Сборник текстов для проверки техники чтения в начальной школе
методическая разработка по чтению

Казанцева Елена Александровна

навыки и умения

классификация ошибок не недочётов , влиящих на оценку

нормативы по проверке техники чтения

тексты для проверки техники чтения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Pictures\Заголовок.png

Собрала на просторах интернета Е.А. Казанцева

Техника чтения в начальных классах

                                                  Пояснительная записка

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

•        навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);

•        умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и разбором текстов учебной книги. При выставлении отметки по чтению необходимо одновременно учитывать следующее:

•        понимание учащимся прочитанного текста;

•        способ (целыми словами, по слогам), правильность, беглость, выразительность чтения;

•        владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют свои специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанного), то во втором – четвертом классах чтение постепенно становится обязательным умением, крайне необходимым при овладении знаниями по другим предметам. Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания.  Поэтому в начальной школе периодически проверяется скорость чтения вслух. Нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе чтения целыми словами. Владение синтетическим чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание прочитанного. Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая сторона чтения, то есть знания, умения и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

•        искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

•        неправильная постановка ударений (более двух);

•        чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

•        непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

•        неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

•        неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

•        нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

•        нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

•        монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.                                

Недочёты:

•        не более двух неправильных ударений;

•        отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

•        осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

•        неточности при формулировке основной мысли произведения;

•        нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.                            

  В государственном общеобязательном стандарте начального образования указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

•        способ чтения – чтение целыми словами;

•        правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

•        скорость чтения – установка на нормальный для читающихся темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

•        установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится в разделе «Требования  к уровню подготовки учащихся 1-4 классов» Учебной Программы по предметам образовательной области «Язык и литература» уровня начального образования: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания; выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст  (про себя) без учета скорости.

1- й класс

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

       2-й класс

Переход к осознанному, правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

3-й класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

        4-й класс   

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи.

Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.  

Нормативы по проверке техники чтения (количество слов в минуту)

Оценка

Учебные четверти

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Первый класс

«5»

больше 20 слов

больше 30 слов

больше 40 слов

«4»

16–20 слов

26–30 слов

31–40 слов

«3»

10–15 слов

20–25 слов

25–30 слов

«2»

меньше 10 слов

меньше 20 слов

меньше 25 слов

Второй класс

«5»

больше 40 слов

больше 45 слов

больше 50 слов

больше 60 слов

«4»

35–40 слов

40–45 слов

45–49 слов

55–60 слов

«3»

25–34 слова

25–39 слов

35–44 слов

40–54 слова

«2»

меньше 25 слов

меньше 25 слов

меньше 35 слов

меньше 40 слов

Третий класс

«5»

больше 65 слов

больше 65 слов

больше 70 слов

больше 75 слов

«4»

55–65 слов

60–65 слов

65–70 слов

70–74 слова

«3»

40–54 слова

45–64 слова

55–64 слов

55–69 слов

«2»

меньше 40 слов

меньше 45 слов

меньше 55 слов

меньше 55 слов

Четвертый класс

«5»

больше 80 слов

больше 90 слов

больше 95 слов

больше 100 слов

«4»

60–80 слов

70–90 слов

85–95 слов

87–100 слов

«3»

55–60 слов

60–69 слов

70–84 слова

70–87 слов

«2»

меньше 55 слов

меньше 60 слов

меньше 70 слов

меньше 70 слов

Нормы по технике чтения в начальной школе

класс

1 полугодие

2 полугодие

1

Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов.

Темп чтения - не менее 20-25  слов в минуту.

Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.

Темп чтения - не менее 35- 40 слов в минуту.

2

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.

Темп чтения - не менее 40-50 слов в минуту.

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций.

Темп чтения - не менее 55-60 слов в минуту.  

3

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.

Темп чтения - не менее 60-70 слов в минуту.  

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.

Темп чтения - не менее 70 - 80 слов в минуту.  

4

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию.  

Темп чтения - не менее 80 - 90 слов в минуту.

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию.

Темп чтения - не менее 100 слов в минуту.  

