Р. Рождественский "Реквием"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения, 4 класс, программа "Перспектива".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я попрошу вас настроится на интересную и серьёзную работу на уроке литературного чтения. Наш урок сегодня будет носить творческий характер, и я хочу, чтобы никто не остался в стороне.
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что нужно Человеку для счастья?
Презентация (слайд 1)
Работа в группах:
-Сформулируйте советы для Человека, которые помогут ему быть причастным к Родине, её истории, ощущать дух родного края, обрести счастье. Для этого используйте предложенный текст и слова для выбора карточки №1.
Карточка №1
- Прочитайте притчу.
Притча о Родине
Жил Человек там, где родился. Захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живётся весело и богато. Отправился он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал, и стал там жить. Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чём-то, может, и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми...
Однако для счастья ему всегда чего-то не хватало. Просила его душа о чём-то, но понять он её не мог и не знал, чего же ему недостаёт в тридевятом царстве.
1. На чужой земле долго ____________не будешь, потому что Родину, как и _____________на чужбине _______________.
2. Больше всего человек скучает _______________, потому что _________ край — это сердцу _______.
3. Расставшись с ___________, скучают семь лет, расставшись с ____________ тоскуют всю жизнь.
Слова для выбора: счастлив, не найдёшь, рай, тоска, мать, Родина, отец, огород, по дому, не потеряешь, родной, бабушка, чужой, с другом, чужбина, родителей.
Презентация (слайд №2)
Эталон для проверки работы по карточке № 1
1. На чужой земле долго счастлив не будешь, потому что Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
2. Больше всего человек скучает по дому, потому что родной край —это сердцу рай.
3. Расставшись с другом, скучают семь лет, расставшись с Родиной, тоскуют всю жизнь.
Учитель: В разные времена нашему Отечеству приходилось подниматься всем миром на защиту от врагов. Из предложенных высказываний выберите то, которое можно использовать в качестве совета для Человека, который хочет обрести счастье:
«Жить — Родине служить».
«Кто за Родину горой, тот истинный герой». (слайд3)
III. Изучение нового
А) Самоопределение цели урока:
Учитель: Из строк составьте стихотворение (строчки распечатаны в разброс):
И шла война четыре долгих года,
Мы воевали за свою свободу.
Враги хотели нашу землю захватить
И нас в рабов послушных превратить.
Учитель: О чём мы будем с вами говорить сегодня на уроке?
(Ответы детей)
Б) Подготовка к восприятию нового материала
Учитель: Произнесите слово ВОЙНА медленно с чувством.
Какие смысловые ассоциации у вас возникли?
(смерть, разруха, горе, голод, слёзы, плач).
Подберите к слову ВОЙНА эпитеты? Какая она?
(жестокая, бессердечная, страшная кровавая, зверская).
Какие чувства у вас вызывает война?
(тревожные, беспокойные, печальные, горькое).
Что вы знаете о ВОВ?
(начало 22 июня 1941 года – окончание 9 мая 1945 года).
В) Работа с учебной статьёй с.76 учебника «Литературное чтение»
Учитель: Достаточно ли вы получили информации об этой странице в истории Родины?
Учитель: Какую важную информацию содержит учебная статья?
(Дата начала войны, просьба к внукам и правнукам, чтобы они не забыли эту войну.)
Учитель: Что нужно сделать, чтобы расширить свои представления об этом?
(Читать рассказы о войне, смотреть фильмы, провести исследование в своей семье по теме, обобщить материал)
Г) Сообщение учителя:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с лирическим произведение, которое посвящено кровопролитной долгой войне, которая не обошла практически ни одну семью. Написал его поэт, который узнал войну не по наслышке. Это Роберт Рождественский.
Учитель: А теперь давайте познакомимся с творчеством Р. Рождественского.
Презентация (слайды 4-6) (2 минуты)
Учитель: Какие чувства вызвали у вас эти строки?
( Чувства сопереживания, любви к Родине, гордость за Родину, людей, которые встали на её защиту).
Пробное действие:
А) Прочитайте этот отрывок выразительно, правильно подобрав интонацию:
- Упражнение «Птичий базар»- чтение вполголоса с ускорением темпа, с интонацией восхищения, с целью побуждения к действию -
- Инд. чтение - прочитает_______________________
Сегодня мы познакомимся с отрывком из большого произведения Р. Рождественского, которое называется Реквием.
