ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья

Королева Леда Андреевна

В статье рассматривается понятие дистанционного обучения, анализируются понятие «дистанционное обучение» приведенное различными педагогами. Особое внимание обращается автором на достоинства и недостатки организации дистанционного обучения в начальной школе. В публикации выделяются условия успешной реализации дистанционного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koroleva_l_a_razlivinskikh_i_n_statya.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Королева Леда Андреевна, студент,

Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск

koroleva.leda@inbox.ru

Разливинских Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск

Razlivinskikh@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается понятие дистанционного обучения, анализируются понятие «дистанционное обучение» приведенное различными педагогами. Особое внимание обращается автором на достоинства и недостатки организации дистанционного обучения в начальной школе. В публикации выделяются условия успешной реализации дистанционного обучения.

Ключевые слова: начальная школа, формы обучения, дистанционное обучение, условия дистанционного обучения.

ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING IN PRIMARY SCHOOL

Koroleva Leda Andreevna

Razlivinskikh Irina Nikolaevna

Abstract: In the article the concept of distance learning, analysis of the concept of "distance learning" given by teachers. The author draws special attention to the merits and distance learning in primary school. The publication highlights the conditions for the successful implementation of distance learning.

Key words: primary school, forms of education, distance learning, conditions of distance learning.

На современном этапе развития общества встает вопрос о введении инновационных методов в процесс образования, с помощью которых возможно добиться вовлечения всех участников в учебный процесс с максимальной продуктивностью. Одним из таких методов является дистанционное обучение.

В широком смысле дистанционное обучение – это «форма образовательного процесса, в которой применяются телекоммуникационные технологии с целью предоставления обучающимся возможности освоения основного объема информации без непосредственного контакта обучаемых и преподавателей в ходе обучения» [1, с. 134].  

В более узком смысле дистанционное обучение понимается как «взаимодействие между педагогом и обучающимися на расстоянии, имеющее следующие компоненты: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. Дистанционное обучение реализуется с помощью Интернет-технологий или других средств, предусматривающих интерактивность» [1, с. 139].

Дистанционное обучение многими воспринимается как вынужденная мера в период пандемии, однако такая форма обучения все больше распространяется и начинает пользоваться популярностью среди обучающихся. Данную форму организации образовательного процесса выбирают родители детей с ограниченными возможностями здоровья или те, кто желает получать образование в определенных учебных учреждениях, которые не могут оказать высокопрофессиональную педагогическую помощь из-за территориальной удаленности. Так же дистанционное обучение используется многими образовательными учреждениями в осуществлении дополнительного образования. Таким образом, можно говорить об актуальности дистанционного взаимодействия, начиная с первых этапов обучения.

На данный момент существует множество работ исследователей, изучающих вопрос о дистанционном обучении (А.А. Андреев, В.В. Вержбицкий, А.М. Долгоруков, Е.С. Полат и др.). Наибольшее внимание уделяется его введению и осуществлению в высших и средних специальных учреждениях в трудах В.Г. Домрачева, Н.Ю. Найденовой и др. Однако прослеживается недостаток в исследованиях и методических разработках, направленных на организацию и реализацию дистанционного обучения в начальной школе.

А.А. Андреев, В.И. Солдаткин утверждают, что «дистанционное обучение представляет собой формальное перемещение традиционной системы представления учебного материала в электронный вид: достаточно преобразовать литературные источники и учебные пособия в вид, который позволит обмениваться ими через Интернет, и тогда процесс перевода будет завершен» [2, c. 31].

Однако Н.Ю. Найденова, отмечает, что «этого недостаточно, т.к. необходимо адаптировать информацию, учитывая особенности восприятия учащимися материала, представленного в электронном виде» [3, c. 10].

В настоящее время дистанционное обучение позволяет реализовывать образовательный процесс как индивидуально, так и коллективно.

А.Т. Кудайбергенов, Ж.Р. Дюсенова, А.М. Даутов считают, что «дистанционная групповая форма обучения становится все более востребованной, но ее основной проблемой остается обеспечение исправной и качественной связи между всеми участниками, чего трудно достичь из-за разницы в условиях участников (индивидуальные особенности, технические характеристики компьютера, территориальная удаленность и т. д.)» [4, c. 141].

На данный момент времени в нашей стране дистанционное обучение находится на низком уровне развития, оно имеет значительно больше недостатков в организации, чем достоинств, в сравнении с традиционным образованием в очном формате.

