Технологическая карта урока литературного чтения "В.Ю. Драгунский «Он живой и светится"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Галимова Елизавета Альбертовна

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы: анализ юмористического рассказа и выразительное чтение

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о юмористическом рассказе как жанре литературы;

2) создать условия для ознакомления с биографией и творчеством В.Ю. Драгунского;

3) учить выразительно читать.

Предметные:

1) учиться анализировать текст юмористического содержания, устанавливать порядок следования частей;

2) учиться находить в тексте нужную информацию;

3) учиться читать выразительно произведение юмористического содержания.

 

Развивающие:

1) развивать умение анализировать прочитанное;

2) развивать речь учащихся, артикуляцию, дикцию;

3) совершенствовать навыки грамотного, выразительного чтения.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) выражать положительное отношение к процессу познания;

3) относиться с уважением к разным точкам зрения.  

Воспитательные:

1) содействовать воспитанию чувства сострадания к ближнему;

2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekh_karta_litry_3_klass_izmenenny_2_raz_4.docx38.88 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 13.02.2024

Школа: №152

Класс:

Урок: 3

Время: 15:45 – 16:25   Кабинет: 213

Студент: Галимова Е.А.

Группа: 35

Учитель: Кузнецова В.В.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы: анализ юмористического рассказа и выразительное чтение

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о юмористическом рассказе как жанре литературы;

2) создать условия для ознакомления с биографией и творчеством В.Ю. Драгунского;

3) учить выразительно читать.

Предметные:

1) учиться анализировать текст юмористического содержания, устанавливать порядок следования частей;

2) учиться находить в тексте нужную информацию;

3) учиться читать выразительно произведение юмористического содержания.

Развивающие:

1) развивать умение анализировать прочитанное;

2) развивать речь учащихся, артикуляцию, дикцию;

3) совершенствовать навыки грамотного, выразительного чтения.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) выражать положительное отношение к процессу познания;

3) относиться с уважением к разным точкам зрения.  

Воспитательные:

1) содействовать воспитанию чувства сострадания к ближнему;

2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

УМК: «Школа России», учебник литературное чтение 3 кл.: Учебник в 2ч./ Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. –  М.: Просвещение, 2023. -Ч.2

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

  1. Приветствует обучающихся.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Альбертовна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Отгадайте загадку

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый…(светлячок) 

- Запомните ответ, он нам еще понадобится.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

- светлячок

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

  1. Проверка домашнего задания

- Давайте оценим работу …  какую оценку можем поставить?

Прочитайте скороговорку выразительно:

«Сколько сказок, снов, рассказов рассказать готов нам сразу славный, шустрый, сероглазый из Сибири старичок»

 Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения.

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока  обучающимися  через создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете, почему наш урок начался с загадки о светлячках? Что вы о них знаете?

 

Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом. Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте, а другие светлячки мигают. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах. Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк – очень полезный жук. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей. Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков.

А знаете ли вы, что на свете существует около 2000 видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.

- Если вам вдруг станет интересно побольше узнать о светлячках, то можете обратиться к энциклопедии….

(слайд с портретами уже пройденных авторов и В.Ю. Драгунским)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Какие цели можем поставить на урок?

Мы познакомимся с…

Мы будем учиться…

Высказывать…

- Давайте попробуем вместе составить план урока

План

  1. определить цель и тему урока
  2. узнать об авторе произведения
  3. прочитать произведение В.Ю. Драгунского «он живой и светится»
  4. подвести уроки

- У каждого из вас будет собственная лесенка успеха, поэтому, после каждого выполненного плана урока, оценивайте себя. (зеленый кружок – нет ошибок, желтый – 1 ошибка, красный – 2 и более ошибок)

- Сегодня на уроке будем учиться правильному и выразительному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения.

- Давайте поближе познакомимся с В.Ю. Драгунским и его творчеством.

– На уроке мы будем искать ответ на вопрос:  Какая бывает  промышлен

 1. Выдвигают        варианты        формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении.

2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

3. Разрабатывают план учебных действий по                                               достижению цели урока.

