Технологическая карта урока на тему: Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» УМК «Школа России» учебник литературное чтение 3 класс 2 часть
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Устьянцев Дмитрий Андреевич

Тема урока: Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведение Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?..»; работа над языком произведения; выразительное чтение.

Задачи урока Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о стихотворении как литературном

жанре;

2) учить выразительно читать стихотворение Саши Черного

«Что ты тискаешь утенка?». Предметные: 1) учиться прогнозировать содержание произведения; 2) учиться выразительно читать стихотворение, отражая настроение; 3) учиться находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.

Развивающие:

1) развивать память, речь, образное мышление учащихся;

2) развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение Личностные: 1) освоение личностного смысла учения, способность к самооценке; 2) научится выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного рассказа.

Воспитательные:

1) воспитывать бережное отношение к птицам и животным;

2) воспитывать уважительное отношение к сверстникам через

парную и групповую работу

УМК: УМК «Школа России» учебник литературное чтение 3 класс 2 часть / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Головакина

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 30.01.2024 г.

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс:

Урок: 3

Время: 15:45 Кабинет: 213

Студент: Устьянцев Дмитрий Андреевич

Группа: 35

Учитель: Кузнецова Вероника Викторовна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведение Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?..»; работа над языком произведения; выразительное чтение.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о стихотворении как литературном жанре;

2) учить выразительно читать стихотворение Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?».

Предметные:

1) учиться прогнозировать содержание произведения;

2) учиться выразительно читать стихотворение, отражая настроение;

3) учиться находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.

Развивающие:

1) развивать память, речь, образное мышление учащихся;

2) развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение

Личностные:

1) освоение личностного смысла учения, способность к самооценке;

2) научится выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного рассказа.

Воспитательные:

1) воспитывать бережное отношение к птицам и животным;

2) воспитывать уважительное отношение к сверстникам через парную и групповую работу

УМК: УМК «Школа России» учебник литературное чтение 3 класс 2 часть / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Головакина

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации 

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Дмитрий Андреевич. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Ребята, представьте, что на ваши ладошки села снежинка. Такая нежная, хрупкая и очень красивая. Наберите воздух. Сдуньте ее нежно с руки. Повторяем 3 раза.

- Переверните карточку под номером 1.  Сейчас мы проведем речевую разминку.

Совята у Совушки

Умные головушки:

На каждый Савушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

-Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко.

-Отлично! Прочитайте с интонацией удивления.

-Прочитайте с сердитой интонацией.

-Прочитайте с веселой интонацией.

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Раздаточный материал.

Актуализация знаний и мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- Итак, ребята, какой раздел вы начали изучать?

- С каким автором вы уже познакомились?

- Что вы помните об авторе?

- Переверните карточки под номером 2, это утверждения про автора. Ваша задача написать, верно оно, или нет.

Карточка номер 2

  1. Он родился в Одессе.
  2. Саша Черный – это его настоящее имя и фамилия.
  3. Саша Черный хотел, чтобы все дети на земле были счастливы.

- Давайте проверим, сейчас я буду говорить правильные ответы, слушайте внимательно и отмечайте у себя, правильно ли вы выполнили задание.

- Оцените себя, если вы выполнили работу правильно, то показываем палец вверх, если неправильно, то палец вниз.

1.Отвечают на вопросы учителя

- «Поэтическая тетрадь».

- С Сашей Чёрным.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Раздаточный материал.

 

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Проверка домашнего задания.

- А сейчас мы с вами проверим домашнее задание. Что было задано?

- Давайте прочитаем этот стих выразительно. (первые 4 четверостишья читают хорошо читающие дети, а последнее плохо читающий)

- Отлично! Мы проверили домашнее задание.

- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы мне скажите, какая тема нашего урока. (Учитель загадывает загадку)

Загадка

Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
может плавать и нырять,
как его родная мать.

- Верно, это утенок.

