Сценарий тематического мероприятия "Я читаю - я помню"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Галеева Ульяна Николаевна

2025 год объявлен годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и Годом мира. В связи с этим возникла идея создания проекта, посвященного этой дате «Я читаю – я помню». 25 апреля был показ театрализованной тематической постановки учащимися 4-3 класса под руководством классного руководителя. Ребята рассказали о самых известных этапах Великой Отечественной войны и о произведениях детской литературы, отражающих эти моменты нашей истории. В постановке приняли участие и родители, выйдя на сцену со свечами в знак скорби и памяти, вызвав бурю соответствующих эмоций на фоне трагической музыки и вдохновенно прочитанного стихотворения. Дети играли проникновенно, одухотворенно, волнительно. Сценарий рекомендуется для использования в 3-5 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная тематическая постановка

«Я читаю – я помню»

2025 год объявлен годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и Годом мира. В связи с этим возникла идея создания тематического мероприятия об этапах войны, отраженных в  произведениях для детей напрямую - рассказы о военных действиях, или косвенно - через судьбы людей.  

Цель мероприятия: возрождение традиций семейного изучения исторических фактов в рамках патриотического воспитания молодого поколения на высоких примерах Великой Отечественной в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Разработка: У.Н.Галеева, учитель начальных классов, зав.библиотекой.

Участники: ученики 4 класса, родители.

Сцена 1 «Брестская крепость»

Мальчики в телефоне смотрят какую-то игру. ( Миша, Ваня)  Девочки (Настя, Яна, Лера) рассматривают сумочку, восхищаются. Один мальчик  (Илья) читает книжку. ВДРУГ!

Звуки. Грохот орудий, вой самолетов, залпы.

Дети пугаются, удивляются, высказывают предположения.  

Ваня: это очень низко летят самолеты.

Яна: или снова падает метеорит.

Лера: может праздник какой-то?

Полина:  праздник такой страшный не бывает, это что-то особенное.

Поворачиваются к Илье, читающему книжку, он напряжен, не отрывается от чтения.

Илья, ты не слышишь грохот? -  обращаются к нему ребята

Илья:    Слышу, это фашистская Германия нарушила пакт о ненападении и вероломно вторглась в нашу страну. И первой приняли на себя весь ужас войны пограничники. Про защитников Брестской крепости в моей книжке. В то время, когда нашим войскам приходилось отступать, они приняли на себя первый удар. Они показали, что советские солдаты готовы сражаться с неприятелем до победного конца ради спасения своей Родины.      

Голос Левитана  

Стол, на нем керосинка, каска, книжки о Брестской крепости.

 Полина:   - Я знаю рассказ о героях Брестской крепости. Его написал Сергей Алексеев.                    

- О чем он? Расскажи, расскажи.       Просят ребята.

Полина:   Слушайте…

На экране Брестская крепость, монумент «Мужество»

Настя:    Так вот. …В крепости не хватало ни еды, ни боеприпасов, но особенно не хватало воды, глоток воды здесь дороже жизни.  Хотя река была рядом, но пробраться к ней не было возможности. Нашелся смельчак, помчался к реке. Помчался и сразу рухнул. Сразили враги солдата. Прошло время, еще один отважный вперед рванулся. И он погиб. Третий сменил второго. Не стало в живых и третьего. Пополз следующий к воде. Принес. Дает солдатам, но они велели раненых напоить, раненые отказались пить, сказали детей напоить, но и дети не стали пить, малыш попросил унести пулеметчику, потому что перестал пулемет стрелять, перегрелся. Взял он каску, залил в металлический кожух воду. Ожил, заработал, застрочил пулемет. Прикрыл пулеметчик бойцов огнем. Снова нашлись смельчаки. К реке, смерти навстречу, поползли. Вернулись с водой герои. Напоили детей и раненых.

Ваня: Они настоящие герои. Я обязательно прочитаю эту книжку!

Лера: я хочу прочитать такую книжку.

Илья:  - Ребята, а в повести, которую написал  Борис  Васильев, «В списках не значился» лейтенант Николай Плужников  в одиночку сражается в Брестской крепости... вплоть до апреля 1942 г.!  10 месяцев! Смертельно раненный, он узнаёт новость, что немцы разбиты под Москвой, выходит из подвала и умирает.            

