Организация образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
статья (1 класс)

В статье идет описание организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в первом классе,

как формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для обучения развития практических навыков в течение всей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Жердевская СОШ»

 Организация образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

1 класс

(любой УМК)

Учитель начальных классов :

Кисиленко Ирина Геннадьевна.

г. Жердевка

2020-2021 уч. год

Этой весной мы все столкнулись с непростой задачей, решать которую нужно было быстро и профессионально. Массовой организации дистанционного обучения в школе, и уж тем более организации быстрого перехода на него, не ждал никто. С апреля все школы начали работать в непривычном формате.        

Первостепенной задачей стало определение функциональных обязанностей каждого участника образовательного процесса. Я работала в 1 классе: за 1 полугодие дети все уже читали, писали под диктовку, имели определенные навыки самоконтроля. Обучение в первом классе – безотметочное. Первоначально я проинформировала обучающихся и их родителей о организации дистанционного обучения, собрала необходимую информацию. Обучение и деятельность предусматривала:

  •  корректировку рабочей программы учебного предмета; определение форм уроков в дистанционный период, перечня используемых образовательных ресурсов,
  • организация продолжительности урока ,
  • определение оптимального количества занятий с использованием гаджетов ,
  • составление электронных кейсов (отправка с использованием «Дневник.ру», электронной почты, мессенджера WhatsApp, телефонной связи);

             Любой процесс подразумевает контроль. Возникла необходимость введения единой формы мониторинга. Мною были определены направления мониторинга.     Приведу пример по некоторым из направлений мониторинга.

Способ обратной связи с учениками и родителями

- Дневник.ру

Ежедневно размещались маршрутные листы по каждому уроку с чётким описанием действий, т.к. у меня дети 1 класса, объявления. Первоначально были проблемы с входом, потом всё работало хорошо.


- Электронная почта.

Этот вид обучения хорош тем, что учитель высылает задание и у ученика есть возможность обдумать его, поразмыслить над местами затруднений, но есть существенный недостаток, ответы на вопросы не в реальном времени, поэтому ответ может утратить свою актуальность.


- Рассылка сообщений в закрытую
родительскую группу WhatsApp .

Дублирование информации в личные сообщения в WhatsApp, просмотр сведений о том, кто прочитал сообщение, индивидуальные консультации.

Плюсы:

просмотр данных, о том, кто прочитал сообщение и обратная связь.
Минусы: не все родители имеют, через телефон маленький экран.


Я пробовала и  использовала разные  технические возможности для дистанционного обучения начальной школы, учитывая свои технические возможности и родителей:

-онлайн-уроки ,

-онлайн-обучение с помощью ЭОР .

Наиболее удачной для меня и моего класса оказалась образовательная платформа «Учи.ру».Ребята были знакомы с ней в 1 полугодии. Здесь я давала задания по темам,  проводила онлайн-уроки, но  подключались только часть ребят из-за технических возможностей,  дети принимали участие в олимпиадах и марафонах.

Поэтому при переходе на дистанционное обучение в связи с режимом самоизоляции, я решила остановиться на знакомом мне и ребятам сайте.

Однако в первые дни столкнулись с проблемой - образовательная платформа часто «зависала». Высокая популярность сайта и массовый переход на дистанционное обучение вызвал перегруженность сервиса. Со временем данная проблема была сведена к минимуму.

При проведении уроков в «Виртуальном классе» учитель формирует расписание, указывая время и название урока. В некоторых случаях работали с помощью чата. В видеоконференциях присутствует обратная связь, ребенок может поднять руку, давать устные ответы, использовать «указку». Поэтому общение в рамках виртуального урока строить легко и удобно. Микрофон и камера на уроке работает только у того ученика, которого вызвал учитель. Это помогает соблюдать дисциплину, однако часто не хватает при общении детских глаз, которые выражают внимание, понимание или непонимание материала. Невозможна так же групповая и парная работа. Поэтому «Виртуальный урок» можно рассматривать только как вынужденную временную форму проведения урока.

