Система лексико-фразеологических упражнений для уроков литературного чтения в начальной школе
учебно-методический материал по чтению (2, 3, 4 класс)
Данную систему лексико-фразеологических упражнений можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе, которая способствует предупреждению речевых ошибок связанных с нарушением и искажением фразеологизмов, а так же способствует обогащению словарного запаса учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
I. Пропедевтический этап а) введение понятия устойчивого выражения. Два мальчика ругаются . Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют! Второй ему: -Ишь разошелся, прямо из кожи вон лезет! - Назовите выражения, которые вам непонятны. (Где раки зимуют, из кожи вон лезет) Как вы думаете что обозначают эти выражения? (проучить, выражение угрозы) Такие выражения называются фразеологизмами (устойчивыми выражениями). Их используют чтобы речь была более выразительной.
I . Пропедевтический этап в) упражнения на нахождение фразеологизмов в тексте и различение свободных и устойчивых сочетаний слов. 1) Найди в тексте фразеологизмы, попробуй заменить их (где это возможно) обычными словами или свободными словосочетаниями. Мой друг Мой друг Саша живёт в двух шагах от моего дома. Мы с ним - не разлей вода! У Саши золотые руки - он может сам смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. наша учительница говорит, что у Саши светлая голова, ведь учится мой друг на одни пятёрки! Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду, всей душой старается помочь в трудную минуту. Как хорошо, что у меня есть такой друг!
2) Найдите фразеологизмы в стихотворении. За обедом в разговоре Лез в бутылку , с нами споря, А потом сказал: - Друзья, не в своей тарелке я В прямом или переносном значении употреблено выражение «лезть в бутылку»? - Как вы понимаете выражение «не в своей тарелке»?
II . Репродуктивный этап Упражнения-иллюстрации 1) Что означают следующие устойчивые сочетания со словом «сказка». "Сказка про белого бычка" (Когда дают много обещаний, но не торопятся их выполнять) «Бабьи сказки» (Так говорят про всякого рода выдуманные истории, вымысел, небыль, сплетни) Что означает устойчивое сочетание «рассказывать сказки»? ( врать) «Ни в сказке сказать, ни пером написать» (нельзя выразить словами. О ком-либо или о чём-либо сказочно красивом, чудесном, необычайном)
2) Разбирая образ лисы на уроке при работе со сказками можно дать следующие задания: Как называют лукавого, хитрого, пронырливого человека?( Лиса Патрикеевна, Лиса-Алиса ) Каким фразеологизмом можно заменить действия «ласкаться с корыстной целью; льстить» ( Прикидываться лисой ) -Создавать ненадёжному, нечестному человеку условия для неблаговидных поступков. ( Пустить лису в курятник )
II . Репродуктивный этап Закрепительные упражнения 1) Внимательно послушайте стихотворные строчки и выпишите в тетради устойчивые выражения. Если руки опустились, Если кругом голова, Не горюй, не вешай нос – Ведь под боком друг всегда! Руку помощи протянет И поможет верный друг. Дружба – нет ее важнее, Без нее мы как без рук?
2) Прочитайте отрывки из произведений писателей, заменяя выделенные выражения фразеологизмами. А) А кому жаловаться, когда Медведь сильнее всех в лесу? Волк с Лисой ему первые дружки – приятели, они так дружны, всегда вместе . (По С. Михалкову) Б) А тут вдруг тучка наплыла на солнце: накрыла лес тенью. И зяблик сразу сник. Нахохлился, насупился, приуныл от огорчения. Сидит недовольный и уныло так произносит: « Тр - р - р-р-р-рю ». (Н.Сладков) В) Такой стала жизнь Каштанки у незнакомца. Каштанка уже привыкла к тому, что её каждый вечер кормили вкусным обедом и звали Тёткой. Привыкла она и к незнакомцу, и к новым сожителям. Жизнь потекла без помех , легко и хорошо . (По А.Чехову) Г) Незнайка задумал перерешать все задачи для третьего класса. Там было много простых задач, и я решал их очень быстро , но и попадались такие, над которыми приходилось долго думать . (По Н. Носову) Слова для справок: щёлкал их как семечки, ломать голову, нос повесил, ворон считать, как по маслу, не разлей вода.
1. « Да только воз и ныне там». 2. « Вперед чужой беде не смейся, голубок» 3. « На деревню дедушке». 4. « Остаться у разбитого корыта». А) А. Чехов « Ванька». Б) И. А. Крылов «Чиж и Лебедь». В) И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Г)А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке». Повторительно-обобщающие упражнения 1) Назовите произведения, в которых встречаются следующие крылатые выражения: II . Репродуктивный этап
2) Из каких сказок появились следующие выражения: За тридевять земель Что, Иванушка, не весел? Что головушку повесил? Лягушка-путешественница Страна дураков
III . Продуктивный этап 1) Прочитай отрывок из рассказа З.Воскресенской. Согласись или не согласись с утверждением, что командир партизанского отряда высоко ценит работу первого помощника. Какое образное выражение использует автор для характеристики героя. Ответь письменно на задание. «Партизанский отряд будет состоять из трёх человек. – Григорий Иванович серьезно посмотрел на девушку. – Командовать отрядом поручено мне. Ты будешь держать связь с большой землёй, ты мой первый помощник: связник, шифровальщик, прачка, переводчик – мастер на все руки. Замечательная женщина».
2) Прочитайте текст. Найдите устойчивое выражение. Продолжите рассказ, используя фразеологизмы. Мой младший братишка как-то захотел попить из кувшина, да не удержал его и уронил. Мама спрашивает, кто разбил, он или кот, а братишка молчит-воды в рот набрал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе
В данном материале представлены интересные находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения. Часто используются игровые моменты, создаются пр...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)
Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...

Речевые разминки на уроках литературного чтения в начальной школе (Дикционные упражнения: скороговорки и чистоговорки)
Дикционные упражнения — для отработки чёткого произношения в соответствии с заданным темпом. В данной подборке собрано 8 скороговорок и 4 чистоговорки, которые возможно использовать на уроках ли...