Д.Мамин-Сибиряк "Приемыш"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Карпова Лилия Викторовна

Урок литературного чтения в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.mamin_-_sibiryak_priemysh.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» 

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: знакомство с рассказом Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш», совершенствование навыка осознанного, правильного, выразительного чтения, умения анализировать текст, выделять главное, обобщать, делать выводы, повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения.

Задачи:

Образовательные: Обеспечить в ходе урока освоение основных понятий по данной теме, формирование навыков самостоятельно поиска необходимой информации, умения работать с различными источниками информации, выделять нужные материалы.

Развивающие: Развитие интеллектуальных качеств, познавательных способностей и интереса, развитие умения рассуждать логично, излагать свои мысли четко.

Воспитательные задачи: Воспитание таких личностных качеств любовь к природе, бережное к ней отношение, умение дружить.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: познакомятся с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»; научатся читать и анализировать рассказ, формулировать выводы, основную мысль рассказа.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: самостоятельно выполняют задания учителя, проявляют интерес к чтению произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, усваивают главный урок, извлечённый из рассказа.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; парная  работа.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, портрет писателя, иллюстрации к произведению, карточки с заданиями. Выставка художественных книг к уроку.

Ход урока:

  1. Орг.момент:

Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее -
Начнем скорей урок

Актуализация знаний:

Мы с вами переходим к изучению нового раздела. Для того, чтобы узнать, о чем будем говорить, изучая этот раздел, давайте немного расслабимся, отдохнем от суеты города и послушаем звуки природы.(Прослушивание звуков леса) А Лера нам расскажет стихотворение. Послушайте стихотворение Вадима Галар:

Тропа лесная куда-то убегает,
Зовёт, а может мягко приглашает,
По ней протопать и пройтись,
Сойтись с другими, разойтись,
Увидеть прелести лесные-
Грибы, деревья коренные,
Здесь ягоды, а там цветы,
А тут ажурные листы- зонты.
Красивая дорожка пешеходов,
Порой трудна на переходах,
Как жизненный тернистый путь-
Устанешь, но познаешь суть…

- Ребята, откройте учебники на стр. 75. Мы начинаем новый раздел. Как он называется?«Природа и мы».

- Чему будут посвящены произведения?

- Прочитайте, чему мы научимся?

- Как вы понимаете слова писатели-натуралисты?

  1.  Самоопределение к деятельности:

- Автора сегодняшнего произведения, с которым вы познакомились дома, вы назовите сами, заодно посмотрите выставку уже известных его книг.

- Кто автор всех этих произведений?

- Назовите полное имя и фамилию.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

- Давайте сейчас посмотрим видео об этом замечательном авторе.

  1. Просмотр видео об авторе.

- Назовите произведение, с которым вы познакомились дома. (Приемыш)

  1. - Сформулируйте тему урока полностью:

 Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

-  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? Познакомиться с произведением

- Я предлагаю вам план исследования  содержания произведения «Приёмыш».(на доске)

-познакомиться с героями:

-определить, кто такой Приёмыш;

-выяснить главную мысль;

-высказать своё отношение (Будем читать, рассуждать, думать, высказывать своё мнение)

- Кого Мамин-Сибиряк называет «Приёмышем»? 

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово-приёмыш?

-В словаре русского языка Ожегова, говорится так: «Приёмыш-приемный сын или приёмная дочь».

- Определите жанр данного произведения( рассказ)                      

- Назовите признаки рассказа ( небольшой объём, небольшое количество героев, сюжет)

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

Работа над содержанием текста

  1.  - Прежде всего хотелось бы побольше узнать о такой птице как лебедь. Выступление детей про лебедей (Назар)

Приёмыш – дикая птица, лебедь. Лебеди бывают двух видов - лебедь – шипун и лебедь-кликун. Шипун - достигает длины 150-160 см и имеет размах крыльев более 2 метров. Кликун меньше по размеру, чем шипун.Лебедь-кликун получил своё название за громкие, трубные крики, особенно часто издаваемые в полёте. Обычно лебедь-кликун, как и все лебеди, плавает неторопливо и величественно, но если его преследовать, то с трудом можно догнать даже на лодке.

Лебедь - издавна на Руси считалась символом верности. Птицы узнают друг друга так же,  как и мы, люди, - «в лицо». Лебедь не спутает свою супругу с другой птицей!

    Лебединая семья никогда не разлучается: они вместе плавают, добывают пищу, строят гнездо, воспитывают детей, улетают в далекие теплые страны.

             В 60 – х годах лебеди оказались на грани исчезновения. А всё из- за массовой охоты на них. Человеку нужны были пух и перо. Теперь лебедь занесён в красную книгу.

  1. Словарная работа.

- Мамин-Сибиряк писал давно, в 19 веке, поэтому я попросила вас найти и подчеркнуть  непонятными  слова, попытаемся  объяснить их смысл.

- сайма     -    рыбацкая стоянка

- доспехи   - снаряжение

- заводь     - речной залив

- бобылём   - одинокий

- муштровать  - обучать

- протока  - речка, соединяющая два водоёма

- церемония -торжественный обряд, порядок совершения чего-то

- увечить -физически расправляться, калечить

- хиреет -болеет, чахнет

- Божья тварь - всё живое, созданное Богом.

  1. Работа над произведением.
  2. а)- Назовите героев рассказа. (старик Тарас, собака Соболько, лебедь Приёмыш.)

- Какие дружеские отношения сложились между  героями рассказа? ( Дружба человека с животными.  Дружба между Соболько и Приёмышем.)

б) Выборочное чтение. Найдите в тексте и прочитайте:

- Кто же такой дедушка Тарас?

