Методы и приёмы формирования навыков чтения в начальной школе
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Калинченко Светлана

Настоящий читательский интерес начинает формироваться у ребёнка в младшем школьном возрасте, в начальной школе. Вот почему перед каждым учителем начальных классов постоянно возникают вопросы:

Как привить любовь к чтению?

Как сформировать навыки чтения?

Как поддерживать интерес к чтению?

И я уверена, что учителя постоянно задают их себе и стараются найти для себя приемлемые и эффективные решения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приёмы формирования навыков чтения в начальной школе

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

В. Берестов

Из многих умений, которыми обладает человек, умение читать, на мой взгляд, самок важное. Читающему человеку открывается дверца в мир человеческого опыта, переживаний, достижений, эмоций. Он получает возможность нового общения, духовного совершенствования.

Почему я выбрала в качестве предмета мастер-класса чтение? По двум причинам:

1. Чтение является средством приобретения ребёнком новых знаний, необходимых для его дальнейшего обучения.

2. Тот, кто хорошо умеет читать, успешен и по другим предметам.

Это тезисы, с которыми я полностью согласна. В любой области знаний человек получает необходимые знания благодаря умению читать. Он может изучить имеющийся опыт, приумножить его и даже поделиться с другими. Важность умения читать для самообразования и развития личности не вызывает никаких сомнений. С умения читать начинается грамотность каждого человека.

С другой стороны мне бы хотелось немного перефразировать первую строчку стихотворения В. Берестова, точнее прочитать его с другой интонацией :

КАК хорошо уметь читать?

Действительно, а что значит читать хорошо? Не просто озвучивать какие-то записанные строки. Что значит читать хорошо по вашему мнению?

То есть, я, как учитель начальных классов, должна научить своих учеников не просто читать, а читать хорошо: бегло, правильно, осмысленно, выразительно, эмоционально. На мой взгляд, для большей эффективности этого процесса нужно добавить ещё задания для меня, как учителя:

-Создание позитивной, доброжелательной атмосферы в коллективе . Мотивация учения не станет основным стимулом учебной деятельности, если учителю не удастся создать на уроке особую, тёплую атмосферу человеческого общения

-Постараться сформировать не просто навык чтения, а читательскую активность - интерес к чтению, человеческому опыту, заключённому в книгах.

Первая встреча ребёнка с книгой происходит в семье. Именно со сказок, которые родители читают малышу перед сном, начинается его приобщение к волшебному процессу чтения. К сожалению, в современном мире, чаще всего этим всё и заканчивается. Семья, в которой читают вместе, делятся впечатлениями от прочитанного, – скорее редкость, чем правило. Для многих семей чтение заканчивается просмотром страниц в Интернете. Таковы реалии современного мира. Чаще всего родители учат ребёнка читать, а вот вопрос , для чего это нужно, остаётся открытым.

Настоящий читательский интерес начинает формироваться у ребёнка в младшем школьном возрасте, в начальной школе. Вот почему перед каждым учителем начальных классов постоянно возникают вопросы:

Как привить любовь к чтению?

Как сформировать навыки чтения?

Как поддерживать интерес к чтению?

И я уверена, что учителя постоянно задают их себе и стараются найти для себя приемлемые и эффективные решения.

На мой взгляд, в этом помогает использование различных форм и видов работы при обучении чтению. Согласитесь, что читать несколько раз подряд одно и то же – скучно. А учителю видеть скучающие лица – тяжело вдвойне.

Каждый день наблюдая за своими учениками, я всё больше убеждалась в том, что наиболее результативным для них является смена заданий, чередование индивидуальных и групповых форм работы, использование нестандартных, игровых заданий. Они помогают, с одной стороны, развить интерес у ребёнка, а с другой стороны, разнообразить работу учителя. Задания носят непринужденный игровой характер. Тем не менее, использование этих приемов окажется полезным для детей, имеющих проблемы по чтению, и для детей, успешно овладевших навыком правильного и беглого чтения

Главным видом учебной деятельности является урок. Именно урок несёт основную образовательную и воспитательную нагрузку. Урок литературного чтения – это особый урок, важный для развития личности ребенка, помогающий ему сориентироваться в огромном количестве книг, произведений, авторских имен.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний:

словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение)

наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы).

Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

Психолингвист Леонтьев А.А. считает, что на занятиях литературного чтения можно использовать различные методы и формы работы, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя. Непосредственное чтение литературных произведений органично переплетается с рисованием, лепкой, сочинительством, драматизацией. Задания ставят детей в активную позицию, пробуждая интерес, развивает воображение и фантазию, способствует эмоциональной отзывчивости.

Вся система заданий направлена на пробуждение творческой активности и позволяет в игровой, занимательной форме многому научиться.

Мне хочется поделиться с вами своим опытом использования различных форм работы и заданий на уроках литературного чтения. Я применяю их часто и дети с удовольствием их выполняют.

На уроке я очень часто провожу речевую зарядку (речевую разминку). Такая форма работы помогает создать определённое настроение, развивает выразительность и артикуляцию. Это очень важно для детей младшего школьного возраста, особенно первоклассников. В 1 классе шесть моих детей имели проблемы с произношением звуков. Вместе с логопедом мы применяли разные виды работы, и это помогло детям избавиться от недостатков в произношении.

Виды речевой разминки разнообразны:

Скороговорки (разучивание под стук, чтение с ускорением, причитывание по одному слову, проговаривание с различной интонацией.)

Произношение чистоговорок

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – воробей упал с горы.

Ро-ро-ро- у нас новое ведро.

Четверостишия с движениями

Два щенка

Щека к щеке

Щиплют щепку в уголке.

Руки сжаты в кулачки.

Кулачки друг об дружку.

Пальцы рук щиплют друг друга.

А сейчас представьте, что вы на уроке . Я предлагаю вам выполнить задание: произнесите фразу «Я очень рада!» с определённой интонацией, сопровождая жестами.

Сопровождай фразу: "Я очень рад" различными жестами:

- протяни радостно руку для приветствия,

- отдёрни руку испуганно,

- сердито пригрози пальцем,

- пожми равнодушно плечами,

- подзови хитро к себе.

Следующий вид работы – это чтение текста с перемешанными буквами.

Это тренировка диагонального зрения, восприятие текста блоками, чтение целыми словами .

Попробуйте прочитать текст на слайде. А ведь буквы здесь стоят совершенно в другой последовательности. Регулярные тренировки позволяют воспринимать слово целиком, что значительно увеличивает темп чтения.

Конечно, детям начальной школы сложно прочитать такой текст, поэтому задания для них подбираю лёгкого уровня..

Ответить на вопрос после текста не получится, если вы не прочитаете текст с «перепутанными» словами. Такие задания помогают расширить поле зрения.

И ещё задания на расширение угла зрения. Регулярные тренировки увеличивают скорость чтения. Ребёнок читает осмысленно, вникает в смысл прочитанного.

Литературные «геоборды». В таблице нужно найти слова и убрать лишние буквы. Задания могут быть тематическими, например, найди среди букв названия овощей. Во втором задании нужно прочитать слово, пользуясь подсказками. Затем можно предложить детям составить предложение с полученным словом, сделать его звуко-буквенный анализ и т. Д.

Игра с рифмами – такая форма работы, которая позволяет развивать творческие способности детей. Сначала выясняем с детьми, чем стихотворение отличается от прозы. Рифмой. Затем учимся подбирать рифмы к заданным словам.

Затем задания усложняются. Подбери синоним-рифму.

Творческую работу можно продолжить и предложить детям написать свои четверостишия с полученными рифмами. Некоторые дети потом продолжают придумывать свои собственные стихотворения.

Работа с текстом – один из основных и важных видов работы на уроке.

чтение вслух и про себя
жужжащее чтение
чтение цепочкой по предложению
чтение цепочкой по абзацу
чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку
чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос и т.д.
выборочное чтение
чтение в лицах
инсценировка текста или отрывка

При этом использую как индивидуальные так и групповые формы работы.

