Конспект занятия на тему «Нетрадиционная техника рисования на кленовых листьях»
методическая разработка (1 класс)

Иванова Ксения Викторовна

Конспект может быть использован на уроках рисования в общеобразовательных школах, как мастер- класс для педагогов и родителей, также для проведения дистанционных занятий с детьми

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

на тему

 «Нетрадиционная техника рисования на кленовых листьях»

                                                                                                                    Выполнила:

Методист дополнительного образования ГБОУ СОШ № 247

Иванова Ксения Викторовна

Конспект может быть использован на уроках рисования в общеобразовательных школах, на занятиях в художественных школах, как мастер- класс для педагогов и родителей.

Тема: Нетрадиционная техника рисования на кленовых листьях.

Занятие проходит в сборной группе учащихся по программе «Колибри»

Возраст: 8 – 10 лет

Тип: Подача нового материала.

Цель: Ознакомление с нетрадиционной техникой рисования «Точечная роспись» посредством использования художественного слова и природного материала и развитие эмоционально - чувственной сферы ребенка.

Задачи:

1. Образовательная:

- познакомить учащихся с приемами нетрадиционного рисования на примере выполнения работы на кленовых листьях акриловым контуром.

2. Развивающая:

- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся.

3. Воспитательная: 

- продолжить воспитывать у учащихся бережное отношение к природным ресурсам, видеть красоту и хрупкость родной северной природы.

Планируемые результаты:

предметные:

- познакомятся с новой техникой нетрадиционного рисования на природном материале.

метапредметные:

Коммуникативные – умение довести свою точку зрения.

личностно формирующая направленность занятия:

- свойственен эмоциональный отклик, умение увидеть в природе ее хрупкость и красоту, сочувствовать и сопереживать.

Оборудование:

-  пример работы на кленовом листе акриловым контуром, мультимедийный проектор, компьютер, экран, видеоролик, разные листья с деревьев, светильник, ширма, акриловые контуры;

Раздаточный материал:

- кленовые пластинки листьев;

- акриловый  контур;


 

Ход учебного занятия:

Цель этапа занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Обеспечение этапа

Ожидаемый результат

Организационный этап

 

Настроится на занятие, создание благоприятной рабочей обстановки

 

Педагог  приветствует детей.

Настраивает их на занятие. Методика «Настроение».

 -Доброе утро всем!.

 -Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на занятии. Желаю всем нам успехов!

 «Ребята, сегодня тему нашего занятия мы узнаем не сразу, а назовем её  чуть позже, но вы можете найти подсказку в этом стихотворении:

О способах альтернативных

 Хочу немного рассказать.

 Свою большую эффективность

 Они успели доказать.

 Занятия нетрадиционные

 Включают множество идей.

 Порою провокационные,

 Но интересны для детей.

 В них необычно сочетаются

 Материал и инструмент.

 И все прекрасно получается,

 И равнодушных точно нет!

 Мы в детстве часто рисовали

 Обычной палкой на земле.

 Зимой окно запотевало –

 Мы рисовали на стекле.

 Необычными вещами

 Мы рисуем без труда.

 Щетка старая зубная

 Соль и свечка восковая.

 Из-под спичек коробок

 И засушенный листок.

 Нарисуем, все отмоем

 И ладошки ототрем.

 И рисунками своими

 Полюбуемся потом.

 Вот так мы постепенно и знакомимся

 Со свойствами и качеством вещей.

 Как здорово, что столько есть возможностей!

 Как здорово, что столько есть идей. 

 

 

 

 

Дети занимают свои рабочие места. Приветствуют педагога. Слушают его пояснение к занятию

– 

Готовность к активной творческой работе

Мотивация предстоящей деятельности учащихся.

 

Этап актуализации знаний и формулирование темы урока

 

Формирование внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Педагог через беседу обращается к опыту детей в области традиционного и нетрадиционного рисования.

 

 

 

Вопрос: «Чем мы обычно с вами рисуем?»

Вопрос:  «На чем лучше всего рисовать?»

 

Педагог: «Вы правы ребята. С вами согласятся очень многие художники, которые традиционно используют в своем творчестве данные материалы. Да, Начиная с садика, все мы начали использовать бумагу, чтобы научиться рисовать и писать. Бумага – ценнейшее изобретение человечества. Человек использует ее в очень больших количествах, но это имеет отрицательные последствия

Вопрос: «Какие отрицательные последствия может вызвать огромный расход бумаги?

