Пётр Великий
план-конспект урока (3 класс) по теме

Шпинёва Светлана Николаевна

Урок по окружающему миру. 3 класс УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petr_velikiy.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Начальная школа- детский сад№15» г. Нефтеюганск»

Урок истории в 3 классе по ОС «Школа 2100» по теме: "Петр Великий"

Составила: учитель начальных классов Шпинёва Светлана Николаевна

Цели:

  • познакомить учеников с переломным моментом в истории нашего государства – становлением Российской империи;
  • сформировать у учащихся образ Петра I, как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной, но противоречивой личности; дать представление учащимся о реформах Петра в социальной политике;
  • определить ценность преобразований Петра I для современников;
  • развивать познавательные способности учащихся, самостоятельность мышления, умение ориентироваться в тексте, речь;  
  • воспитывать умение общаться друг с другом, выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

Оборудование: учебник «Мое Отечество», карточки с заданиями для групп, презентация к уроку.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Сегодня мы с вами продолжим историческое путешествие по “реке времени”. Пусть этот урок  позволит нам открыть много нового.

- Хотите отправиться в  путешествие?






-Да!

2. Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Прежде чем отправиться,  давайте вспомним изученный ранее материал. Работу вы будете выполнять в группах. Посмотрите внимательно, у вас на столах лежат задания. Возьмите таблицу и установите последовательность событий.





работают в группах


Создание народного ополчения

 

Изгнание поляков из России

Избрание царем Михаила Романова

 

Избрание царем Бориса Годунова

Появление Лжедмитрия I

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Сравните свои ответы с ответами на экране. Покажите сигналом, как вы справились с заданием.


-Какое из этих исторических событий вам особенно запомнилось? 


Вывод:  Действительно, все цари сыграли свою роль в истории нашего государства. Многие  носили прозвища. Какие исторические личности вам  особенно запомнились?Почему?

проверяют работу по слайду

показывают правильность выполнения задания сигналом для обратной связи

(высказывания детей обо всех указанных событиях)




3. Открытие нового знания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

“Яркое пятно”

- Представьте себе великана, без малого трех аршин, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII веке.

- Как вы думаете, о ком идет речь? Вы хотите узнать имя этого царя?

Определите тему урока.

-Откройте учебник на странице 27. Прочитайте тему урока. Подтвердились ваши предположения?
















Петр Великий

на слайде появляется тема урока “Петр Великий” и портрет государя

-Давайте внимательно рассмотрим портрет Петра.

-Какие у вас возникают вопросы? Что вам интересно было бы о нём узнать?(фиксирую все вопросы на доске).

-На какие вопросы вы уже можете ответить?  Сделайте ваши предположения ответов.

-Где мы можем найти  подтверждение данной информации?

-Давайте проверим наши предположения.

- Прочитаем по учебнику, как Анюта и Илюша побывали в Санкт-Петербурге. 

- Какой город решил построить Петр I?

- Зачем Петру I нужно было строить город, ведь другим царям не приходила мысль построить на этом месте город?

- Послушайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина и задайте вопросы автору (связь с уроками литературного чтения).

Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.



Вопросы фиксируются на доске.

- В течение урока мы ответим на эти и другие вопросы, связанные с именем Петра I.

“Река времени”

-Найдите на «реке времени» (стр.26) год, когда Петр I вступил на престол

Рассказ учителя

-В ночь на 30 мая 1672 года, под Москвой, на тёмном небе ярко засияла большая звезда. На утро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо сам Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Появился на свет здоровый и крепкий мальчик – царевич Петр Алексеевич, с детства он был окружен иноземными вещами; в двухлетнем возрасте его забавляли музыкальными шкатулками немецкой работы, любил он также играть деревянными солдатиками, затейливо вырезанными пушками и лошадками. С 6 лет Петр начал учиться и к 10 годам выучил азбуку.

Когда в 1682 году освободился престол, большинство бояр решили, что править государством должен здоровый и смышленый Петр.

- В каком возрасте Петру пришлось возглавить государство?

- Да, ребята, Петр был вашим ровесником.

 - Что произошло с течением «реки времени»?


- Почему «река времени» сделала поворот?


- Прочитайте слова на экране.



- Как вы понимаете слово «преобразования»?

- Прочитаем статью из «Толкового словаря»


- Знаем ли мы, какие преобразования сделал Петр I?

- Значит, какова цель нашей дальнейшей работы?


- Откуда мы возьмем необходимую информацию?


- Найдите и прочитайте на стр.27 последний абзац.

- Какие же преобразования провел Петр I?






- Мы знаем, что Петр I был государем, правителем, а кем он был еще?


- Что еще нового из прочитанного узнали о Петре I?


- Объясните, как вы это понимаете

- Хорошо это или плохо: не жалеть ни себя, ни своих подданных?

- Рассмотрите иллюстрации на следующей странице. Какие реформы вы видите?


- Прочитайте подписи под рисунками и скажите, какое слово повторяется.

- Как вы это понимаете?

-При Петре I служба солдат была практически пожизненной, и человек, который уходил на службу, мог вернуться в семью только инвалидом. Крестьяне и горожане, согнанные на заводы и стройки, были приписаны к ним и не могли их покинуть.