Реквием (поэтическое лирическое произведение в память о павших в годы Великой Отечественной войны).
Слушание записи стихотворения.
Учитель: В тексте стихотворения нам встретятся слова, над которыми давайте с вами поработаем. В ваших толковых словарях найдите их значение.
(Слова на карточках учитель прикрепляет по очереди на доску)
Реквием
— церковная служба по усопшим;
—музыкальное произведение траурного характера для хора и оркестра.
Родина (происходит от слова «род»; укр. родbна — семья, болг. родbна — родина, место рождения, сербохорв. родbна — обилие плодов, чешск., словацк. rodina — семья, польск. rodzina — семья) — синоним слова «Отечество»; место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою сопричастность.
Б) Анализ лирического произведения «Реквием».
Откройте учебники на с.77.
Прочитайте про себя отрывок из стих-я Р. Рождественского «Реквием».
Фронтальный опрос
- Определите жанр текста. (Стихотворение)
- Определите тему текста. (О войне)
- Назовите главную мысль цитатой из стихотворения (Самое лучшее и дорогое-Родина)
- Назовите героя текста. Родина, народ-герой
В) Презентации (слайд 7)
Учитель: Какие предложения по цели высказывания вы видите? О чем просит нас поэт?
Учитель читает последнюю главу Реквиема и обращается к детям:
-Нет в нашей стране ни одной семьи, которую обошла война…
Учитель: Вот что говорил сам Р. Рождественский о своём произведении: «Одна из поэм «Реквием» — особенно дорога мне.
Дело в том, что на моём письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть очень молодых, красивых улыбающихся парней. Это — шесть братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему - 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Кем бы они стали? Они успели только стать солдатами. И погибнуть.
Я писал свой «Реквием» и для этих шестерых, которые до сих пор глядят на меня с фотографии. Писал и чувствовал свой долг перед ними. И ещё что-то: может быть, вину. Хотя, конечно, виноваты мы только в том, что поздно родились и не успели участвовать в войне. А значит, должны жить. Должны. За себя и за них.
IV. Рефлексия.
Задание.
1.- К репродукции какого художника можно отнести относится текст?
2. – А почему вы так решили?
Александр Александрович Дейнека «Оборона Севастополя».
На багровом фоне горящего города четко вырисовываются белые фигуры моряков с вдохновенными лицами, идущие в последнюю атаку против напирающей безликой массы гитлеровцев, с их ровной линией штыков. Позади море и отступать некуда.
Александр Александрович Дейнека замечательный русский художник, много лет живший в Севастополе и который любил этот город. Однажды, в 1942 году ему показали фото из немецкой газеты, в котором были показаны развалины Севастополя, из которых было ясно, какие жестокие бои вели защитники Севастополя. С 12 сентября 1941 по 9 июля 1942 года Красная армия начала вести битву за Крым и Севастополь. Было много причин того, что врагам удалось в конце концов овладеть Крымом и Севастополем, но стратегически эта проигранная нами битва легла в основу будущих побед. Красная армия освободила Севастополь в течение двенадцати дней, тогда как немцы штурмовали город 250 суток. Гитлер приказывал удержать Крым во что бы то ни стало.
Дейнека изобразил трагический конец обороны Севастополя, когда последние моряки, в чистых робах, (по старинному обычаю идущие на смерть должны переодеться во все чистое), ведут последний, безнадежный бой у самой кромки воды. Уже немецкие танки прорвались к самой воде, "но штыки горячие бьют не наугад, их в живых осталось семеро ребят".
Картина Дейнека является одним из самых ярких документов эпохи, пусть это не иллюстрация к конкретному эпизоду обороны Севастополя, ясно так же, что в таком аду не могут остаться белоснежными одежды матросов, но она является одной из наиболее драматичных картин всего российского искусства. Работа была начата в феврале 1942 года, а закончил он её осенью того же года к выставке "Великая Отечественная война".
Шла война и художник никак не мог найти подходящую натуру для центральной фигуры моряка с гранатой и он пригласил на эту роль девушку-физкультурницу с подходящим телосложением. Картина производит сильнейшее впечатление трагизмом происходящего, мужеством наших бойцов, их презрением к смерти и желанием нанести как можно больший урон наступающему врагу.
