Андерсен "русалочка"
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Камакшина Надежда Андреевна

Материал 4 класса по литературному чтению тему: Андерсен "русалочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_4_z.docx43 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 05.05.2023

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 4 «з»

Урок: 5

Время:16:55-17:30       Кабинет: 112

Студент: Жаткина Надежда Андреевна

Группа: 35

Учитель: Ляпина Оксана Валерьевна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: «Г.Х. Андерсен «Русалочка»».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции: понимание информации анализируемого текста; формирование умения осознано, выразительно читать.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)формировать понятие о сказке как о жанре литературы;

2)формировать умение выразительно читать сказки;

3)познакомить с творчеством Г. Х. Андерсона.

Предметные: научатся:

1)учиться анализировать прочитанное;

2)учиться характеризовать героев и их действия.

Развивающие:

1) развивать логические мышление: умение рассуждать, анализировать делать выводы в ходе чтения и анализа

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы

Личностные:

1) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

2)формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать интерес к чтению

2)  воспитывать уважение друг к другу в процессе парной и групповой работы

УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная презентация

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Надежда Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку

3. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

-У вас на столах лежат листочки, это лестница успеха. Нарисуйте человека на первой ступеньке, дальше вы будете узнавать много нового и подниматься по лесенкам вверх.

- Начнем урок с высказывания французского писателя Жан-Жака Руссо.

«Вы - талантливые дети! Когда-нибудь вы сами, приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Ж.Ж. Руссо

Как вы понимаете данное высказывание?

1.Приветсвуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

Предположения детей

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Раздатка

Учебная презентация: слайд 1

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1.Организует актуализацию знаний через подводящий диалог

-А начнем мы наш урок с речевой разминки. Работать будем со скороговоркой.

Учитель читает скороговорку

- теперь прочитаем все вместе в пол голоса.

Скороговорка: Тощий немощный Кощей

Тащит ящик овощей.

-Кто желает попробовать прочитать…..

-Прочитайте: весело, шепотом, громко, скороговоркой, выразительно.

-Молодцы

- Сейчас у нас будет викторина ваша задача меня внимательно слушать и отвечать на мои вопросы.

1)Какой герой сказок знает столько сказок, сколько не знает никто?

(Оле-Лукойе.)

2)Вначале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем…

(Дюймовочка.)

3)В какой сказке сердце мальчика превратилось в кусочек льда?

(«Снежная королева»).

4)Назовите героиню , превратившуюся в морскую пену?

(Русалочка.)

5)Кто был сыном оловянной ложки?

(Стойкий оловянный солдатик ).

6) Какая сказка начинается словами : Жил был принц, и хотелось ему взять за себя тоже

принцессу, только настоящую»

-Скажите что объединяет все ответы на нашу викторину?

-отгадайте загадку и она нам поможет узнать тему урока

Сидит длинноволосая девица. В своей просторной светлице, по земле не ходит, а под водой пляски заводит, да чешуйчатым хвостом волны наводит. (Русалка)

2. Отвечают на вопросы учителя

читают по одному ученику

Оле-Лукойе

Дюймовочка

Снежная королева

Русалочка

Стойкий оловянный солдатик

Принцесса на горошине

Один автор Андерсен

русалка

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Учебная презентация: слайд 2

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

 - Сформулируйте тему урока на основе нашего разговора

        

- Сформулируем цель нашего урока

- Поставим задачи на урок по опорным словам

Прочитать…

Узнать…

Поразмышлять…

1.Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

Тема: Г.Х. Андерсен «русалочка»

Познакомиться с произведением  Г.Х. Андерсена

Прочитать произведение Андерсена « русалочка»

Узнать о главных героях сказки Андерсена

Поразмышлять над главной мыслью сказки

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Учебная презентация: слайд 5

Слайд 6

«Открытие детьми нового знания»

(10 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

Ознакомление с жизнью и творчеством Г.Х.Андерсена

Сейчас мы с вами познакомимся  с жизнью и творчеством  Г.Х. Андерсена

Знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен  жил в Дании

Ганс Христиан Андерсен родился в старом датском городе Оденсе 2 апреля 1805 года.

Отец его был сапожником, но мечтал о двух радостях – учиться и путешествовать. А так как ему ни то, ни другое не удалось, он без конца читал и перечитывал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь».

Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько ваз на окнах: в них цвели тюльпаны.

Тихий мальчик Ганс рано начал выдумывать невероятные истории. Но он не сразу решался рассказывать их взрослым.

В Оденсе был свой театр. Отец Ганса сделал ещё одно великое дело – он успел сходить с сыном в театр.

Вот тут-то всё и началось! Ганс решил стать актёром, петь на сцене, танцевать и декламировать стихи.

На 23 году жизни вышла первая книга «Прогулка на остров Амагер».

На скудный гонорар от своих книг Андерсен отправился в путешествие по Европе. Путешествуя он знакомился со своими любимыми писателями и художниками, поэтами и музыкантами. Он писал всюду, где его заставляла жажда писать.

