Методика работы над Читательским дневником на уроках литературного чтения в начальных классах
методическая разработка по чтению (3 класс)

Киргизова Светлана  Александровна

Обобщен опыт работы с Читательским дневником на уроках литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Киргизова Светлана Александровна

учитель начальных классов МБОУ «Таксимовская СОШ№3»

«Методика работы   над читательским дневником

 на уроках литературного чтения в начальных классах»

               Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

                             Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Одним из  инструментов формирования таких умений является Читательский дневник учащегося, используемый как в классной работе, так и внеклассной.

             Что такое Читательский дневник для меня, как учителя?

 Прежде всего, это инструмент, с помощью которого я решаю многие задачи по литературному чтению, развитию речи учащихся, развивая грамотного вдумчивого читателя. Также, это форма работы  по внеклассному чтению. Иногда – это разновидность  домашнего задания.

                  Что такое читательский дневник для учащегося?

Это красивая тетрадка, в которую ребенок заносит свои мысли  о прочитанном произведении. Это место для творчества ребенка. Но на самом деле, работа с Читательским дневником поможет ребенку сформироваться как Читатель.

                                     Задачи  читательского  дневника

  • Приучает к чтению. Систематическая работа  по ведению Дневника  привьёт позитивное отношение к книге, как способу получения интересной информации. сформирует интерес ученика к чтению.
  • Расширяет кругозор. Работа построена на базе интересного внешкольного  материала для чтения.
  •  Формирует читательскую грамотность. Регулярная работа с Читательским дневником помогает в формировании информационной компетентности.
  •  Реализует идею «Учение с увлечением».  Работа «чтение по списку» способна увлечь  детей, вызвать в них дух соперничества, развить их индивидуальность.

Этапы  работы с Читательским дневником.

  1. Летнее чтение

Начинаю работу с читательским дневником с конца 1 класса.

 Получая список литературы на лето, ребятам предлагается фиксировать прочитанный материал по заданной мной схеме. Для этого я прошу ребят завести особую «самую красивую толстенькую тетрадку»   (тут у многих появляется блеск, азарт, предвосхищение в глазах!) и принести её на один из последующих уроков чтения.

 С родителями на собрании мы договорились, что у ребенка будет возможность сходить в магазин вместе с родителями и у него будет возможность выбрать САМОМУ  для себя САМУЮ КРАСИВУЮ толстую тетрадку. Для первоклассника письменные работы сопряжены с определенными трудностями, Не все ребята еще владеют письменной речью настолько, чтобы с легкостью сформулировать, а еще и записать свои мысли на бумаге. Поэтому, красивая тетрадка была для них своеобразным «якорьком», который манил своей красотой и желанием в ней поработать. 

Затем на уроке  мы совместно чертим таблицу, в которую предстоит заносить свои результаты. Ребята получают подробный инструктаж о её заполнении. Для закрепления мы совместно заполняем таблицу по результатам последнего прочитанного произведения в 1 классе.

Дата

Название произведения

автор

Главные герои

О чем прочитал?

Чему учит произведение?

В 3 классе  (я ввела со 2 полугодия) таблица чуть видоизменяется:

Дата

Название произведения

Автор, жанр

Главные герои, краткая характеристика

Чему учит произведение

Моё отношение к произведению

(+ аргументы)

. В конце тетрадки я предлагаю ребятам придумать «конвертик», чтобы в нем лежал текущий список литературы. По опыту знаю, что ребята его часто теряют Данная «уловка » позволит не только сохранить список, но и у кого -то сформирует определенные организаторские способности, разовьет  определенные личностные качества.

Подведение итогов «Летнего чтения»

Ну вот подошло к концу лето. Все по-разному «строили свои отношения» с Читательским дневником. Кто – то регулярно, ответственно бегал в библиотеку, почитывая книги по списку. Были и такие, то вспомнил о списке только в августе и начал со скоростью света читать книги и по ночам (было и такое!) строчить свои отзывы…

Пришло время подводить результаты. Здесь у меня  есть несколько традиционных моментов

  1.  Оценивание «труда» Ребенка.

 На первом этапе работы с Дневником (начало 2 класса) я оцениваю правильность выполнения работ и ставлю только положительные  отметки – работа с Читательским дневником  должна доставлять учащимся только положительные эмоции.  Если  меня очень порадовала работа ребенка, его творчество и «подход» к делу,  я могу оставить письменный комментарий, слова поддержки, восхищения в Дневнике ребенка.

