Урок литературного чтения В. Бианки "Ёж - спаситель"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок литературного чтения В. Бианки "Ёж - спаситель"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ В.БИАНКИ «ЕЖ-СПАСИТЕЛЬ»
Тема урока: В.Бианки «Ёж- спаситель»
Цель: создать условия для знакомства и анализа произведения В.Бианки «Еж- спаситель»
ЗАДАЧИ
Образовательные:
-рассмотреть сюжет рассказа, обратив внимание на героев, их действия и чувства;
-учить рассуждать, делать выводы, выделять главную мысль произведения;
- обогащать словарный запас учащихся;
- формировать умения учащихся выразительно читать, соблюдая знаки препинания
Воспитательные:
– формирование умения работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения;
- воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту, доброе отношение к животным.
Развивающие:
– развитие навыка устной речи путем полного и точного ответа на вопросы учителя ;
- развитие внимания, путем выборочного чтения, выделения главного;
- развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы, работать с текстом
Формируемые УУД:
Личностные: осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; воспитывать эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; контролировать и оценивать себя и других.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения, следовать им.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; осваивать навыки смыслового чтения; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществлять поиск и анализ информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат.
Предметные:
- узнать о жизни и творчестве В.В Бианки, познакомиться с его произведением “Ёж-спаситель”;
- расширить читательский опыт учащихся знакомством с произведением о природе;
- формировать читательские умения (определять жанр, тему произведения и идею произведения);
- учить работать с текстом;
- формировать навыки правильного и выразительного чтения.
Метапредметные:
познавательные: содействовать формированию умений читать текст, понимать его содержание, извлекать информацию из текста, пользоваться толковым словарѐм, понимать вопросы к тексту;
коммуникативные: создать условия для учебного взаимодействия учащихся; умения формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
регулятивные: развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, работать со словарем и с материалом предварительного чтения;
Методы: словесные, наглядные, практические.
Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.
Формы: фронтальные, индивидуальные, работа в паре.
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.
Ресурсы и оборудование к уроку:
- компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска (возможно, использовать во время презентации);
- Л.А. Ефросинина “Литературное чтение” 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 ч.;
- Л.А. Ефросинина “Литературное чтение” 2 класс. Рабочая тетрадь № 2;
- - презентация к уроку;
- выставка книг по теме урока
- карточки с заданиями
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Мы отправляемся в путешествие.
Чтобы путь наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.
- Займите свои рабочие места.
Ребята вы изучаете раздел – «Братья наши меньшие» и поэтому начать наш урок хотелось бы с таких слов.
Все мы на свете друг другу нужны. (на доске)
- Как вы думаете, почему именно эти слова я взяла?
В конце урока мы вернёмся к этим словам.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
-– Вы готовы отправиться в путешествие? (Слайд )
- Закройте глаза, послушайте, куда мы попали? (звучит запись “Звуки леса”).
- Какие картины вы бы нарисовали к этому фрагменту? (Слайд )
Посмотрите картины русских художников Шишкина, Левитана, как они передают красоту леса. Лес не сразу откроет перед вами свои секреты. Но когда хорошенько прислушаетесь к нему, то поймёте, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселённый множеством жильцов. Они щебечут, пересвистываются, пищат, рычат, воют. И у каждого в этом доме есть своё место и своё дело.
- Ребята, а вчера на уроке с каким жителем леса вы познакомились? (Слайд )
- А позвал нас в лес писатель фамилию которого вы узнаете, отгадав кроссворд. Кроссворд по произведению домашней работы. (работа в парах)
Вспомним правила работы в паре. Внимание на памятку(на доске).
Используйте слова – помощники:
Я думаю иначе…..
Я согласен и тоже считаю, что …..
Я с тобой согласен, потому что ….
1. У лисы тёпленькая …..
2. Роет…
3. ….Патрикеевна
Биография Бианки. (На доске портрет)
Виталий Валентинович Бианки – родился в Петербурге, в семье известного русского ученого-биолога. Отец рано начал брать Виталия с собой в лес. Учил сына узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл “сказки – не сказки”.
На выставке представлены книги Бианки.
Кто заинтересовался, может на перемене полистать книгу и взять такую в библиотеке почитать.
Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи).
А кого мы встретим в лесу сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.
- В густом лесу под ёлками
лежит мешок с иголками. (Слайд )
- По каким признакам вы узнали, что это ёж?
Сформулируйте тему урока В. Бианки «Ёж - спаситель». (На доске тема)
- Давайте поставим себе цели урока (Слайд )
1. Познакомиться с произведением В. Бианки «Ёж спаситель».
2. Узнать…. (на доске вывешиваю)
– Ребята, а можем, по названию определить, о чём этот текст?
- Как вы понимаете смысл слова “спаситель”? ( тот, кто спас кого-то или что-то)
– Послушайте произведение и постарайтесь ответить, почему оно так называется?
Первичное чтение учителем.
Приём прерывания чтения – рефрент
“громко вскрикнула от боли”.
- Почему? (Она была босиком и могла обо что-то уколоться)
“А гадюка ползёт к ней, шипит и высовывает розовый язык”
- Представили?
- Что может произойти дальше? Сейчас узнаем, что произошло дальше.
Беседа после первичного чтения.
– Какое чувство вызвало у вас произведение? (Чувство страха за Машу, жалость).
– Какого жанра произведение? Докажите.
