Урок по обучению грамоте "Буква Щ".
план-конспект урока по чтению (1 класс)

             На  уроке  учащиеся  знакомятся  с  непарным  мягким  согласным  звуком [щ']  и  буквами  Щ, щ.  обозначающими  этот  звук  на  письме. Обучающиеся  научатся  читать и  произносить  слова  с  буквой  Щ,  различать  произведения  малых  фольклорных  форм (загадки,  считалки…). Дети  учатся  высказывать  своё  мнение на  основе  изучаемого  материала. Принципы  построения урока: научность,  наглядность, активность,  доступность,  последовательность. Формы  организации  учебной  работы:   индивидуальная,  парная,  фронтальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_obucheniyu_gramote._bukva_shch.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте  в 1 «а»  классе УМК «Школа России»

Тема урока: Мягкий согласный звук [щ'], буквы Щ, щ.

Тип урока: Открытие  нового знания.

Цель: познакомить учащихся с мягким согласным звуком [Щ´];

-организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий;

-развивать  познавательные процессы и речь учащихся;

-воспитывать   любовь к предмету и умение договариваться.

Задачи:  

1. Формирование предметных умений:   учебно-языковые умения:  

- уметь определять  мягкость согласных  звуков;

 - уметь по транскрипции определять  данное слово;

 речевые умения:              

- уметь логически заканчивать   предложения.

личностные умения:          

- принимать и осваивать социальную роль ученика;        

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

- устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом;

- определять общие для всех правила поведения;

- осознавать роль языка и речи  жизни людей;

регулятивные умения:        

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

 - отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

 - совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

познавательные умения:    

 - ориентироваться в учебнике,

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- проводить анализ учебного материала;

- сравнивать и группировать  буквы, слова;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

коммуникативные умения:

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других.  

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, иллюстрации с буквой щ., презентация к уроку,   учебник, тетради по чтению.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли на месте, все ли в порядке:

Учебник, карандаши, тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Ⅱ.  Речевая  разминка.

Повторите  за  мной  чистоговорки.

         Ща-ща-ща – мы  несем леща.

        Щу-щу-щу – я грибы  ищу.

        Ащ-ащ, ащ – купили  новый  плащ.

- А  теперь   попробуем   скороговорки.

         Щуку  я  тащу,  тащу,  щуку  я  не  упущу.

         Щуки  и  леща   в  роще  не   сыщешь.

Ⅲ.  Постановка темы и целей урока

    1. Вступительная беседа

-Сегодня мы продолжаем  путешествовать по нашей замечательной «Азбуке» и знакомится с новыми звуками и буквами. А помогать нам сегодня будут герои одной  русской народной сказки. Угадать  их и название сказки  вы сможете,  если отгадаете загадку: 

Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец,
Кто же этот молодец?  (Емеля)      (Слайд 1)

- Из какой сказки этот герой?    (Дети называют сказку).

- Правильно ребята. Эта сказка называется «По щучьему велению» (слайд  3)

- Жил – был Емеля. Всю жизнь он лежал на печи, ничего не делал. Однажды зимой старуха – мать говорит: «Стара я стала, сходи к проруби, принеси воды». Делать нечего, пришлось Емеле спускаться с печи, одеваться, обуваться и идти к проруби. Идёт Емеля по деревне…

- Откройте учебник на стр. 60

Посмотрите на иллюстрацию к сказке и на этого сказочного героя.

- Что вы знаете о Емеле?  ( Лентяй)

- Вспомните, чем он занимался, каким был?

- Куда отправился Емеля за водой? (на реку)

- Кого в реке поймал Емеля? (щуку) 

2. Введение  в  тему урока.  Тема  и  задачи  урока

- Назовите первый звук в слове «щука».

- Какие ещё слова со звуком [щ’]  вы знаете? (называют слова)

- Что  вы   новое  узнаете  сегодня на уроке?

 - Чему будем учиться на уроке?  (Слайд 2)

Ученики.

Познакомиться со звуком [щ`] и буквой, которая его обозначает.

Учиться отличать звук [щ`] от других звуков.

Учиться читать слова с новой буквой.

Ⅳ. Работа  по новой теме урока.

