ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Гевейлер Яна Александровна

В связи с переходом на очно-заочную форму обучения педагоги-психологи должны реализовать мероприятия в соответствии с перспективным планом работы на год используя информационно-коммуникативные технологии. Все разделы плана, в том числе по формированию жизнестойкости, психологическому сопровождению итоговой аттестации, индивидуальному сопровождению обучающихся особых категорий должны быть реализованы в полном объёме. Те, мероприятия, которые не могут быть реализованы в запланированной форме, должны быть изменены на другие, при этом цель их проведения и результат должны остаться прежними.   При реализации мероприятий в дистанционном режиме необходимым условиям их выполнения является наличие обратной связи от участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В связи с переходом на очно-заочную форму обучения педагоги-психологи должны реализовать мероприятия в соответствии с перспективным планом работы на год используя информационно-коммуникативные технологии. Все разделы плана, в том числе по формированию жизнестойкости, психологическому сопровождению итоговой аттестации, индивидуальному сопровождению обучающихся особых категорий должны быть реализованы в полном объёме. Те, мероприятия, которые не могут быть реализованы в запланированной форме, должны быть изменены на другие, при этом цель их проведения и результат должны остаться прежними.   При реализации мероприятий в дистанционном режиме необходимым условиям их выполнения является наличие обратной связи от участников образовательного процесса.

Отметка о выполнении мероприятий может быть представлена шифрами О (реализовано в очной форме), Д (реализовано с помощью дистанционных технологий) или Э (реализовано с помощью электронных технологий). Дистанционные технологии в работе педагога-психолога подразумевают непосредственное взаимодействие с участниками образовательного процесса с помощью различных видов связи (скайп, общение в социальных сетях, видеоконференция, вебинар, телефон). Электронные технологии в работе педагога-психолога подразумевают предоставление информации, пересылка заданий, получение ответов в различных формах (заполненные бланки тестов, фото рисунков и т.д.).    

В рамках дистанционной работы психологической службы актуальны все те же направления деятельности, что и в очной форме обучения: диагностика, консультирование, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых.

Реализация основных направлений деятельности педагога-психолога в дистанционном режиме происходит через:

  • создание тематической психологической электронной библиотеки для школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам;
  • информирование о развивающих, диагностических материалах для детей, с которыми можно работать в режиме онлайн;
  • проведение дистанционных психологических акций и конкурсов;
  • организацию дистанционного консультирования целевых групп (в частности, возможно создание Интернета доверия, специального раздела, при обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение);
  • организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить рекомендации;
  • ведение чата педагога-психолога с детьми, родителями;
  • организацию дистанционного консилиума психолога, педагога, администрации и др.;
  • проведение видеоконференций с обучающимися, родителями (законными представителями);
  • проведение опросов целевых групп онлайн;
  • организацию психологического практикума (самостоятельной работы) для целевых групп.

В условиях дистанционной работы педагогу-психологу необходимо максимально использовать рассылки и дублировать информацию, которая позволяет:

  • ознакомить родителей с результатами диагностики их ребенка, дать рекомендации родителям относительно того, как должна выстраиваться работа родителя с ребенком по коррекции (развитию) определенных свойств, процессов, качеств личности;
  • распространить информацию, единую для всех родителей, педагогов, обучающихся определенной параллели, касающуюся возрастных психологических особенностей, рекомендаций по предотвращению трудностей, организации правильного семейного воспитания, учебного процесса в связи с особенностями детей и т.д.;
  • оперативно оповестить родителей, педагогов, детей, коллег о предстоящих мероприятиях психологической службы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