Яна:   - Оборона Брестской крепости оказала влияние на дальнейшую мировую историю.

Ваня:  - Люди, которые побывали в крепости после войны, говорили, что вся крепость лежала в развалинах, по одному виду этих страшных руин можно было судить о силе и жестокости  боёв. Угрюмые камни, избитые пулями и осколками, впитали в себя огонь и кровь.      

Сцена 2 «Битва за Москву»

Звучит «Вставай страна огромная»  

На экране Москва

Миша:   А в это время враг уже у ворот Москвы. 

Саша:  30 сентября 1941 года фашистские генералы отдали приказ о наступлении на Москву.

Миша: «Тайфун» — так назвали фашисты план своего наступления.

Ян: Тайфун — это сильный ветер, стремительный ураган. Ураганом стремились ворваться в Москву фашисты.

Миша:  Началось наступление.  Фашистские танки двигались на населённый пункт Холм Жирковский. Защищал Холм Жирковский вместе со всеми солдат Унечин. Один танк идёт прямо на Унечина. Взял Унечин гранату в руку. Приготовился к верной смерти.  Поднялся Унечин, швырнул гранату. Подбили и подожгли наши солдаты 59 фашистских танков. Четыре из них уничтожил солдат Унечин. Этот рассказ Сергея Алексеева мы читали вместе с мамой.

Марк: А мне бабушка читала про связиста Орловича

Ребята:  Расскажи, Марк, интересно ведь.

Марк: Так вот. Солдат этот не танкист, и не геройский летчик. Скромная роль у него на войне. Связист Воронович. Да и характером тих, даже робок солдат.И вдруг порвали где-то фашистские мины связь. На поиски повреждения и отправился солдат Воронович. Вот видит, стоят четыре фашистских танка. А рядом отряд фашистов. Испугался солдат. Холодок пробежал по телу. Но не струсил. Достал гранату и бросил, а второй гранатой уничтожил всех окончательно. 

Миша:   Почему же Орлович, если он Воронович?

Марк:    Поражались потом солдаты, что он один – и взял в плен четыре фашистских танка. Орел! Орел! – смеялись солдаты. – Не Воронович ты вовсе. Нет! Имя твое – Орлович.

Звучит песня «До свидания, мальчики»

Ян: В библиотеке мне посоветовали книгу «Повесть о Зое и Шуре». Её написала их мама Любовь Космодемьянская. В ней она рассказала о короткой, но яркой жизни юной партизанки, разведчицы, Зое Космодемьянской  и о её брате Александре, родные люди звали его Шура, они оба получили звание героев Советского союза …посмертно. Зоя ушла на фронт сразу после окончания 10 класса. Она стала бойцом разведывательного диверсионного отряда. Зою схватили немцы, они пытали ее, но девушка не выдала немцам информацию о партизанах. После долгих и мучительных пыток её повесили.

В книжке рассказывается и о друзьях Зои и Шуры, и о старших товарищах.

Александра: Я знаю стихотворение Агнии Барто  о подвиге юной партизанки

Оно называется: Партизанке Тане. Так называли Зою в отряде

Избивали фашисты и мучили,

Выгоняли босой на мороз.

Были руки веревками скручены,

Пять часов продолжался допрос.

На лице твоем шрамы и ссадины,

Но молчанье ответом врагу...

Деревянный помост с перекладиной,

Ты босая стоишь на снегу.

Нет, не плачут седые колхозники,

Утирая руками глаза,—

Это просто с мороза, на воздухе

Стариков прошибает слеза.

Юный голос звучит над пожарищем,    Включить: «Щербатый месяц»

Над молчаньем морозного дня:

— Умирать мне не страшно, товарищи,

Мой народ отомстит за меня!

Юный голос звучит над пожарищем:

— Умирать мне не страшно товарищи.

Миша: Битвой за Москву называют не одно сражение, а целый комплекс оборонительных и наступательных военных операций против фашистских войск в московском направлении.
Ян: Битва за Москву положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.

Сцена 4 «Блокада Ленинграда»

Звучит метроном

На экране Блокадный Ленинград. Заклеенные окна.

Стол, на нем три кусочка хлеба лежат на газете, стаканы с водой.  У стола дети.

Катя: Нужно хлебушек разделить на части. (Пауза) Можно я весь свой кусочек съем? Хочется съесть все сразу.

