Статья "Упражнения с самодельным манипулятивным конструктором"
методическая разработка (1 класс) на тему

Статья предназначена для учителей начальных классов, работающих в школе будущего первоклассника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_s_samodelnym_manipulyativnym_konstruktorom.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое обеспечение программы

Манипулятивное конструирование – составление рисунка (сюжетной композиции) с помощью манипулятивного конструктора и/или трафарета с соответствующей дорисовкой отдельных элементов. Это – доступный для дошкольников и наиболее целесообразный прием выражения своих мыслей и чувств, так как он не требует сложных практических действий. Манипулятивное конструирование позволяет решать самые различные задачи:

  1. обеспечение условий для получения детьми в процессе игры определенной системы знаний и умений, формирование навыков работы с инструментами;
  2. обучение приемам творческой художественно-конструкторской деятельности;
  3. формирование моторики, подготовка руки к письму с помощью упражнений с манипулятивным конструктором и трафаретом;
  4. формирование познавательных и нравственных качеств личности ребенка;
  5. развитие художественных способностей: чувства линии, цвета, формы, композиции, симметрии, пропорции;
  6. развитие фантазии, воображения, чувства юмора;
  7. снижение физической и психологической нагрузки в процессе подготовки к письму.

         Упражнения с самодельным манипулятивным конструктором

Манипулятивный конструктор – это набор модульных элементов (шаблонов), отличающихся  размером и цветом. (Рисунок 1)

Предлагаемый конструктор дает возможность ребенку создавать интересные по содержанию, композиции и цветовым сочетаниям рисунки и аппликации (предметы животного и растительного мира, сказочные персонажи) (Приложение №1).

Манипулятивный конструктор можно использовать на первоначальной стадии формирования элементарных художественно-конструкторских знаний и умений. В начальной школе дети занимаются рисованием, аппликацией, конструированием. Но все эти виды деятельности имеют как бы разобщенный характер. Данный конструктор объединяет их, и они будут выступать в новых формах, дополняя друг друга. Предлагаемый конструктор дает возможность ребенку из ограниченного числа модульных элементов, с некоторой дорисовкой и раскраской, создавать интересные по композиции  и цветовым сочетаниям аппликации. Игры-занятия с таким конструктором содержат элементы художественного конструирования. В процессе игры дети конструируют на плоскости, фантазируют, рисуют, раскрашивают, то есть создают художественный образ.

Для работы необходимо подготовить по предлагаемым шаблонам модульные элементы различных размеров. При выполнении работы дети вначале собирают из модульных элементов изображение на столе, соединяя во всевозможные произвольные комбинации (приставить один к другому, наложить друг на друга), затем обводят шаблоны в рабочей тетради, дополняют изображение деталями и дорисовками. Построение простейших элементов на плоскости дает им первоначальное понятие о композиции. Комбинируя модульные элементы разных размеров, дети выявляют соразмерность частей изображаемого предмета. Эти упражнения способствуют формированию чувства пропорции.

При работе необходимо напомнить ребенку, что образ, который он будет создавать, может быть условным, т.е. не похожим на настоящий, сказочно-условным, забавным, смешным и даже фантастичным.

Рисунок 1

Упражнения с трафаретом

Трафарет – фигурная линейка или лекало с вырезанными силуэтами геометрических фигур, животных, растений, их элементов и т.п. (Рисунок 2).

У детей 5-6 лет продолжает активно развиваться восприятие. Они пытаются установить, на какую геометрическую фигуру похож предмет и чем он отличается от других предметов окружающего мира. Опредмечивание, характерное для детей дошкольного возраста, заменяется уподоблением («квадрат – как кармашек», «овал – как яичко, огурчик»). Одновременно с усвоением математического содержания (знакомство с геометрическими фигурами) дети символически изображают предметы, обводя геометрические фигуры по линейке-трафарету.

Для работы необходим альбом либо тетрадь в линейку или в крупную клетку. Ребенок работает простым и цветными карандашами.

Задания поэтапно усложняются.

На первом этапе дети знакомятся с геометрическими фигурами и учатся изображать предметы простой формы. При работе с трафаретом с геометрическими фигурами надо положить его на лист альбома или тетради и простым карандашом обвести знакомые фигуры. Затем учитель знакомит детей с новыми геометрическими фигурами – трапецией, ромбом и другими видами многоугольников, а также эллипсом. Трафарет снимается с листа, и каждая фигура делится на параллельные отрезки, то есть штрихуется сверху вниз, либо слева направо. Если ребенок испытывает затруднения  при выполнении  штриховки, то ему предлагается закрасить фигуры, соблюдая их границы.

На втором этапе дети переходят к созданию многофигурных композиций, составленных из разных геометрических фигур. Мелкие детали, которых нет на линейке, предлагается дорисовывать самостоятельно. В конце работы все элементы композиции раскрашиваются или штрихуются.

На третьем этапе дети составляют различные сюжетные композиции по сказкам. (Приложение №2).

Рисунок 2

Упражнения с трафаретом желательно проводить в игровой форме.

1. Игра «На что это похоже?»

Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов

Дидактический материал: набор карточек с различными фигурками.

На каждой карточке нарисована фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо предмета.

Учитель показывает карточку, дети придумывают, на что эта картинка похожа. Каждый участник придумывает что-то новое, что еще не говорил никто из детей.

(набор карточек)

2. Игра «Волшебные картинки»

Дидактический материал: трафаретная линеечка.

Учитель предлагает обвести по линеечке или лекалу любую геометрическую фигуру или любую линию. Просит детей рассмотреть фигуру и превратить ее в любую картинку, какую они захотят. Для этого нужно пририсовать к фигуре все, что угодно так, чтобы получилась картинка. Когда картинки будут готовы, дети рассматривают их, затем пытаются объединить их одной темой, по которым можно составить рассказ.

(набор карточек)

3. Игра «Перевертыши»

Дидактический материал: трафаретная линеечка, лекало

По трафаретной линеечке обвести любую фигуру, затем превратить ее в волшебную картинку. Потом предложить детям обвести по линейке точно такую же фигуру, но теперь фигурку надо перевернуть вниз либо боком в любую сторону. Фигура будет смотреть в другую сторону и картинка должна получиться другая. Например: прямоугольник превращается в вагон поезда, затем в дом, в конверт с письмом, в портфель. Затем фигура поворачивается и прямоугольник принимает вертикальное положение. Получаются картинки: окно, высотный дом, ствол дерева.

Деятельность учителя должна быть направлена на расширение, уточнение, обогащение опыта ребенка, побуждение его к творчеству. Такая работа очень увлекает детей, доставляет им огромное удовольствие, они не чувствуют утомления, радуются своему успеху.


Приложение№1


Приложение№2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Изготовление самодельных игрушек для развития грубой и мелкой моторики у детей"

вниманию читателя предложены  самодельные игрушки, созданные из подручных материалов...

Самодельная поделка

Самодельная поделка...

"Изготовление самодельных батареек"

Материал для испльзования при подготовке детей на Научно - исследовательскую конференцию....

Внеурочное занятие "Самодельный телефон"

Очень интересное занятие для детей, в результате которого каждый сможет сделать поделку своими руками....

Проект "Классная самодельная иллюстрированная книга".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проект "Классная самодельная иллюстрированная книга". Проблема и актуальность проекта. Первый класс- это тот период, когда дети только знакомятся с проектной деятельнос...

Картотека самодельные игры

Подходит как педагогам,так и родителям...