«Тарас жил на Светлом уже сорок лет. Когда – то у него были и своя семья, и дом, а теперь он жил бобылём. Дети перемёрли, жена тоже умерла, и Тарас безвыходно оставался Светлом по целым годам».

- Как лебедь оказался у старого рыбака?  Найдите в тексте.

«Тут охотники наезжали; ну лебедя с лебёдушкой пристрелили, а вот этот остался. Забился в камыши и сидит. Летать- то не умеет, вот и спрятался… Я, конечно, ставил сети подле камышей, ну, и поймал его».

-  Какие отношения сложились между Соболько и Приёмышем?

 « Сперва он боялся,  а потом  привык. Теперь лебедь – то  в другой раз у Соболько и кусок отнимает. Пёс заворчит на него, а лебедь его крылом. Смешно на них со стороны смотреть. А то гулять вместе отправятся: лебедь по воде, а Соболько – по берегу. Пробовал пёс плавать за ним, ну, да ремесло – то  не то: чуть не потонул. А как лебедь уплывёт, Соболько ищет его. Сядет на бережку и воет…Дескать, скучно мне, псу, без тебя, друг единственный.»

«Действительно стоило полюбоваться  оригинальной картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него.

 - Что заметил Тарас, наблюдая за стаей  лебедей и Приёмышем?

« Мой – то Приёмыш сначала сторонился от других лебедей:  подплывет к ним и назад. Те гогочут по – своему, зовут его, он – домой…Дескать, у меня свой дом есть. Так дня три у них было. Всё , значит, переговариваются по – своему, по птичьему. Ну, а потом, вижу, мой Приёмыш затосковал… Вот, всё равно как человек тоскует. Выйдет это на берег, встанет на одну ногу  и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит…».

 – В каких словах и поступках Тараса проявляется доброта?

 «Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке».

« Старик ужасно был доволен своим Приёмышем, и все разговоры в конце концов сводились на него»).

 – Как изменился Тарас, когда улетел Приёмыш?

 « Старик действительно имел утомлённый вид. Он казался теперь таким жалким и дряхлым…».

-Почему он так сильно изменился?

-Зачем он отпустил Приёмыша?

-Почему он тревожится за судьбу лебедя?

- А мог ли Тарас не отпустить птицу?

- Легко ли расстаться с другом?

Что было бы правильнее? Как бы вы поступили на месте Тараса?

- поступить с лебедем так, как это сделал Тарас;

- подрезать крылья птице и навсегда сделать ее ручной;

- силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей.

Физкультминутка

Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой,  качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч (шарик для пинг-понга), называя :

1 ряд - птиц;

2 ряд -  растения леса;

3 ряд - животных леса.

4.Исправить ошибки. Прочитать словами из текста.

Пропадет один-то, потому что молод еще, не приспособлен к жизни.( на доске)

Пропадет один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в нем еще настоящего нет.

 Без родителей остался.

 Сиротой остался.

Утром рано поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой.

 Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой.

  1. Организация парной работы:

- Вспомните правила работы в парах

а) Характеристика героев: Тарас, Приемыш, Соболько

б)Презентация результатов работы в паре:

(Слайд )

Тарас – умный, добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный, весёлый, любящий природу.

(Слайд )

Соболько  - ласковый, добрый, умный, преданный, благодарный.

(Слайд )

Лебедь – умная птица, вольный, особенный, учёная, добрый.

  1. Работа с пословицами:

 Игра «Собери пословицу»

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». Вам предстоит прочитать пословицы и ответить на вопрос: « Отражает ли пословица главную мысль произведения?».

* В каждой разлуке всегда скрыта новая встреча.

* Не нужна соловью золотая клетка, а лучше зеленая ветка.

* Легко подружиться, тяжело разлучиться.

* Жизнь дана на добрые дела.

- В какой из пословиц определена идея произведения.

«Легко подружиться, тяжело разлучиться».

  -  В чем заключается главная мысль произведения?  

Основная мысль произведения: каждый должен жить так, как предназначила природа. Нужно относиться ко всему живому с любовью. Существует неразделимая связь человека и окружающего мира.

  1. Рефлексия: - Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Лебедя».У каждой группы лежат лебеди разных цветов, предлагаю вам выбрать лебедя такого цвета, который соответствует вашему настроению:

Лебедь белого цвета: - Настроение отличное! Всё сделано, всё понятно!

Лебедь желтого цвета: - Настроение хорошее. Всё сделано, но не всё понятно!

Лебедь красного цвета:- Настроение плохое. Грустно! Много не понятного!

  1. Прочтение стихов.

9. Домашнее задание:

Выберите отрывок из данного произведения для пересказа. Нарисуйте рисунок в тетради.

Приёмыш – дикая птица, лебедь. Лебеди бывают двух видов - лебедь – шипун и лебедь-кликун. Шипун - достигает длины 150-160 см и имеет размах крыльев более 2 метров. Кликун меньше по размеру, чем шипун.Лебедь-кликун получил своё название за громкие, трубные крики, особенно часто издаваемые в полёте. Обычно лебедь-кликун, как и все лебеди, плавает неторопливо и величественно, но если его преследовать, то с трудом можно догнать даже на лодке.

Лебедь - издавна на Руси считалась символом верности. Птицы узнают друг друга так же,  как и мы, люди, - «в лицо». Лебедь не спутает свою супругу с другой птицей!

    Лебединая семья никогда не разлучается: они вместе плавают, добывают пищу, строят гнездо, воспитывают детей, улетают в далекие теплые страны.

             В 60 – х годах лебеди оказались на грани исчезновения. А всё из- за массовой охоты на них. Человеку нужны были пух и перо. Теперь лебедь занесён в красную книгу.