  • Создать (наполнить) странички педагога-психолога на сайте образовательной организации актуальными просветительскими материалами для родителей и обучающихся. Примерные темы родительского просвещения: «Как помочь ребёнку учиться дома», «Как сохранить психическое и физическое здоровье при пандемии», «Коронавирусный карантин: советы психолога как не паниковать очень занятому родителю», «Как хорошо учиться не выходя из дома: советы психолога по организации дистанционного обучения школьников», «Совместные психологические игры для детей и родителей», «Арт-альбомы для детей и их родителей», сторителлинг, сказкотерапия, арт-педагогика, рекомендованные психологические игры совместно с детьми («Властелин чудес», «Заколдованное сердце» и др.).
  • Усилить просвещение родителей по вопросам медиабезопасности детей и подростков в условиях дистанционного образования. Для этого можно использовать полезные ссылки: рекомендации УМВД России https://мвд.рф, Дети России Онлайн http://detionline.com, проект «Цифровая грамотность» http://цифроваяграмотность.рф, проект Роскомнадзора http://персональныеданные.дети, защита детей Лаборатории Касперского https://kids.kaspersky.ru, безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт http://i-deti.org.
  • Создать (наполнить) блог педагога-психолога для обучающихся, разместить ссылки на развивающие компьютерные игры, тесты, электронные книги по психологии, головоломки и т.д.
  • Информировать родителей о сайтах популярной психологии для родителей: «Терапевтические сказки» (http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/topic/16), «Сказкотерапия для всех» (http://www.lumara.ru), «Лукошко сказок» (http://www.lukoshko.net),  Детский сказочный журнал «Почитай-ка»: подраздел «Задачка на прощание» (http://www.cofe.ru/read-ka/list.asp?heading=96), Интернет – сайт «Веселые развивалки и обучалки» (http://www.kindergenii.ru/index.htm), интернет - сайт «Дети сети…» (http://www.detiseti.ru), интернет – сайт «Психологический центр Адалин» (http://adalin.mospsy.ru), детский Интернет - портал «Солнышко» (http://www.solnet.ee/index.html), «Prozagadki.ru» (http://www.prozagadki.ru) и др.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Психологическое просвещение обучающихся, в том числе профориентационное предполагает самостоятельное изучение обучающимися предоставленных им материалов:

  • Электронные профориентационные программы: «Электронное сопровождение образовательного курса «Человек и профессия» - (Издательство «Глобус»), электронный учебник профессионального самоопределения Г.В. Резапкиной, проект «Навигатум» https://navigatum.ru/metodika.html, уроки по профориентации https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html, программа «Смартия» https://smartia.me/skills и т.д.
  • Профориентационные сайты и путеводители молодёжи в выборе профессии: банк интерактивных профессиограмм (http://prof.labor.ru), методический кабинет профессиональной ориентации Г.В. Резапкиной http://metodkabi.net.ru, информационно – справочная система выбора профессии «В помощь ШКОЛЬНИКУ.ру» (http://www.shkolniky.ru/professions), Проектория https://proektoria.online, Пропуск в профессию https://proekt-pro.ru и др.
  • Электронные книги по психологии для детей и подростков: А. Курпатов «Как исполняются мечты», А. Курпатов «Нейротренажёр», книги для чтения о профессиональном самоопределении Г. В. Резапкиной, Омберген Ван «В моей голове. Как устроен мозг и зачем он нам нужен», Суркова, Эриль «Психология для ребят: новые истории Дуни и кота Киселя» и др.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Плановые мероприятия по психологическому просвещению педагогического коллектива и администрации образовательной организации могут остаться прежним, но могут изменяться и дополняться темы и содержание в соответствии с актуальными запросами в изменившихся условиях образовательного процесса. В первую очередь, это просвещение педагогического коллектива, классных руководителей по психологическим аспектам организации и реализации дистанционного образования, особенностям общения в условиях отсутствия сигналов невербальной коммуникации, предотвращение панических настроений среди детей и родителей, психологическая поддержка семей, находящихся в условиях временной изоляции и т.д.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Психологическая диагностика обучающихся проводится согласно плану работы педагога-психолога. При дистанционном режиме, в случае отсутствия согласия родителей на психологическую диагностику, классные руководители собирают письменные согласия родителей (законных представителей) в электронном виде. На собственной страничке сайта образовательной организации педагог-психолог размещает бланки диагностических материалов для скачивания или направляет их другим способом конкретной целевой группе. После выполнения задания бланки методик обучающиеся (родители) отправляют классному руководителю на электронную почту, которые сформировав папку по каждому классу, направляют педагогу-психологу на электронную почту для дальнейшей обработки результатов.

Возможно использование компьютерных программ или ссылок на онлайн тестирование, которые могут размещены на страничке педагога-психолога. При этом результаты диагностики каждого обучающегося должны направляться напрямую педагогу-психологу. При всех способах персонифицированной диагностики важно обеспечить принцип конфиденциальности.

Одним из способов проведения не персонифицированной диагностики может быть создание собственных опросников на специальных платформах Google, OneNote, Kahoot и др.