Для подготовки использую задания по работе с деформированным текстом.

Задания различаются по уровню сложности.

Если в первом нужно вставить слова вместо картинок, то во втором придумать и подобрать слова самостоятельно. Это делает чтение осмысленным, тренирует у детей внимание и сообразительность.

Затем задания можно усложнять, например, дописать окончание рассказа или придумать свой рассказ.

Читательский дневник помогает ребёнку привычку читать самостоятельно, систематизировать свои впечатления от прочитанной книги и глубже понять её смыл. Потом мы проводим презентации прочитанных книг, создаём рекламу книги, проводим выставки.

В классе есть своя небольшая библиотечка детских книг, которые можно взять домой и прочитать.

Что ещё стимулирует, вовлекает детей в чтение? Конечно внеклассная работа.

Она способствует

  • развитие читательского интереса
  • - углублению полученных знаний –

- раскрытие индивидуальности
Воспитывает самостоятельность и творческую активность .

Формы внеклассной работы

состязания чтецов

литературная игра
внеклассное чтение, реклама книги

состязания чтецов

литературный праздник
литературная викторина

библиотечный час

Неделя начальных классов

Работа с родителями

Усилия учителя в воспитании читательского интереса могут быть безрезультатны,
если нет связи с родителями.
Интерес к качеству чтения своих детей позволяет им активнее участвовать
в классных и школьных мероприятиях

Конечно, представленные мною формы работы над формированием навыков чтения – это лишь малая часть огромного ежедневного труда любого учителя начальных или старших классов. Учитель в постоянном поиске, постоянно учится, меняется для того, чтобы сделать обучение каждого своего ученика успешным.

Закончить своё выступление мне хотелось бы словами В.А. Сухомлинского

Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Пусть эти окна будут большими, светлыми.

Сопровождай фразу: "Я очень рад" жестом:

- протяни радостно руку для приветствия,

Сопровождай фразу: "Я очень рад" жестом:

- отдёрни руку испуганно,

Сопровождай фразу: "Я очень рад" жестом:

- сердито пригрози пальцем,

Сопровождай фразу: "Я очень рад" жестом:

- пожми равнодушно плечами,

Сопровождай фразу: "Я очень рад" жестом:

- подзови хитро к себе.

Восстанови правильную последовательность предложений в тесте.

Придумай концовку (2-3 предложения)

Лес был сказочным, он оделся в яркий наряд.

Началась пора листопада.

Небо было голубое.

От жёлтых листьев он казался золотым.

Стоял ясный осенний день.

Дети пошли на экскурсию в лес.

Восстанови правильную последовательность предложений в тесте.

Придумай концовку (2-3 предложения)

Лес был сказочным, он оделся в яркий наряд.

Началась пора листопада.

Небо было голубое.

От жёлтых листьев он казался золотым.

Стоял ясный осенний день.

Дети пошли на экскурсию в лес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы формирования навыков аудирования учащихся начальной и средней школы на уроках английского языка

Рсссмотрена теоретическая и практическая часть вопроса формрования навыков аудирования  учащихся начальной и средней школы на уроках английского языка.Приведены примеры соответствующих упражнений...

Формирование навыков чтения в начальной школе

В разработке содержится материал , который поможет в повышении навыков техники чтения....

Методический материал на тему «Формирование навыков чтения в начальной школе».

Данный материал поможет учителю сформировать навыки правильного и беглого чтения....

Формирование навыков чтения в начальной школе.

Материалы статьи отвечают на вопросы: что такое навык чтения и как его развить....

«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...

О некоторых приёмах обучения навыкам чтения в начальной школе.

Чтобы помочь детям стать читателями, в процессе обучения чтению заложена реализация следующих задач: Формирование устойчивого желания читать литературу ( мотивационная сторона читательской деятельност...

Выступление на РМО по теме "Методы и приёмы формирования функциональной грамотности в начальной школе."

Функционально грамотная личность - это личность , свободно  ориентирующаяся в окружающем её мире, самостоятельная, инициативная, способная принимать нестандартные решения. Эменно эти качества сег...