  1. Фонетическая работа, знакомство с новой буквой, чтение слогов.

- Произнесите и послушайте звук [щ`]. Дайте ему характеристику. (Звук [щ`] – согласный,  глухой,  мягкий).

- Есть ли у него твердая пара? (Нет)

-  Отгадайте загадку. (Слайд 3).

Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это…    (Щука).

- Что вы знаете об этой рыбе?  (Живет в реках, питается маленькими рыбками…)

- Составьте звуковую схему к слову «щука». (Слайд 4).

(Ученики составляют схему в тетради,  у доски).

- Где  в схеме находится  звук [Щ´]? (в начале схемы)

-  Отгадайте  загадку.

С серебристой чешуёй, 

Не плотва. Какой большой!

А копчёный - это вещь!

Догадались? Это  …  (Лещ) (Слайд 5)

- Составьте звуковую схему к слову «лещ».  

(Ученики составляют схему в тетради,  у доски).

- Где  в схеме находится  звук [Щ´]? (в  конце схемы) (Слайд 6).

На письме звук [щ`] обозначается буквой щ (уточняется правильное название буквы).   На что похожа буква щ?    (Ученики дают ответы)

- Буква Щ  поможет  нам. Чистить  зубы  по  утрам.

-На  расческу  Щ  похожа.  Три  зубца  всего?  Ну  что  же.

- Буквы «щ» обозначает только мягкий звук, поэтому озвучим мягко, даже если далее стоят буквы «а», «у». Эти буквосочетания надо запомнить.   Написание каких еще буквосочетаний мы запоминали?

Ученики. Ча, чу, жи, ши. 

2. Чтение правила. (Слайд 8)

3 Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
4. Применение новых знаний.

- Давайте с вами закрепим наше умение слышать звук [щ'] в словах. Я буду называть слова, а вы должны хлопать в ладоши, если услышите его.

Чаща, щетки, шишки, ищет, плащ, живой, щавель, (много) овощей, каша, лещ.

5. Формирование умений. Работа  по  учебнику.

  а)   Чтение скороговорок  (стр.60)

– Какой звук повторяется? (Щ)

– В каких словах есть сочетания ча-ща, чу-щу?

в) Выразительное чтение по ролям стихотворения Г. Виеру (стр.61)

 (Слайд 9)

– Что случилось со щукой?

– Чему она удивлялась?

Ⅴ. Работа по развитию речи.

    1. Чтение на с. 61 (столбики)

     -  Значение  каких слов непонятно? (Разбираются слова «роща», «чаща»).

-Роща и чаща  - это разновидности леса. Посмотрите на две картины русского художника Ивана Ивановича Шишкина, который на своих картинах нередко изображал лес. Посмотрите на первую картину «Лесная глушь». Как растут деревья? Ученики, подбирая слова, должны «подойти» к слову «часто».

-  Какое слово оно напоминает по звучанию?  (Слайд 10).

- Чаща.

- Подумайте, какой лес называется чащей?

- Густой, частый лес.

-  Почему художник использовал темные краски?

-  Солнечным лучам трудно проникнуть сквозь густую листву.

- Посмотрите на другую картину Шишкина «Дождь в дубовом лесу». Чем отличается лес на этой картине от леса  на предыдущей картине?

-  Деревья растут не близко друг к другу, есть широкие тропинки, больше света.

- Это и есть роща – небольшой лес. Роща может  быть березовой (Слайд 11)  Составьте предложения со словами «роща», «чаща». В каком лесу гуляют,  а  в  каком  можно заблудиться?

(Ученики проговаривают составленные предложения).

ⅤI.  Итог урока. (Слайд 12)

      Быстро время пролетело.   Подошел к концу урок.
     Так давайте без задержки - подведём всему итог.

– С какой новой буквой познакомились на уроке? Какой звук она обозначает? Дайте ему характеристику.

– Какое правило узнали?

ⅤⅡ. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.   Выберите одно из предложений.   (Слайд 13)
Продолжите фразы:
-сегодня на уроке я узнал …
-я научился …
-я удивился …
-мне запомнилось ...

***у меня получилось ...
***хотелось бы ...
***я попробую