Консультация для воспитателей "Руководство сюжетно-ролевыми играми"
консультация по теме

Калиянц Людмила Сабировна

Консультация для воспитателей по сюжетно-ролевой игре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Руководство сюжетно-ролевыми играми»

        

        Игра – один из тех видов деятельности, которые, используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствам общения. Но анализ воспитательной работы в детском саду показывает, что в ряде случаев дети играют мало и примитивно, уровень отображения действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям. Одними из основных причин неумения  детей играть является:

1. Слабая связь игры с жизненным опытом детей.

2. Неумение воспитателя руководить  игрой.

Существует 4 способа комплексного руководства игрой:

1. Планомерное обогащение опыта.(в быту, на занятиях, на прогулке, во время чтения)

2. Обучающие игры (дидактические, театрализованные идр.) для перевода реального опыта в игровой план.

3. Своевременное изменение игровой среды, расширение тематики игры.

4. Общение со взрослым во время игрового процесса для развития умения ориентироваться в игровой задаче.

В руководстве  сюжетно-ролевой игрой важное значение приобретает логическое построение педагогического процесса, в котором отражены единство обучения, игры и  труда. С этой  позиции и определяются группы методов:

Первая группа методов – обогатить детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ней относятся:

*экскурсии,

*наблюдения,

*встреча с людьми разных профессий,

*чтение художественной литературы,

*беседа с детьми,

*беседа-рассказ воспитателя о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе труда,

*просмотр фотоиллюстраций, картин, репродукций  о событиях, происходящих в стране,

*индивидуальные беседы с детьми, уточняющие их знания о современных событиях и о моральных категориях добра и зла,

*инсценировка отдельных произведений с использованием персонажей кукольного театра

Вторая группа методов – обучение детей конструированию, ручному труду, изготовлению поделок, игрушек . К ней относятся:

*совместная постройка воспитателя с детьми,

*образец педагога и показ приемов конструирования из строительных материалов,

* овладение детьми  приемами конструирования во время систематических занятий,

*использование фотографий и различных схем построек,

*обучение детей умению делать игрушки из бумаги и тонкого картона,

*показ воспитателя приемов изготовления игрушек из бросового материала(катушек, коробок) и природного материала (шишек, каштанов, веточек).

Третья группа методов – участие воспитателя в сюжетно-ролевой игре.

Использование этих  групп методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей и от того, какие игровые умения, навыки имеют дети и какова культура детской речи.

Младший дошкольный возраст

В играх детей  этого возраста наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. Дети стремятся определить для себя роль, которая может увлечь их на непродолжительное время. Интерес детей неустойчив, возможно переключение с одной роли на другую. Также велика роль подражания. Воспитателю  при выборе приемов руководства важно учитывать эмоциональность, детскую впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному.

Воспитатель использует дидактические игры типа «Уложим куклу Таню спать»,  «Оденем Таню на прогулку», «У куклы Тани – день рождения» и др.  Во время наблюдения за трудом окружающих ребенка взрослых необходимо раскрывать последовательность  их действий и включать, по возможности, детей в трудовой процесс (например,  помощь няне при накрывании стола). Воспитатель организует постепенное и последовательное  пополнение игрушек и игрового материала с учетом развития представлений и знаний детей.

Большое значение  в руководстве игрой имеет совместная игра воспитателя с детьми, показ действий с игрушками и использование предметов-заместителей. Малыши часто подражают игре сверстников и желают выполнять ту же роль, что и другой ребенок. В связи с этим возникают конфликты из-за одной и той же игрушки (куклы, машины). Воспитатель должен играть вместе с детьми, стараясь увлечь их совместными действиями с одной игрушкой ( у одной куклы будут и «мама» и «сестра»;  у одной машины будет  2 шофера – один привозит «на стройку» кубики, другой выгружает и везет  машину  в гараж для ремонта). Воспитатель нередко берет на себя одну из главных ролей (воспитатель –врач, дети – пациенты), или наоборот, одну из второстепенных ролей (ребенок – продавец, воспитатель – покупатель). Во время игры  воспитатель производит и показ действий с предметами, с игрушкой, учит разговору-диалогу  между участниками игры, комментирует дальнейшие действия ребенка, меняет игровую ситуацию для развития сюжета игры.

