из них вам больше всего понравилось?

- О каких первоцветах шла речь в каждом из стихотворений?

- Что нового вы узнали на уроке?

-На столах у вас лежат цветы. Если на уроке вы хорошо работали, и вам было все понятно, то раскрасьте цветок желтым цветом. Если вы считаете, что плохо работали сегодня на уроке, то раскрасьте  цветок синим цветом.

- Спасибо вам за активную работу. Урок окончен.

-А. Майков, Т. Белозеров, С. Маршак.

- подснежники

-Отмечают свою работу на уроке.

Регулятивные УУД: самооценка, оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе "Творческая мастерская. Весна идет! Весне дорогу!"

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по УМК "Гармония": Г.Новицкая "Подснежник"....

Урок литературного чтения Тема: Народная песня « Весна, весна красная!» А. Чехов « Весной».

Задачи урока:познакомить учащихся с произведениями: Народная песня « Весна, весна красная!» А. Чехов « Весной»;пробудить познавательную активность;работать над осознанностью чтения, над раз...

Урок литературного чтения 4 кл Стихотворение Клычкова А.С."Весна в лесу". Картина Крымова Н.П. "К весне". Сравнение произведений литературы и живописи

МАТЕРИАЛ ПРЕДСТАВЛЕН С ВИДЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА, СОПРОВОЖАЕТСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. УЧИТЕЛЬ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ В ОДНОИМЁННОЙ ПАПКЕ. ТИП УРОКА: УРОК-ИССЛЕДОВАНИ...

Презентация к уроку литературного чтения по теме:«О весна, без конца и без краю…» Как приходит весна?

Презентация к уроку литературного чтения по теме:«О весна, без конца и без краю…» Как приходит весна? Часть 2. Пришлось разделить....

Технологическая карта урока литературного чтения «Картины весны в произведениях А. Чехова, А.Фета, А. Барто»

Учащиеся знакомятся с произведениями А. Чехова, А. Фета, А. Барто.Развивают навыки выразительного и осознанного чтения.Прививают любовь и бережное отношение к природе, формируют интерес к предмету на ...