Сделаем вывод: благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?




- Хотели бы вы жить в России времен Петра I?


- Однако подданные называли своего царя «Отцом Отечества». Интересно, почему? Выясним ответ на этот вопрос, работая в группах. У каждой группы будет свое задание, оно находится в конверте.


1 группа готовит ответы на вопросы: С какой целью Петр I начал войну? С кем воевала Россия? Под каким флагом громили шведский флот? (стр. 29)

2 группа готовит ответы на вопросы: Какой город был основан в устье реки Невы? Чем он стал для России?

(стр. 29)

3 группа готовит ответы на вопросы: 

1. Что праздновал Петр I в 1721 году?

2. Сколько лет длилась война? Откуда вы узнали?

 (стр. 30)

4 группа готовит ответы на вопросы: Кем стал Петр I по окончанию войны? В каком году это произошло?

Настали ли новые времена для России? Как называются эти времена?

 (стр. 31)

5 группа готовит ответы на вопросы: Кому был установлен памятник на берегу Невы?

Для чего была основана Академия наук?

 (стр. 31)


- Почему же подданные называли своего царя «Отцом Отечества», какими делами прославился Петр Великий?





Вернёмся к вопросам, которые возникли у вас после чтения отрывка из поэмы Пушкина «Медный всадник», можем мы теперь на них ответить?






Спросить у учителя, найти в энциклопедии, в учебнике.

чтение текста



Санкт-Петербург



высказывания детей




- О каких надменных соседях идет речь?

- Что означает выражение “В Европу прорубить окно”?

- Как понять фразу «Ногою твердой стать при море»?






1682 год


















- 10 лет



- Река ударилась о скалу и изменила свое направление.

- Произошло что-то важное для истории. 

«Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе»


Крупное изменение, перемена (книжн.)


Не знаем

Выяснить, какие преобразования провел в России Петр I.

из учебника


самостоятельное чтение

Петр I создал армию, флот, по его приказу строили заводы, мастерские, открывали школы, печатали книги и газеты. (одновременно с ответами детей на слайде появляется соответствующая информация)

- Он был солдатом, моряком, строителем (данная информация появляется на следующем слайде)

Не жалел ни себя, ни своих подданных


свободные высказывания детей

разные мнения


Создание армии, строительство заводов, кораблей, создание флота.


Насильственно, насильно


ответы детей







Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе, но проходили эти преобразования не просто.

Скорее всего, будет больше отрицательных ответов.




(все вопросы появляются на экране)






















отчеты групп, ответы на вопросы, одновременно по гиперссылкам на слайде рассматривают изображения Андреевского флага, памятника «Медный всадник», виды Санкт-Петербурга.



Дети отвечают на вопросы, ставим + рядом с вопросом.

       

4. Первичное закрепление

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Ответим на вопросы, данные после текста в учебнике.

-Как вы думаете, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа?

Вывод: многие преобразования  Петра I были неизбежны и необходимы, но в то же время народ, ради которого все перемены и происходили, жестоко страдал – это было ценой, которую нужно было заплатить за реформы.

отвечают на вопросы 1,2



Нет


5. Самостоятельная работа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Откройте рабочую тетрадь на странице 25, самостоятельно выполните задание.

- Проверим работу

 

 


один ученик читает вопрос, дает ответ; выслушивается мнение других учащихся

6. Итог урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Давайте подведем итог нашей работы.

У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательные строки о Петре I:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- В этих словах показана многогранная  ЛИЧНОСТЬ Петра Великого.

– Назовите главные слова нашего урока.


- Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?

- Оцените свою работу? Какие трудности вы испытали?

- Что для вас было самым интересным?

-  Возьмите в конверте жетоны и покажите на шкале самооценки степень вашей активности и удовлетворенности работой на уроке.

- Спасибо за работу, мне было с вами очень интересно.

Домашнее задание

обязательное: учебник стр.26-31 пересказ, ответы на вопросы.

дополнительное по желанию (на выбор): 

объяснить фразу: «Санкт-Петербург – морские ворота России»;

подготовить материал о других реформах Петра I;

подробнее рассказать об Андреевском флаге.










Петр I, Российская империя, Санкт-Петербург и др

отвечают на поставленные вопросы


 Каждая группа выходит к доске и прикрепляют на шкалу жетон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. История.Пётр Великий

Урок окружающего мира.  4 класс  История.Пётр Великий. Презентация...

урок окружающего мира, 4 класс. Пётр Великий.

Урок оружающего мира по программе "Школа России", соконспект урока, раздаточный материал....

Конспект урока "Пётр Великий"

Конспект по окружающему миру "Пётр Великий" 4 класс...

Призентация к уроку "Мы и окружающий мир"Пётр Великий как просветитель России"

Материал презентации подобран так, чтобы показать Петра Великого как  прогрессивного общественного деятеля, распространителя передовых идей и знаний.  Материал способствует развитию у ...

Урок-презентация на тему "Пётр Великий".

Урок-презентация по окружающему миру в 4 классе на тему "Пётр Великий"....

Урок по окружающему миру "Пётр Великий"

Формирование представления учащихся о времени правления Петра....

презентация "Пётр Великий"

презентация к окружающему миру Плешаков 4 класс. "Петр Великий"....