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Работа с учебником

Ученая презентация

Слайд 7, 8, 9

Слайд 10

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1.Организует первичное закрепление.

- Может ли кто-нибудь из вас сказать, кого изображает этот памятник?

- Да, это памятник русалочке, героине одной из знаменитых сказок Андерсена с таким же названием. Он установлен в бухте города Копенгагена в Дании – стране, где родился один из самых знаменитых сказочников мира.

- А что вы знаете о русалках? Вспомните, в каких сказках вы встречали русалок?

- Русалка - в народных поверьях и сказках существо в образе обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.

- Народное поверье гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека.

- Давайте посмотрим, как Андерсен решает судьбу своей героини.

- Прочитайте название сказки и ответьте, можно ли по этому названию судить об отношении автора к героине сказки.

1. Выполняют задание и объясняют свой выбор

Русалочку

Ответы детей

Слушают учителя

относится с нежностью, с любовью, с уважением, с заботой

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностьюУУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Работа с учебником

Учебная презентация

Слайд 11

Самостоятельная работа с самопроверкой

(15-20 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

1.Организует самостоятельную работу.

- Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов.

(на карточках записаны слова и их значение)

Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль во время стоянки.

Коралл – красивый известковый скелет морских организмов.

Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части.

Янтарь – окаменевшая смола древних растений.

Устрицы – морской моллюск.

Овдоветь – стать вдовцом (или вдовой).

Вдовец – мужчина, у которого умерла жена.

Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник.

Снасти и реи – детали корабля.

Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов.

Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза.

Валторна – духовой музыкальный инструмент.

Мельничное колесо – колесо водяной мельницы, на которое вода льётся с плотины.

Пучина – морская глубина.

Владычить – хозяйничать.

Ил – вязкий осадок на дне водоёма.

Снадобья – волшебные средства.

Муслин – лёгкая и тонкая ткань.

Штиль – полное безветрие на море.

Ныряльщики – те, кто ныряет в глубину моря и добывает жемчуг.

Рулевой – человек, управляющий рулём, направляющий ход машины или судна.

Спрашиваю значение слов

ФИЗМИНУТКА

1.Выполняют самостоятельную работу.

Работают со значением слов

Знакомятся со значениями слов , читают и запоминают

Отвечают, как запомнили

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Учебная презентация: слайд 12

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Внешний контроль

Открываем учебники, берем карандаш, я включаю сказку русалочка, а вы следите по тексту. (ауди)

-Ребята мы послушали сказку можем ли мы подняться на лесенку выше?

- Читаем первую часть сказки (читает подготовленный ученик) (до слов «Когда вам исполнится пятнадцать лет…» с.167-168).

- Где разворачивается действие сказки?

- О ком из героев сказки вы узнали из этого отрывка?

- Как вы думаете, кто была младшая внучка?

- Что происходило дальше, мы узнаем из второй части. (Читает  ученик) (до слов «Надвигалась буря…» с.168-171)

- Расскажите, что произошло с русалочкой, когда ей исполнилось пятнадцать лет.

- Найдите в этой части сказки описание корабля, который увидела русалочка, и прочитайте этот отрывок. (с.169)

- Какой праздник отмечали на корабле?

- Как вы думаете, хотелось ли русалочке побывать на этом празднике и почему?

- Удастся ли русалочке познакомиться с принцем? Как может произойти знакомство?

-Что будет дальше вы узнаете дома, когда прочитаете.

Ребята, мы прочитали, поразмышляли над сказкой, узнали ли мы главных героев, назовите их?

-молодцы

Если все это мы узнали, что нам тогда нужно сделать?

поднимаемся

в море

о морском царе, что он овдовел и о старухе матери, которая заправляла хозяйством и воспитывала шесть внучек, а также дано описание младшей внучки)

русалочка, героиня сказки

- бабушка украсила её и русалочка поднялась на поверхность

- день рождения принца

- да, потому что на корабле было красиво и ей понравился принц

Русалочка, принц

Подняться выше на ступеньку по нашей лестнице успеха

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Работа с учебником

Учебная презентация: слайд 13, 14

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1.Организует анализ работы по критериям.  

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какие цели на урок мы ставили?

- Сейчас с помощью лесенки успеха оцените свою работу на уроке:

Кому было трудно подниматься по лестнице успеха?

- Откройте дневники и запишите задание на дом. 

 Прочитать сказку дальше (до слов «Дворец был из светло-жёлтого блестящего камня…», с.171-174).

Пересказать эту часть.

Урок окончен, вы большие молодцы!

1.Анализируютсвоюработунауроке,уровеньусвоенияучебногоматериала.

Андерсен «русалочка»

Цель: познакомиться с произведением Г.Х.Андерсена «Русалочка»

УУРД:

Оценивать свою работу

Учебная презентация: слайд 15 с темой урока

Раздаточный материал «Лесенка успеха»

Фамилии

                  3

                  4

                   5