- А как утенок связан с нашей темой?

- Определим цели урока, используя опорные слова на экране.

Опорные слова

Познакомиться …

Учиться…

Высказывать…

- Сегодня на уроке будем учиться выразительно читать.

- Итак, цели мы с вами.

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- Саша Черный «Воробей»

- Утенок

Познакомимся с произведением С. Черного «Что ты тискаешь утенка?»

Будем учиться выразительно читать.

Высказывать свою точку зрения.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

- Предположите, о чем будет стихотворение.  

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение «Что ты тискаешь утёнка?», а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

- - Поставьте указательный пальчик на начало предложения и следите за чтением.

СТИХОТВОРЕНИЕ

Что ты тискаешь утенка?

Он малыш, а ты — большой.

Ишь, задравши головенку,

Рвется прочь он всей душой…

Ты представь такую штуку, —

Если б толстый бегемот

Захотел с тобой от скуки

Поиграть бы в свой черед?

Взял тебя бы крепко в лапу,

Языком бы стал лизать,

Ух, как стал бы звать ты папу,

И брыкаться, и кричать!..

Ты снеси утенка к утке,

Пусть идет купаться в пруд, —

Лапы мальчика не шутка,

Чуть притиснешь — и капут.

- Какую картину вы себе представили?

- Чему учит поэт в стихотворении?

- К кому обращено стихотворение Саши Черного? Почему вы так решили?  

- Какой совет даёт поэт?

1. Внимательно слушают стихотворение, представляю картину, описанную автором в стихотворении.

2. Отвечают на вопросы учителя.

- Не мучить животных, птиц, относиться к ним бережно.

- К детям

- Отнести утенка к утке в пруд.

Учебник стр. 46

Первичное закрепление

(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

- Прочитайте стихотворение про себя.

- Все слова и выражения были вам понятны?

Тискать – давить, прижимать.  

Притиснешь – прижмешь.

Брыкаться – бить, отбивать ногами.

Капут – конец, гибель.

Рвется прочь – вырывается.

В свой черед – в свою очередь, когда придет время.

-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Прочитайте стихотворение в парах друг другу.

 - Ребята, как вы понимаете выражение: «Лапы мальчика не шута, чуть притиснешь – и капут»?

- На сколько строф можно поделить это стихотворение?

- Какие две темы обсуждаются в стихотворении?

- Сейчас я предлагаю отдохнуть.

1.Отвечают на вопросы учителя:

- Лапы – только у животных, а у мальчика – руки. Но для утенка – находиться в руках мальчика опасно. Поэт сравнивает руки мальчика с лапами зверя.

- На 4

- 1, взаимоотношение мальчика и утенка (1 и 4)

- 2, взаимоотношение бегемота и мальчика (2 и 3)

УУПД: объединять объекты по определённому признаку             УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

Физкультминутка «Утята»

Раз-Два – шли утята, (шагаем на месте)

Три-четыре – шли домой. (прыжки на месте)

Вслед за ними плелся пятый, (хлопаем в ладоши)

Впереди бежал шестой, (топаем ногами)

А седьмой от всех отстал – (шагаем на месте)

Испугался, закричал: (хлопаем в ладоши)

- Где вы, где вы? (прыжки на месте)

- Не кричи! Мы тут рядом, поищи! (топаем ногами)

Самостоятельная работа с самопроверкой Выполняют работу

(7-10 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: изготовление изделия

Внешний контроль

1. Организует групповую работу

- Мы с вами немножко отдохнули, а теперь я предлагает вам поработать.

- На ваших столах лежит карточка с заданием под номером 3.

Вам нужно дополнить название стихотворения С. Чёрного, восстановить последовательность событий и доказать их строчками из текста. На выполнение задания вам дается 1,5 минуты. Можете приступать.

Дополни название: «Что ты тискаешь...»

