Урок литературного чтения В. Бианки "Ёж - спаситель"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Пимонова Жанна Васильевна

Урок литературного чтения В. Бианки "Ёж - спаситель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_2_klass.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ В.БИАНКИ «ЕЖ-СПАСИТЕЛЬ»

Тема урока: В.Бианки «Ёж- спаситель»

Цель: создать условия для знакомства и анализа произведения  В.Бианки «Еж- спаситель»

ЗАДАЧИ

 Образовательные:

-рассмотреть сюжет рассказа, обратив внимание на героев, их действия и чувства;

-учить рассуждать, делать выводы, выделять главную мысль произведения;

- обогащать словарный запас учащихся;

- формировать умения учащихся выразительно читать, соблюдая знаки препинания

Воспитательные:

–  формирование умения работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения;

- воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту, доброе отношение к животным.

Развивающие:

– развитие  навыка устной речи  путем полного и точного ответа на вопросы учителя ;

- развитие внимания, путем выборочного чтения, выделения главного;

- развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы, работать с текстом

Формируемые УУД:

Личностные: осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; воспитывать эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; контролировать и оценивать себя и других.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения, следовать им.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; осваивать навыки смыслового чтения; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществлять поиск и анализ информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат.

Предметные:

 - узнать о жизни и творчестве В.В Бианки, познакомиться с его произведением “Ёж-спаситель”;

- расширить читательский опыт учащихся знакомством с произведением о природе;

- формировать читательские умения (определять жанр, тему произведения и идею произведения);

- учить работать с текстом;

- формировать навыки правильного  и выразительного чтения.

Метапредметные:

познавательные: содействовать формированию умений читать текст, понимать его содержание, извлекать информацию из текста, пользоваться толковым словарѐм, понимать вопросы к тексту; 

коммуникативные: создать условия для учебного взаимодействия учащихся; умения формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

регулятивные: развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, работать со словарем и с материалом предварительного чтения;

Методы: словесные, наглядные, практические.

Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.

Формы: фронтальные, индивидуальные,  работа в паре.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Ресурсы и оборудование к уроку:

- компьютер;

- проектор;

- интерактивная доска (возможно, использовать во время презентации);

- Л.А. Ефросинина “Литературное чтение” 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 ч.;

- Л.А. Ефросинина “Литературное чтение” 2 класс. Рабочая тетрадь № 2;

- - презентация к уроку;

- выставка книг по теме урока

- карточки с заданиями

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Мы отправляемся в путешествие.

Чтобы путь наш стал светлее,

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь.

- Займите свои рабочие места.

 Ребята вы изучаете раздел – «Братья наши меньшие» и поэтому начать наш урок хотелось бы с таких слов.

 Все мы на свете друг другу нужны. (на доске)

- Как вы думаете, почему именно эти слова я взяла?

 В конце урока мы вернёмся к этим словам.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

-– Вы готовы  отправиться  в путешествие? (Слайд  )

-  Закройте глаза, послушайте, куда  мы попали?  (звучит запись “Звуки леса”).

-  Какие  картины вы бы нарисовали к этому фрагменту? (Слайд  )
Посмотрите картины русских художников Шишкина, Левитана, как они передают красоту леса.
Лес не сразу откроет перед вами свои секреты. Но когда хорошенько прислушаетесь к нему, то поймёте, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселённый множеством жильцов.  Они щебечут, пересвистываются, пищат, рычат, воют. И у каждого в этом доме есть своё место и своё дело.

- Ребята,  а вчера на уроке с каким жителем леса вы познакомились? (Слайд  )

- А позвал нас в лес писатель фамилию которого вы узнаете, отгадав кроссворд. Кроссворд по произведению домашней  работы. (работа в парах)

Вспомним правила работы в паре. Внимание на памятку(на доске).

Используйте слова – помощники:

Я думаю иначе…..

Я согласен и тоже считаю,  что …..

Я с тобой согласен, потому что ….

1. У лисы тёпленькая …..

2.  Роет…

3. ….Патрикеевна

Биография Бианки. (На доске портрет)

 Виталий Валентинович Бианки – родился в Петербурге, в семье известного русского ученого-биолога. Отец рано начал брать Виталия с собой в лес.  Учил сына узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе.  Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл “сказки – не сказки”.

На выставке представлены книги Бианки.

Кто заинтересовался, может на перемене полистать книгу и взять такую в библиотеке почитать.

Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи).

А кого мы встретим в лесу сегодня, вы узнаете,  отгадав загадку.

- В густом лесу под ёлками

   лежит мешок с иголками. (Слайд  )

- По каким признакам вы узнали, что это ёж? 

Сформулируйте тему урока  В. Бианки «Ёж - спаситель».  (На доске тема)

- Давайте поставим себе цели урока  (Слайд  )  

1. Познакомиться с произведением В. Бианки «Ёж спаситель».

2. Узнать….   (на доске вывешиваю)

– Ребята, а можем,  по названию определить, о чём этот текст?

-  Как вы понимаете смысл слова “спаситель”? ( тот, кто спас кого-то или что-то)

– Послушайте произведение и постарайтесь ответить, почему оно так называется?

Первичное чтение учителем.

Приём прерывания чтения – рефрент

 “громко вскрикнула от боли”. 

- Почему? (Она была босиком и могла обо что-то уколоться)

А гадюка ползёт к ней, шипит и высовывает розовый язык”

- Представили?

- Что может произойти дальше? Сейчас узнаем, что произошло дальше.

Беседа после первичного чтения.

– Какое чувство вызвало у вас произведение? (Чувство страха за Машу, жалость).