 Начиная с третьего класса, я ставлю отметки  «3», «4» и «5» за определенные виды работы. При этом критерии отметки оговорены заранее с ребятами.

 На одном из первых уроков Литературного чтения я делаю анализ работ, выделяя наиболее удачные моменты работы с Дневником.

  1. Поощрение  и награждение  (индивидуальное оценивание)

По итогам работы  ребята получают грамоты и памятные подарки (обычно это книги) в следующих номинациях:

- Самый активный читатель (оценивается количество качественных отзывов на прочитанные произведения) 1,2,3 места

- Самый «яркий» дневник (эстетичность, творческий «подход» к работе)

- «Мастер отзывов» (качество оставленных отзывов)

 - «Читатель ЛЕТО - 2015»  Здесь выступает работник библиотеки и подводит итоги «летней читательской сессии» ребят (на основании читательских формуляров) 1,2,3 места

  1. Проведение литературной викторины.

По прочитанным ребятами произведениям проводится литературная викторина,  в которой ребята с удовольствием участвуют и могут продемонстрировать свои знания литературных текстов.

В первый раз (2 класс) вопросы для викторины составляю сама. В последующие годы (3,4 классы) вопросы для викторины ребята  придумывают сами, сдают их мне, а я составляю Викторину на их основе. Данная работа также учит ребят корректно составлять  разные вопросы (в форме теста,  викторины, вопрос -ребус, вопрос -рисунок)

  1. Работа с Читательским дневником, как форма внеклассного чтения.

Данный вид работы «родился» у меня сравнительно недавно, когда мои «нынешние ребята» перешли в третий класс. Стало понятно, что их умения заметно «подросли» и стал немного падать интерес к данному виду работы. Некоторые ребятки приготовились «закинуть свои Читательские Дневники на полку до…следующего лета»

В первый учебный день 2  четверти я «застала врасплох»  многих учеников  своей просьбой поделиться впечатлением о прочитанной на каникулах книгой…Как оказалось, только процентов 30% от общего числа учащихся читали какую-либо  дополнительную литературу на  осенних каникулах. Причем поразило, что «работали»  как раз те ребята, у которых с чтением связаны определенные трудности , да несколько «Читателей – Энтузиастов», которые уже  «вкусили радость чтения». Диалог состоялся. Ребята поделились своими впечатлениями, чем вызвали неподдельный интерес у  одноклассников и  «повысили свой личностный рейтинг» среди них.

 Кстати, тогда же и родилась идея создания стенгазеты «Книги, которые мы читаем», где каждый (в том числе и я, наши учителя предметники) смогли поделиться своими впечатлениями о прочитанных \ читаемых книгах.

Мне, как педагогу, было приятно видеть, что  вскоре  даже  состоялся обмен   книгами , вызвавших  повышенный интерес ребят.

Тогда то и  родился еще один способ применения Читательского дневника.

Не секрет, что в конце каждой части УМК по литературному чтению  по программе «Школа России» имеется список литературы, рекомендуемой к прочтению. Таким образом, закончив  очередной Тематический Раздел,  ребятам рекомендуется к прочтению на выбор  любое произведение из данного списка, подходящее к данному разделу.  А «обратной связью» для меня будут… оформленные странички в Читательском Дневнике. Этот вид работы  подлежит оцениванию. Критерием для оцениванием будут:

  1. Соответствие выбранного произведения данному разделу.
  2. Грамотное заполнение граф дневника, умение выделять главное в произведении (Чему учит рассказ)

Сдача работы для некоторых ребят  (как правило из трудных семей или  слабо-читающих ребят, другие важные причины) отложена по времени, но стараюсь добиваться, чтобы поставленная перед учеником задача была решена. Здесь работают все принципы индивидуальной работы с учеником: выясняются причины невыполнения задания,  составляется  «индивидуальный план», разбивается по этапам, временным промежуткам.  Таким образом,  ребенок учится самостоятельно планировать свою деятельность по решению подобных задач в будущем , изыскивая собственные резервы.

Конечным результатом будет колонка отметок в журнале, в конце каждого раздела по чтению за внеклассную работу.

