Д.Мамин-Сибиряк "Приемыш"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения в 4 классе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: знакомство с рассказом Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш», совершенствование навыка осознанного, правильного, выразительного чтения, умения анализировать текст, выделять главное, обобщать, делать выводы, повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения.
Задачи:
Образовательные: Обеспечить в ходе урока освоение основных понятий по данной теме, формирование навыков самостоятельно поиска необходимой информации, умения работать с различными источниками информации, выделять нужные материалы.
Развивающие: Развитие интеллектуальных качеств, познавательных способностей и интереса, развитие умения рассуждать логично, излагать свои мысли четко.
Воспитательные задачи: Воспитание таких личностных качеств любовь к природе, бережное к ней отношение, умение дружить.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: познакомятся с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»; научатся читать и анализировать рассказ, формулировать выводы, основную мысль рассказа.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: самостоятельно выполняют задания учителя, проявляют интерес к чтению произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, усваивают главный урок, извлечённый из рассказа.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; парная работа.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, портрет писателя, иллюстрации к произведению, карточки с заданиями. Выставка художественных книг к уроку.
Ход урока:
- Орг.момент:
Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее -
Начнем скорей урок
Актуализация знаний:
Мы с вами переходим к изучению нового раздела. Для того, чтобы узнать, о чем будем говорить, изучая этот раздел, давайте немного расслабимся, отдохнем от суеты города и послушаем звуки природы.(Прослушивание звуков леса) А Лера нам расскажет стихотворение. Послушайте стихотворение Вадима Галар:
Тропа лесная куда-то убегает,
Зовёт, а может мягко приглашает,
По ней протопать и пройтись,
Сойтись с другими, разойтись,
Увидеть прелести лесные-
Грибы, деревья коренные,
Здесь ягоды, а там цветы,
А тут ажурные листы- зонты.
Красивая дорожка пешеходов,
Порой трудна на переходах,
Как жизненный тернистый путь-
Устанешь, но познаешь суть…
- Ребята, откройте учебники на стр. 75. Мы начинаем новый раздел. Как он называется?«Природа и мы».
- Чему будут посвящены произведения?
- Прочитайте, чему мы научимся?
- Как вы понимаете слова писатели-натуралисты?
- Самоопределение к деятельности:
- Автора сегодняшнего произведения, с которым вы познакомились дома, вы назовите сами, заодно посмотрите выставку уже известных его книг.
- Кто автор всех этих произведений?
- Назовите полное имя и фамилию.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.
- Давайте сейчас посмотрим видео об этом замечательном авторе.
- Просмотр видео об авторе.
- Назовите произведение, с которым вы познакомились дома. (Приемыш)
- - Сформулируйте тему урока полностью:
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? Познакомиться с произведением
- Я предлагаю вам план исследования содержания произведения «Приёмыш».(на доске)
-познакомиться с героями:
-определить, кто такой Приёмыш;
-выяснить главную мысль;
-высказать своё отношение (Будем читать, рассуждать, думать, высказывать своё мнение)
- Кого Мамин-Сибиряк называет «Приёмышем»?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово-приёмыш?
-В словаре русского языка Ожегова, говорится так: «Приёмыш-приемный сын или приёмная дочь».
- Определите жанр данного произведения( рассказ)
- Назовите признаки рассказа ( небольшой объём, небольшое количество героев, сюжет)
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
Работа над содержанием текста
- - Прежде всего хотелось бы побольше узнать о такой птице как лебедь. Выступление детей про лебедей (Назар)
Приёмыш – дикая птица, лебедь. Лебеди бывают двух видов - лебедь – шипун и лебедь-кликун. Шипун - достигает длины 150-160 см и имеет размах крыльев более 2 метров. Кликун меньше по размеру, чем шипун.Лебедь-кликун получил своё название за громкие, трубные крики, особенно часто издаваемые в полёте. Обычно лебедь-кликун, как и все лебеди, плавает неторопливо и величественно, но если его преследовать, то с трудом можно догнать даже на лодке.
Лебедь - издавна на Руси считалась символом верности. Птицы узнают друг друга так же, как и мы, люди, - «в лицо». Лебедь не спутает свою супругу с другой птицей!
Лебединая семья никогда не разлучается: они вместе плавают, добывают пищу, строят гнездо, воспитывают детей, улетают в далекие теплые страны.
В 60 – х годах лебеди оказались на грани исчезновения. А всё из- за массовой охоты на них. Человеку нужны были пух и перо. Теперь лебедь занесён в красную книгу.
- Словарная работа.
- Мамин-Сибиряк писал давно, в 19 веке, поэтому я попросила вас найти и подчеркнуть непонятными слова, попытаемся объяснить их смысл.
- сайма - рыбацкая стоянка
- доспехи - снаряжение
- заводь - речной залив
- бобылём - одинокий
- муштровать - обучать
- протока - речка, соединяющая два водоёма
- церемония -торжественный обряд, порядок совершения чего-то
- увечить -физически расправляться, калечить
- хиреет -болеет, чахнет
- Божья тварь - всё живое, созданное Богом.
- Работа над произведением.
- а)- Назовите героев рассказа. (старик Тарас, собака Соболько, лебедь Приёмыш.)
- Какие дружеские отношения сложились между героями рассказа? ( Дружба человека с животными. Дружба между Соболько и Приёмышем.)
б) Выборочное чтение. Найдите в тексте и прочитайте:
- Кто же такой дедушка Тарас?
