Проблема формирования сознательного читателя на уроках и во внеурочной деятельности с использованием технологии мастерских письма в начальной школе
статья по чтению (2 класс)

Попова Наталия Анатольевна

О проблемах  потери интереса к чтению младшими, о проблемах восприятия художественного текста, о скудном читательском опыте, о формировании духовно-нравственных ценностей и ориентиров учащихся написано немало статей и методической литературы. Однако в век глобальной компьютеризации и стремительного развития информационных технологий  эти проблемы остаются по-прежнему актуальными.

          Восприятие художественного текста является одной из важнейших ступеней на пути становления читателя. На этом пути у читателя-младшего школьника возникают следующие трудности: слабое владение техникой чтения, малый жизненный и читательский опыт, психологические барьеры: страхи, скованность, отсутствие мотивации к чтению и т.п. Преодолеть эти и ряд других трудностей помогают разнообразные авторские методики и технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема формирования сознательного читателя на уроках и во внеурочной деятельности с использованием технологии мастерских письма в начальной школе

«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребёнка будет пустой…»

В.А.Сухомлинский.

          О проблемах  потери интереса к чтению младшими, о проблемах восприятия художественного текста, о скудном читательском опыте, о формировании духовно-нравственных ценностей и ориентиров учащихся написано немало статей и методической литературы. Однако в век глобальной компьютеризации и стремительного развития информационных технологий  эти проблемы остаются по-прежнему актуальными.

          Восприятие художественного текста является одной из важнейших ступеней на пути становления читателя. На этом пути у читателя-младшего школьника возникают следующие трудности: слабое владение техникой чтения, малый жизненный и читательский опыт, психологические барьеры: страхи, скованность, отсутствие мотивации к чтению и т.п. Преодолеть эти и ряд других трудностей помогают разнообразные авторские методики и технологии.

Каждый практикующий учитель ищет свой путь для решения  данных проблем.  Это зависит не только от его личных профессиональных предпочтений (владение методиками, технологиями), но и от специфики учебного заведения и индивидуальных особенностей детского коллектива. Это находит своё отражения не только в учебном процессе, но и в досуговой деятельности.

В своей практике, работая с детьми начальных классов, мы активно используем технологию мастерских письма при работе с текстами как на уроках, так и во внеурочной деятельности.  

        Творческая мастерская состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них учебное задание направляет познавательную деятельность учеников. Ученики имеют возможность выбора пути исследования, средств выражения своих эмоций и мыслей. Педагог направляет, задаёт вектор движения, но не оценивает. Поэтому на мастерской создаётся особая творческая атмосфера, которая способствует решению всех вышеперечисленных проблем.

           Обучение в мастерских базируется на деятельностном  подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника. Творческие мастерские применяем  на уроках русского языка, в частности на уроках развития речи, на уроках литературного чтения и на внеурочном занятии……………. Предпочтение отдаём мастерским творческого письма.

Мастерская имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап мастерской отражен в предъявлении индуктора – предмета, побудителя направленной деятельности, который помогает ученикам пробиться через опыт, через заслон своих знаний. Прозреть, увидеть проблему – вот задача мастера, придумывающего индуктор.

Основные приемы работы в мастерской:

1)      предъявление индуктора – побудителя познавательной деятельности;

2)      организация поиска ответа на проблемный вопрос;

3)      афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы;

4)      рефлексия на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений

 

Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества со следующей структурой:

  • круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.);
  • творческие работы(в тетради, на листочках, на компьютере);
  • собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.).

Творческие мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Эта технология, основанная на идеях Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, С. Френе, Л. С. Выготского,  отличается своей обращенностью к «я» ребенка, к его интересам, поискам, целям. Младшие школьники охотно и с большим интересом участвуют в этом процессе.

 Мастерская состоялась, если после неё участники обсуждают затронутые проблемы, пересматривают свои работы, задают вопросы, обращаются к литературным источникам…

 

Список использованной литературы

1. Амфилохиева М.В., «Традиции и инновации в преподавании литературы».

Издательство «Паритет», г. С-Петербург, 2003.

2. Еремина Т.Я., «Мастерские по литературе». Издательство «Паритет»,

 г. С-Петербург, 2004.

3. Иоффе Г.А., «Педагогическая мастерская». Издательство «Паритет»,  

г. С-Петербург, 2003.

4. Мухина И.А., Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция

инновационного и традиционного опыта. Книга для учителя. – С-Петербург., 2002.

5. Окунев А.А. , «Урок? Мастерская? Или...». Издательство «Питер Пресс»,

 г. С-Петербург, 2001.

6. Педагогические мастерские: Теория и практика. С-Петербург, 1998.

7.Якиманская И.С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Использование технологии мастерских письма на занятиях в ГПД и уроках литературного чтения в начальной школе.

Сборник авторских мастерских письма для учеников 2 класса и старше с подробным описанием каждого этапа мастерской....

Использование технологии мастерских письма на занятиях в ГПД и уроках литературного чтения в начальной школе.

Сборник авторских мастерских письма для учеников 2 класса и старше с подробным описанием каждого этапа мастерской....

Использование технологии мастерских письма на занятиях в ГПД и уроках литературного чтения в начальной школе.

Сборник авторских мастерских письма для учеников 2 класса и старше с подробным описанием каждого этапа мастерской....

Статья по теме по теме «Использование технологии критического мышления в начальной школе во внеурочной деятельности

В разработке описано понятие критического мышления и использование данной технологии на занятиях во внеурочной деятельности....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «ЭКОЛОГИЯ И ОБЖ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Педагогический проект «Формирование личностного потенциала младших школьников через научно- обоснованную систему понятий       экологической культуры и основы безоп...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «ЭКОЛОГИЯ И ОБЖ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Педагогический проект «Формирование личностного потенциала младших школьников через научно- обоснованную систему понятий       экологической культуры и основы безоп...