Дидактические возможности использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организаций
статья

Кошлань Виктория Валентиновна

Дидактические возможности использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организаций основывается на системе традиционных дидактических принципов обучения, расширяя их возможности за счет организации образовательного процесса в цифровой форме.

Дидактические возможности использования цифровых технологий разнообразны и зависят от методов, средств и форм, используемых педагогическим работником.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические возможности использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организаций

Дидактические возможности использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организаций основывается на системе традиционных дидактических принципов обучения, расширяя их возможности за счет организации образовательного процесса в цифровой форме.

Дидактические возможности использования цифровых технологий разнообразны и зависят от методов, средств и форм, используемых педагогическим работником.

Организация обучения на основе использования цифровых технологий позволяет гибко учитывать личностные особенности и цели обучающегося и выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию за счет информационной среды, требующей от обучающегося непосредственного участия в формировании своего уровня подготовленности, а также позволяющей организовать самостоятельную работу обучающегося в индивидуальном режиме, в том числе для неограниченного права многократного доступа к учебному материалу для самоподготовки и самоконтроля.

Дидактические принципы использования цифровых технологий:

   Индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

   Возможность поэтапного продвижения обучающегося к поставленной цели по различной степени сложности обучения;

   Углубление межпредметных связей;

   Осуществление контроля с обратной связью и с диагностикой ошибок;

   Осуществление самоконтроля и самокоррекции;

   Повышение наглядности представления учебной информации;

   Моделирование и имитация изучаемых объектов или исследуемых процессов или явлений,

   Развитие цифровой грамотности;

   Развитие различных вида мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления).

Использование цифровых технологий предусматривает обеспечение реализации следующих компонентов:

   Деятельностный компонент представляет собой совокупность различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития обучающихся, важнейшие из которых включают: исследовательскую деятельность, проектную деятельность и творческую деятельность. Деятельностный компонент предполагает разработку индивидуальных учебных планов, сочетание технологий обучения, использование гибкой системы оценивания, включающей самооценку обучающихся, планирование, реализацию и мониторинг включения обучающихся в разные виды учебной деятельности, повышающие их образовательную потребность.

   Коммуникативный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме. Наиболее важные элементы коммуникативного компонента: гибкое сочетание обучения в процессе совместной деятельности и самостоятельного обучения; партнерство педагогического работника и обучающегося; свободная коммуникация всех участников образовательного процесса.

   Пространственно-предметный компонент включает средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды. Наиболее важные из них в части организации обучения с использованием цифровых технологий средства: информационная образовательная среда; средства индивидуального и коллективного письменного, аудио и визуального онлайн-взаимодействия; средства коллективной работы над материалами; виртуальная медиатека, подкасты как средства доставки контента обучающимся и как средства творческого самовыражения обучающихся.

Основные дидактические возможности использования цифровых технологий включают:

   Выявление исходного уровня знаний, умений и навыков обучающихся, их индивидуальных особенностей (скорость и тип мышления, уровень развития памяти, другие особенности развития обучающегося);

   Предъявление учебного материала и адаптацию его для конкретного обучающегося по уровню его подготовленности, психолого-педагогическим особенностям личности, личностному восприятию обучающимся информации;

   Обеспечение корректного персонализированного диалога;

   Управление познавательной деятельностью обучающихся: обеспечение интерактивного режима работы, возможности выбора собственной траектории обучения, необходимость неоднократного предъявления и повторения материала, возврат обучающегося в необходимую точку работы и учет показателей утомляемости и работоспособности;

   Разнообразные виды контроля для реализации корректирующих воздействий по результатам обучения.

При организации занятий, как в традиционной форме, так и в цифровой форме, педагогический работник выполняет ряд общих дидактических требований:

   Проведение анализа целей учебного занятия, его содержания и логики изучения учебного материала;

   Формулирование всех определений изучаемой предметной области, выделение главных положений, которые должны быть усвоены обучающимися (факты, гипотезы, законы, закономерности);

   Разработка необходимого дидактического материала;

   Выбор необходимых средств обучения в соответствии с целями занятия;

   Разработка методики применения выбранных средств обучения.

Для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе цифровых технологий педагогические работники также должны учитывать следующие особенности психологических аспектов восприятия информации в электронной форме:

   Сложность понимания увеличивается с ростом основного состава слов, насчитывающих более 3 слогов;

   Объем кратковременной памяти равен 72 единицам (несвязных цифр, несвязных слогов или слов);

   Объем кратковременной памяти позволяет удерживать в оперативной памяти информацию более чем по 59 объектам;

   Продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического;

   Контекстное окружение основной информации напрямую влияет на скорость и точность её распознавания и восприятия;

   Обучение на основе слов и изображений эффективнее, чем на основе только слов.

Также можно отметить следующие педагогические аспекты передачи информации в электронной форме:

   Обеспечение сжатости и краткость изложения основного текста;

   Обеспечение максимальной информативности учебного занятия с учетом возраста обучающихся;

   Обеспечение использования ясных, четких, лаконичных, однозначно трактуемых инструкций по выполнению заданий;

   Обеспечение использования слов и сокращений, знакомых и понятных обучающемуся;

   Обеспечение реализации принципа структурности, в частности обеспечение отсутствия нагроможденности, структурирование информации и объединение отдельных семантически связанных информационных объектов в целостно воспринимаемые группы;

   Обеспечение применения кратких и емких заголовков, а также маркированных и нумерованных списков;

   Обеспечение сочетания использования моделей, позволяющих обучающимся занять позицию персонажей, находящихся внутри ситуации, а также схем и диаграмм, позволяющих обучающимся занять позицию внешних наблюдателей, находящихся снаружи ситуации;

   Обеспечение предъявления информации в визуальной форме, в том числе в виде образов, метафорически передающих суть изучаемых явлений и понятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступнями обучения

Все дети – разные, требуют учитывать их интересы, возможности, степень восприятия, психологические особенности, здоровьесберегающие моменты, согласовывать действия взрослых, учителей.  Это возмож...

Презентация к статье "Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступенями обучения"

Презентация к статье "Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступенями обучения"...

Повышение роли семьи в процессе обучения и воспитания обучающихся посредством организации родительского всеобуча.

В обществе призошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе. Новое содержание образования и новые технологии обучен...

Использование ИКТ технологий в обучении и воспитании детей с НОДА

Статья на тему: Использование ИКТ технологий в обучении и воспитании детей с НОДАРассказывает вопрос  использования ИКТ технологий, и пользу иноваций для образования детей с НОДА....

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании обучающихся начальной школы

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании обучающихся начальной школы...

Использование современных педагогических технологий в обучении и воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Дети с интеллектуальной недостаточностью с раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Дефект умственного развития приводит к на...

Применение игровых технологий в обучении и воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальной школе.

При работе с детьми с ОВЗ применяются особые коррекционно-развивающие технологии, позволяющие добиться положительно динамики в обучении и воспитании....