В младшем возрасте используются игры-забавы, цель которых – повеселить, порадовать детей (игры-забавы с ветром, с солнечными зайчиками, с механическими игрушками). Воспитатель сопровождает показ этих игрушек потешками, веселыми стихами, объединяя их действия одной темой (например, «Веселый зоопарк»).

Большую ценность в работе с детьми представляют игры с песком, водой, снегом. Малыши любят делать из песка «пирожки», или строить  «домик» для кукол, «гараж» для машины. Воспитатель дает детям дополнительную атрибутику в виде формочек, фанерных фигурок людей, птиц, животных,  маленькие машины, предлагая построить еще несколько «домиков» или «гаражей», при этом оказывая помощь в овладении навыков строительства.

Игры с водой требуют соблюдения некоторых условий: наличие достаточно больших тазов или надувных емкостей для воды, чтобы вокруг них могли находиться 4-5 детей, наличие плавательных игрушек. Вода в тазах должна быть теплой. Воспитатель показывает как замечательно играть с водой, как мама-утка учит плавать своих утят, как красиво плывут бумажные лодочки , как можно устроить соревнования корабликов.

Игры со снегом начинаются у малышей со знакомства со свойствами снега: дети сгребают снег в маленькие кучки, перебрасывают снег с места на место, перевозят на санках. Воспитатель  сам строит горку из снега,  дает детям маленьких куколок, машинки, чтобы покатать  с горки, дает детям лопаточки, советует самим сделать горку для других куколок и машин.

Средний дошкольный возраст

Для  сюжетно-ролевой игры  детей этого возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во время чтения художественной литературы, просмотра телепередач, рассказов взрослых («путешествия», игры в «моряков», «военных»,  «строительство»).

Характерная особенность в выполнении ролей и игровых действий – воссоздание взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности. Дети этого возраста начинают понимать, что в коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательным, вежливым, добрым. Однако в играх можно наблюдать и проявление негативных сторон нашей жизни -  это следует учесть воспитателю, чтобы вовремя направить ход игры в нужное русло.

В игровой деятельности находит свое место и театрализованная игра. Дети с удовольствием драматизируют знакомые сказки («Колобок», «Теремок» и др.).

Дети этого возраста любят совместные игры. Объединения немногочисленны – 5-6 человек. Основой являются личные симпатии, привязанности, которые возникли еще в младшем возрасте. У детей появляются любимые роли. Изображая в игре конкретное или воображаемое лицо, ребенок стремится реализовать  собственные  знания и представления о  его делах, поступках, чувствах. Руководство воспитателя направлено на обогащение детей впечатлениями, знаниями о происходящих событиях. Воспитатель использует разные методы: беседа, чтение художественных произведений, встреча с людьми разных профессий, рассказ с использованием иллюстраций.

        Воспитателю необходимо вместе с детьми участвовать в игровой ситуации, он может взять на себя главную роль, может быть одним из участников, но в любом случае должен руководить  игрой и направлять инициативу и творчество детей.

Старший дошкольный возраст

У детей старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей и стремление им подражать.

Появляется желание выполнить свою роль с большей выдумкой, изобретательностью. Для развития игры дети используют свои технические умения. Могут договориться о теме игры, без конфликтов  распределять роли. Появляются игры более сложной тематики («Космонавты», «Полеты на «Луну»),   длительные творческие игры («Строительство  города в тайге»,  «Путешествие  на Северный полюс», «Кругосветное путешествие») .

Руководство длительной творческой игрой имеет свою специфику. Это объясняется прежде всего творческим характером игры, необходимостью постоянного развития и усложнения содержания. Следовательно, чтобы  удержать интерес детей к игре, воспитатель должен постоянно давать им новые, конкретные знания.

Основные приемы руководства длительными сюжетно-ролевыми играми:

1. Проведение экскурсий (первичной, повторной, закрепляющей). 