Дистанционное обучение является сложной формой образовательного процесса особенно для учеников начального звена. В младшем школьном возрасте ребенок изучает мир кинестетически, т.е. с помощью органов чувств. Например, когда ребенок учится читать, у него активно работают зрительный, акустический и кинестетический анализаторы, совокупность которых является психофизиологической основой процесса чтения.

Еще одной из трудностей дистанционного обучения является материально-техническая база.  Обучение эффективно только при доступности материалов, электронных средств связи, интернета, как ученику, так и учителю.

Обучение является двусторонним процессом, поэтому при дистанционном режиме необходимо понимать, что у учеников могут возникнуть разнообразные вопросы в процессе освоения предметного материала, на которые учителю нужно отвечать. При этом важное значение имеет количество и качество вопросов. То же касается и обратной связи при проверке домашних заданий.

Для успешной реализации дистанционного обучения, по мнению Д.В. Богдевича, должны соблюдаться следующие условия:

  • дистанционное обучение должно быть целостным;
  • для удобства пользователей и их продуктивного взаимодействия, необходимо организовать единую электронную образовательную среду;
  • необходимо на постоянной основе обновлять и систематизировать учебно-методические ресурсы;  
  • поддерживать участников образовательного процесса посредством дистанционных технологий;
  • проводить мониторинг, следить за эффективностью дистанционного учебного процесса;
  • составлять учебный план с учетом специфики формы обучения и количества часов;
  • обучение должно быть в совокупности, т.е. включать аудиторные и дистанционные занятия, самостоятельную работу учащихся, а также традиционные учебно-методические материалы;
  • процесс обучения должен быть доступен как в режиме онлайн, т.е. прямое включение в режиме реального времени с использованием ИКТ, так и без непосредственного контакта всех участников образовательного процесса, такой режим позволит изучить и освоить материал в любое удобное для ребенка время [5, c. 133].

Таким образом, на данный момент дистанционное обучение находится на недостаточном уровне развития. Это можно заметить по прошествии периода пандемии коронавируса в России, который показал фактическое отсутствие какой-либо целостной системы дистанционного обучения, за исключением некоторых компонентов, успешность функционирования которых под большим вопросом. Хотя дистанционное образование популяризировалось в нашей стране на протяжении нескольких лет, это не обеспечило полную работоспособность данной системы обучения.  

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что дистанционное обучение является актуальным в наше время, однако оно находится на недостаточно развитом уровне. Для успешности использования данной формы необходимо придерживаться целостного подхода, учитывать мнение всех участников образовательного процесса (родителей, детей, педагогов), а также соблюдать ряд определенных условий в системе, это поможет создать базу для построения эффективного учебного процесса в дистанционном режиме.

Список литературы

  1. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / Е.С. Полат [и др.] ; под редакцией Е.С. Полат. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2020. 434 с.
  2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Издательство МЭСИ, 1999. 196 с.
  3. Найденова Н.Ю. Организация дистанционного обучения в современных условиях: учебно-метод. пособие. Ставрополь, 2004. 34 с.
  4. Кудайбергенов А.Т., Дюсенова Ж.Р., Даутов А.М. Дистанционное обучение как особая педагогическая технология в организации образовательного пространства современной школы // Актуальные вопросы современной науки и образования: сб. статей II Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и просвещение, 2020. С. 141-143.
  5. Богдевич Д.В. Особенности организации дистанционного обучения в современной школе / Д.В. Богдевич // Современная образовательная среда: теория и практика: сб. материалов V Международной научно-практической конференции. 2019. С. 133-134.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение в начальной школе: взаимодействие с филиалом.

Статья о небходимости дистантанционного обучения и способы информатизации образования в начальной школе....

Дистанционное обучение в начальной школе

Урок по теме: города РОССИИ, входящие в состав "Золотого Кольца"...

Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.

В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...

Статья"Дистанционное обучение в начальной школе"

В статье описываются варианты дистанционной работы с учащимися,возможности дистанционного обучения....

"Организация дистанционного обучения в начальных классах" (из личного опыта)

Организация дистанционного обучения в начальных классах...

Организация дистанционного обучения в начальных классах

Организация дистанционного обучения в начальных классах. Выступление на муниципальном педагогическом совете...

Опыт организации дистанционного обучения в начальной школе по программе Школа России.

В связи с переходом на дистанционное обучение необходимо было выработать систему работы с детьми, учитывающую принцип здоровьесбережения  и  одновременно позволяющую сохранить качество образ...