статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»
статья на тему

Климова Ольга Александровна

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»

Ольга Александровна Климова,

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №17»

В Конвенции о правах ребёнка  говорится: « … образование ребёнка должно быть направлено на: а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;…»

В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов  к организации образовательного  процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности.

Главная проблема школы – это переход от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества: педагогического коллектива, учащихся и родителей.

Эта проблема актуальна для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного теоретического мышления.

            Сущность развития личности ребёнка в данном случае состоит в качественном  изменении деятельности, в которую он включён. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. 

Развитие исследовательской деятельности учащихся в современной школе будет эффективным при создании организационно - педагогических условий. Это систематическое поэтапное включение учащихся в исследовательскую деятельность  через разнообразные формы урочной, внеурочной работы.

Перед  коллективом педагогов начальных классов лицея  была поставлена задача: изучить и внедрить в педагогическую практику технологию  организации исследовательской деятельности с учащимися на уроках и во внеурочной деятельности.

Учителя начальных классов,  впервые приступая к исследовательской деятельности, задают себе вопрос с чего и как начать работу с детьми.

Изучив литературу,  пришла к выводу, что идеям исследовательского обучения близко проблемное обучение.  При этом предпочтение отдаётся проблемно-поисковому подходу.

На уроках освоение учебного материала происходит посредством решения учебно-исследовательских задач, предполагающих выполнение определённых действий. Которые формулируются на основе учебного материала, предъявляются школьнику в виде проблемной задачи, а её решение строится адекватно логике исследования.

Свою работу по организации исследовательской деятельности  младших школьников  начала с 2004 г.

Цель практической  работы:

1. Выявить и поддержать учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью;

2. Включить   младших школьников в самостоятельное решение учебных задач;

3. Развить интеллектуальные, творческие способности учащихся;

4. Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся условиях.

Для решения исследовательских задач у учащихся нужно развивать следующие умения:  видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать;  наблюдать; проводить эксперименты;  делать выводы и умозаключения; умения структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи.    

  В своей практической деятельности стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе использую исследовательские модели обучения. Стараюсь активно использовать: метод проектов, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы. Особое внимание уделяется анализу справочных и литературных источников. Мы ставим эксперименты, проводим опыты, учимся анализировать и правильно оформлять результаты.

Приведу примеры заданий, которые использовала в работе с учащимися на уроках.

На уроке окружающего мира перед изучением  темы «Размножение и развитие растений» попросила принести учащихся семена фасоли. Все семена фасоли положили в одну коробочку, когда ученики пришли на следующий урок, задала вопрос: «Как вы думаете, наши семена уже начали прорастать?». Возникла проблема, при каких условиях прорастают семена. Учащиеся разбиваются на группы и начинают работу по изучению необходимых условий для прорастания семени. Затем дома проводят опыты с семенами. Описывают результаты исследования и пишут отчеты о проделанной работе. Материал о проделанной работе представляют виде презентации с выступлением.

На уроке литературного чтения, знакомясь со сказкой Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок» с учениками рассматривали образ Иванушки – дурака. Возник проблемный вопрос, а так ли глуп Иванушка? Творческие группы учащихся получили задание: 1 группа – выяснить значение и происхождение слова «дурак»; 2 группа – рассмотреть удивительные способности Ивана в разных русских народных сказках.

Изучив данные вопросы группы, обобщили результаты своих исследований, представили результаты и сделали вывод: сказочный герой Иван – дурак вовсе не глупый человек, он весёлый, находчивый, терпеливый и смелый.

Проведение на уроках мини - исследований, экспериментов, доказывает, что в процессе применения исследовательской деятельности каждый чувствует себя личностью, у учащихся максимально сохраняется интерес к учёбе. Данная работа способствует развитию личности, а значит,  направлена на реализацию  цели начального образования и отвечает современным требованиям.                  

Для реализации внеурочной исследовательской деятельности педагогами начальных классов лицея было решено ввести курс «Я – исследователь» с 1 класса. Программа исследовательского обучения младших школьников автор А.И.Савенков. Внеурочная исследовательская деятельность предполагает неформальное общение педагогов и учащихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Позволяет заинтересовать учащихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь  родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

        Итогом деятельности учащихся является написание исследовательской работы. На первом этапе ученики выступают на уровне лицея, затем победители принимают участие в городском конкурсе исследовательских, творческих и проектных работ учащихся начальных классов. А также принимают участие во Всероссийском конкурсе «Юный исследователь».

В 2013 году учащиеся нашего лицея на городском конкурсе заняли 5 первых мест, 4 вторых места и 5 третьих мест. Результат участия во Всероссийском конкурсе «Юный исследователь» дал также положительный результат: лауреат 1 степени –  2 диплома, лауреат 2 степени –  3 диплома, лауреат 3 степени –  1 диплом.

 Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся нашего лицея обладают большим потенциалом исследовательской деятельности.   

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

Уроки – путешествия по Японии, как средство развития творческих способностей учащихся.

Предлагаю учителям начальных классов серию уроков творчества - путешествий по Японии...

Доклад на педсовете "Перспективы использования бумагопластики как средства развития творческих способностей школьников"

Особенностью младших школьников является то, что они не могут долго заниматься одним видом деятельности. В этом плане хороши занятия бумагопластикой, т.к.представляют со...

Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала школьников.

Досуг – это специфическая форма, организация свободного времени школьника, в котором он реализует свои интересы. Досуг, под руководством учителя-воспитателя – внеурочная деятельность в нач...