Серёжа: нет, нельзя. Ты не наешься, голод тут же вернется, а съесть уже будет нечего.

Звук метронома.

Серёжа: Слышишь? Метроном. Снова налет, нужно идти в бомбоубежище.

Катя: Я не пойду, у меня сил нет, ты иди один, а я здесь посижу.

Серёжа: без тебя не пойду, что я скажу маме, когда вернется? Что я тебя одну оставил под бомбёжкой?

Катя: Страшно ходить по улицам. А, а ждать каждый день маленький кусочек хлеба ещё страшней.

Марк: Сережа, Катя, привет.

Дети: Здравствуй, Саша.

Марк: Ваша мама не дома?

Серёжа: Мамы нет дома, она на фабрике.

Марк: Я знаю, Сережа. Катя, смотри, что я тебе принес.

Катя: Что это?

Марк: Тут сахарок был, крошечки остались, покушай. Только сходи за водичкой, чтобы запить.

Девочка уходит.

Марк: Сережка, мы с тобой уже большие…

Серёжа : Говори. Я выдержу. Что-то с мамой?

Марк: Да. Фабрику разбомбили, ваша мама погибла. Серёга, ты заплачь, говорят, что легче становится.     Или закричи, легче станет.

Серёжа: Я сам скажу Кате.

Катя: Скорее бы мама пришла.

Серёжа: Она не придет.

Катя: Почему?

Серёжа: Она теперь на облачке, смотрит на нас сверху.

Катя: Мама умерла?

Серёжа: Да, Катя. Мамы нет. Но мы будем вместе, я не отдам тебя в детский дом.

Звучит трагическая музыка

Сцена 5  «Сталинградская битва»

Глеб: Шла Великая Отечественная война. Гитлер заставил участвовать в войне против нас другие страны - своих союзников.

Лера: Враг был сильный и опасный.

Ваня: Пришлось временно отступать нашим войскам. Пришлось временно отдать врагу наши земли - Прибалтику, Молдавию, Украину, Белоруссию...

Глеб: Хотели фашисты взять Москву. Уже в бинокли рассматривали столицу... День парада назначили...

Лера: Да разбили советские солдаты вражеские войска под Москвой зимой 1941 года.

Глеб: Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал своим генералам летом 1942 года прорваться к Волге и захватить город Сталинград.

Ваня: Выход к Волге и захват Сталинграда мог обеспечить фашистским войскам успешное продвижение на Кавказ, к его нефтяным богатствам.

Лера: Советское командование предприняло все, чтобы задержать врага.

Лера: Между Волгой и Доном был создан Сталинградский фронт.

Глеб: Из города эвакуировали женщин, детей, стариков. Вокруг города построили оборонительные сооружения. На пути фашистских танков встали стальные ежи и надолбы.

Лера: На каждом заводе рабочие создали батальоны добровольцев-ополченцев. Днем они собирали танки, делали снаряды, а после смены готовились к защите города.

Ваня: Фашистские генералы получили приказ - стереть с лица земли город на Волге.

Глеб: И в солнечный день 23 августа 1942 года тысячи самолетов с черными крестами обрушились на Сталинград.

Илья: (учить не нужно, читать) Волна за волной шли "Юнкерсы" и "Хейнкели", сбрасывая на жилые кварталы города сотни бомб. Рушились здания, к небу вздымались громадные огненные столбы. Город весь окутался дымом - зарево горящего Сталинграда было видно на десятки километров.

После налета фашистские генералы доложили Гитлеру: город разрушен!

И получили приказ: взять Сталинград!

Фашистам удалось прорваться на окраину города, к тракторному заводу и к Дубовому оврагу. Но там их встретили батальоны рабочих-добровольцев, чекисты, зенитчики и курсанты военного училища.

Бой шел весь день и всю ночь. Гитлеровцы в город не вошли.

Илья: (учить) Так рассказывал дедушка своему внуку в книге Владимира Богомолова  «За оборону Сталинграда» о подвигах солдат. Дед и внук шли по городу, по местам, где были страшные сражения.

Глеб: Мы все слышали слова «За Волгой для нас земли нет!» они принадлежат Василию Григорьевичу Зайцеву, сталинградскому снайперу.  