– Какого жанра произведение? Докажите.

– Почему так озаглавлен рассказ, вы мне ответите, поработав в тетради.

Работа в тетради.

Задание в тетради стр.12  №2

- Какой вариант ответа вы выбрали?

Словарная работа.

А теперь чтобы работать дальше с рассказом мы должны разобрать непонятные слова.

Где мы можем посмотреть значение слов?

Поработаем со словарём учебника. (Слайд  )

- Что значит зафуфукал (запыхтел, засопел)

- Почему он так себя повёл? (ежи, когда чуют опасность, сворачиваются в клубок, выпускают свои колючки,  шипят или фыркают)

- Засеменил (пошёл быстро-быстро маленькими шажками) .(Слайд  )

-  Какую змею увидела Маша? Большая серая змея с черными зигзагами на спине - это ядовитая гадюка.

- Зигзаг (ломаная линия). Посмотрим значение слова в толковом словаре.

-  Чем она опасна? ( Картина с изображением гадюки) 

Если вы неожиданно заметили ползущую змею, замрите, при приближении человека гадюка всегда спешит уползти или спрятаться. (Слайд  )

“от страха у Маши руки-ноги отнялись” не двигалась

Физминутка. (Слайд  )

 Наш ёж доволен, что вы  знаете, как надо себя вести при встрече с гадюкой и приглашает нас с другими зверятами на весёлую зарядку

Коллективное чтение учащимися по цепочке.

Мы с вами познакомились с текстом, разобрали непонятные слова, отдохнули, а теперь можем почитать цепочкой, но читать надо выразительно.

Давайте вспомним, что значит читать выразительно. Памятка на форзаце учебника.

Читать будем с карандашом, выделите отрывок поединка ежа с гадюкой. (Слайд  )

Чтение по цепочке. Выборочное чтение.

- Зачем Маша отправилась в лес?

- Почему она заплакала?

- Кого ещё встретила Маша в лесу?

- Вы выделили отрывок поединка ежа с гадюкой, сверьте с товарищем.

Выбор порядка действий героев. (На доске слова)2 ученика у доски

- У меня на доске и у вас на партах карточки со словами, обозначающими действия зверей.

Перечитайте, отрывок поединка ежа и гадюки, распределите их действия по порядку. Вы будете работать в паре, выберите себе героя.

(Еж - развернулся, засеменил, подставил колючки, бросился за ней, схватил зубами, наступил на спину;  гадюка - кинулась на него, страшно зашипела, повернулась, хотела уползти.)

- Сверим выполненное задание. Зачитайте свои слова. (Оценки)

- Каким вы увидели ежа в этом рассказе? ( Смелый, решительный).

Найдите в энциклопедиях, статьи о еже. Узнайте, чем он питается и почему не боится ядовитых гадюк.

Работа с пословицей.

Ребята посмотрите на слова, которые мы разбирали в начале урока, и скажите, кто в этом рассказе кому нужен был. В природе всё друг с другом взаимосвязано. (Человеку необходимо беречь природу, ведь она о нем тоже заботится)

Итог урока. Выставление оценок. (Слайд  )

Ребята, в каждом путешествии мы открываем что-то новое,  какие открытия для себя из жизни природы вы сделали, читая рассказ В.Бианки?

1) Читая рассказ “Ёж-спаситель”, мы  убедились, что босиком в лес ходить ___, потому что

2) Мы узнали,

что земляника растёт на _________.

 как выглядит ___________.

что ёжик охотится на ________.

-Ребята, а нам могут пригодиться эти открытия?

-Почему? Потому что в нашей Ростовской области тоже растёт земляника, водятся ежи и гадюки.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Знаете, что и в жизни бывают чудеса. В. В.Бианки называл свои произведения « Сказки - не сказки». Что не хватает, чтобы рассказ стал сказкой

Как вы думаете,  что бы  ей сказал ёж,  если бы мог говорить, когда она заплакала?  Представьте, что прошло время, и Маша встретила ежа, что бы они сказали друг другу?  Обсудите это и покажите инсценировкой. Постарайтесь передать характер героев. Инсценировка сюжетов.

Рефлексия

Ребята, ёж помог Маше, давайте ему тоже поможем. Посмотрите. Что он делает? (Слайд ) (Собирает листья)

У вас на столах лежат листики зелёного и жёлтого цвета, если вам понравилось   наше путешествие с Виталием Бианки, и вы достигли целей урока, то возьмите зелёный листик и прикрепите ежу на спинку, а если у вас не всё получилось, то возьмите жёлтый листик.

Домашнее задание. (Слайд )

Вот и подошло наше путешествие к концу. Пора нам из леса возвращаться в класс. На память об уроке я дарю вам раскраску лесного ёжа, а на обратной стороне д.з.

 с.13-15, вопросы,

 п.т.- с.12 №3

 модель - обложка*

(Слайд    музыка)

Стремись животных защищать,

Они ведь братья наши!

Стремись чуть-чуть добрее стать,

Мир этот сделать краше!

- Спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки на тему "Произведения о животных В. В. Бианки « Еж - спаситель» ( 2 класс).

Интегрированный урок литературного чтения и музыки во 2 классе. Цели: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки. Способствовать воспитанию любви к природе. Воспитание любви к при...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Еж -спаситель" В Бианки.

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема урока. Рассказ Виталия Бианки "Еж-спаситель".  Раздел "О братьях наших меньших"...

Презентация к уроку литературного чтения "Еж-Спаситель"

Презентация  к уроку литературного чтения  во 2 классе по теме "Еж-спаситель" Виталий Бианки....