И.А.Крылов «Стрекоза и муравей».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Силантьева Елена Владимировна

И.А.Крылов "Стрекоза и муравей". Создание диафильма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_krylov.docx42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока                

Учебный предмет: литературное чтение                                                                      

2  класс

Тема:  И.А.Крылов «Стрекоза и муравей». Создание диафильма.

Тип: изучение нового материала

Задачи урока:

 1. учить выразительно читать басню, определять характер главных   героев;

2.  учить  устанавливать соответствие между  текстом басни и  кадрами диафильма

3. закрепить знания о басне как жанре художественной литературы;

4. учить находить мораль в произведении, понимать её смысл.

Планируемые результаты

Предметные:

  • читать целыми словами ;
  • называть героев басни;
  • устанавливать соответствие между  текстом басни и кадрами диафильма;  
  • рассуждать о том, чему учит  басня

Метапредметные:

  • находить необходимую

информацию  в тексте для создания

диафильма;

  • восстанавливать причинно-

следственные связи в сюжете

произведения

Личностные:

  • проявлять интерес к жанру басни;
  • понимать смысл морали басни;
  • формулировать собственное мнение и

позицию;

Межпредметные связи:   русский язык, тема «Текст: признаки текста, тема и главная мысль текста, части текста, построение текста, воспроизведение текста»

Ход урока

Содержание деятельности учителя

 Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

1.Предлагает ответить на вопросы о новом литературном жанре и его особенностях:

-с каким литературным жанром мы познакомились на предыдущем уроке?

- Перечислите его особенности

(на доске кластер)

 

1.Называют басню и её особенности:     басня -небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.

Особенности басни - аллегория -иносказание, мораль-нравоучение, герои-животные, высмеиваются недостатки людей

(определение и особенности басни на литературном стенде)

Актуализация необходимых знаний

2.  предлагает открыть учебник на стр. 106 и прочитать название текста

- что нам может подсказать название текста?

- рассмотрите иллюстрацию, что мы подтвердили

2. называют, что будут  знакомиться с текстом  «Стрекоза и муравей»

- отвечают, предугадывают

- что речь пойдёт о стрекозе и о муравье

Организация познавательной деятельности

3.предлагает  сформулировать тему урока, назвать автора и жанр

- дополняет, что сегодня дети будут создавать диафильм  по этой басне, соотносить кадры и текст (титры)  

  • (Диафи́льм — разновидность слайд-шоу, сопровождаемого титрами, которая использовалась в образовательных и воспитательных целях до конца XX века, когда была вытеснена фильмами на видеокассетах, а позднее на DVD.),

- просит определить учебную задачу

4.Организует работу по составлению плана работы (выдается детям в полосках;

 если класс слабый, можно выдать просто план)

3. Отвечают, что сегодня будут читать басню И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»

- Формулируют свои задачи

(научиться читать басню, определять героев, находить нравоучение)

Составляют план работы:              

  1. чтение  текста;
  2. уточнение  лексического значения непонятных слов;
  3. уточнение  характера героев басни;
  4. определяем жанр произведения, найти мораль
  5. создание диафильма

5.выдаёт текст

- учитель читает

- подтвердилась ли наша догадка?

- о чём этот текст?

- просит объяснить непонятные слова:

6.предлагает   охарактеризовать героев, подчеркнув в тексте слова, относящиеся  к Стрекозе

- проверяет работу и уточняет, почему нет слов о Муравье?

- Просит ответить на вопросы:

-Что можно сказать о Стрекозе?

- Почему она оказалась без корма и жилья?

- Какое чувство она вызывает в начале басни?

- А в конце?

- Что можно сказать о Муравье? Помог он Стрекозе?

- Прав ли был Муравей, отказав Стрекозе?

- Кто из героев вам понравился и почему?

7.Предлагает поработать в паре и подчеркнуть слова-характеристики  героев (Стрекоза – синим карандашом, Муравей - красным)

Стрекоза Муравей

(Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, усердие, лень, жадность, беспечность, упорство,   жизнерадостность, глупость, чёрствость, весёлость, трудолюбие)

- Проверяет работу детей

- Уточняет, кто же в басне положительный герой?