Мониторинг психоэмоционального состояния обучающихся с целью выявления «группы риска», склонных к суицидальным попыткам можно также организовать в дистанционном режиме. Педагог-психолог определяет одну - две методики для скриниговой диагностики из перечня психодиагностических методик для проведения мониторинга психоэмоционального состояния обучающихся 5-11 классов, рекомендованного региональным методическим объединением педагогов-психологов или подобранных самостоятельно. Например, опросник детской депрессии (CDI) М. Ковач, который представляет собой самооценочную шкалу из 27 пунктов для детей и подростков от 7 до 17 лет и определяет количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Обучающийся, получив файл с опросником от классного руководителя, может отметить своё согласие с утверждениями прямо в файле, предварительно заполнив свои персональные данные (Ф.И.О., возраст, пол, класс). После выполнения задания бланки методик обучающиеся (родители) отправляют классному руководителю, который направляет их педагогу-психологу на электронную почту. После обработки результатов педагог-психолог определяет группу обучающихся для проведения углубленной диагностики в дистанционном режиме с применением не менее 2-х методик, одна из которых должна быть проективной. Проективная методика, выполняемая в виде рисунка, сканируется или фотографируется вместе с письменными ответами обучающегося на предложенные к методике вопросы, например, к методике «Человек под дождём» или записью рассказа о рисунке, например, к методике «Рисуночный тест Сильвер».  Обратная связь по итогам диагностики с обучающимися и их родителями осуществляется в рамках телефонных консультаций, мессенджеров.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Данную работу целесообразно организовывать для обучающихся начальных классов, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с привлечением родителя (законного представителя) как ко-терапевта.

  • Максимально использовать самостоятельные задания, рабочие тетради для домашних работ к коррекционно-развивающим программам.
  • Использовать программы дистанционного обучения детей с ОВЗ, в том числе центров дистанционного образования детей-инвалидов.
  • Использовать тренажёры по развитию познавательных процессов, например Викиум https://wikium.ru/, развивающие компьютерные игры детского портала «Солнышко» http://www.solnet.ee/games/g1.html
  • Использовать расслабляющие, стимулирующие, развивающие компьютерные психологические программы. Например, для снятия физического напряжения и оптимизации умственной деятельности или для снятия стресса с помощью интегратора движения глаз. Полезные ссылки: http://logicgame.com.ua/index.php?l=uahttp://adalin.mospsy.ru/disc57.shtmlhttp://www.effecton.ru/758.html.
  • Использовать материалы методической поддержки организации дистанционного образования обучающихся с ОВЗ, в том числе с интеллектуальными нарушениями сайта ФГБНУ Института коррекционной педагогики РАО (Письмо Минпросвещения РФ от 26.03.2020 № 07-2408).

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

Психологическое консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) организуется дистанционно в следующих видах:

  • Индивидуальное плановое и экстренное телефонное консультирование (родителей и детей «группы риска», в том числе детей из семей, находящихся в режиме временной изоляции, имеющих заболевших коронавирусом членов семьи).
  • Прямое и отсроченное индивидуальное онлайн консультирование по скайпу, на форумах и др.
  • Групповое консультирование в группах родителей и обучающихся в мессенджерах и социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Инстаграмм» и т.д.).

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

Совершенствование педагогом-психологом профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью сети Интернет:

  • чтение и анализ электронных книг по психологической тематике, периодики (электронная версия «Школьного психолога», журнала «1 сентября», «Вестника практической психологии образования и т.д.); систематическое чтение электронных рассылок и сайтов по психологической тематике;
  • составление личного каталога психологических ресурсов Рунета, систематизация электронных ресурсов и методических разработок;
  • дистанционное обучение;
  • проектное и супервизорское взаимодействие с коллегами в дистанционном режиме;
  • участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, проводимых в Интернете.

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ  И АНТИСТРЕССОВЫЕ ТЕХНИКИ

  1. АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

На упражнение отводится 3-5 мин. Оно необходимо для восстановления сил и ресурсного рабочего  состояния.

  • Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формулировке «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, т. к. это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.
  • Мысленно повторите 5-6 раз «Правая рука тяжелая».
  • Затем повторите исходную фразу «Я спокоен (-на)».
  • После этого снова 5-6 раз произнесите фразу «Левая рука тяжелая».
  • Снова         повторите мысленно   «Я
  • спокоен(-на). Я готов (а), я собран(а), я уверен(а) в себе!».
  • Для того, чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.

  1. РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение  «Пресс»

Закройте глаза. Представить внутри груди мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя отрицательные эмоции и внутреннее напряжение. Важно добиться отчѐтливого ощущения физической тяжести пресса. Упражнение желательно повторить несколько раз в тихой обстановке.

Упражнение  «Руки»

Сядьте поудобней, вытяните ноги, свесьте руки. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчѐтливо физически ощущаете тѐплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук.