 

Мы познакомимся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»

Мы будем учиться выразительно читать

Высказывать свою точку зрения  

План

  1. определить цель и тему урока
  2. узнать об авторе произведения
  3. прочитать произведение В.Ю. Драгунского «он живой и светится»

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для  достижения цели

Учебник

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Практический

Внешний контроль

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.

Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо – громко). Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским – сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.

Знакомство с произведением В. Драгунского «Он живой и светится»

- Давайте взглянем на доску, что вы на ней видите?

Верно, но это не просто слова, а именно те, что могут затруднить вам чтение, поэтому мы прочитаем их, выделим слоги и поставим ударение.

(чтение слов сначала шепотом, по слогам, потом хором целым словом)

Ин-сти-тут (шепотом, по слогам)

Институт (хором, целым словом)

За-жи-гать-ся (шепотом, по слогам)

Зажигаться (хором, целым словом)

Гва-те-ма-лу (шепотом, по слогам)

Гватемалу (хором, целым словом)

Чтение рассказа учителем и учащимися

(Первый абзац начинаю читать сама, потом дети подхватывают)

- Не забывайте отмечать пункты плана, которые мы уже выполнили.

- слова

 

Читают рассказ по абзацам.

Отмечают выполненные пункты плана.

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесные методы( беседа)

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

  1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Ребята, найдите в тексте слова, которые описывают чувствах мальчика, который сидел во дворе и ждал маму.

- Найдите в тексте, почему мальчик поменял игрушечный самосвал на светлячка.

- Понятен ли вам поступок мальчика? Вы бы поменяли дорогой самосвал на светлячка?

  1. Отвечают на вопросы учителя.

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы (упражнение)

Внешний контроль

  1. Организует самостоятельную работу.
  2. Контролирует работу.

- Сейчас у вас будет 2 минуты, чтобы подготовить выразительное чтение разговоров мальчиков. Попробуйте интонацией передать чувства мальчиков. (1 вариант)

- Разговор мамы и Дениски, подготовит (2 вариант). Попробуйте передать чувства мальчика при чтении.

- После мы будем с вами оценивать работу по следующим критериям:

1. соблюдение пауз

2. соблюдение интонаций, конца предложения

3. безошибочность текста

- Если какой-то из критериев вам не понятен, то задайте сейчас вопрос.

  1. Выполняют самостоятельную работу.

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

- Я приглашаю первую пару, которая на оценку, выразительно прочитает свою часть.

(спрашиваю несколько пар)

Оценка по критериям:

1. соблюдение пауз

2. соблюдение интонаций, конца предложения

3. безошибочность текста

 - Найдите в тексте слова, которые вызвали у вас смех.

- Определите, какой рассказ мы читали. (юмористический)

Называют слова (предложения)

- юмористический

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

-Итак, ребята, назовите тему нашего урока.

-Достигли ли мы цель урока?

-Что вы узнали нового на сегодняшнем уроке?

- За что бы вы себя похвалили?

-Сегодня каждый из вас хорошо поработал на уроке. Вы все большие молодцы!

Я поставила за урок отметки…

Спасибо за работу, урок окончен. До свидания!

Определяют уровень работы класса при групповой работе.

Оценивают свою работу.

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "В. Драгунский. Он живой и светится"

План проведения урока литературного чтения "В. Драгунский. Он живой м светится"...

Конспект к уроку литературного чтения " В.Драгунский «Он живой и светится» "

Тема: В.Драгунский «Он живой и светится»Цель: познакомить учащихся с произведением В. Драгунского «Он живой и светится»...

Технологическая карта урока литературного чтения "В. Драгунский «Друг детства»" (УМК Школа России, 3 класс )

Тема урока «В.Ю. Драгунский «Друг детства»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произвед...

Технологическая карта урока литературного чтения В. Драгунский «Тайное становится явным» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока В. Драгунский «Тайное становится явным» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом В. Драг...

Технологическая карта урока литературного чтения «В. Драгунский «Тайное становится явным» » ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о жизни и творчестве В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному материа...

Технологическая карта урока литературного чтения «Виктор Драгунский «Ровно 25 кило» (3 класс), УМК «Перспективная Начальная Школа»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства учащихся с новым автором Виктором Драгунским и его произведением «Ровно ...