Оценка понимания прочитанного:

высокий уровень - самостоятельно придумывает название, выражающее главную мысль прочитанного текста,

средний уровень - выбирает наиболее точное название текста из нескольких предложенных,

низкий уровень - правильно отвечает на  вопросы,

0 уровень – прочитанное  не понимает или улавливает отдельные детали.

Таблица показателей  уровня чтения учащихся _______  класса

Дата проверки:_____________________

Цель проверки: выявить уровень читательских умений – темп чтения, способ чтения, понимание прочитанного текста.

Учитель:__________________________

Фамилия ученика

темп

чтения

способ чтен

ошибки

выразительность

понимание

Техника чтения:

Количество уч-ся в классе

%

Количество проверенных учащихся

Читают в пределах нормы

Читают выше нормы более

Читают ниже нормы- менее

Уровень понимания прочитанного:

Количество уч-ся в классе

%

Количество проверенных учащихся

Высокий уровень понимания прочитанного

Средний уровень понимания прочитанного

Низкий уровень понимания прочитанного

Тексты для проверки техники чтения

1класс

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

КОШКА

     Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры.

       

-Куда села птичка?

                                                                                            18 слов. (Л.Н. Толстой)

 

ДЕДУШКА

    Мальчики Миша и Серёжа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.

Где жили мальчики?

Чему учил дедушка мальчиков?

                                                           (23 слова). (Л.Н. Толстой). 

 

 

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

ЛЕВ, МЕДВЕДЬ И ЛИСИЦА

     Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступать, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.

  1. Что добыли звери?
  2. Кому досталось мясо?

                    (35 слов). (Л.Н. Толстой)  

В роще

      Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных.

  1. Куда пришли дети?
  2. Что увидели дети в роще?
  3. Что делал ручей?                           (38 слов). (К.Ушинский).  

 

Сторож

        У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят.

Вот собака важно идёт к реке. Утята спешат за ней.

Утята ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу.

Собака сидит и зорко охраняет утят.

  1. Что сделала лисица?
  2. Чему мы научили собаку?
  3. Что делали утята?

                                                               (41 слово). ( А. Седугин).

                 

                         Звездная дорога.

   В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы и бросила её на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звёздная дорога.

     С тех пор эта звёздная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом.

  1. Что бросила девушка на небо?
  2. Для чего нужна  звездная дорога?

(47 слов). (Притча)  

Томкины сны.

    Когда Томка спит, он лает во сне, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то.

    Никита спрашивает у меня:

  • Почему это Томка лает? Ведь он же спит.
  • Он сны видит, - отвечаю.

   Да, наверное, какие-нибудь свои, собачьи сны – про охоту, про зверей, про птиц.

  • Почему Томка во сне лает?                 (47 слов) (Е. Чарушин)

Лада.

   Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа, она отвёртывалась. Позвали меня:

  • Лада, -сказал я, - надо поесть.

   Она подняла голову и забила хвостом.

   Я погладил её. От ласки жизнь заиграла в её глазах.

  • Кушай, Лада, - повторил я, подвинув блюдце поближе.    Она потянула нос к молоку и залакала.

   Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли её жизнь?

-Как звали собаку?

  • Как ласка помогла собаке?

(66 слов) (М. Пришвин)

2 класс

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ.

Курочка.    

      Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!  

  1. Где ходила курочка с цыплятами?
  2. Как спрятала курочка цыплят от дождя?

(52 слова). ( Е. Чарушин).

Хлеб – всему голова      

     На столе лежит тёплый хлеб. Он так вкусно пахнет! У него такая золотистая корочка! Это от огня позолота на нём.

     Да и не только от огня.

     Большой путь проделал хлеб. Сначала золотые руки зерно посеяли. Урожай растили.

       В золотом стебельке выросло зерно. Каждое утро серебряной росой умывался каждый колосок. Жаркое солнышко вбирало в себя каждое зёрнышко. Силой наливалось зерно.

  1. Объясни название текста. Почему хлеб –всему голова?
  2. Как ты понимаешь выражения «золотые руки», « серебряная роса»?

(59слов). (Т. Коломиец).          

                                         

Ступеньки.

   Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти.

   Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.

  • А я уже считать умею! –похвастался Петя. – В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.

   Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко считает:

  • Одна, две, три, четыре, пять…
  • Что же ты остановился? – Спрашивает Валя.
  • Погоди, я забыл какая дальше ступенька. Я сейчас вспомню.
  • Как звали мальчика?

-Что он научился делать?

  • Кто ждал его у ворот? (79 слов) (Н. Носов)

 

 

 

 

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

Петух и павлин      

     Давным-давно, в незапамятные времена, самым красивым и стройным из всех зверей и птиц был петух. И был он очень горд этим. Вел себя петух важно, надменно и заносчиво. И ни с кем из зверей и птиц не разговаривал.

Только павлин был его единственным другом.

На бедном павлине не было даже мало-мальски приличной одежды.  

  1. Кто был самым красивым и стройным из всех зверей и птиц?
  2. Как вел себя петух?
  3. Кто был его единственным другом?

(53 слова) (Казахская народная сказка)

Золотой подснежник 

         После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну?

        Весну цветов открывает ранний первенец – мать – и – мачеха. Этот золотой подснежник растёт на солнечных глинистых склонах. Мать – и – мачеха распускается раньше всех  трав – до выставки ульев, до вылета первых пчёл, до ледохода.

        Цветёт  этот чудесный цветок около двух месяцев.

  1. Кто открывает весну?
  2. Где растет золотой подснежник?
  3. Когда  он распускается?  

                                                                 (51 слово). ( К. Пронин).

                                                       

Старый друг

     Был у Светланы зайчик. Не живой, не настоящий,

но очень красивый. Сам серый, ушки в середине розовые, а хвостик белый, пушистый, похожий на снежинку.

     Своего зайчика Светлана любила. Играла, спать с собой клала и другим детям давала поиграть.

     

Но вот износился зайчик. Сначала хвостик у него оторвался, потом ушко. А шерстка сбилась и вытерлась.  

     Увидел зайчика Юра и говорит:  

  • Какой некрасивый заяц!

    Подошла Галя и спрашивает:

  • Зачем тебе такой старый, такой бесхвостый заяц?

А Наташа, старшая сестра Светы, взяла иголку с ниткой и пришила заячий хвостик, потом ухо. Почистила его и сказала:

  • Кто старых друзей в беде бросает, тот и новых не заведёт.
  1. Каким был зайчик?
  2. Каким он стал?
  3. Что сказали дети?  

   

(103 слова). ( В. Карасёва)

 

 

                                 3 класс

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

Сивка- бурка        

       Жил- был старик, и было у него три сына. Младшего  все Иванушкой – дурачком звали. Посеял раз старик пшеницу, да только повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать.

         Вот старик и говорит сыновьям:

  • Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора!

        Настала первая ночь.  

         Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать.

Забрался он на сеновал и проспал до утра.

           Приходит утром и говорит:

  • Всю ночь я не спал, пшеницу стерёг, а вора не видел.
  1. Как звали младшего сына?
  2. Что велел старик сыновьям?

(80 слов). ( Русская народная сказка).          

                                  Осень в лесу            

     Прошёл сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опенки.

              В моховых болотах ожерельем рассыпано по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

               Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса.  

               На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.

                По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака.

  1. Почему раннюю осень называют золотой?
  2. Какие грибы появляются в лесу осенью?
  3. С чем автор сравнивает румяную клюкву?

( 87 слов). (И.С. Соколов - Микитов).

                                 Под ёлкой.

       Расскажу, как было в лесу перед самым дождём. Наступила такая тишина, что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка силилась быть первой и поймать первую каплю дождя.

      Я увидел ёлку. Росла она в тени, и оттого сучья у неё были опущены вниз.

Под ёлкой получился хороший шалашик.

    Невозможно передать прелести пребывания в лесу под ёлкой во время тёплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождем, ворвался в середину нашей густой ёлки и уселся над самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ёжик пришёл. Проковылял мимо заяц. И долго дождик шептал и шептал что-то нашей ёлке… И мы долго сидели, и всё было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас отдельно шептал, шептал, шептал…

  • Что получилось под ёлкой?
  • Кто появился под ёлкой во время дождя?

