«Тексты с заданиями для работы над развитием речи учащихся с ТНР».
методическая разработка (2 класс)

Козлова Светлана Николаевна

Пояснительная записка

      При работе с детьми, имеющими нарушения слуха и интеллекта,  я столкнулась с  особенностями познавательной и личностной сферы. У этих обучающихся резко ограничен запас слов, нет самостоятельной фразовой речи, речь представляет собой усеченные фразы. Накопление словаря происходит замедленно и с большими трудностями.

        Каждый урок должен привлекать учащихся и новизной материала, и средствами его преподнесения. Это касается подбора и отбора грамматического материала, и организации самого учебного материала, и особенностей работы с этим материалом.

       Мною представлена методическая разработка, включающая в себя тексты  с вставленными картинками вместо некоторых слов, для более успешного запоминания. Разнообразные задания по тексту с картинками сделают урок не скучным и разнообразят учебную деятельность.  Специфическим требованием к уроку является использование таких методов и приемов работы, которые бы  корригировали недостатки осмысления читаемого, стимулировали воображение, помогали запоминанию, служили обогащению эмоциональной сферы школьников. К тому же слабослышащим детям трудно  читать длинные сказки и рассказы. Но читать короткие и поучительные тексты  с картинками вместо слов им нравится. Такие рассказы  дети прочитают намного охотней, чем просто голый текст. Тексты имеют воспитательную направленность. Это достигается специальным подбором текстов, с помощью которых можно прививать детям моральные нормы, доступные их пониманию, прививать любовь к природе и формировать у них речевой этикет.

       Для своего методического пособия я подобрала тексты простые по содержанию, композиционному строению, лексике и по структуре предложений с картинками вместо слов, требующих более подробного разбора для лучшего запоминания. Через систему разнообразных упражнений дети  подводятся к созданию собственной речевой продукции, которая постепенно от класса к классу усложняется.

      В моей методической  разработке задания к тексту разделены на 3 части и предназначены для работы на уроках чтения, грамматики и развития речи. Первая часть предназначена преимущественно для работы на уроке чтения, но может быть использована и на развитии речи.  В моей разработке представлены не только рассказы и сказки, но и стихи с баснями. Более сильные дети могут выучить стихотворение наизусть - это будет хорошей тренировкой памяти ребенка.

       Во второй части представлены задания по грамматике. Зачастую слабослышащий ребенок, зная слово, не узнает и не понимает его, если оно стоит в другой грамматической форме. Происходит это потому, что ребенок попросту не владеет грамматическим значением, т. е. не улавливает, какой новый оттенок вносит в содержание слова данное окончание или приставка. Преодолевать эту трудность помогает работа со словом в составе словосочетания и предложения. Такие упражнения обеспечивают усвоение лексико-грамматического значения слов, их связей с другими словами и прямо ориентированы на речь.

      В третьей части даны задания на развитие речи и расширение словарного запаса обучающихся.

   Цель:  Помочь слабослышащим учащимся осмысленно воспринимать содержание и художественное богатство текста.

Задачи:

 Образовательно-познавательные задачи:

-  формирование умений школьников понимать и  анализировать читаемые тексты;

- формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения;

- усвоение лексико-грамматического значения слов;

- уточнение и расширение знаний школьников об объектах окружающего мира, жизни людей, животных, растений, о человеке и его духовном мире;

-  обогащение учащихся знаниями о литературе, смежных видах искусства;

- развитие навыков устной и письменной речи школьников;

 Воспитательные задачи:

-  разностороннее развитие личности школьников через опосредованное воздействие художественной литературы;

- сопереживание прочитанному, осознание личностного отношения к описываемым фактам, характерам;

- формирование интереса к чтению, к творческой читательской деятельности, формирование эстетического вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vo_dvore.docx0 байтов
Файл БАБОЧКА0 байтов
Файл derevo.docx0 байтов
Файл zhilishcha_zverey_zimoy.docx0 байтов
Файл za_gribami.docx0 байтов
Файл zapasy_na_zimu.docx0 байтов
Файл leto.docx0 байтов
Файл medved_i_ogorod.docx0 байтов
Файл na_polyane.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления работы по развитию речи учащихся младшего школьного возраста.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детс...

Влияние групповой работы на развитие речи учащихся начальных классов

Полиязычие является ярким признаком поликультурной личности, которая в свою очередь владеет рядом профессиональных компетенций, самой актуальной из них является наличие речевых навыков. Развитие...

Статья "Работа над развитием речи учащихся в букварный период"

Данная статья содержит различные формы работы над развитием речи детей с первых дней их обучения в школе....

Обобщенный опыт работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка

Тема опыта «Развитие речи учащихся на уроках русского языка как средство управления качеством образовательного процесса через использование элементов современных технологий». ...

Коррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов

Выступление на форуме. Коррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов             Распространённость нарушений чтения среди учащихся начал...

Коррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов (методические рекомендации)

Коррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов     Выступление на форумеКоррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов(методические рекомендации)...

«Тексты с заданиями для работы над развитием речи учащихся с ТНР».

Пояснительная записка               Мною представлена методическая разработка, включающая в себя тексты  с вставленными картинками вместо не...