2. Использование бесед, рассказов с показом иллюстраций при ознакомлении детей с событиями современной жизни (о полете космонавтов, о выходе в космос человека, о походах отважных людей к Северному полюсу, о путешествии на необитаемый остров).

3. Просмотр видеофильмов или слайдов по теме игры.

4. Беседа-рассказ воспитателя .

5. Чтение художественной литературы с дальнейшим обсуждением прочитанного.

Руководство воспитателя в игре не должно подавлять инициативу и творчество детей, а, наоборот, всячески способствовать их развитию. Распределение ролей – важный этап перед игрой. Не обязательно  воспитателю  брать на себя  ведущие роли в игре. Достаточно совета, напоминания, предложения направленных на самоорганизацию  детей в игре. Можно провести коллективное обсуждение кандидатур на главные и второстепенные роли. Такое обсуждение учит детей правильно распределять роли, показывает,  как важно быть хорошим товарищем, которого уважают и любят, который сам много умеет и помогает другим.

Для игр с песком от воспитателя требуется дополнительный материал – обрезки досок, колышки, шнуры: дети строят шлюзы, каналы, подземные переходы, тоннели. Часть игрушек дети делают сами на занятиях или вне занятий: пароходы, лодки, вагоны, самолеты из бумаги или коробок, из бросового материала (пластиковые бутылки)

Из снега в этом возрасте могут быть сделаны крупные постройки – на территории участка и мелкие  - на столах. Воспитатель учит,  как сделать «кирпичи» из снега при помощи коробок или ящичков, как возводить стены дома, как утрамбовывать снег, делать ледяные дорожки, снежные валы. Здесь возможны игры «Зимняя крепость», «Северный полюс», «Зимняя Олимпиада», «Праздник русской зимы», а также драматизация сказок «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».

В содержании  театрализованных игр прослеживается динамика действия, наличие диалогов, бесед. Основные вопросы руководства театрализованными играми в этом возрасте касаются выбора литературного произведения, работы с детьми по выразительности речи, созданию декораций и костюмов. Театрализованные игры готовятся и проходят при активном участии  воспитателя.

Игры-забавы в старшем дошкольном возрасте носят характер  веселых эстафет, соревнований, аттракционов с участием двух и более команд: «Эстафета на санках», «Воздушный футбол» и др. Показ воспитателем заводных игрушек, действующих в одной сюжетной линии  «Цирк», «Детки в клетке» - может способствовать возникновению интереса и желания самим детям подготовить «цирковое представление»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно – ролевая игра по формированию произносительных навыков в 1 классе. «В гости к бабушке и к дедушке.» провела Давыдова Т.Н.

Тема: В гости  к бабушке и к дедушке.Цели: 1)формирование короткой фразы, закрепление произносительных навыков в процессе игровой деятельности;2) развитие памяти  и  мышления, обо...

Сюжетно - ролевая игра «Путешествие в сказки «Физкульт-УРА».

Конспект урокаАттестуемый педагог:Плакунова Светлана НиколаевнаПредмет:физическая культура         Класс: 3   Раздел программы:легкая атлет...

использование дидактической и сюжетно-ролевой игры в процессе обучения на уроках математики и природоведения

как научить играя и не заиграться при обучении? несколько советов в использовании дидактической и сюжетно-ролевой игры на уроках математики и природоведения...

Сценарий сюжетно-ролевой игры по ПДД "Упрямый лягушонок" для детей старшего-дошкольного и младшего школьного возраста по одноименному произведению С.Михалкова.

Данная разработка предназначена для детей старшего дошколного и младшего школьного возраста и направлена на изучение детьми правил дорожного движения.Сценарий написан с учётом возрастных и психологиче...

Консультация для родителей"Как играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры"

Консультация для родителей "Как играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры"...

Технологическая карта "Сюжетно-ролевые подвижные игры"

Технологическая карта "Сюжетно-ролевые подвижные игры"...

Мониторинговая сюжетно-ролевая игра «квест» – игра для самопознания

Данная публикация демонстрирует возможности использования квестов на уроках и во неурочной деятельности....