Восстановите последовательность:

А. Толстый бегемот играет с тобой от скуки

Б. Утенок всей душой рвется прочь

В. У мальчика лапы не шутки

- Кто закончил, сделайте домик из рук.

- Первая группа, прочитайте как вы выполнили первое задание.

Если у всех групп так, покажите палец вверх.

- Вторая группа, прочитайте какая последовательность стихотворения у вас получилась.

Если у всех так покажите палец вверх.

- Третья группа, докажите последовательность стихотворения в тексте.

- Молодцы, вы успешно выполнили задание.

Оцените себя, как вы поработали в группах

- Ребята, вы сможете определить главную мысль стихотворения? Что хотел нам сказать автор?

- Главная мысль стихотворения не обижать слабых. Обдумывать свои поступки.

Выполняют работу

 

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Раздаточный материал.

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Подготовка к выразительному чтению

- Как мы будем читать стихотворение? Давайте поделим его на части.

- Как мы будем читать первую строчку?

- Как будем читать следующие три строчки?

- А как следующие четыре?

- А как мы будем читать эти строчки:

Взял тебя бы крепко в лапу,

Языком бы стал лизать,

Ух, как стал бы звать ты папу,

И брыкаться, и кричать!..

- А как будем читать последние строчки?

- А теперь пробуем читать. (спросить 3х учеников)

- Но перед чтением обратите на критерии оценивания.

Критерии

  1. громкость;
  2. правильность;
  3. выразительность.

- Какую оценку можно поставить вашему однокласснику? Почему?

- А теперь читаем стихотворение друг – другу в парах.

- Оцените вашего соседа по парте.

- Записываем домашнее задание, прочитать выразительно стихотворение Саши Чёрного «Что ты тискаешь утенка?» на странице 46.

- Будем читать вопросительно.

- Назидательно, как наказ. Негромко.

- Чуть громче. Рассудительно.

- Укоризненно

- Настойчиво

УУРД: корректировать свои учебные действия               УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

Рефлексия

- Теперь каждый оценить свою работу на уроке, возвращаемся к нашим задачам.

- Мы с вами в начале урока поставили цели, кто считает, что все цели достигнуты, покажи палец вверх, если нет –палец вниз. Мне понравилось, как работали все. Я ставлю оценки следующим.

- Спасибо за урок! До свидания!

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

УУРД:

Оценивать свою работу

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики. Тема «Приемы устных вычислений , умножение и деление».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: «Приёмы устных вычислений» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование навыка устных приемов умножения и деления в пределах 1000; закрепл...

Технологическая карта урока математики. Тема: "Взаимосвязь между компонентами и результатом умножениях" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: определение связей между компонентами и результатом умножения.Задача урока по практической части ВКР: формирование интереса младших школ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Саша Чёрный "Что ты тискаешь утёнка?" (УМК "Школа России" - 3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с биографией Саши Черного и с его стихотворением «Что ты тискаеш...

Технологическая карта урока математики "Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям" УМК: «Школа России» учебник математики 4 класс 2 часть

Цели  деятельности учителя:организация деятельности обучающихся по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков по решению задач на нахождение неизвестных по двум разностям.Планируемые рез...

Технологическая карта урока математики "Табличное умножение и деление с числом 6" УМК: «Школа России» учебник математики 3 класс 1 часть

Цель урока:ознакомление с табличным умножением и делением с числом 6.Планируемы результаты:Предметные:1)знать табличные случаи умножения и деления с числом 6, название компонентов и результата де...

Технологическая карта урока на тему: «Табличное умножение и деление на 2» УМК: «Школа России» учебник математики 2 класс 2 часть М.И.Моро.

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и систематизация знаний о действиях умножения и деления на 2.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) повторить и за...

Технологическая карта урока на тему: «Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями» УМК «Школа России» учебник математика 4 класс 1 часть

Тема урока «Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями» Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: ознакомление с приемом умножения чисел, запись которых оканч...