Упражнение «Пословицы»

Возьмите любую из книг: «Русские пословицы», «Мысли великих людей», «Афоризмы», «Сказки» и т. п. Полистайте книгу, читайте фразы, афоризмы в течение 15-20 мин, пока не почувствуете внутреннее облегчение. Возможно, та или иная пословица натолкнѐт Вас на правильное решение. Возможно, Вас успокоит тот факт, что не только у Вас возникла проблема, над способами еѐ решения размышляли очень многие великие исторические личности.

  1. АНТИСТРЕССОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 

Упражнение «Я – дома, я – на работе»

Возьмите чистый лист и разделите его пополам. Нужно составить два списка определений, характеристик (желательно как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Начать можно так: «Дома я никогда… », «На работе я никогда… ». Затем проанализировать:

  • похожие черты;
  • противоположные черты;
  • одинаковые проявляющиеся качества;
  • отсутствие общих черт;
  • какой список было составлять легче;
  • какой получился объѐмнее и т. д.
  • плюсы и минусы дистанционного обучения («Я – дома, но я – на работе»)

Упражнение «Карикатура»

Возьмите по желанию краски, карандаши или фломастеры. Нужно нарисовать карикатуру на самого себя – «Я на работе». В юмористической форме изобразить собственные черты, которые мы стараемся в себе развивать, и которые стали неотъемлемой частью профессии (общительность, умение слушать без оценок, доброжелательность, гибкость, компетентность и пр.) Помните, должна получиться именно карикатура!

Предложенные упражнения помогут вам сориентироваться в собственном психическом состоянии, почувствовать положительное влияние на психику и повысить душевное равновесие.

Почувствуйте себя отдохнувшими, готовыми к новым достижениям!

Рекомендуем ознакомиться с информационными материалами, размещенными на следующих ресурсах:

  1. Навигатор для современных родителей «Растим детей» (https://растимдетей.рф/articles/vhodim-v-shkolnyy-ritm-vsey-semey). Детский психолог Ксения Юрьева в статье «Входим в школьный ритм всей семьей» рассказывает о том, как всей семье вернуться к «старому» ритму жизни после длительного перерыва в занятиях и работы на дистанте:
  • Таск-доски, фотоподсказки и визуальное расписание.
  • Четкий режим дня и поменьше новых впечатлений.
  • Решать проблемы маленькими шагами.
  • Только те кружки и секции, которые нравятся.
  1. Сайт «Наши дети» (https://nashi-deti66.ru) - актуальные  материалы для детей, их родителей (законных представителей), специалистов по вопросам воспитания, развития и образования детей, их психолого-педагогического сопровождения.
  2. Портал «Я Родитель» (https://www.ya-roditel.ru/parents/samoizolyatsiya). В разделе «Самоизоляция: полезные материалы в помощь родителям» размещены материалы, которые могут помочь родителям пережить самоизоляцию с минимальными психологическими потерями:
  • Пока все дома: способы бережного взаимодействия.
  • Как справиться с подростком в самоизоляции?
  • Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает».
  • Как и зачем говорить с детьми о коронавирусе: советы для всех возрастов.
  • Видеоурок «Как справляться с детскими истериками - советы родителям».

Родители всегда могут обратиться к психологам портала «Я Родитель» с любым вопросом относительно конкретной ситуации. Консультация психолога бесплатна.

  1. Проект «Родительский университет» (https://parents.university), направлен на информационную поддержку родителей по актуальным вопросам воспитания, обучения и развития детей. «Родительский университет» объединяет материалы, которые помогут родителям получить ответы на вопросы о взаимоотношениях в семье, воспитании и обучении детей, развитии их талантов и решении проблем, возникающих у школьников в разном возрасте.
  2. На сайте «Консультационный центр «Поддержка семей, имеющих детей» в НАО (https://kcnao.ru) размещены рекомендации для родителей о том, как начать учебный год после длительного перерыва, советы родителям как помочь детям успешно адаптироваться к условиям традиционной формы обучения после длительного режима изоляции. Также на сайте можно ознакомиться с полезными материалами для родителей по предотвращению домашнего насилия, об организации безопасного отдыха, как правильно общаться с ребенком и др. Для организации самостоятельно занятий с детьми родители могут ознакомиться с логопедическими играми и упражнениями. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

Сборник нормативных документов регламентирующих деятельность педагога-психолога системы образования.

Все нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога - психолога системы образования....

Деятельность педагога-психолога в условиях внедрения ФГОС ОВЗ

Введение федерального государственного образовательного стандарта фактически изменило педагогическое образование на психолого-педагогическое, что обозначило необходимость обучения, ориентированного на...

Особенности деятельности педагога –психолога с учащимися с особыми образовательными потребностями в коррекционных школах VIII вида

Обучение в школах  VIII вида направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее об...