        Введя  «усложненный вариант» заполнения Читательского дневника со 2 полугодия 3 класса,  я столкнулась с тем, что ребятам очень трудно «сформулировать свою мысль»   в колонке  «Мое  отношение к произведению»        . Для решения этой проблемы, да и в целях обучения  ребят, мы придумали сделать в конце дневничка специальную страницу- ПРИЛОЖЕНИЕ, в которой ребятам предлагаются «клише» для выражения как положительного отношения к прочитанному произведению, так и отрицательного.

  1. Работа над списком литературы для летнего чтения

Последние годы столкнулась с проблемой создания списка для чтения.

Единого списка нет. Изучила многие списки,  «сайты», рекомендации.  Каждый учитель пользуется своими вариантами списков.

 Беседуя с ребятами,  оказывается, что тот «традиционный, классический » список книг, рекомендуемый многими интернет – сайтами, школьными порталами не всегда интересен для ребят, хотя, безусловно, в него входят разные по плану и содержанию важные и нужные произведения.

Последние годы стала обращаться за помощью к сотрудникам  нашей районной библиотеки (к сожалению, школьная библиотека не имеет возможности пополнять свой фонд новой художественной литературой…). Совместно с библиотекарями мы создаем список книг для чтения на лето, учитывая все его «каноны» и дополняя теми интересными новинками, которые есть в нашей  библиотеке. (приложение 1)

Список получился очень обширным. Это сделано специально для того, чтобы у ребенка был выбор произведений по интересу. Ребятам заранее говорится, что: « ВСЕ произведения читать НЕ НАДО!  Но если вам понравились былины (например), то вы можете их все прочесть. То-же самое можно сделать и с мифами…и любым другим разделом. Но обязательно надо познакомиться с произведениями из каждого раздела, для того, чтобы становиться грамотным читателем, образованным и интересным собеседником…»  С таким напутствием я отправляю своих учеников на лето. На итоговом родительском собрании также разъясняю актуальность, важность данной работы детьми и необходимости «незаметной »помощи со стороны родителей.

Хочется обратить внимание на раздел литературы для семейного чтения в данном списке. На каждом родительском собрании, начиная с 1 класса,  я твержу родителям одно: «Каждый ребенок имеет право на чтение книжки на ночь!»  Так вот данную рубрику я сделала специально для этих целей. Здесь я преследовала следующие цели:

- расширение кругозора ребенка через  знакомство с «жемчужинами» всемирного литературного наследия

- сближение, душевное единение родителей и ребёнка в процессе чтения. (очень большая занятость современных родителей рождает нехватку времени на общение с детьми, отсутствие «добрых семейных традиций»)

         Уверена, что обязательно кто-нибудь воспользуется этим шансом и где-то  появится новая семейная традиция…

Подводя итоги, хочется сказать, что моя работа с Читательским Дневником находится в постоянном «развитии». Вопрос участия в конкурсе решился в один момент: работа ведется – почему не поделиться опытом?  Буду очень рада познакомиться с опытом моих коллег, как более опытных, так и молодых специалистов. Надеюсь, что формат конкурса позволит нам это сделать.

Убеждена, что со временем появятся еще новые идеи работы. Но  можно с уверенностью сказать, что те задачи, которые я ставила для себя в «начале пути» реализуются, достигаются в разной степени для каждого учащегося. А это тоже результат!

Форма читательского дневника

Для ведения Читательского дневника ребятам предлагается завести «Самую красивую ТОЛСТУЮ !!! тетрадь» (предмет мечтаний многих «первоклашек»)

Содержание рубрик Читательского дневника.

  1. Титульный лист.
  2. Результаты работы
  3. Приложение.
  4. Конвертик для списка (по желанию)

     

Результаты работы заносятся в таблицу.

1 вариант 1-2 классы.

Дата

Название произведения

автор

Главные герои

О чем прочитал?

Чему учит произведение

        2 вариант 3-4 классы

Дата

Название произведения

Автор, жанр

Главные герои, краткая характеристика

Чему учит произведение

Моё отношение к произведению

(с аргументом)

Думаю, что в каждом классе есть «индивидуумы», у которых есть своё видение любой работы, свои варианты её выполнения. У меня тоже такие ребята есть!

Они предпочли «свою форму заполнения» Дневника. Я с удовольствием работаю с ними. Очень интересно наблюдать, как они решают поставленную перед всеми учебную задачу по-своему.