                                                                                 (114 слов) (М. Пришвин)

 

***

     Падают листья на землю и на кота.  

     А кот караулит, подстерегает и вдруг бросается на падающий лист, прихлопывает его лапой и грозно грызет. Он, наверно, думал, что это такие воробьи разноцветные.

    «Глупое осеннее котяро, - думаю я. - Листья с воробьями путает».

    А кот заметил, что я про него думаю, и затаился.

    Падают листья, заваливают кота.

    «Эх, и сам-то я, как опавший листок, - грустит кот. - Печально на душе, тоскливо».

   «Чего ты грустишь-то, котяро осеннее?»

   «Жалко как-то… Вот и птички улетают… Вам этого не понять».

    До вечера лежал кот на листьях, печалился.

    Похолодало. Вскочил кот, выгнул дугою спину, фыркнул и помчался в дом.

Сразу полез на печку.

    «Хватит мне быть осенним котом, - ворчал он. - Стану теперь зимним».

    В эту ночь и выпал первый снег.

  • С чем сравнивал кот падающие листы?
  • Почему печалился кот?

(115 слав) (Ю. Яковлев)

 

 

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

                           О дельфинах

        Когда рассказывали о дельфинах, которые помогали тонущим морякам,  люди не верили, что дельфины такие «умные», и считали это баснями.

        Но вот стали изучать дельфинов и убедились, что это правда.

        Дельфины «разговаривают» между собой.

        Дельфины очень дружны.

         Они помогают не только друг другу.

        Дельфины выносили на берег тонущих моряков.

       В Австралии дельфин – лоцман плыл впереди корабля и указывал путь между опасными рифами.

  А один дельфин каждый день ждал у берега мальчика и перевозил его на спине в школу.

     Люди решили никогда не охотиться в море на дельфинов.

  1. Что узнали люди, когда стали наблюдать за дельфинами?
  2. Как изменилось их отношение к ним?

(86 слов). ( Г. Снегирев).

Пушок  

    В доме у нас жил ежик. Он был ручной.

   Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким.

   За это мы его прозвали Пушок.

    Если Пушок был голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.

     Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.

      Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, моченым хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберется за печку, свернется клубочком и спит. А вечером вылезет и начнет по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает.

  1. Кто жил у нас в доме?
  2. За что его прозвали Пушком?
  3. Что делал Пушок зимой?

(114 слов). ( Г. Скребицкий).

 

                    Встреча со змеёй

     Я вышел на полянку. Над пестрыми цветами кружились пчёлы, мухи, жучки.

    Устав, я лёг на душистую траву.

     Моё внимание привлёк зелёный кузнечик. Он сидел на травинке и звонко стрекотал.

      Но вот кузнечик высоко подпрыгнул и исчез. Что – то его спугнуло.

        Заинтересовавшись, я стал всматриваться в траву. У большого пня, где фонариками горели красные ягоды, свернувшись, лежала змея.

        Она грелась на солнышке.

         «Так вот кого испугался кузнечик!»

        От этой неожиданной встречи я растерялся. Кувшин выпал из рук…..

     Почуяв опасность, змея зло зашипела и стала разворачивать длинное чешуйчатое тело. Сплюснутая головка медленно закачалась в воздухе. В раскрытой пасти были видны острые, как иглы, зубы. Маленькие агатовые крупинки глаз ярко сверкали.

     Я попятился…..

Змея, переливаясь на солнце чешуйками, заскользила по траве.

 

1.Какие чувства испытывает человек при встрече со змеёй?

2.Как надо себя вести в этой ситуации?

(118 слов). (А. Дорохов)

 

Золотой луг    

    Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг – золотой”.

      Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое.  

     Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

      С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

 

  • Почему луг называли «золотым»?
  • С чем сравнивает автор лепестки одуванчика?

(130 слов) (М. Пришвин)

 

                                 

                                      4 класс

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

Косточка

        Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. Очень хотелось съесть. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

         За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто - нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».         Тогда отец сказал: «Что съел кто – нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь».

        Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.

 

  1. Как все узнали, что Ваня съел сливу?
  2. Почему Ваня не признался сразу?

                                   ( 138 слов). (Л.Н. Толстой).  

                               Лев и собачка

      В Лондоне показывали диких зверей и за смотрение брали деньгами или собаками или кошками на корм диким зверям.

      Одному человеку захотелось поглядеть диких зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

      Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал её.

     Собака легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул ее лапой и перевернул. Собачонка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собаку, поворачивал голову со стороны на сторону и трогал ее.

     Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.      Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

      С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.  

         

  1. В каком городе показывали диких зверей?
  2. Кто принес собачонку в зверинец?
  3. Что произошло с собачонкой?
  4. Как вел себя лев?

                                                            (153 слова).

 ( Л.Н. Толстой)

 Осеннее утро      

      Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

     Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

     И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:

  • Летите, летите!

    Так долго день пробуждается, что, когда, солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему тёплому дню, но уже больше не ждём летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и всё кончится.

  • Как летят листики?
  • Что шепчет автор? (112 слов) (М. Пришвин)

 

                  На дне снежного моря.

 

     Хуже нет для полевых и лесных зверьков, чем малоснежное начало зимы! Голая земля промерзает все глубже и глубже, становится твердой, как камень. Холодно стало в норках.

     Но вот повалил снег. Валит и валит и уже больше не тает. Сухое снежное море покрывает землю. Рябчики, тетерева, даже глухари ныряют в него с головой. Мышкиполевки выходят из своих подземных жилищ, бегают по дну снежного моря. Без устали ныряет в нем хищная ласка, невидимкой подкрадывается к мышкам и птицам под снегом.

     На дне снежного моря куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не попадает леденящий ветер. Толстый слой сухой воды не пропускает к земле большого мороза. Многие мыши строят себе зимние гнезда прямо на земле под снегом — вроде как выезжают зимой на дачу.

 

  1. Чем плохо для зверьков малоснежное начало Зимы?
  2. Как ведут себя разные зверьки под Снежным покровом?

Как защищает зверей и птиц от холода снежный покров?

  1. Почему снежный покров назван «снежным морем»? Что общего между морем и заснеженным полем?
  2. Как вы понимаете выражение «ныряют с головой»?
  3. Почему гнезда мышей под снегом сравнивают с дачами?

                                                      (121 слово) (В. Бианки)

 

             ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

                            Весна красна.

      Вот и зиме пришел конец. За один день все изменилось.  Ветер подул с южной стороны, пригнал низкие лиловые тучи. Укрыли они все небо, и вдруг на землю полился первый весенний дождь. А потом тучи разошлись, показалось на голубом небе солнце и пригрело землю.

       Раньше других обитателей леса отметили начало весны синицы. Они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червяков. Они весело распевали.

      Обрадовались теплу и зайцы. В эти весенние дни они даже про свой страх забыли. Зимой они бегали и кормились только по ночам, а весь день спали в снегу. Теперь зайцы и днем бегали по лесным вырубкам и опушкам.

     Белка тоже оживилась с приходом весны. Она покинула свой домик и отправилась в лесную чащу. Там устроила она себе гнездо. Скоро у нее будут бельчата.

  1. Что изменилось в природе за один день?
  2. Кто раньше всех отмечает начало весны?
  3. Как стали вести себя зайцы?

                                                    (130 слов) (Скребицкий)

                                             

                                            Сирота

      Хмурый вечер середины лета. У подножья гор Улытау сумрачная прохлада. Еле шевелит травы легкий ветерок. Солнце садится. В долине сгущаются тени. На горизонт грузно легли тяжелые тучи, и лучи заката, пробиваясь сквозь них, красят притихшие холмы в темно- багровый цвет, отчего они кажутся грустными, сиротливыми. Иногда луч вспыхнет ярко, предгорье оживет на мгновенье, и снова все вокруг мрачно и холодно.

      Три всадника едут по холмам. Они не спешат, но все же иногда с опаской поглядывают на черную тучу, надвинувшуюся на горы. Там идет дождь.