Николай Яковлевич Бут «Защитники Бреста»
Это огромное батальное полотно было дипломной работой Николая Яковлевича Бута. Посвящённое защитникам Брестской крепости, картина сразу получила широкое признание и удостоилась ряда государственных наград.
У Бута с детства была тягость к рисованию, особенно у него был талант на исторические сцены баталий. Этому не удивляешься, глядя на невообразимое мастерское исполнение.
Мы видим с какой детализацией художник передает атмосферу того боя. Как ярко выражены эмоции героев эпизода. Бут старательно изобразил всю гамму человеческой души, от страха до отчаянной смелости. Самые бесстрашные солдаты расположены на переднем крае.
Такое не только на картине, но и в жизни. Именно они ведут остальных в бой. Погибают, но не ломаются. Видно, что выходящие сзади солдаты ранены, истощены. Им страшно, но отступать нельзя. Они друг друга подбадривают и устремляются вперед в атаку.
Защитники Бреста настолько яростно сражались, что немцы, молниеносно пройдя вглубь страну, вынуждены были сюда стянуть несколько дивизий.
Это помогло быстро отступающей Красной армии перегруппироваться и выставить линию обороны.
На картине мы видим, что на тот момент уже представляла из себя Брестская крепость. Практически полностью разрушенные стены, нет ни одного необстрелянного клочка поверхности. Все в дыму от яростных, ни на минуту непрекращающихся, атак вражеской артиллерии.
И в этот момент, когда, казалось бы, сил и возможностей отбиваться нет, собрав все мужество, защитники идут в последний бой. Они надеются, что помощь придет и видно, что они никогда не отступят.
Художник не упустил ни одной мелочи, создав картину единой композицией героизма. Мы видим, что боеприпасы на исходе. Бойцы пристегнули штыки, взяли саперские лопаты и пошли в рукопашную. У пулеметчика последняя лента.
За эти долгие дни борьбы на солдатах уже одни лохмотья. Повсюду горы павших товарищей. Но картина не отражает отчаяния, наоборот, мы видим настоящий подвиг, и не только этих солдат, но и всего советского народа.
Бут мастерски отражает суть происходящего в то сложное и драматическое для страны время. Он показывает, что победа далась дорогой ценой. Но только стойкость и отвага каждого смогла в корне переломить ход событий.
Погибли миллионы, но, глядя на такие выдающиеся картины как «Защитники Бреста», подвиг всего нашего народа не будет забыт никогда.
Учитель: Можно ли утверждать, что тема стихотворения Р. И. Рождественского «Реквием» посвящена только Великой Отечественной войне? Обоснуйте своё мнение.
Кадры из презентации 8- 10
Фронтальная работа:
Индивидуальный опрос.
Взаимопроверка (работа в парах). Карточка№ 2.
КАРТОЧКА 2 (для индивидуальной работы)
1. Подберите к каждой пословице её продолжение и укажите его стрелочкой. Напишите те пословицы, в которых говориться о любви к Родине.
Велика святорусская земля, тот истинный герой
Родина краше солнца, не сохраняя её историю
Кто за Родину горой, и стены помогают
Нельзя любить Родину, а везде солнышко
Всякому мила своя сторона
В своём доме дороже золота
2. Подчеркни синонимы к слову Родина –
Отечество, родня, Отчизна, держава, россы.
V. Подведение итогов урока. Самоанализ.
Учитель: Почему годы войны 1941-1945 названы Отечественными?
Продолжи одно из начатых предложений:
1.Сегодня на уроке я узнал(а) о…
2.После урока мне захотелось:
А) Прочитать книги о
Б) Исследовать материал о
3.Сегодня на уроке я сумел (а)…
4.На уроке я похвалил бы себя за:
- Представление материала по теме урока
- За выразительное чтение стихотворения
- За хорошо выполненную проверочную работу.
VI. Домашнее задание
1. Проведите исследование жизни вашей семьи в годы Великой Отечественной войны, оформите и представьте его.
2. Выразительно читать стихотворение, читать материал о Великой Отечественной войне в учебнике окружающего мира с.140-146, рассказы о войне.