Считается, что он первый произнёс эту фразу, она означает, что надо стоять насмерть, не пропускать вражеские войска за Волгу, вглубь России.

Звучит:  «На Мамаевом кургане тишина» 

Сцена 6 «Взятие Берлина»

Полина: В начале 1945 года поражение Германии не вызывало никаких сомнений!

Марк: Советское командование стало готовиться к последним наступательным операциям. Разгромив фашистов на территории Советского Союза, советские войска принесли свободу Польше, Румынии, Болгарии, Венгрии, Чехословакии и Югославии.

Ян: Шел 1945 год. Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков приближалась к концу.

Полина: Весной 1945 года советские войска подошли к столице фашистской Германии городу Берлину. 16 апреля 1945 года началась последняя из грандиозных битв Великой Отечественной войны – битва за Берлин. Об этой битве и написаны рассказы, вошедшие в эту книгу.

Ян:  Ночь. Три часа по берлинскому времени

Ночь. Три часа по берлинскому времени. И вдруг артиллерийский обстрел. Будет прорыв?! Но какой же прорыв ночью? Как идти в темноте в атаку? Как справятся танки? Они-то и днем почти ничего не видят. Как будет стрелять полевая артиллерия? А как в атаку пойдут солдаты? Как?

Может быть, русские так – попугать решили? Может, просто, спутали время?

Что случилось, поначалу никто не понял. В глаза фашистам вдруг ударили, брызнули, ослепили десятки невиданных солнц.

Закрыли глаза фашисты. Что такое?! Снова открыли. Светло впереди, как днем. Свет шел, жег, пепелил глаза. Забегали страшные тени. Что же случилось?

Так и не поняли немецкие солдаты. Не узнали. Ударил в этот момент снаряд. Не осталось даже пятен от них.

Сообразили, наконец, фашисты – так это же прожекторы!

Марк:  Дымы.

И в это время чуть южнее прорывают фашистскую оборону войска 1-го Украинского фронта, которым командует маршал Конев.

Поднялись в небо советские самолеты. Вышли к берегу Нейсе инженерные роты. Поставили они над Нейсе дымовую завесу. Укрыли дымы и Нейсе, и наш и неприятельский берег. Ясно фашистам: готовятся русские к наступлению. Но где, в каком месте? Когда?

 «Дымы, дымы, дымы…» – идут сообщения.

Погода тихая, безветренная. Воздух почти не движется. Дым не колышется. Висят над Нейсе дымы, укрывают советские части.

Мечутся фашистские генералы, гадают, в каком же месте советские войска начнут атаку, где наводят они переправы, откуда ждать появления русских. Где сосредоточить главные силы. Будь прокляты эти дымы!

Помогли дымы. Прорвали войска маршала Конева оборонительную полосу.

Полина: Эти и другие рассказы о взятии Берлина вы можете прочитать в книге Сергея Алексеева
«Взятие Берлина. Победа! 1945»  рассказы для детей.

Учитель: Каждый год 9 мая мы отмечаем День Победы. С наступающим праздником!!!

Выход всех участников с шарами под песню «День Победы»

Сценам сопутствуют соответствующие презентации.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рождество Христово" сценарий тематического мероприятия

Адаптированный, религиозно ненавязчивый материал, вошедший в сценарий мероприятия поможет вам, уважаемые коллеги, "окунуть" младших школьников в историю праздника Рождество, а также создаст хорошее на...

Сценарий Тематического мероприятия, посвященного Дню Победы "Чтобы помнили ..."

Воспитание чувства любви и уважения к Родине, сопричастности            к её светлым и трагическим страницам; патриотизма,...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА сценария внеклассного мероприятия «9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ. МЫ ПОМНИМ. МЫ ГОРДИМСЯ»

Мероприятие является одним из цикла мероприятий, проводимых в русле гражданско-патриотического воспитания детей в МКОУ «ООШ № 9» г. Лиски . Мероприятие составлено в форме литературно-музыкальной компо...

Сценарий внеклассного мероприятия «И помнит Мир спасённый…»

Цель: поздравление мам и девочек;           воспитание любви к близким и своей Родине. Задачи: развитие инициативы и самостоятельности, учащ...

Сценарий праздничного мероприятия посвященного Дню Победы "Мы помним, мы гордимся!"

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Как много разруш...