Литературное чтение 2 февраля 2022 года
материал (2 класс)

Бобылева Ирина Николаевна

Литературное чтение.

Тема: Ф. И. Тютчев "Зима недаром злится!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_2_fevralya_2022goda.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

2 февраля 2022год

Урок литературного чтения

Тема:«Ф.И.Тютчев«Зима недаром злится…» Приём контраста в лирическом стихотворении»

                                              Ход урока

-Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? (Весна, весна! И все ей радо!)

-Чему он будет посвящен? (произведениям о весне)

-С какими определениями мы познакомились на прошлом уроке? (олицетворение, воображение)

- Что такое олицетворение? (Олицетворение – это присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым) Воображение-способность представить себе что-то мысленно.

Хорошо, молодцы! Кто напомнит нам, что было задано на дом?

(Придумать загадки о зиме, о весне, нарисовать рисунок )

Молодцы! Какие интересные загадки у вас получились!

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

-Почему речь пойдёт именно об этих временах года?

Какие отношения могут быть между зимой и весной?

Сегодня мы постараемся увидеть образы весны и зимы, созданные Ф.И.Тютчевым. Сравним эти образы.

Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году и прожил семьдесят лет.  Русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Рано начал писать стихи. Свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В 1821 г. блестяще окончил словесный факультет Московского университета. Поэтическим мастерством его восхищались,  перед талантом его преклонялись. Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения: “Весенняя гроза”, “Весенние воды”, “Листья”, “Зима недаром злится”, “Чародейкою Зимой”, “Есть в осени первоначальной”, “Радуга”. В своих стихотворениях он воспевал красоту родной природы.  

Наши помощники Аня и Ваня тоже слушали рассказ о творчестве Ф.И.Тютчева. Ваня говорит, что Тютчев писал о детях, а Аня говорит, что о красоте родной природы. Кто же из них прав?

На сегодняшнем уроке мы познакомимся со стихотворением « Зима недаром злится». Можем ли мы по названию стихотворения определить настроение зимы?

В тексте вам встретятся незнакомые слова:

Недаром – не напрасно, не зря
Пора – время 
Нудит – заставляет
Трезвон – частые, резкие звонки, сильный звон 
Хлопочет – занимается чем-то усердно, добивается чего-то
Пуще – сильнее
Горя мало – о беззаботном, не унывающем человеке, 
Наперекор – назло

При прослушивании стихотворения обратите внимание на эти слова.

https://www.youtube.com/watch?v=2mTB6VzeSQU

2.Анализ стихотворения

 Давайте прочитаем стихотворение по строфам.

1 – строфа-

Скажите, почему же сначала злиться зима? (она почувствовала, что наступает весна)

- В каких словах говорится о том, что весна вот-вот придёт? Найдите их и прочитайте. («Весна в окно стучится…»)

- Как вы понимаете эти строки? (весна очень близко)

- Как будем читать эти строки? (радостно)

-2 – строфа 

«И всё засуетилось»- говорит поэт. Как вы понимаете это выражение?

(побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)

- Объясните вторую строку «Всё нудит зиму вон» -заставляет зиму уйти, нудит- вынуждает.

-Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки) Почему?

3 – строфа - Найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны. ( Хлопочет, ворчит; хохочет, шумит ).

- А как шумит Весна? ( Весна шумит ручьями, шелестом ветра.

4 – строфа- Выберите из текста слова, доказывающие, что Зима так просто не уходит. ( Зима взбесилась ).

- А как называет поэт Зиму? (ведьмой злой ).

А как называет Весну? ( прекрасное дитя ).

5 – строфа - Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (Она не переживает и не обращает внимания на неё.)

- Ребята, каким тоном надо читать эту строфу? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)

Ребята, поэт показал два образа –2 настроения.

Такое яркое противопоставление называется контрастом.

Контраст – это резкая противоположность.

Прием контраста автор использовал для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и  зла, старого и нового .

Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится..» стр.51

 Выполненное задание (аудиозапись) прислать на адрес электронной почты bobyljovairindo@mail.ru или в Ватсапп до 3 февраля 2022года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 2 февраля 2022 года

МатематикаТема: Решение задач, подготовка к умножению....

Литературное чтение 3 февраля 2022 года

Литературное чтениеТема: Стихи о весне. И.Никитин, А.Плещеев, И.Шмелёв, Т.Белозёров...

Литературное чтеие 4 февраля 2022 года

Литературное чтениеТема:Картины весны в произведениях А. Фета, А.Барто...

Литературное чтение 8 февраля 2022 года

8 февраляЛитературное чтениеТема:Стихи о весне. С. Маршак, Саша Чёрный, И.Токмакова...

Литературное чтение 9 февраля 2022 года

9 февраля Литературное чтениеТема: Тема весны в произведении А. П. Чехова "Весной"...

Литературное чтение 10 февраля 2022 года

10 февраляЛитературное чтениеТема:Устное сочинение по картине И.Левитана «Весна. Большая вода»...

Литературное чтение 11 февраля 2022 года

11 февраляЛитературное чтениеТема: И. Соколов - Микитов "Весна"...