Кроме виртуального класса мной активно использовались сервисы «Задание от учителя» и «Проверка знаний». Они дают возможность легко и быстро отработать определенную тему и провести дистанционно самостоятельную или контрольную работу с целью актуализации знаний учащихся и восполнения пробелов.

Для организации закрепления изученного материала, а также для контроля и оценки использовала  приложения «Тесты» в дневнике.ру и конструктор тестов – Online TestPad,  где можно создавать логические игры, кроссворды, тестовые материалы к уроку, использовала разные сервисы.

В своей работе пользовалась дисками, которые идут к каждому учебно-методическому комплекту. Мы работали в 1 полугодии в классе, и они были в наличии у детей дома. На дисках содержится как информация для обучения, так и информация для выполнения упражнений.

Я использовала интерактивные уроки для 1 класса лучших учителей страны , которые предоставляет YouTube, «Российская электронная школа»,. Предварительно просматривала видеоуроки: подходит ли программа, метод подачи материала и давала ссылки на просмотр. Использование обучающих фильмов и видео, позволяло  построить процесс обучения таким образом, что учащиеся помимо материала из учебника получали еще и дополнительные факты.

         В работе применяла активно ЭОР ЯКласс, где  удобно создавать проверочную работу. Созданную проверочную работу можно назначить для выполнения как всему классу, так и одному или нескольким ученикам, пропустившим или не решившим данную работу. За ходом выполнения созданной и назначенной работы можно наблюдать в любое удобное время (при создании можно ограничить срок для выполнения заданий). После выполнения учащимися назначенной работы можно посмотреть и распечатать отчёт о проведённой проверочной работе. Оценку за выполненное задание можно перенести в электронный журнал при необходимости.

С родителями проводились онлайн-консультации, где акцентировала  внимание родителей на том, чтобы они постоянно контролировали процесс обучения,т.к. дети первого класса в силу возраста не всегда самодисциплинированы. Контроль за образованием можно уменьшать постепенно, приучив школьника к самостоятельности и ответственности, умению трудиться.

 У меня в классе 2 ребёнка с ОВЗ, которые тоже работали вместе со всеми, но я постоянно корректировала им задания и чаще выходила на видеосвязь с детьми и родителями. Все ребята ежедневно присылали отчёт о выполненных заданиях: аудиофайлы, видеофайлы, скрины. Всё зависело от возможностей и умений родителей.

В процессе обучения я контролировала:

-прохождение программы;

-соблюдение оптимальной нагрузки на школьников, объём задания;

-соблюдение СанПиН;

-организовала контроль качества знаний учеников в конце учебного года без отметок,т.к. 1 класс.

Таким образом, способов организации обучения с использованием дистанционных технологий достаточно, каждый учитель определяет для себя свой с учётом индивидуальных особенностей обучающихся класса и специфики содержания предметной области. Подобная организация образовательного процесса в школе позволила достигнуть определенных  результатов. Я думаю,  что дистанционное обучение для младших школьников больше подходит только на стадии отработки материала, не на стадии объяснения. И трудности формата для малышей тоже представляют большую проблему, чем для учащихся средней школы. Хочу отметить, что использование элементов ЭО должно носить не стихийный характер, а систематический и регулярный, чтобы учащиеся выработали определенные поведенческие установки, реакции. Ведь только при живом, естественном интересе, учащиеся могут получить бесценный опыт взаимодействия. 

Подводя итог, хочется отметить, что объединение дистанционного и традиционного очного обучения все более перспективно. В результате включения школьников в образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для обучения развития практических навыков в течение всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: "Организация непосредственной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологии"

Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, ...

Доклад РМО_Повышение профессиональной компетентности учителей физической культуры путем самообразования через использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Доклад РМО_Повышение профессиональной компетентности учителей физической культуры путем самообразования через использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения...

Мониторинг организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях начального образования Красногвардейского района.

Использование дистанционных образователльных технологий в образовательных учреждениях начального образования. О дополнительных эфектах от прохождения обучения с использованием дистанционных образовате...

Статья "Организация проектной деятельности с использованием дистанционного обучения"

Новые требования времени и возрастающая потребность общества в глубоких знаниях, постоянном потоке информации, определяют необходимость создания более эффективных условий обучения, спо...