Педагог: «Но есть художники, которые пробуют разные техники и материалы и  разные поверхности для создания своих шедевров».

Вопрос: «Как будут называться такие виды рисования, когда используют необычные или особые материалы?

 

Педагог: «Я предлагаю закрыть глаза и с помощью прикосновения определить представленные предметы».

 

 

 

Педагог: «А сейчас попробуем определить данные предметы по их тени».

Педагог  показывает с помощью ширмы и дополнительного освещения тени засушенных листьев (березы, рябины, клена и т.д.)

 

Вопрос: «Трудно было определять по тени листья деревьев?»

«Чтобы определить с какого дерева лист на какие знания вы опирались?»

 

Педагог: «Да, верно вы опирались на свои знания и опыт»

 

Педагог предлагает послушать сказку

«Кленовый листок»

«А сейчас я расскажу вам  сказку, в которой вы найдете ключ к нашей теме занятия. Когда вы будете слушать сказку, вам нужно найти в нем ответ на следующий вопрос:

1. «Какая интересная жизнь ждет кленовый листок и что произойдет с ним дальше?»

Сказка: Стояла осень. По небу плыли серые низкие тучи. Порывистый ветер срывал последние листья с деревьев.
 На клене осталось совсем мало листьев. Дерево раздевалось, готовилось  к зимней спячке.
 Большой кленовый лист, что висел на самой нижней ветке, очень грустил.
 - Вот и заканчивается моя жизнь. Жаль! Так приятно было шелестеть на ветру, греться на солнышке.
 - Жаль! Я ведь такой красивый.
 - Как только налетит ветер, жизнь моя закончится. Ветер сорвет меня с ветки и кинет на землю, где я потеряю свою индивидуальность и превращусь в перегной.

Педагог: «Как вы думаете, что бы вы почувствовали оказавшись на месте листочка?»

И в это время налетел тот самый ветер и сорвал кленовый лист с ветки. Он летел и летел. Это было необыкновенно. Менялись пейзажи перед глазами.  Он смело смотрел вперед в будущее. И он упал.

Педагог: «Как вы думаете, что произойдет дальше?»

Вдруг детская рука выхватила лист.
 - Мама- закричал ребенок, - смотри, какой чудесный кленовый лист, давай возьмем его на память.
 - Давай – ответила мама.

Педагог: «Как вы думаете, как сложится дальнейшая жизнь листка?»

Лист принесли домой и положили в толстую книгу. Этого лист никак не ожидал. Теперь он был великим ученым. Он уже не вспоминал о том, как прощался с жизнью, вися на ветке. Он много думал, мечтал. А впереди лежала долгая и интересная жизнь. Сколько еще всего интересного могло произойти».

Педагог: «Вы послушали сказку про кленовый листок, скажите пожалуйста, Какая интересная жизнь ждет кленовый листок и что произойдет с ним?»

Педагог: «Да, верно,  и вот мы с вами сформулировали тему нашего с вами занятия – Нетрадиционное рисование на кленовых  листьях»

Педагог: «У меня для вас есть сюрприз! За окном уже холодно, деревья стоят голые, а у меня есть вот такой осенний букет, который собрали родители с учащимися нашего объединения и этот момент теплой осени перенесем сегодня на наше занятие»

Педагог предлагает потрогать листья клена на ощупь

Педагог: «Какие они?

Дети участвуют в беседе, используя свой опыт в области рисования на уроках ИЗО и на занятиях кружка.

 

Ответ: «Гуашь, акварель, акрил, цветные карандаши и т.д.»

Ответ: На белых  плотных листах

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: приводит к беспрерывной вырубке леса, что плохо сказывается на экологии.

 

 

 

Ответ: Возможно, нетрадиционные.

 

 

Дети закрывают глаза и на ощупь по желанию  определяют, что представлено перед ними. Отвечают на вопросы. 

 

 

Дети определяют по тени листья деревьев и отвечают на вопросы.

 

 

Ответ: нет

 

Ответ: «на наблюдательность в природе, память и т.д.»

 

 

 

Дети слушают сказку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выдвигают предположения 

 

 

 

 

 

 

Дети выдвигают предположения 

 

 

 

Дети выдвигают предположения 

 

 

 

 

Ответ: «Дали листочку новую жизнь, сделали из листочка поделку или порисовали на нем».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети трогают на ощупь листья клена

Ответ: хрупкие, ломкие, тоненькие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Засушенные листья березы, клена, дуба и т.д.)

 

 

 

 

Ширма, лампа, листья березы, клена, дуба и т.д.)

Пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемной ситуации

 

Педагог создает проблемную ситуацию: «Какие нетрадиционные материалы можно использовать, чтобы изображение на листочках передавало ощущение теплоты, ажурных осенних узоров? Обоснуйте свое предположение».

Дети выдвигают предположения, но либо не могут их объяснить, либо предположения носят явно ошибочный характер. То есть дети не могут на основе собственного опыта найти ответ на данный вопрос.

 

 

Этап открытия нового знания

Ознакомление с нетрадиционной техникой: точечная роспись акриловыми краскам на кленовом листочке

Педагог предлагает посмотреть видеоролик выставки мастера Екатерины Юрченко   рисующей в нетрадиционной технике.

«Когда вы будете смотреть видео, вам нужно найти в нем ответы на следующие вопросы:

  1. В какой технике рисует мастер?
  2. Почему Екатерина Юрченко выбрала именно эти материалы?»

Педагог: «Вы посмотрели видео ролик скажите пожалуйста, о чем этот сюжет?»

Вопрос: «Какую технику использовала мастер?»

Почему она является нетрадиционной? Какого эффекта позволяет добиться использование именно этих материалов? За счет чего достигаются ажурные узоры?

 

 

 

 

 

Какого эффекта позволяет добиться использование именно этих материалов? За счет чего достигается этот эффект? На любой ли поверхности будет смотреться теплота осенних узоров? Предлагаю вам исследовать на практике роспись  на разных пластинах листьев дерева»

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети смотрят видеоролик, отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы.

 

 

 

 

 

Дети кратко пересказывают сюжет.

 

Ответ: «в нетрадиционной технике акриловыми красками точечно расписываются разные предметы»

Ответ: « За счет точек расположенных рядом»

 

 

 

Дети предположительно отвечают на вопросы

Ответ: нет, не знаем..

Название видеоролика и гиперссылка

Видео-ролик: «Мастерица точечной росписи – Екатерина Юрченко» -

(продолжительность 2 мин. 2 сек.)

https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=2790725685604771565&text=%D0%9C%D0%

Умение выделять главное из просмотренного видео ролика и формулировать ответы на заданные педагогом вопросы

Этап самостоятельной работы

 

Педагог организовывает работу детей в группах по изучению фактуры осенних листьев и нанесения на них точек.

Педагог: «Сейчас я раздам вам листья разных деревьев разной фактуры. ( разных цветов, размеров). Перед вами стоят микроскопы, лежат лупы используйте их для изучения фактур листьев»

Задание:

1) Потрогайте их, посмотрите.

2) Назовите их

3) Рассмотрите под микроскопами и лупами фактуру каждой пластины листочка.

4)Попробуйте точечно расписать фрагменты листьев

5) Оцените:

- как ложится на разные поверхности акрил,

-на каких поверхностях акрил лучше смотрится,

- свои ощущения от использования данных материалов,

-оцените эффект теплоты, осенней ажурности.

- Какой вывод вы сделали? Чем они отличаются друг от друга ?

В ходе исслендования педагог подходит к детям, наблюдает за их исселедованием,отвечает на дополнительные вопросы детей.
 
 Педагог просит подвести итоги исследования: «Какая из листьев (цвет, размер) наиболее подходит для изображения теплого осеннего узора?»

 

 

Дети садятся в группы по 5 человек .

Дети исследуют различные фактурные поверхности, путем эксперимента как ложится на разные фактуры, какой достигается художественный  эффект,  какие практические «+» и «-» каждого сочетания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: - «Они разные (тонкие, толстые, шероховатые, сильно шероховатые

- Отличаются по виду, по цвету, по фактуре

- Выводы: 

-листья маленького размера и плохо засушенные, шероховатые не подойдут для работы

- на листьях зеленого и бордового цвета узоры не так передают эффект теплого осеннего ажурного узора

-поверхность больших кленовых листьев  желтого цвета  подходят для создания осенних теплых узоров

 

 

Формирование высказываний в устной форме в процессе исследовательской деятельности.

Умение анализировать и делать выводы на основе исследования различных листьев дерева.

Этап первичного закрепления

 

Педагог настраивает на работу: «Сейчас приступим к созданию осенних узоров акриловыми краскам на кленовом листочке


 
В конце занятия мы устроим мини-выставку, где оценим наши работы и выберем самые удачные образцы «осенних узоров в нетрадиционной технике». А что бы все мы были в равных условиях, как и что мы будем рисовать я вам подскажу.