Лист ПРИЛОЖЕНИЕ мы сделали вот таким:

Ребята, которые затрудняются сформулировать своё отношение к прочитанному,  могут воспользоваться такой «подсказкой».

Отношение к литературному произведению

Положительное

Отрицательное

Мне понравилось…

Я восхищен…

Меня удивило… тронуло

Это было захватывающе…

Мне пришлось по душе…

Я сопереживаю…

Мне не понравилось…

Лучше было бы….

Хотелось бы…

Меня огорчило…

Меня возмутило…

                                        Список литературы на лето 3 класс «Школа России»

  1. Мифологические сюжеты Древней Греции.  (любое одно!) «Подвиги Геракла», «Перо Гамаюна», «Огонь Прометея»,
  2. Былины: (любая одна)« Исцеление Ильи Муромца»,   «Святогор и Илья Муромец»,   «Илья Муромец и Кáлин-царь»,  
  3. Русские волшебные сказки и сказки разных народов (любые 2-3)

« Крошечка-Хаврошечка»,                         «Финист -Ясный сокол»,

«Царевна Несмеяна»,                                  «Летучий Корабль»,

«Волшебная лампа Аладдина (арабская сказка)»,

«Женщина, которая жила в бутылке» (английская сказка) 

4.   Авторские сказки и рассказы (русские и  российские авторы) (2-3)
 Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».            Г. Александрова «Домовёнок Кузя»              
Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».               Т. Крюкова «Сказки - почемучки», «Сказки дремучего  

 В. Гаршин «Лягушка-путешественница»                                                                                       леса»                                                                                                                                                                      

С. Аксаков «Аленький цветочек»                            С. Козлов «Сказки про Ёжика и медвежонка».
П. Бажов «Серебряное копытце».                          Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»   «Про Веру и Анфису», «Зима в Простоквашино»                                                                                                

В. Драгунский «Девочка на шаре»       
А. Гайдар « Горячий камень», «Чук и Гек»

К. Паустовский «Стальное колечко».

5.   Литература  зарубежных  авторов (2-3)

Ш. Перро « Рикки с хохолком», «Мальчик – с пальчик», «Подарки феи»,  «Ослиная шкура»

А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».

Д. Родари «Джельсомино в стране Лжецов», «Приключения голубой стрелы».
Э. Хогарт «Мафин и его весёлые друзья».
Ф. Баум «Волшебник страны ОЗ».
Э. Распе «Приключения Мюнхаузена».

Д. Харрис «Братец Кролик и братец Лис»,   «Сказки дядюшки Римуса».

О. Пройслер «Маленькое привидение».

В. Гауф «Маленький Мук», «Калиф - аист»

6.    О друзьях наших меньших (любое 1)

Ю. Коваль «Соловьи».
Ю. Дмитриев « О природе для больших и маленьких».
Д. Даррелл «Моя семья и другие звери».

Р. Киплинг «От чего у верблюда горб».
Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец».


.      
Книги для СЕМЕЙНОГО чтения (чтение совместно с родителями)* РЕКОМЕНДОВАНО!

 Кеннет Грэм «Ветер в ивах»

 Мэри Мэйпс Додж «Серебряные коньки»

О.Генри. «Дары волхвов», «Вождь краснокожих» и другие новеллы

Л. Лагин «Старик Хоттабыч».

Ян Лари «Необычайные приключения Карика и Вали».
С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими Гусями».

Обязательно проверяется осознанность чтения, иными словами, понимает ли ученик то, что прочитал или нет. Для этого после прочтения может быть задан вопрос по тексту, чаще всего «О чем ты сейчас прочитал?» и требует простого ответа (подробный пересказ не нужен).

Заполнение читательского дневника настоятельно рекомендуется  (учимся выделять главную мысль прочитанного, выражать свою точку зрения, излагать мысли письменно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему :«Методика работы с народной сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе»

«Методика работы с народной сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе»...

Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе...

Исследовательская работа на тему "Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе"

Читательская компетенция –это система умений, отражающих приоритет понятия текстанад его воспроизведением.(учебно-методическом комплекте «Школа России»)...

"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах"

Что такое читательская грамотность? На этот вопрос можно найти ответ в данной презентации....

Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.

В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....