8.Предлагает посмотреть на план работы, что ещё осталось сделать

- Просит выполнить этот пункт

9.Говорит, что басня написана не ради стрекозы и муравья. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться; учит мудрости жизни.

-Какие недостатки людей здесь высмеиваются?

-Сравните  «нашу» мораль начала урока с моралью баснописца

- Как вы понимаете эти строки?

10.выдаёт лист А4, на нём  кадры диафильма, которые следуют один за другим http://diafilmy.su/4266-strekoza-i-muravey.html           и нарезку титров,

-просит соотнести титры и кадры

- предлагает перечитать  басню

- спрашивает, все ли получилось, если нет, то почему

-.

5.

-Дети слушают

-Дети соглашаются, что  прочитали о Муравье и Стрекозе

- дети высказываются

- Объясняют дети, которые получили индивидуальное задание (работали со словарями до урока):

Лето красное – лето тёплое, красивое, солнечное,

оглянуться не успела — очень быстро

зима катит в глаза -  неожиданно наступила зима,

помертвело чисто поле – в поле нет ничего, опустело, неподвижное, безжизненное

под каждым листом был готов и стол, и дом – везде могла найти еду и место отдыха,

нужда  -недостаток в необходимом ,

кому же  в ум  пойдёт - никто  даже  не подумает

тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена

до вешних дней – до весенних дней,

в мягких муравах – мягких молодых травах,

голову вскружило - обо всём забыла

6.работают с текстом, подчеркивают слова о Стрекозе

- отвечают, доказывают своё мнение

- отвечают, доказывают своё мнение, опираясь на текст

  1. Работают в парах

- отвечают, доказывают своё мнение

- приходят к выводу, что и у Стрекозы, и у Муравья есть  и положительные,  и отрицательные черты характера

  1. Определить жанр произведения и найти мораль

- Перечитывают басню,  доказывают, что это басня; находят нужные слова,  подчеркивают красным карандашом, читают

- дети отвечают, опираясь на характеристики героев (беспечность, леность, черствость, эгоизм)

-Сравнивают, находят общее и отличия

Объясняют, высказывают своё мнение

-работают в паре, пытаются  соотнести титры и кадры.

-Возникают трудности от незнания текста, но читают и соотносят

11.Спрашивает, какое домашнее задание хотелось бы выполнить по этой басне

-Ещё просит посетить  Летний сад и поискать    этих героев на памятнике баснописцу  

11.Предлагают:

Выучить, нарисовать иллюстрацию, вылепить героев, прочитать по ролям…

Рефлексия деятельности  

  1. Предлагает продолжить предложение:

Мне понравилось, как мы…

Я трудился, как муравей, когда…

Мне было легко….

(Если, осталось время)

  1. Просит дописать слова  в предложение:

Басня – это стихотворный _____________,   ________________  характера, в котором вместо людей действуют __________________ .

Стрекоза и Муравей  - это _______

  басни И.А.__________ .

В ней высмеивается ________, а одобряется________________ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И. Крылов !Стрекоза и муравей"

Презентация к уроку. Мультфильм можно скачать: http://teramult.org.ua/mult/1961_su_strekoza.i.muravej...

Презентация к уроку литературного чтения: "И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей"

Презентация создана с целью знакомства с басней И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей", обучения выразительному чтению с последующим чтением по ролям. Презентация выполнена: Power Point 2007. После...

Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»

Конспект  урока литературного чтения в 4 классе  УМК "Начальная школа ХХI века" . Содержит работу в группах, в парах, по рабочей тетради на печатной основе....

Презентация "И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Презентация содержит материал не только по содержанию басни, но и о баснописцах, отличиях басен от других произведений, пословицы, фотографии насекомых....

И.А.Крылов "Стрекоза и муравей"

Урок литературного чтения во втором классе: И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» в свете решения стандартов второго поколения....

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по теме: И.А. Крылов « Стрекоза и Муравей»

    Современные требования к качеству обучения в компетентностном подходе смещают акценты от области знаний к области умений. В связи с этим в школе появляются различного рода инновац...