«Тарас жил на Светлом уже сорок лет. Когда – то у него были и своя семья, и дом, а теперь он жил бобылём. Дети перемёрли, жена тоже умерла, и Тарас безвыходно оставался Светлом по целым годам».
- Как лебедь оказался у старого рыбака? Найдите в тексте.
«Тут охотники наезжали; ну лебедя с лебёдушкой пристрелили, а вот этот остался. Забился в камыши и сидит. Летать- то не умеет, вот и спрятался… Я, конечно, ставил сети подле камышей, ну, и поймал его».
- Какие отношения сложились между Соболько и Приёмышем?
« Сперва он боялся, а потом привык. Теперь лебедь – то в другой раз у Соболько и кусок отнимает. Пёс заворчит на него, а лебедь его крылом. Смешно на них со стороны смотреть. А то гулять вместе отправятся: лебедь по воде, а Соболько – по берегу. Пробовал пёс плавать за ним, ну, да ремесло – то не то: чуть не потонул. А как лебедь уплывёт, Соболько ищет его. Сядет на бережку и воет…Дескать, скучно мне, псу, без тебя, друг единственный.»
«Действительно стоило полюбоваться оригинальной картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него.
- Что заметил Тарас, наблюдая за стаей лебедей и Приёмышем?
« Мой – то Приёмыш сначала сторонился от других лебедей: подплывет к ним и назад. Те гогочут по – своему, зовут его, он – домой…Дескать, у меня свой дом есть. Так дня три у них было. Всё , значит, переговариваются по – своему, по птичьему. Ну, а потом, вижу, мой Приёмыш затосковал… Вот, всё равно как человек тоскует. Выйдет это на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит…».
– В каких словах и поступках Тараса проявляется доброта?
«Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке».
« Старик ужасно был доволен своим Приёмышем, и все разговоры в конце концов сводились на него»).
– Как изменился Тарас, когда улетел Приёмыш?
« Старик действительно имел утомлённый вид. Он казался теперь таким жалким и дряхлым…».
-Почему он так сильно изменился?
-Зачем он отпустил Приёмыша?
-Почему он тревожится за судьбу лебедя?
- А мог ли Тарас не отпустить птицу?
- Легко ли расстаться с другом?
Что было бы правильнее? Как бы вы поступили на месте Тараса?
- поступить с лебедем так, как это сделал Тарас;
- подрезать крылья птице и навсегда сделать ее ручной;
- силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей.
Физкультминутка
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч (шарик для пинг-понга), называя :
1 ряд - птиц;
2 ряд - растения леса;
3 ряд - животных леса.
4.Исправить ошибки. Прочитать словами из текста.
Пропадет один-то, потому что молод еще, не приспособлен к жизни.( на доске)
Пропадет один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в нем еще настоящего нет.
Без родителей остался.
Сиротой остался.
Утром рано поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой.
Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой.
- Организация парной работы:
- Вспомните правила работы в парах
а) Характеристика героев: Тарас, Приемыш, Соболько
б)Презентация результатов работы в паре:
(Слайд )
Тарас – умный, добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный, весёлый, любящий природу.
(Слайд )
Соболько - ласковый, добрый, умный, преданный, благодарный.
(Слайд )
Лебедь – умная птица, вольный, особенный, учёная, добрый.
- Работа с пословицами:
Игра «Собери пословицу»
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». Вам предстоит прочитать пословицы и ответить на вопрос: « Отражает ли пословица главную мысль произведения?».
* В каждой разлуке всегда скрыта новая встреча.
* Не нужна соловью золотая клетка, а лучше зеленая ветка.
* Легко подружиться, тяжело разлучиться.
* Жизнь дана на добрые дела.
- В какой из пословиц определена идея произведения.
«Легко подружиться, тяжело разлучиться».
- В чем заключается главная мысль произведения?
Основная мысль произведения: каждый должен жить так, как предназначила природа. Нужно относиться ко всему живому с любовью. Существует неразделимая связь человека и окружающего мира.
- Рефлексия: - Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Лебедя».У каждой группы лежат лебеди разных цветов, предлагаю вам выбрать лебедя такого цвета, который соответствует вашему настроению:
Лебедь белого цвета: - Настроение отличное! Всё сделано, всё понятно!
Лебедь желтого цвета: - Настроение хорошее. Всё сделано, но не всё понятно!
Лебедь красного цвета:- Настроение плохое. Грустно! Много не понятного!
- Прочтение стихов.
9. Домашнее задание:
Выберите отрывок из данного произведения для пересказа. Нарисуйте рисунок в тетради.
Приёмыш – дикая птица, лебедь. Лебеди бывают двух видов - лебедь – шипун и лебедь-кликун. Шипун - достигает длины 150-160 см и имеет размах крыльев более 2 метров. Кликун меньше по размеру, чем шипун.Лебедь-кликун получил своё название за громкие, трубные крики, особенно часто издаваемые в полёте. Обычно лебедь-кликун, как и все лебеди, плавает неторопливо и величественно, но если его преследовать, то с трудом можно догнать даже на лодке.
Лебедь - издавна на Руси считалась символом верности. Птицы узнают друг друга так же, как и мы, люди, - «в лицо». Лебедь не спутает свою супругу с другой птицей!
Лебединая семья никогда не разлучается: они вместе плавают, добывают пищу, строят гнездо, воспитывают детей, улетают в далекие теплые страны.
В 60 – х годах лебеди оказались на грани исчезновения. А всё из- за массовой охоты на них. Человеку нужны были пух и перо. Теперь лебедь занесён в красную книгу.