Педагог показывает  пример работы на кленовом листе акриловым контуром 

Педагог дает инструкцию:

Лист кладем на поверхность стола.

Вы исследовали листья и выяснили, что они достаточно хрупкие, мы аккуратно наносим точку за точкой на пластину листа, не дотрагиваясь рукой листочка.

Начинать надо сверху, чтобы меньше пачкаться и не размазывать точки, постепенно накладывая точки ряд за рядом.

Варианты узоров представлены на слайде, но можно проявить фантазию, оригинальность и придумать свои узоры.

Педагог: «Наши картины готовы. Можно оформить работу в паспарту или в рамочку под стекло, так как листья хрупкие. Многие художники предпочитают хранить свои работы под стеклом».

 

 

Дети настраиваются на работу и выбирают материал для создания основываясь на знании полученных на предыдущих этапах занятия.

 

 

 

Дети готовят рабочее место и приступают к работе следуя инструкции педагога.

 

 

 

Дети по желанию изображают придуманные узоры опираясь на изображение на слайде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

( слайд с вариантами узоров)

 

Готовность к активной творческой работе. Применение на практике теоретических знаний.

 

Этап применения нового знания и самооценки

 

 

Педагог: Теперь я предлагаю устроить мини-выставку. Для этого мы сначала разместим наши картины на  магнитной доске магнитами. Под каждой картиной я попрошу вас поместить вот этот бланк оценки.
 Теперь я попрошу вас по очереди выйти и представить свою картину. Для этого:

  1. назовите себя;
  2. название вашей работы;
  3. какие материалы для вашей

 картины вы использовали;

  1. используя лист оценки, назовите те моменты, которые в своей картине вы считаете самыми удачными и прикрепите на листы звездочки за каждый удачный пункт.

А теперь прогуляйтесь по нашей выставке и оцените картины ваших друзей.

 

 

Дети оформляют мини-выставку, размещаят свои картины и прикрепляя под ними бланки оценки.

 

 

 

 

Дети представляют свои работы по указанному плану и производят самооценку результатов своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

Дети оценивают работы

 

Умение анализировать и оценивать творческие работы

Рефлексия

 

Рефлексия

Педагог проводит рефлексию. «Давайте подведем итоги сегодняшнего занятия. Ответьте на вопросы:

В чем польза в применении природного материала, как основа для рисования?

Для чего это важно?

Какое открытие вы сегодня сделали для себя?

О какой технике вы сегодня узнали?»

На чем можно рисовать?

 

Дети по очереди отвечают на вопросы, анализируя опыт полученный на занятии.

                  

 

Умение выделять главное, проводить саморефлексию

Завершение занятия

 

Педагог благодарит детей за занятие. Провожает детей.

Дети благодарят педагога за занятие. Совершают уборку рабочих мест.

 

 

 

Литература:

 

1.  https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=2790725685604771565&text=%D0%9C%D0%

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по плаванию "Изучение техники плавания кроль на груди и на спине."

Конспект занятия по плаванию "Изучение техники плавания кроль на груди и на спине."...

Конспект открытого занятия, с использованием нетрадиционной техники.Рисование по воде, по- подобию "Эбру"

Конспект открытого занятия.Рисование на воде по-подобию "Эбру".Для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста....

Конспект занятия с применением нетрадиционной техники рисования (техника «набрызг»). Тема: «Зимний пейзаж».

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг».Задачи:- образовательные:• Дать представления о нетрадиционной технике рисования «набрызг».&bull...

Конспект занятия по обучению нетрадиционным техникам рисования «Монотипия»

Конспект занятия по обучению нетрадиционным техникам рисованияМОНОТИПИЯГлавная идея урока:Познакомить детей   не со средствами изобразительности, а со средствами выразительности. Научить видеть ж...

Конспект занятия в 1 младшей группе Рисование «Украсим узором платье» Задачи:

Конспект занятия в 1 младшей группеРисование «Украсим узором платье»Задачи:1. Закреплять умение рисовать кистью, правильно держать кисть тремя пальцами, набирать краску, убирать лишнюю о к...

Конспект занятия «Знакомство с жостовской росписью. Рисование каймы»

Познакомить детей с жостовской росписью. Учить  рисовать варианты каймы....

Конспект занятия по лепке Пейзаж «Деревня». Рисование пластилином

Краткая характеристика детского коллектива: 9-10 лет, 2 год обучения в школе. Смешанный класс.Место занятия в программе:  сентябрь, осень.Продолжительность занятия: 40 минут.Тема занятия: Пейзаж ...