– Почему так озаглавлен рассказ, вы мне ответите, поработав в тетради.
Работа в тетради.
Задание в тетради стр.12 №2
- Какой вариант ответа вы выбрали?
Словарная работа.
А теперь чтобы работать дальше с рассказом мы должны разобрать непонятные слова.
Где мы можем посмотреть значение слов?
Поработаем со словарём учебника. (Слайд )
- Что значит зафуфукал (запыхтел, засопел)
- Почему он так себя повёл? (ежи, когда чуют опасность, сворачиваются в клубок, выпускают свои колючки, шипят или фыркают)
- Засеменил (пошёл быстро-быстро маленькими шажками) .(Слайд )
- Какую змею увидела Маша? Большая серая змея с черными зигзагами на спине - это ядовитая гадюка.
- Зигзаг (ломаная линия). Посмотрим значение слова в толковом словаре.
- Чем она опасна? ( Картина с изображением гадюки)
Если вы неожиданно заметили ползущую змею, замрите, при приближении человека гадюка всегда спешит уползти или спрятаться. (Слайд )
“от страха у Маши руки-ноги отнялись” не двигалась
Физминутка. (Слайд )
Наш ёж доволен, что вы знаете, как надо себя вести при встрече с гадюкой и приглашает нас с другими зверятами на весёлую зарядку
Коллективное чтение учащимися по цепочке.
Мы с вами познакомились с текстом, разобрали непонятные слова, отдохнули, а теперь можем почитать цепочкой, но читать надо выразительно.
Давайте вспомним, что значит читать выразительно. Памятка на форзаце учебника.
Читать будем с карандашом, выделите отрывок поединка ежа с гадюкой. (Слайд )
Чтение по цепочке. Выборочное чтение.
- Зачем Маша отправилась в лес?
- Почему она заплакала?
- Кого ещё встретила Маша в лесу?
- Вы выделили отрывок поединка ежа с гадюкой, сверьте с товарищем.
Выбор порядка действий героев. (На доске слова)2 ученика у доски
- У меня на доске и у вас на партах карточки со словами, обозначающими действия зверей.
Перечитайте, отрывок поединка ежа и гадюки, распределите их действия по порядку. Вы будете работать в паре, выберите себе героя.
(Еж - развернулся, засеменил, подставил колючки, бросился за ней, схватил зубами, наступил на спину; гадюка - кинулась на него, страшно зашипела, повернулась, хотела уползти.)
- Сверим выполненное задание. Зачитайте свои слова. (Оценки)
- Каким вы увидели ежа в этом рассказе? ( Смелый, решительный).
Найдите в энциклопедиях, статьи о еже. Узнайте, чем он питается и почему не боится ядовитых гадюк.
Работа с пословицей.
Ребята посмотрите на слова, которые мы разбирали в начале урока, и скажите, кто в этом рассказе кому нужен был. В природе всё друг с другом взаимосвязано. (Человеку необходимо беречь природу, ведь она о нем тоже заботится)
Итог урока. Выставление оценок. (Слайд )
Ребята, в каждом путешествии мы открываем что-то новое, какие открытия для себя из жизни природы вы сделали, читая рассказ В.Бианки?
1) Читая рассказ “Ёж-спаситель”, мы убедились, что босиком в лес ходить ___, потому что
2) Мы узнали,
что земляника растёт на _________.
как выглядит ___________.
что ёжик охотится на ________.
-Ребята, а нам могут пригодиться эти открытия?
-Почему? Потому что в нашей Ростовской области тоже растёт земляника, водятся ежи и гадюки.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Знаете, что и в жизни бывают чудеса. В. В.Бианки называл свои произведения « Сказки - не сказки». Что не хватает, чтобы рассказ стал сказкой
Как вы думаете, что бы ей сказал ёж, если бы мог говорить, когда она заплакала? Представьте, что прошло время, и Маша встретила ежа, что бы они сказали друг другу? Обсудите это и покажите инсценировкой. Постарайтесь передать характер героев. Инсценировка сюжетов.
Рефлексия
Ребята, ёж помог Маше, давайте ему тоже поможем. Посмотрите. Что он делает? (Слайд ) (Собирает листья)
У вас на столах лежат листики зелёного и жёлтого цвета, если вам понравилось наше путешествие с Виталием Бианки, и вы достигли целей урока, то возьмите зелёный листик и прикрепите ежу на спинку, а если у вас не всё получилось, то возьмите жёлтый листик.
Домашнее задание. (Слайд )
Вот и подошло наше путешествие к концу. Пора нам из леса возвращаться в класс. На память об уроке я дарю вам раскраску лесного ёжа, а на обратной стороне д.з.
с.13-15, вопросы,
п.т.- с.12 №3
модель - обложка*
(Слайд музыка)
Стремись животных защищать,
Они ведь братья наши!
Стремись чуть-чуть добрее стать,
Мир этот сделать краше!
- Спасибо за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки на тему "Произведения о животных В. В. Бианки « Еж - спаситель» ( 2 класс).
Интегрированный урок литературного чтения и музыки во 2 классе. Цели: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки. Способствовать воспитанию любви к природе. Воспитание любви к при...
Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Еж -спаситель" В Бианки.
Урок литературного чтения во 2 классе. Тема урока. Рассказ Виталия Бианки "Еж-спаситель". Раздел "О братьях наших меньших"...
Презентация к уроку литературного чтения "Еж-Спаситель"
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме "Еж-спаситель" Виталий Бианки....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