       Тоскливую тишину засыпающей долины нарушила песня одного из путников. Ее подтянули другие. Заунывно- протяжная песня казалась долгим возгласом великого смирения и терпения. Словно откликаясь на окружающее, песня то взмывала задорно и звонко, то снова  текла уныло – однообразной дремотной мелодией. Песня как бы повторяла игру лучей уходящего солнца, которое бросало на вершины холмов крупные золотисто – алые мазки, а через мгновенье вдруг тускнело и скрывалось за тучами.

        Очевидно, стремясь сократить путь, всадники не свернули на широкую проселочную дорогу, ведущую мимо аулов, а поехали по петляющей среди холмов узенькой тропинке.

  1. Какую картину наблюдали всадники у подножья гор?
  2. Как вела себя природа от песен путников?
  3. Почему это произведение так называется?                                                            
  4.                                          (171 слово). (М. Ауэзов).

                                       Весна      

         Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, а мы сели слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда  пластинка кончилась, учительница спросила,  понравилась  ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.

      Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как - будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся… А я сказал, что от музыки как- будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Это музыка называется «Весна». А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок….»

    Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.

       А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки.        Честное слово!

1. Что напомнила музыка детям?

2. Как ты думаешь, как надо слушать музыку, чтоб тебе что-нибудь представилось, напомнило?

                                             (135 слов). (А. Аксенова).

                         

                                 Лисья школа

      В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жали в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком.          Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору.  

      Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами.  

        Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа.

         Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая.

Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника.

Молодые животные учатся пугать след и убегать от собак.

          Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика.

Будет хищникам в добычу и мышка, и птичка.

  • Сколько было у лисы лисят?
  • Как мать учила лисят ловить добычу?

                                              (158 слов ) ( А. Бостром)

Три охотника        

       Жили- были три веселых охотника: дядя Ваня, дядя Федя да дядя Кузьма. Вот пошли они в лес. Ходили, ходили, много разных зверушек видели, но никого не убили. И решили устроить привал: отдохнуть, значит. Уселись на зеленой лужайке и стали рассказывать друг другу разные интересные случаи.

      Первым рассказал охотник дядя Ваня.

Вот послушайте, - сказал он. – Давно это было. Пошел я как- то зимою в лес. А ружья у меня в ту пору не было: я тогда маленький был. Вдруг смотрю – волк.

      Огромный такой. Я от него бежать. А волк- то, видать, заметил, что я без ружья. Как побежит за мной!

«Ну, - думаю, - не удрать от него мне».

    Смотрю – дерево. Я на дерево. Волк хотел цапнуть меня. Да не успел. Только штаны сзади зубами порвал. Залез я на дерево, сижу на ветке и трясусь от страха. А волк сидит внизу на снегу, поглядывает на меня и облизывается.

       Я думаю: «Ладно, посижу здесь до вечера. Ночью волчишко заснет. Я от него удеру».     К вечеру, однако, еще один волк пришел. И стали они меня вдвоем караулить. Один волк спит, а другой стережет, чтоб я не сбежал. Немного погодя пришел третий волк. Потом еще и еще. Сидят все да зубами щелкают на меня. Ждут, когда я свалюсь к ним сверху.

  1. Что делали в лесу охотники?
  2. Какую историю рассказал дядя Ваня?

                                                      (209 слов). (Н. Носов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты для проверки техники чтения в начальной школе.

В данном материале содержатся тексты для проверки техники чтения в начальной школе . Тексты разделены отдельно по классам....

Тексты для проверки техники чтения в начальной школе

Тексты с заданиями составлены в соответствии с требованиями ФГОС для 1-4 классов....

Тексты для проверки техники чтения в начальной школе.

Тексты для проверки техники чтения в начальной школе....

Тексты по проверке техники чтения в начальной школе.

Тексты по проверке техники чтения в начальной школе....

Тексты по проверке техники чтения в начальной школе

Тексты по проверке техники чтения в начальной школе...

Тексты для проверки техники чтения в начальной школе.

Тексты для проверки техники чтения в начальной школе....

тексты для проверки техники чтения в начальной школе

тексты для проверки техники чтения в начальной школе...